Философско-правовые взгляды греческих софистов.




v Софисты.

Ø Появляются в эту же эпоху.

Ø Человек – объект познания, важнейшая составляющая мироздания. Ничего кроме человека у них нет.

Ø Наиболее важные темы, которыми занимаются софисты – политика, этика, риторика, религия, искусство.

Ø Софисты – родоначальники гуманистического направления в философии

Ø Сумели собрать все типичное для своего времени воедино и придать этому нагромождению идей некую благоустроенность, из которой они сформировали свою концепцию.

Ø Софисты отказываются от исследования фундаментальных начал бытия, концентрируются на изучении явлений окружающего мира такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. Это начало реализма.

Ø Исследовали только чувственную, эмоциональную сторону человека.

Ø Протагор

§ Ученик Демокрита.

§ Человек – мера всех вещей

§ То, что представляется человеку истинным – то истинно, ложным – ложно. Абсолютной истины не существует. Протагор это обосновывает:

· Основа всего сущего – материя.

· Материя постоянно движется, изменяется.

· В процессе движения появляются две противоположности бытияощущаемое (объект) и ощущающие (субъекты)

· Из этих противоположностей происходит все то, что мы чувствуем, познаем, знаем.

· Так как все течет, все изменяется, изменяется и то, что мы чувствуем. Мерилом всего является человек.

· Но человек сам меняется.

· Поэтому мерилом всех вещей является человек в конкретный момент времени.

· Человек – существо чувственное, а не разумное. Душа состоит из ощущений.

· Этот взгляд Протагор и его последователи переносят на общественно-государственное устройство.

¨ Из дуализма бытия вытекает, что все вещи в мире разделяются на две категории:

Ø Естественные вещи – созданы богами, природой, случаем

Ø Искусственные вещи – то, что создано человеком. Сюда он относит и богов, и духов, и право, и политику, фактически все.

· Каждый народ сам придумывает своих богов и им поклоняется.

· Люди сами выдумывают свои законы. И меняют их.

§ Вывод (и софисты его не отрицают): право зависит от силы. Кому выгодно, кто сильнее, тот и прав.

§ Справедливо то, что полезно сильнейшему. Поэтому они обосновывают как демократию, так и тиранию.

§ Личная свобода сообразна с человеческой природой

· Закон – всего лишь договор, необходимый для ограничения личных прав.

· Если в государстве правит большинство, то любой желающий получить власть, должен склонить это большинство на свою сторону. Как? С помощью риторики. Тут на сцену выходит Горгий

Ø Горгий.

§ Впервые дает теоретическое обоснование слова. Слово для него – носитель убеждения. Слово становится главным авторитетом. Оно всеядно, может содержать все, что угодно, лишь бы оно было хорошо сформулировано

§ Поэтому в Греции 5 века слово становится основным инструментом. Демагоги расплодились в огромном количестве.

§ Риторика как искусство убеждения становится основой политической деятельности. Истина никому не нужна, словом можно доказать все, что угодно. Слово – это скорлупа, которую можно наполнить всем, чем угодно.

§ Горгий хвастался, что может доказать как то, что боги есть, так и обратное, и делал это

§ Истина – логос больше была не нужна.

Ø Наследие софистов (что они сделали)

§ 1) Они отказались от поиска первоначала. Они отрицают божественную сущность. Они начали с агностицизма (ничто не может быть познано), через нигилизм пришли к оскорблению богов, заявив: боги - выдумка.

§ 2) Они выхолостили, уничтожили логос, истину. До софистов считалось, что логос – это познающая сущность вещей субстанция, с помощью которой можно познать окружающий мир и сделать соответствующие выводы. Софисты сначала обнаружили этот логос, потом его отвергли, поставив на его место скорлупку. И мысль, и логос утратили свое назначение, свою цель.

§ 3) Разрушили образ дософического человека – человека, как части космоса, как микрокосма, универсума, частички вселенной. Софисты: человек – это то, что он ощущает. А нового человека не создали.

§ 4) Отрицают право, нравственность, религию. В законе они видят волю случая, ловкость и хитрость красноречия, наглость сильнейшего. Это и есть право.

Ø Наследие софистов больше негативное, чем позитивное. Они замахнулись на проблему, но решить ее не смогли. За что и подверглись жестокой критике. Главным их критиком был Сократ.


Содержание и значение политико-правовых взглядов Сократа.

v Сократ.

Ø Был критиком софистов, но отталкивался от той же основы, что и софисты – человека.

Ø Но он увидел в человеке другую сторону – душу, под которой понимал самопознающий разум.

Ø Разум, душа – явления духовного порядка. С помощью разума человек может познать вечные начала, истины.

Ø В своих рассуждений концентрировался на человеке познающем, который пытается осмыслить окружающую действительность.

Ø Искал человеческую мудрость, то знание, которое человек может иметь о человеке.

Ø Главный вопрос для Сократа: вопрос о сущности человека. В чем природа и последняя реальность человека? Ответ Сократа: это – его душа, то есть «Я» сознающее.

Ø Главной заботой человека должна быть забота о душе.

Ø Добродетель – то, что делает душу совершенной, то есть знание. Вещи в мире, тела сами по себе никакой ценности не имеют. Их ценность зависит от того, используются они со знанием или без такового. Добродетель, утверждает Сократ, свойственна только людям.

Ø Как осуществить познание? Основа познания – самопознание.

§ Чтобы познать окружающий мир, познай самого себя.

Ø Сократ развивает понятие свободы, но индивидуальной, а не общественной.

Ø Свобода – это самообладание, высшее проявление разума.

§ Это рациональная власть над витальной (животной) сущностью человека.

§ Необходимо себя во всем ограничивать.

§ Господство над своими страстями.

§ Кто не умеет подчинять инстинкты – тот раб.

§ Кто умеет – тот истинный мудрец.

§ Вывод: истинный мудрец нуждается в минимуме.

§ Появляется новый образ сократовского героя – герой, который обуздывает свои страсти.

Ø Мудрец – это человек, который самодостаточен. Не нуждается больше ни в чем. В общественной жизни он пассивен, он созерцатель, не активен. Противоречие.

Ø Лейтмотивом учения Сократа является индивидуализм, автономия индивида.

Ø Из его философии вырастет потом философия западноевропейского индивидуализма (18-19 века).

Ø Законность у Сократа.

§ Боги установили неписаные законы, с которыми человеческие должны сочетаться, соотноситься и согласовываться.

§ Закон тождественен справедливости и должен быть основан на знании

§ Все должны стать рабами закона. В государстве господствует знание.

Ø Правительство.

§ Править должны люди знающие, умеющие править. Аристократия.

§ Критика жеребьевки, считает этот метод ненадежным, так как по жребию могут выбрать и глупого правителя.

§ Сократ симпатизирует римскому и спартианскому устройству.

Ø Подобные высказывания о власти, способе ее формирования в то время, когда он жил (еще большее развитие демократии, правили демагоги и риторы) вызывали ярость у власти.

Ø За подобные идеи Сократа наказали. Его казнили.

§ Ученики Сократа готовили побег, но он отказался, сказав, что закон есть закон.

Ø Философская причина нелюбви к Сократу даже простого народа:

§ Сократ утверждает, что человек должен познать сам себя и мир вокруг себя.

§ Следовательно, надо забыть традиции предков и забыть богов. То есть то, что было до этого незыблемо.

§ Сократ выступает против номоса, сам того не подозревая.

Ø Разум для всех людей един, соответственно и правила жизни одинаковы для всех.

§ Тем самым Сократ сформулировал общечеловеческое гуманистическое начало.

§ Он говорит, что эллины не призваны править миром.

§ Потому что есть и другие люди, которые способны так же мыслить.

§ Эллины ничем не отличаются от варваров. Они такие же люди.

§ Этого греки, считавшие себя исключительными, ему простить не смогли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: