v Софисты.
Ø Появляются в эту же эпоху.
Ø Человек – объект познания, важнейшая составляющая мироздания. Ничего кроме человека у них нет.
Ø Наиболее важные темы, которыми занимаются софисты – политика, этика, риторика, религия, искусство.
Ø Софисты – родоначальники гуманистического направления в философии
Ø Сумели собрать все типичное для своего времени воедино и придать этому нагромождению идей некую благоустроенность, из которой они сформировали свою концепцию.
Ø Софисты отказываются от исследования фундаментальных начал бытия, концентрируются на изучении явлений окружающего мира такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. Это начало реализма.
Ø Исследовали только чувственную, эмоциональную сторону человека.
Ø Протагор
§ Ученик Демокрита.
§ Человек – мера всех вещей
§ То, что представляется человеку истинным – то истинно, ложным – ложно. Абсолютной истины не существует. Протагор это обосновывает:
· Основа всего сущего – материя.
· Материя постоянно движется, изменяется.
· В процессе движения появляются две противоположности бытия – ощущаемое (объект) и ощущающие (субъекты)
· Из этих противоположностей происходит все то, что мы чувствуем, познаем, знаем.
· Так как все течет, все изменяется, изменяется и то, что мы чувствуем. Мерилом всего является человек.
· Но человек сам меняется.
· Поэтому мерилом всех вещей является человек в конкретный момент времени.
· Человек – существо чувственное, а не разумное. Душа состоит из ощущений.
· Этот взгляд Протагор и его последователи переносят на общественно-государственное устройство.
¨ Из дуализма бытия вытекает, что все вещи в мире разделяются на две категории:
|
Ø Естественные вещи – созданы богами, природой, случаем
Ø Искусственные вещи – то, что создано человеком. Сюда он относит и богов, и духов, и право, и политику, фактически все.
· Каждый народ сам придумывает своих богов и им поклоняется.
· Люди сами выдумывают свои законы. И меняют их.
§ Вывод (и софисты его не отрицают): право зависит от силы. Кому выгодно, кто сильнее, тот и прав.
§ Справедливо то, что полезно сильнейшему. Поэтому они обосновывают как демократию, так и тиранию.
§ Личная свобода сообразна с человеческой природой
· Закон – всего лишь договор, необходимый для ограничения личных прав.
· Если в государстве правит большинство, то любой желающий получить власть, должен склонить это большинство на свою сторону. Как? С помощью риторики. Тут на сцену выходит Горгий
Ø Горгий.
§ Впервые дает теоретическое обоснование слова. Слово для него – носитель убеждения. Слово становится главным авторитетом. Оно всеядно, может содержать все, что угодно, лишь бы оно было хорошо сформулировано
§ Поэтому в Греции 5 века слово становится основным инструментом. Демагоги расплодились в огромном количестве.
§ Риторика как искусство убеждения становится основой политической деятельности. Истина никому не нужна, словом можно доказать все, что угодно. Слово – это скорлупа, которую можно наполнить всем, чем угодно.
§ Горгий хвастался, что может доказать как то, что боги есть, так и обратное, и делал это
§ Истина – логос больше была не нужна.
Ø Наследие софистов (что они сделали)
|
§ 1) Они отказались от поиска первоначала. Они отрицают божественную сущность. Они начали с агностицизма (ничто не может быть познано), через нигилизм пришли к оскорблению богов, заявив: боги - выдумка.
§ 2) Они выхолостили, уничтожили логос, истину. До софистов считалось, что логос – это познающая сущность вещей субстанция, с помощью которой можно познать окружающий мир и сделать соответствующие выводы. Софисты сначала обнаружили этот логос, потом его отвергли, поставив на его место скорлупку. И мысль, и логос утратили свое назначение, свою цель.
§ 3) Разрушили образ дософического человека – человека, как части космоса, как микрокосма, универсума, частички вселенной. Софисты: человек – это то, что он ощущает. А нового человека не создали.
§ 4) Отрицают право, нравственность, религию. В законе они видят волю случая, ловкость и хитрость красноречия, наглость сильнейшего. Это и есть право.
Ø Наследие софистов больше негативное, чем позитивное. Они замахнулись на проблему, но решить ее не смогли. За что и подверглись жестокой критике. Главным их критиком был Сократ.
Содержание и значение политико-правовых взглядов Сократа.
v Сократ.
Ø Был критиком софистов, но отталкивался от той же основы, что и софисты – человека.
Ø Но он увидел в человеке другую сторону – душу, под которой понимал самопознающий разум.
Ø Разум, душа – явления духовного порядка. С помощью разума человек может познать вечные начала, истины.
Ø В своих рассуждений концентрировался на человеке познающем, который пытается осмыслить окружающую действительность.
|
Ø Искал человеческую мудрость, то знание, которое человек может иметь о человеке.
Ø Главный вопрос для Сократа: вопрос о сущности человека. В чем природа и последняя реальность человека? Ответ Сократа: это – его душа, то есть «Я» сознающее.
Ø Главной заботой человека должна быть забота о душе.
Ø Добродетель – то, что делает душу совершенной, то есть знание. Вещи в мире, тела сами по себе никакой ценности не имеют. Их ценность зависит от того, используются они со знанием или без такового. Добродетель, утверждает Сократ, свойственна только людям.
Ø Как осуществить познание? Основа познания – самопознание.
§ Чтобы познать окружающий мир, познай самого себя.
Ø Сократ развивает понятие свободы, но индивидуальной, а не общественной.
Ø Свобода – это самообладание, высшее проявление разума.
§ Это рациональная власть над витальной (животной) сущностью человека.
§ Необходимо себя во всем ограничивать.
§ Господство над своими страстями.
§ Кто не умеет подчинять инстинкты – тот раб.
§ Кто умеет – тот истинный мудрец.
§ Вывод: истинный мудрец нуждается в минимуме.
§ Появляется новый образ сократовского героя – герой, который обуздывает свои страсти.
Ø Мудрец – это человек, который самодостаточен. Не нуждается больше ни в чем. В общественной жизни он пассивен, он созерцатель, не активен. Противоречие.
Ø Лейтмотивом учения Сократа является индивидуализм, автономия индивида.
Ø Из его философии вырастет потом философия западноевропейского индивидуализма (18-19 века).
Ø Законность у Сократа.
§ Боги установили неписаные законы, с которыми человеческие должны сочетаться, соотноситься и согласовываться.
§ Закон тождественен справедливости и должен быть основан на знании
§ Все должны стать рабами закона. В государстве господствует знание.
Ø Правительство.
§ Править должны люди знающие, умеющие править. Аристократия.
§ Критика жеребьевки, считает этот метод ненадежным, так как по жребию могут выбрать и глупого правителя.
§ Сократ симпатизирует римскому и спартианскому устройству.
Ø Подобные высказывания о власти, способе ее формирования в то время, когда он жил (еще большее развитие демократии, правили демагоги и риторы) вызывали ярость у власти.
Ø За подобные идеи Сократа наказали. Его казнили.
§ Ученики Сократа готовили побег, но он отказался, сказав, что закон есть закон.
Ø Философская причина нелюбви к Сократу даже простого народа:
§ Сократ утверждает, что человек должен познать сам себя и мир вокруг себя.
§ Следовательно, надо забыть традиции предков и забыть богов. То есть то, что было до этого незыблемо.
§ Сократ выступает против номоса, сам того не подозревая.
Ø Разум для всех людей един, соответственно и правила жизни одинаковы для всех.
§ Тем самым Сократ сформулировал общечеловеческое гуманистическое начало.
§ Он говорит, что эллины не призваны править миром.
§ Потому что есть и другие люди, которые способны так же мыслить.
§ Эллины ничем не отличаются от варваров. Они такие же люди.
§ Этого греки, считавшие себя исключительными, ему простить не смогли.