v (Лекция) Платон в своем произведении «Государство » показывает круговорот различных форм правления.
Ø Он понимает, что идеальное государство, даже однажды возникнув, неизбежно может деградировать и выродиться в что-то менее значимое, менее хорошее. Но резкого перехода от идеала к деградации не происходит. Обычно это идет волнами.
Ø Если идеальное государство начинает хиреть, на его месте должно возникнуть что-то иное. В какой-то момент распределение граждан по сословиям будет происходить не в соответствии с их природой, а по каким-то иным признакам. Потому что человек – существо несовершенное. Сословия перемешиваются, возникает смута, раздоры, эгоистическое чувство проявляет себя. Это приводит к столкновениям. Побеждают храбрейшие и сильнейшие. Гармония нарушается. Они подчиняют себе всех остальных и устанавливают некий порядок. Главной добродетелью становится честолюбие, военные подвиги. Военные качества преобладают, развивается тщеславие, которое приводит к стремлению к власти.
Ø Появляется первая извращенная форма – тимократия. Это Спарта. В тимократии по мере развития стремления к власти, одновременно развивается стремление к богатству. Правители аккумулируют богатства, пользуясь своей силой. Деньги становятся мерилом влияния в таком обществе. Возникает имущественное расслоение, возникают бедные, которые исключаются из управления. Устанавливается имущественный ценз. Тимократия деградирует.
Ø На месте ее рождается вторая извращенная форма – олигархия. Здесь господствуют низменные устремления, правят богатые. Правление дурное, потому что они будут править в своих интересах, а не в интересах всего населения в целом. В обществе возникает стремление к стяжательству, все хотят стать богатыми, это приводит к бесконтрольному распоряжению имуществом. Имущество переходит из рук в руки, меняет собственников. Нарушается имущественная стабильность. И социальная стратификация еще больше смешивается. Классы бедных и богатых легко меняются местами. В конце концов богатство концентрируется в руках небольшой группы людей, все остальные – нищие. Возникает классовая борьба бедных и богатых. В процессе борьбы одна часть населения еще больше беднее, появляются люмпены, которые требуют только хлеба и зрелищ. Олигархия гибнет.
|
Ø На ее месте появляется демократия. Это третья извращенная форма. Здесь господствует принцип неограниченной свободы. Это не самая худшая форма, но одна из наиболее худших. Потому что здесь при господстве такого принципа страсти более не сдерживаются, в государстве царит распутство, в нравах – бесстыдство. Правителями оказываются люди, которые сумели завоевать расположение толпы с помощью демагогии, исчезает всякое уважение к власти. Люди начинают чувствовать каждый сам себя царем. Исчезает уважение к законам. Исчезает социальная иерархия. Дети равняют себя к родителям, рабы равняют себя к господам, ученики – наставникам. Постоянные раздоры усиливаются, богатые пытаются защититься, бедные ищут вождя. Он нужен обязательно, иначе никто не даст направление толпе. Он находится обязательно, свято место пусто не бывает.
Ø На этом заканчивается демократия, появляется наихудшая форма – тирания. Здесь господствующий принцип – страсть, вожделение. Вождь – тиран. Чтобы сохранить свою власть, он совершает постоянные злодейства, преступления. Зачем? Ему нужен образ врага, чтобы народ нуждался в тиране. «Умный» тиран постоянно совершает преступления. Опираться в своей политике он должен только на самых плохих людей, потому что только они будут от него полностью зависимы. Не будет его – не будет и их.
|
Ø Но Платон говорит о круговороте. После последней стадии круг должен замкнуться и ситуация должна вернуться к идеальному государству. Это происходит удивительным образом у Платона. Может так случиться, что тиран окажется жестоким и страшным, но любящим правду. И тогда он отберет всех детей младше 10 лет, поместит их в отдельное помещение и воспитает как граждан отдельного нового идеального государства. И после тирании появится внось идеальное государство. Здесь также большое влияние имеет воспитание.
v Понятно, что этот круговорот несколько надуман, но заслуга Платона еще и в том, что он заглянул сквозь века и описал, что будет происходить через века. Идеальных форм не было никогда. А вот извращенные – на протяжении всей истории. И сейчас есть. Наша страна находится где-то между предпоследним и последним этапом. Что будет потом, непонятно.
v Платон ничего не выдумывал, он описывал реалии его времени. И пытался противопоставить что-то демократической вакханалии его времени. Аристотель занимался тем же самым.
v Аристотель: (лекция)
Ø 6 форм правления: 3 правильные и 3 неправильные.
§ Правильная монархия (один правит во благо всех). Ей соответствует неправильная тирания (один правит в собственное благо).
|
§ Аристократия (немногие правят в интересах всех) – олигархия (немногие правят в своих интересах).
§ Полития (большинство правит в общих интересах) – демократия (большинство правит в собственных интересах).
(дополнительные источники, краткое содержание3,4 книги «Политики»)
Виды государственного устройства
Государственное устройство – распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти.
По количеству граждан:
- Власть одного
- Власть немногих
- Власть большинства
По цели:
- Правильные (нацеленные на общее благо)
- Отклонения (выгода для правящих)
Монархическое правление/ царская власть -> тирания (отклонение, имеет в виду выгоды одного правителя)
Аристократия (власть немногих) -> олигархия (выгоды состоятельных граждан)
Полития (правит большинство) -> демократия (выгоды неимущих)
Полития – наилучшая форма, т.к. «масса менее подвержена порче»
«Предпочтительнее, чтобы верховная власть находилась в руках большинства, нежели меньшинства».
Государственное благо – справедливость.
Царская власть.
Виды:
- Пожизненная стратегия (м.б. наследственной или выборной) это царская власть героических времен, основанная на добровольном подчинении ей граждан, но обладающая ограниченными полномочиями (царь – военный предводитель, судья, ведает религиозными культами)
- Царская власть варваров (основывается и на законе, и на праве наследования)
- Эсимнетия (выборная тирания, не явл. наследственной)
- Царская власть в Лакедемоне (наследственная и пожизненная стратегия, основывается на добровольном согласии граждан, равно как и на праве законного наследования)
- Пятым видом царской власти будет тот, когда один человек является неограниченным владыкой над всем, точно так же как управляет общими делами то или иное племя или государство. Такого рода царская власть есть как бы власть домохозяйственная
Переход форм государственного устройства:
«7. Если правление нескольких людей, всех одинаково (5) хороших, следует считать аристократией, а правление одного лица – царской властью, то аристократия оказалась бы для государства предпочтительнее царской власти, все равно, будет ли власть опираться на вооруженную силу или же обойдется без нее, лишь бы только оказалось возможным привлечь к правлению нескольких подобных людей. Может быть, в прежние времена люди управлялись царями именно вследствие того, что трудно было найти людей, отличающихся высокими нравственными качествами, тем более что тогда (10) вообще государства были малонаселенными. Кроме того, царей ставили из-за оказанных ими благодеянии, а их оказывали хорошие мужи. А когда нашлось много людей, одинаково доблестных, то, отказавшись подчиняться власти одного человека, они стали изыскивать какой-нибудь общий вид правления и установили политик”.
8. Когда же, поддаваясь нравственной порче, они стали обогащаться за счет общественного достояния, (15) из политии естественным путем получались олигархии, ведь люди стали почитать богатство. Из олигархий же сначала возникли тираннии, а затем из тиранний – демократии: низменная страсть корыстолюбия правителей, постоянно побуждавшая их уменьшать свое число, повела к усилению народной массы, так что последняя (20) обрушилась на них и установила демократию. А так как государства увеличились, то, пожалуй, теперь уже нелегко возникнуть другому государственному устройству, помимо демократии.»
Предпочтительнее, чтобы властвовал закон. Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные.
Начала:
- Монархическое начало предполагает для своего осуществления такую народную массу, которая по своей природе призвана к тому, чтобы отдать управление государством представителю какого-либо рода, возвышающемуся над нею своей добродетелью.
- Аристократическое начало предполагает также народную массу, которая способна, не поступаясь своим достоинством свободнорожденных людей, отдать правление государством людям, призванным к тому благодаря их добродетели.
- При осуществлении начала политии народная масса, будучи в состоянии и подчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами.
Виды демократии
- Равенство
- Занятие должностей обусловлено, хотя бы и невысоким, имущественным цензом
- Все граждане, являющиеся бесспорно таковыми по своему происхождению, имеют право на занятие должностей, властвует же закон
- Всякий, лишь бы он был гражданином, пользуется правом занимать должности, властвует же опять-таки закон
- Все остальные условия те же, но верховная власть принадлежит не закону, а простому народу
Виды олигархии
- занятие должностей обусловлено необходимостью иметь столь значительный имущественный ценз, что неимущие, хотя они представляют большинство, не допускаются к должностям; последние доступны только тем, кто приобрел имущественный ценз
- когда доступ к должностям также обусловлен высоким имущественным цензом и когда люди, имеющие его, пополняют недостающих должностных лиц путем кооптации; если это производится из всех таких лиц, то такой строй, по-видимому, имеет аристократический оттенок; если же только из ограниченного числа, то олигархический
- сын вступает в должность вместо отца
- когда имеется налицо только что указанное условие и когда властвует не закон, а должностные лица; этот вид в олигархическом строе – то же, что в монархическом тирания. (Династия)
Виды аристократии
- когда управляют мужи, безусловно наилучшие с точки зрения добродетели, а не те, кто доблестен при некоторых предпосылках; ведь только при этом виде государственного устройства хороший муж и хороший гражданин – одно и то же
- избрание на должность обусловливается не только богатством, но и высокими нравственными качествами
- Государственное устройство считается и с богатством, и с добродетелью, и с народом
Полития – смешение олигархии и демократии.
Те виды государственного строя, которые имеют уклон в сторону демократия, обычно называются политиями, а те, которые склоняются скорее в сторону олигархии, обыкновенно именуются аристократиями