v Марк Туллий Цицерон
Ø Родился в 106 году, недалеко от Рима, в 16 лет уехал в Грецию, там все перенял, там начал создавать свои произведения
Ø Его называли по-разному: беспринципным политиком, перебежчиком, последним республиканцем, тираноборцем. Его имя как синоним свободы
Ø Был сторонником республики, с его смертью республика тоже пала. Это придает ему не только ореол славы, но и ореол святости.
Ø Чичерин четко относит его к эклектикам: у него все есть – собрал все самое лучшее, по крупинкам сложил вместе, и получилось его учение.
Ø Учение Цицерона зиждется на учениях стоиков, Полибия, Платона, Аристотеля – практически всех лирико-греческих мыслителей, которые были до него. Поэтому начать нужно с Полибия.
v Полибий
Ø Немного отталкивается от эпикурейцев
Ø Посвятил отдельную главу своей Всемирной истории различию форм правлений:
Ø 6 форм правления – 3 правильных, 3 извращенных.
Ø 1) Царство, аристократия, демократия (похожа на политию), 2) тирания, олигархия, охлократия
Ø Каждая форма правления сама собой, в силу вещей, переходит в соответствующую ей извращенную форму. Они все заменяются друг другом. Это происходит по естественному закону человеческой природы.
Ø Полибий рассматривает эти переходы исторически.
Ø Первоначально люди жили стадом, как животные. Ими предводительствовал сильнейший, за которым добровольно следовали остальные. Это естественное правление можно назвать монархией (власть одного).
Ø С течением времени, монархия превращается в царство, вследствие присоединения к ней суда и возникновения понятий о добре и зле, о правде и неправде. По Полибию, это происходит достаточно просто.
|
§ Предположим, дети не почитают своих родителей, или получивший благодарность отвечает неблагодарностью на благодарность благодетеля.
§ Тогда другие люди, не желая, чтобы с ними повторялось то же самое, усматривают, что это либо добро, либо зло. Добро должно быть вознаграждено, а зло должно быть наказано. Такое же различие стали делать между храбростью и трусостью. Храбрость защищает не только тебя, но и твою семью, твоих граждан от врагов, а трусость приносит тебя в жертву.
§ Действительно, по Полибию, сначала цари властвовали благодетельно для подданных, но потом превознося свои высокие заслуги, пользуясь своим высоким положением, постепенно, большими благами, нежели другие, они стали отличать себя от народа. Они предавались наслаждениям, страстям, угнетали подданных. Таким образом, царство перешло к тирании.
§ Знатнейшие, умнейшие, сильнейшие люди восстают против правителей, низвергают их, народ их поддерживает и охотно им подчиняется.
§ Эти лучшие, пока живет первое поколение, которое знает, ради чего все это совершалось (ради справедливости), они еще последовательно придерживаются этого. Новое поколение, уже выросшее в роскоши, неге, богатстве, устраивают то же самое: дебош и пр. Тогда народ, не веря никаким вождям, свергает это правительство. Устанавливается демократия.
§ Пока народ помнит, во имя кого и во имя чего он восставал, он придерживается принципа справедливости и добродетели. Но с каждым новым поколением привычка к свободе, понимаемая по-разному, превращается в иное. Демократия превращается в охлократию.
|
§ Причем люди богатые и честолюбивые могут идти к черни и через нее подступать к власти. Но, поддаваясь этому разврату более и более, привыкают жить за чужой счет. И у нас формально получается анархия (хоть тут и нет такого термина). Между богатыми и бедными происходит разрыв. И тогда кто-нибудь, чаще всего народ, выбирает вождя, чтобы свергнуть тех, кто над ними стоит, или установить какой-то порядок. Нужна твердая рука. Появляется человек, который либо демагогически, либо своим внутренним талантом захватывает власть и удерживает у себя. Охлократия превращается в тиранию. Будет ли после нее царство – непонятно. Но таким образом совершается круговорот политических форм.
§ Кто бы ни приходил к власти, со временем, богатство и искушение властью ведут к искажению каждой из этих форм, и получается противоположность.
Ø По Полибию, круговорот очень похож на Аристотеля и Платона. Ничего нового не происходит.
v Цицерон.
Ø Интересен тем, что он завершает древний период, и потом начинаются Средние века.
Ø Не только политик, но и философ
Ø Вернувшись в Рим после учебы в Греции, он стал выступать. Ораторское искусство его было настолько велико, что он сначала был избран курульным эдилом, потом консулом, сенатором, затем выступил против Каталины, потом участвовал в подавлении заговора, получил звание «отца отечества», был обвинен в незаконной казни участников этого заговора. При другом правителе, Клодии, удаляется в изгнание на 1,5 года. Вернувшись, утрачивает некоторые позиции, отходит от активной политической деятельности, начинает писать трактаты.
|
Ø Сохранилось примерно 19 его трактатов, основные:
§ О государстве
§ О законах
Ø Около 58 его речей
Ø Более всего ценны для истории письма. Огромныеписьма.
Ø Затем он попадает во время императорского правления: Помпей, Цезарь, Красс.
Ø Случается гражданская война, он пытается примирить противников. Критикует режим личной власти Цезаря, называет ее «ночью республики», примыкает к Помпею. В этом коротком периоде его деятельность окончилась провалом, но Цезарь простил и пощадил его. Потом Цезарь погибает, Цицерон пытается возродить установление старых республиканских порядков, борется против опасности новой военной диктатуры, поддерживает Октавиана Августа. Добивается включения фамилии правящего тогда Филиппа в проскрипционные списки (списки лиц, подлежащих смерти до суда). Однако его предают. Тот самый Октавиан.
Ø Цицерон был обезглавлен на 64 году жизни.
Ø Во время Полибия Рим за несколько десятков лет захватывают новые территории. При Цицероне это уже другая держава – империя. Все это позволяло Цицерону думать о государстве и праве.
Ø Право по Цицерону.
§ Четко разграничивает естественное и позитивное право.
· Естественное право – истинный закон.
¨ «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяется на всех людей, постоянное, личное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает».
¨ Никогда ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им. Только охраняет и предотвращает преступления. Здесь видно разграничение между правом или моралью. Приказать поступить правильно или неправильно нельзя. Это касается только правонарушений и преступлений.
¨ Предлагать отмену такого закона – кощунство. Ограничить его действие – недозволенно.
¨ Говорит о том, чтобы этому гражданскому праву было отведено только очень ограниченное место.
¨ «Мы должны разъяснить природу права. Ее следует искать в природе человеческой».
· Далее изучает законы, на основании которых гражданские общины должны управляться.
¨ «Ученнейшие мужи признали законным поступать на основе права. Они, пожалуй, и правы, при условии, что закон, как они же определяют его, есть заложенный природой высший разум, позволяющий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное».
¨ Фактически разум – бог.
· Мудрость есть закон.
¨ Оговорка: это не закон, не лекция, это ius.
¨ Это личный статус человека, гражданина, члена той общины, где он проживает.
¨ Он устанавливает совокупность прав и обязанностей этого гражданина.
¨ то правовое пространство не должно нарушать правовое пространство другого гражданина.
¨ Ius не определяется законом временным. Это выше.
¨ Формально законы то, что было установлено ius, записывают и издают в виде правовых норм. Но в отличие от закона у стоиков, здесь он создан разумом.
¨ Вопрос о соотношении ius и закона. «Работа о законах».
Ø Ius – движущая сила, инстинкт, которая коренится в самой природе общины. Государство – достояние народа.
Ø Народ – соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов.
Ø Потребность в таком объединении – сила, которая поддерживает связь и порядок в мире.
· Различные виды государственного правления. Никакое государственное правление не является ни худшим, ни лучшим. У него всего их три.
· Право есть условие и воплощение разумной организации общества. Цицерон основывает общественный строй на равенстве права.
· Три формы, все три хорошие
¨ Если форма правления плохая, то это не государство.
¨ Только царство, аристократия и демократия.
· Равенство перед законом, как непосредственное выражение права – залог единства гражданской воли. Единством этой воли соединена римская община.
¨ Цицерон не собирается никого уравнивать. Все может быть неравным. Но каждый имеет равные возможности для получения этого.
¨ Равенство перед законом всех и каждого. Равный для всех закон охраняет свободу каждого.
¨ Для Цицерона характерна апелляция к природе, к разуму и закону.
· В основе права лежит справедливость. Она же является подлинным источником естественного права.
· Естественное право возникает раньше письменного.
¨ Возникает из природы, а не человеческими решениями и постановлениями.
¨ Соответствие и несоответствие законов человеческой природе выступает как критерий истинности или ложности самих законов. Это законы, принятые разбойниками. Примеры несправедливых законов:
Ø Законы 30 тиранов (Афины)
Ø Римский закон 82 года, который одобрял все действия Суллы
¨ Кроме природы законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в этом государстве строю, традициям и обычаям предков.
¨ Важное значение в законе имеет преамбула.
Ø Закону свойственна функция убеждать, а не только принуждать.
Ø Цель преамбулы: укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в качестве предотвращения правонарушений.
· Приводит проекты законов:
¨ Закон о религии
¨ Закон о магистратах
Ø Предлагает ряд положений о регламентации государственной деятельности
Ø Полномочия должностных лиц должны быть законными
Ø Он не только для магистратов должен определять меру власти, но и для граждан определял меру повиновения. Тот, кто разумно повелевает, рано или поздно будет подчиняться. Тот, кто подчиняется – достоин того, чтобы повелевать.
Ø Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не только для римского народа, но и для народов всех честных и стойких духом».
· Когда он делил право на естественное и писаное, писаное право он делил на частное и публичное.
¨ Право народов трактуется им как часть права международного общения. Международное естественное право.
¨ Говори, что важнейший принцип международного права – принцип соблюдения обязательств, налагаемых международным договором.
¨ «Защищая своих друзей, мы покорим весь мир»
¨ Проводит четкое деление между справедливыми и несправедливыми войнами.
Ø Несправедливая война – так, которая не была возвещена и объявлена.
Ø Война допустима лишь в случае безуспешности мирных переговоров.
Ø Справедливая война – необходимость защиты государства или друзей-союзников.
Ø Цель войны: установление мира.
¨ Право войны и мира, права военнопленных – Цицерон: гуманное обращение с пленными и побежденными.
¨ Однако одобрительно относился к завоевательным войнам Римской державы.
Ø Государство по Цицерону.
§ Причины круговорота форм правления – деградация нравственных устоев.
§ Если они деградировали, государство прекратило существование.
§ Поэтому смешанная форма (4 форма) настолько устойчива, что допускает существование смешанного государства.
§ Cовершенное государство у Платона – абсолютная норма.
§ У Цицерона этого нет. Конструкция государства у Цицерона – это уже воплощенная в римской истории конструкция – республика. К ней желательно вернуться.
§ Res-publica – это дело, достояние народа. Народ – res populi. Формула: res publica et res populi. В данном случае – это не форма правления, это народное достояние, дело народа.
§ Государство есть устроение народа. Respublica est constitutio populi.
§ Народ – это соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общности интересов.
§ Две составляющие: публичное согласие и народ. Территории здесь нет. Государство – согласованное правовое общение, общий правопорядок.
§ Цицерон стоит на истоках того, что называют юридизацией понятия государство.
§ Происхождение государства: общие представления о естественном происхождении государства.
· Он вновь объединяет лучшее из всех философских систем.
· Каковы причины объединения людей? Дело об ораторе. В нем сначала говорится о красоте и силе слова и красноречия как причине ведения дел в государстве. Слово – это все.
· Если в ранних трактатах он считал, что государство объединяет из-за склонности людей, взаимная вражда и возможность поодиночке продвинуться к животному миру, то в диалоге «Государство» он опровергает себя, говоря, что первая причина объединения людей – врожденная склонность к общежитию, их общественный импульс. Человек, даже не испытывая потребности в чем-то, не может жить вне общества себе подобных. Ибо человек не склонен к обособленному существованию и уединенному воспитанию, но склонен для того, чтобы существовать в обществе себе подобных. Дар речи и разум не имеют окончательного значения для объединения людей в организованное общество.
§ Процесс модели государства.
· Государство – из семьи.
· В трактате об обязанностях: первоначальные узы состоят в браке и супружестве, появлении детей, затем единстве дома и общности имущества. Это уже начало государства.
· В отличие от Лукреция, который был сторонником договорной теории, Цицерон попытался и ее привлечь в свою теорию. Если первоначально стремление людей к общежитию есть, то дальнейшее объединение невозможно без определенного согласия людей в вопросах права.
· Однако всякий народ, всякая гражданская община, всякое государство должны управляться в соответствии с неким замыслом.
· По своей природе и сущности государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.
· Господство разума, мудрости.
· Государство умирает лишь тогда, когда управляется дурными законами.
§ Формы правления:
· Критерий различия между формами правления: характер воли тех, кто правит государством.
· Вне зависимости от числа правящих, Цицерон различает 3 формы правления:
¨ Монархия (правление царя), аристократия (правление актиматов), демократия (правление народа)
¨ Все несовершенны, не лучшие и не худшие, со своими недостатками, но будут существовать, пока общество управляется справедливыми законами.
· Недостатки форм правления:
¨ Царская власть единолична. Все отстранены от законодательства. При ней решения даже самого мудрого царя могут быть плохими, потому в нем может скрываться тиран. Плохо, что он может менять свои решения.
¨ Правление актиматов. Народ не участвует в принятии решений. У народа нет свободы.
¨ Власть народа основана на равенстве и не знает различий в общественном положении.
· Достоинства форм правления:
¨ Царь привлекает нас своим благоволением,
¨ Актиматы – мудростью,
¨ Народы – свободой.
· Лучшая форма – смешанная, 4 форма.
¨ Равномерное смешение трех форм.
¨ «Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна части власти была вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены воле народа».
¨ Такому устройству свойственно равенство, без которого свободные люди едва ли могут долго обходиться, прочность, так как виды государственного устройства могут обратиться в крайность, нужны хорошие и прочные законы.
¨ «Нет причины для перемен там, где положение прочное, им некуда сорваться».
¨ Главное, чтобы не было борьбы между ними.
§ Выводы:
· Власть должна быть единой. Но все-таки он выступает за разделение властей.
· Если каждая отдельности форма правления несовершенна и приводит к деградации, то надо преодолеть и подчинить себе этот ход событий. Данная цель достигается реставрацией исходного образца. Мы возвращаемся к началу, и у нас все хорошо.
· При этом как пример доблести, возвращающий граждан общины к исходному положению, выступает принцепс – первейший из граждан. Он – спаситель отечества. Он возвращает общество к единству, он нравственный реформатор. Конкретное воплощение нравственного идеала. Его деятельность – полнота политического образца.
· Но не дай бог, этот один станет плохим.
· Цицерон возвращается к истокам Платона. И пишет об идеальном государстве. Для него идеальное государство – римская община.
¨ Народное собрание – аналогия власти народа
¨ Аналогия актиматов – власть магистрата.
¨ Аналогия царской власти в полномочиях Сената.
· «Из всех видов государства ни одно не сравнимо с тем, которые оставили нам наши отцы».
· Как хорошо расположен Рим: он стоит не у моря, ведь если город стоит у моря, все приезжают, устанавливается все смешанное, привносят чуждое. Враги не нападут».
· Все, что говорил Цицерон, позже было воспринято. Августин, Монтескье, марксизм.