4. В нем формируются некоторые принципы, на которых впоследствии строится философия. Важнейший – справедливость. В отличие от древних Ариев, греки воспринимали справедливость не как божественное установление, а как идеал, к которому надо стремиться. Справедливость у греков всеобъемлюща и всепроникающа. В справедливости заключены все добродетели. Это духовная цель, к которой идет человек.
5. В эпосе закреплены понятия истинной меры и границы духа. Все в мире находилось в состоянии гармонии – золотая середина.
v Наряду с поэзией на формирование философии оказала влияние и религия.
Ø Религия греков была натуралистична: греки персонифицировали окружающую природу в персонах богов.
Ø В такой религии человек обязан следовать своей природой.
Ø Сделать что-то во славу богов – подтвердить свою человеческую природу.
Ø Однако в этой религии можно найти первые попытки осмыслить противоречие человеческого бытия – орфизм.
§ Орфизм как мистерия, мифология, впервые провозглашает бессмертие души ирассматривает человека с позиции дуалистической сущности: душа и тело.
§ Орфики (орфисты) считали, что в человеке есть божественное и демоническое (телесное) начало.
· Изначально телесное начало находится в человеке по причине греха, и в процессе человеческой жизни телесное начало не умирает со смертью человека, а возрождается с тем, чтобы искупить свой грех. Чем больше перерождений – чем больше шансов, что грех будет искуплен.
§ В системе орфизма есть 2 принципа, находящихся в борьбе: душа и тело. Через призму этой борьбы греки оценивают весь окружающий мир: и свою жизнь, и быт, проблемы права и государства.
v Главное условие для возникновения философии – свобода (мысль не должна быть скована – в средние века не было философии, было богословие). В Греции, когда мифология и религия отходят на второй план, им на смену приходит философия в том состоянии свободы.
|
v С образованием полиса греки более не ощущают ограничения своей свободы.
Ø Именно в полисе человек соединяется с гражданином наиболее продуктивным образом, и государство становится и этическим, и философским, и нравственным горизонтом для греков. Вне полиса нет ничего.
Ø Человек может существовать только в полисе.
Ø Благо и свобода государства воспринимаются только как собственные.
Ø Противоречия между государством и гражданским обществом нет.
Ø В этих условиях созерцание истины приобретает нравственную энергию.
Ø Так появляется идея идеального государства (Платон).
Ø Полис – фундамент греческих воззрений не только на философские проблемы, но и на проблемы государственного быта.
v После Гомера, Гесиода правовая мысль формируется в концепции закона (номоса).
Ø Номосу соответствует псифизма (подзаконные акты – постановления народного собрания).
Ø Полис должен управляться справедливыми законами, а граждане должны их соблюдать (бояться закона больше, чем тирана).
v Один из первых мыслителей – Пифагор и первая школа – пифагорейцы.
Ø Пифагор стремился укрепить дарийскую аристократию, всячески помогал ей.
Ø Аристократия – такой образ правления, в котором господствует разум.
Ø Наличие постоянного закона, который охраняется лучшими людьми.
|
Ø В основе учения – убеждение в наличии мирового порядка, фундаментом которого является идея числа и меры. Они составляют гармонию бытия.
Ø Число образует сущность вещей, управляет ход небесных светил, человеческой жизнью.
Ø Пифагор стремится утвердить нравственность на философских началах.
Ø Он не преуспел в этом. Число и мера – материальные принципы, а он пытался построить на них нравственно-этическую теорию. Опытным путем нельзя проверить мораль. Чтобы эта теория сформировалась, необходим разум.
Ø Общественное устройство – космический порядок.
§ Основные начал жизни – гармония и мера.
§ Поддержание общественного порядка зависит от соблюдения законов.
§ Пифагору предписывают высказывания:
· «помогать закону и противодействовать беззаконию»
· «нет зла хуже анархии».
§ Нравственный закон проявляется в общении между людьми, взаимной связи.
§ «У друзей все общее » - речь идет о союзе добродетельных граждан (цели, задачи, интересы), у Пифагора общение должно осуществляться наподобие спартианских сеситий, трапез.
v Гераклит (конец 6 – начало 5 в. до н.э.).
Ø Выбивается из общего ряда оригинальностью своей концепции
Ø Первый идеалист (Гегель), первый понял законы диалектики.
Ø Заслуга Гераклита – раскрытие универсального динамизма вещей: все течет, все изменяется. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.
Ø Он сформулировал закон единства противоположностей – непрерывного перехода из одного состояния в другое.
§ Для Гераклита этот процесс и есть бог, который находится в постоянном движении, он постоянно повторяется.
|
§ Противоположное движется навстречу друг другу, и гармония возникает из различного.
§ В основе мира – огонь, как наиболее изменчивый.
§ Огонь – сущность всякой души.
§ Такой порядок не создан никем, он существовал всегда. Это вечность.
§ Этот порядок подобен молнии, которая управляет всем миром.
§ То, что всем руководит – это рок – (не как фатум, судьба), а как разумное знание.
§ Именно он смешивает противоположности, соединяет целое и раздельное, сходное и различное и делает из всего единое, из единого все.
Ø Государство и общественное устройство:
§ Добро и зло приходят к единству, поэтому высшее требование для человека – приверженность общей идее.
§ Для этого необходимо уничтожить своеволие и свободомыслие.
§ Далеко не все люди способны познать логос.
§ Этим объясняется неравенство: те, кто приобщаются к разуму, находятся в истине, те, кто не приобщаются, находятся во лжи.
§ Мир должен управляться лучшими.
§ Законы полиса должны соответствовать божественному логосу.
§ Все человеческие законы исходят из божественных.
§ Формы правления – неизвестно.
· Скорее смешанная форма правления (переходная) - сочетаются и аристократия и демократия.
· Он не за равноправие.
· Перекос в сторону аристократии (неравенство).
· Эта аристократия не кровная, а аристократия духа. Правят те, кто что-то делает, кто способен что-то познать.
v Демокрит.
Ø Он первый в центр познания поставил человека.
Ø Основа мудрой жизни – в разумных наслаждениях. Это наслаждения внутренние, кроются в глубинах собственной души.
Ø В душе человека живет бог, из этого источника надо черпать удовлетворение.
Ø Наслаждение – умеренное пользование земными благами.
Ø Чрезмерное насыщение претит, как обжорство. Это плохо. Нужно, чтобы все было в меру.
Ø Человек должен постичь искусство возможного, довольствоваться настоящим, не желать слишком многого.
Ø Правильнее ощущать себя несчастным, тогда жизнь станет легче.
Ø Таким образом достигается внутреннее равновесие, человек успокаивается.
Ø Человек не должен делать ни слишком много, ни слишком мало ни для ближних, ни для чужих, особо не стараться.
Ø Демокрит проповедует здравый эгоизм и индивидуализм.
Ø Демокрит вынужден себя опровергнуть. Противоречие – полис. Как он будет существовать при таких условиях?
Ø Демокрит утверждает, что полис – единственная структура, которая может обеспечить человеку такое существование, поэтому надо делать все для его сохранения.
Ø Два принципа руководят правильным государством:
§ 1. Свобода (абсолютная) – законы мешают жить каждому, как он хочет. Законы нужны, но подчинение им должно быть добровольным. (чепуха на постном масле – комментарий Карпенко)
§ 2. Равенство – насущные потребности людей.
Ø Демокрит утверждает, что править должен самый способный и разумный. Неразумные подчиняются.
Ø При наличии и действие этих принципов будет согласие и благополучие в обществе.
Ø Но не нужно думать, что Демокрит сам не видел своих противоречий.
§ Он создавал свое учение в то время, когда в греческих полисах происходила следующая ситуация: греческая аристократия уступает место демократии.
§ Это изменяет общественную жизнь, при которой жил Демокрит.
§ Происходит борьба политических партий.
§ В основе этой борьбы оказываются задействованы противоположные элементы: элита (аристократия) и люмпенизирующая масса, которая пока еще не превратилась в голодранцев, но к ней приближается бесповоротно. И эта толпа требует своих прав.
§ В такой обстановке и творит Демокрит, он пытается найти равновесие, компромисс, но это не получается.