Эпос задается вопросом о месте человека в окружающем мире.
4. В нем формируются некоторые принципы, на которых впоследствии строится философия. Важнейший – справедливость. В отличие от древних Ариев, греки воспринимали справедливость не как божественное установление, а как идеал, к которому надо стремиться. Справедливость у греков всеобъемлюща и всепроникающа. В справедливости заключены все добродетели. Это духовная цель, к которой идет человек. 5. В эпосе закреплены понятия истинной меры и границы духа. Все в мире находилось в состоянии гармонии – золотая середина. v Наряду с поэзией на формирование философии оказала влияние и религия. Ø Религия греков была натуралистична: греки персонифицировали окружающую природу в персонах богов. Ø В такой религии человек обязан следовать своей природой. Ø Сделать что-то во славу богов – подтвердить свою человеческую природу. Ø Однако в этой религии можно найти первые попытки осмыслить противоречие человеческого бытия – орфизм. § Орфизм как мистерия, мифология, впервые провозглашает бессмертие души ирассматривает человека с позиции дуалистической сущности: душа и тело. § Орфики (орфисты) считали, что в человеке есть божественное и демоническое (телесное) начало. · Изначально телесное начало находится в человеке по причине греха, и в процессе человеческой жизни телесное начало не умирает со смертью человека, а возрождается с тем, чтобы искупить свой грех. Чем больше перерождений – чем больше шансов, что грех будет искуплен. § В системе орфизма есть 2 принципа, находящихся в борьбе: душа и тело. Через призму этой борьбы греки оценивают весь окружающий мир: и свою жизнь, и быт, проблемы права и государства. v Главное условие для возникновения философии – свобода (мысль не должна быть скована – в средние века не было философии, было богословие). В Греции, когда мифология и религия отходят на второй план, им на смену приходит философия в том состоянии свободы. v С образованием полиса греки более не ощущают ограничения своей свободы. Ø Именно в полисе человек соединяется с гражданином наиболее продуктивным образом, и государство становится и этическим, и философским, и нравственным горизонтом для греков. Вне полиса нет ничего. Ø Человек может существовать только в полисе. Ø Благо и свобода государства воспринимаются только как собственные. Ø Противоречия между государством и гражданским обществом нет. Ø В этих условиях созерцание истины приобретает нравственную энергию. Ø Так появляется идея идеального государства (Платон). Ø Полис – фундамент греческих воззрений не только на философские проблемы, но и на проблемы государственного быта. v После Гомера, Гесиода правовая мысль формируется в концепции закона (номоса). Ø Номосу соответствует псифизма (подзаконные акты – постановления народного собрания). Ø Полис должен управляться справедливыми законами, а граждане должны их соблюдать (бояться закона больше, чем тирана). v Один из первых мыслителей – Пифагор и первая школа – пифагорейцы. Ø Пифагор стремился укрепить дарийскую аристократию, всячески помогал ей. Ø Аристократия – такой образ правления, в котором господствует разум. Ø Наличие постоянного закона, который охраняется лучшими людьми. Ø В основе учения – убеждение в наличии мирового порядка, фундаментом которого является идея числа и меры. Они составляют гармонию бытия. Ø Число образует сущность вещей, управляет ход небесных светил, человеческой жизнью. Ø Пифагор стремится утвердить нравственность на философских началах. Ø Он не преуспел в этом. Число и мера – материальные принципы, а он пытался построить на них нравственно-этическую теорию. Опытным путем нельзя проверить мораль. Чтобы эта теория сформировалась, необходим разум. Ø Общественное устройство – космический порядок. § Основные начал жизни – гармония и мера. § Поддержание общественного порядка зависит от соблюдения законов. § Пифагору предписывают высказывания: · «помогать закону и противодействовать беззаконию» · «нет зла хуже анархии». § Нравственный закон проявляется в общении между людьми, взаимной связи. § «У друзей все общее» - речь идет о союзе добродетельных граждан (цели, задачи, интересы), у Пифагора общение должно осуществляться наподобие спартианских сеситий, трапез. v Гераклит (конец 6 – начало 5 в. до н.э.). Ø Выбивается из общего ряда оригинальностью своей концепции Ø Первый идеалист (Гегель), первый понял законы диалектики. Ø Заслуга Гераклита – раскрытие универсального динамизма вещей: все течет, все изменяется. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Ø Он сформулировал закон единства противоположностей – непрерывного перехода из одного состояния в другое. § Для Гераклита этот процесс и есть бог, который находится в постоянном движении, он постоянно повторяется. § Противоположное движется навстречу друг другу, и гармония возникает из различного. § В основе мира – огонь, как наиболее изменчивый. § Огонь – сущность всякой души. § Такой порядок не создан никем, он существовал всегда. Это вечность. § Этот порядок подобен молнии, которая управляет всем миром. § То, что всем руководит – это рок – (не как фатум, судьба), а как разумное знание. § Именно он смешивает противоположности, соединяет целое и раздельное, сходное и различное и делает из всего единое, из единого все. Ø Государство и общественное устройство: § Добро и зло приходят к единству, поэтому высшее требование для человека – приверженность общей идее. § Для этого необходимо уничтожить своеволие и свободомыслие. § Далеко не все люди способны познать логос. § Этим объясняется неравенство: те, кто приобщаются к разуму, находятся в истине, те, кто не приобщаются, находятся во лжи. § Мир должен управляться лучшими. § Законы полиса должны соответствовать божественному логосу. § Все человеческие законы исходят из божественных. § Формы правления – неизвестно. · Скорее смешанная форма правления (переходная) - сочетаются и аристократия и демократия. · Он не за равноправие. · Перекос в сторону аристократии (неравенство). · Эта аристократия не кровная, а аристократия духа. Правят те, кто что-то делает, кто способен что-то познать. v Демокрит. Ø Он первый в центр познания поставил человека. Ø Основа мудрой жизни – в разумных наслаждениях. Это наслаждения внутренние, кроются в глубинах собственной души. Ø В душе человека живет бог, из этого источника надо черпать удовлетворение. Ø Наслаждение – умеренное пользование земными благами. Ø Чрезмерное насыщение претит, как обжорство. Это плохо. Нужно, чтобы все было в меру. Ø Человек должен постичь искусство возможного, довольствоваться настоящим, не желать слишком многого. Ø Правильнее ощущать себя несчастным, тогда жизнь станет легче. Ø Таким образом достигается внутреннее равновесие, человек успокаивается. Ø Человек не должен делать ни слишком много, ни слишком мало ни для ближних, ни для чужих, особо не стараться. Ø Демокрит проповедует здравый эгоизм и индивидуализм. Ø Демокрит вынужден себя опровергнуть. Противоречие – полис. Как он будет существовать при таких условиях? Ø Демокрит утверждает, что полис – единственная структура, которая может обеспечить человеку такое существование, поэтому надо делать все для его сохранения. Ø Два принципа руководят правильным государством: § 1. Свобода (абсолютная) – законы мешают жить каждому, как он хочет. Законы нужны, но подчинение им должно быть добровольным. (чепуха на постном масле – комментарий Карпенко) § 2. Равенство – насущные потребности людей. Ø Демокрит утверждает, что править должен самый способный и разумный. Неразумные подчиняются. Ø При наличии и действие этих принципов будет согласие и благополучие в обществе. Ø Но не нужно думать, что Демокрит сам не видел своих противоречий. § Он создавал свое учение в то время, когда в греческих полисах происходила следующая ситуация: греческая аристократия уступает место демократии. § Это изменяет общественную жизнь, при которой жил Демокрит. § Происходит борьба политических партий. § В основе этой борьбы оказываются задействованы противоположные элементы: элита (аристократия) и люмпенизирующая масса, которая пока еще не превратилась в голодранцев, но к ней приближается бесповоротно. И эта толпа требует своих прав. § В такой обстановке и творит Демокрит, он пытается найти равновесие, компромисс, но это не получается. Рекомендуемые страницы: ©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
|