Эпос задается вопросом о месте человека в окружающем мире.




4. В нем формируются некоторые принципы, на которых впоследствии строится философия. Важнейший – справедливость. В отличие от древних Ариев, греки воспринимали справедливость не как божественное установление, а как идеал, к которому надо стремиться. Справедливость у греков всеобъемлюща и всепроникающа. В справедливости заключены все добродетели. Это духовная цель, к которой идет человек.

5. В эпосе закреплены понятия истинной меры и границы духа. Все в мире находилось в состоянии гармонии – золотая середина.

v Наряду с поэзией на формирование философии оказала влияние и религия.

Ø Религия греков была натуралистична: греки персонифицировали окружающую природу в персонах богов.

Ø В такой религии человек обязан следовать своей природой.

Ø Сделать что-то во славу богов – подтвердить свою человеческую природу.

Ø Однако в этой религии можно найти первые попытки осмыслить противоречие человеческого бытия – орфизм.

§ Орфизм как мистерия, мифология, впервые провозглашает бессмертие души ирассматривает человека с позиции дуалистической сущности: душа и тело.

§ Орфики (орфисты) считали, что в человеке есть божественное и демоническое (телесное) начало.

· Изначально телесное начало находится в человеке по причине греха, и в процессе человеческой жизни телесное начало не умирает со смертью человека, а возрождается с тем, чтобы искупить свой грех. Чем больше перерождений – чем больше шансов, что грех будет искуплен.

§ В системе орфизма есть 2 принципа, находящихся в борьбе: душа и тело. Через призму этой борьбы греки оценивают весь окружающий мир: и свою жизнь, и быт, проблемы права и государства.

v Главное условие для возникновения философиисвобода (мысль не должна быть скована – в средние века не было философии, было богословие). В Греции, когда мифология и религия отходят на второй план, им на смену приходит философия в том состоянии свободы.

v С образованием полиса греки более не ощущают ограничения своей свободы.

Ø Именно в полисе человек соединяется с гражданином наиболее продуктивным образом, и государство становится и этическим, и философским, и нравственным горизонтом для греков. Вне полиса нет ничего.

Ø Человек может существовать только в полисе.

Ø Благо и свобода государства воспринимаются только как собственные.

Ø Противоречия между государством и гражданским обществом нет.

Ø В этих условиях созерцание истины приобретает нравственную энергию.

Ø Так появляется идея идеального государства (Платон).

Ø Полис – фундамент греческих воззрений не только на философские проблемы, но и на проблемы государственного быта.

v После Гомера, Гесиода правовая мысль формируется в концепции закона (номоса).

Ø Номосу соответствует псифизма (подзаконные акты – постановления народного собрания).

Ø Полис должен управляться справедливыми законами, а граждане должны их соблюдать (бояться закона больше, чем тирана).

v Один из первых мыслителей – Пифагор и первая школа – пифагорейцы.

Ø Пифагор стремился укрепить дарийскую аристократию, всячески помогал ей.

Ø Аристократия – такой образ правления, в котором господствует разум.

Ø Наличие постоянного закона, который охраняется лучшими людьми.

Ø В основе учения – убеждение в наличии мирового порядка, фундаментом которого является идея числа и меры. Они составляют гармонию бытия.

Ø Число образует сущность вещей, управляет ход небесных светил, человеческой жизнью.

Ø Пифагор стремится утвердить нравственность на философских началах.

Ø Он не преуспел в этом. Число и мера – материальные принципы, а он пытался построить на них нравственно-этическую теорию. Опытным путем нельзя проверить мораль. Чтобы эта теория сформировалась, необходим разум.

Ø Общественное устройство – космический порядок.

§ Основные начал жизни – гармония и мера.

§ Поддержание общественного порядка зависит от соблюдения законов.

§ Пифагору предписывают высказывания:

· «помогать закону и противодействовать беззаконию»

· «нет зла хуже анархии».

§ Нравственный закон проявляется в общении между людьми, взаимной связи.

§ «У друзей все общее » - речь идет о союзе добродетельных граждан (цели, задачи, интересы), у Пифагора общение должно осуществляться наподобие спартианских сеситий, трапез.

v Гераклит (конец 6 – начало 5 в. до н.э.).

Ø Выбивается из общего ряда оригинальностью своей концепции

Ø Первый идеалист (Гегель), первый понял законы диалектики.

Ø Заслуга Гераклита – раскрытие универсального динамизма вещей: все течет, все изменяется. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.

Ø Он сформулировал закон единства противоположностей – непрерывного перехода из одного состояния в другое.

§ Для Гераклита этот процесс и есть бог, который находится в постоянном движении, он постоянно повторяется.

§ Противоположное движется навстречу друг другу, и гармония возникает из различного.

§ В основе мира – огонь, как наиболее изменчивый.

§ Огонь – сущность всякой души.

§ Такой порядок не создан никем, он существовал всегда. Это вечность.

§ Этот порядок подобен молнии, которая управляет всем миром.

§ То, что всем руководит – это рок – (не как фатум, судьба), а как разумное знание.

§ Именно он смешивает противоположности, соединяет целое и раздельное, сходное и различное и делает из всего единое, из единого все.

Ø Государство и общественное устройство:

§ Добро и зло приходят к единству, поэтому высшее требование для человека – приверженность общей идее.

§ Для этого необходимо уничтожить своеволие и свободомыслие.

§ Далеко не все люди способны познать логос.

§ Этим объясняется неравенство: те, кто приобщаются к разуму, находятся в истине, те, кто не приобщаются, находятся во лжи.

§ Мир должен управляться лучшими.

§ Законы полиса должны соответствовать божественному логосу.

§ Все человеческие законы исходят из божественных.

§ Формы правления – неизвестно.

· Скорее смешанная форма правления (переходная) - сочетаются и аристократия и демократия.

· Он не за равноправие.

· Перекос в сторону аристократии (неравенство).

· Эта аристократия не кровная, а аристократия духа. Правят те, кто что-то делает, кто способен что-то познать.

v Демокрит.

Ø Он первый в центр познания поставил человека.

Ø Основа мудрой жизни – в разумных наслаждениях. Это наслаждения внутренние, кроются в глубинах собственной души.

Ø В душе человека живет бог, из этого источника надо черпать удовлетворение.

Ø Наслаждение – умеренное пользование земными благами.

Ø Чрезмерное насыщение претит, как обжорство. Это плохо. Нужно, чтобы все было в меру.

Ø Человек должен постичь искусство возможного, довольствоваться настоящим, не желать слишком многого.

Ø Правильнее ощущать себя несчастным, тогда жизнь станет легче.

Ø Таким образом достигается внутреннее равновесие, человек успокаивается.

Ø Человек не должен делать ни слишком много, ни слишком мало ни для ближних, ни для чужих, особо не стараться.

Ø Демокрит проповедует здравый эгоизм и индивидуализм.

Ø Демокрит вынужден себя опровергнуть. Противоречие – полис. Как он будет существовать при таких условиях?

Ø Демокрит утверждает, что полис – единственная структура, которая может обеспечить человеку такое существование, поэтому надо делать все для его сохранения.

Ø Два принципа руководят правильным государством:

§ 1. Свобода (абсолютная) – законы мешают жить каждому, как он хочет. Законы нужны, но подчинение им должно быть добровольным. (чепуха на постном масле – комментарий Карпенко)

§ 2. Равенство – насущные потребности людей.

Ø Демокрит утверждает, что править должен самый способный и разумный. Неразумные подчиняются.

Ø При наличии и действие этих принципов будет согласие и благополучие в обществе.

Ø Но не нужно думать, что Демокрит сам не видел своих противоречий.

§ Он создавал свое учение в то время, когда в греческих полисах происходила следующая ситуация: греческая аристократия уступает место демократии.

§ Это изменяет общественную жизнь, при которой жил Демокрит.

§ Происходит борьба политических партий.

§ В основе этой борьбы оказываются задействованы противоположные элементы: элита (аристократия) и люмпенизирующая масса, которая пока еще не превратилась в голодранцев, но к ней приближается бесповоротно. И эта толпа требует своих прав.

§ В такой обстановке и творит Демокрит, он пытается найти равновесие, компромисс, но это не получается.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: