v Документы, в которых получила практическое воплощение политическая и правовая мысль Древней Индии:
Ø Древнейший из дошедших до наших времен документ – Ригведа
§ Наиболее древняя из санхит древнеиндейских
§ Сборник религиозных гимнов (она не единственная).
§ Ригведа во многом выступает источником всех последующих доктрин, политических, правовых.
§ Определяющее значение Ригведы подтверждается также и тем, что боги, описанные в Ригведе, почитались в Индии в Средние века, в том числе.
§ Ведическое мироощущение древних ариев во многом пронизывает собой все последующие века, вплоть до настоящего времени, в некоторых аспектах.
§ Ригведа насчитывает 10 книг в своем составе и 1028 гимнов.
§ Текст Ригведы сохранялся неизменным на всей территории Индии, то есть все брахманские школы следовали одному и тому же тексту, и одним и тем же правилам произнесения этих гимнов (стихов).
· Это означает, что создатели Ригведы были когда-то одним единым этносом.
· Само сохранение неизменности Ригведийских текстов показывает, что эти гимны были настолько укоренены в сознании древних ариев, что они на протяжении почти тысячелетий сохранялись в таком неизменном виде, и ничто не смогло поколебать уверенность в правильности гимнов и правил их произнесения, а ряд положений сохранялись в течение еще большего времени вплоть до наших времен.
Ø Самаведы (сборник правил, как должны исполняться гимны),
Ø Яджурведы (религиозный ритуал),
Ø Атхававеда (сборник магических заклинаний, формул). Последняя санхита наиболее поздняя, впитала в себя влияние других культур, поэтому она наименее арийская.
v Основное содержание Ригведы – религиозные мифы (как первая форма проявления сознания).
|
Ø Ведическая модель мира строится на взаимоотношениях Боги-человек.
Ø Эта связь раскрывается через поэтов, через стихотворную, поэтическую форму.
Ø Считалось, что поэты, благодаря таинственной магии слова, сумели увидеть скрытый от простых людей мир богов, и сумели с ним наладить контакт.
Ø У древних ариев было особое отношение к слову, устной речи, отношение очень осторожное, аккуратное, и по их мнению, лишне сказанное слово могло привести к непредсказуемым последствиям.
Ø Более того, они считали, что слово содержит в себе какую-то неизведанную силу, которую надо очень осторожно использовать. И, если у слова есть какая-то магия, то оно позволяет напрямую общаться с богами.
Ø Этим самым поэты (риши), по их мнению, и занимались. Неаккуратное слово могло разрушить тонкую связь человека и богов.
§ Ни в одной из современных религий (христианство, ислам) нет имени бога. Известно лишь свойство бога. 100 имен Аллаха в Коране – это не имена, а свойства (милосердный, милостивый, всемогущий и т.д.). Иисус Христос – это не имя и фамилия, это «спаситель помазанник». Почему не известно имя бога? Дионисий Ареопагит считает, что если человек узнает имя бога, он сразу же произнесет его, и бог должен будет отозваться, так как его зовут, и это будет означать, что человек будет напрямую общаться с богом и сравняется с ним.
§ Софисты полностью выхолостили слово. Они сделали из него пустую скорлупу, которую можно было наполнить любым содержанием и доказать с помощью риторики все что угодно.
|
Ø Стихотворная, поэтическая форма считается наиболее художественной, наиболее эстетической, а так как мир богов – более высокий, обращаться к нему надо в наикрасивейшей форме. Она подчеркивает единство мира людей и мира богов.
v Главный принцип Ригведийского миросозерцания – обожествление природы как целого.
Ø У древних ариев было ощущение, что в мире господствует некий единый дух, хотя и принимающий в процессе своего развития разнообразные формы. Поэтому они обожествляли природу как нечто целое.
Ø Боги арийского пантеона не содержали в себе каких-то специфических качеств, в отличие пантеона Древней Греции. Боги легко приобретали новые качества, утрачивали прежние, менялись.
Ø Каждый бог мог воплощать в себе и силу, и могущество всех остальных в какой-то момент времени, если в этом была необходимость.
Ø При обращении к богу риша (поэт) наделял его всем могуществом и всей силой всего пантеона в данный, конкретный момент времени. Никакой индивидуальности бога не наблюдается.
Ø Другие боги не принижаются, так как в другой ситуации другой бог может выступить в качестве самого главного. Это говорит о существовании тенденции к преодолению многобожия, пантеизма. Древние арии, по-видимому, осознавали, что есть нечто единое.
Ø Формируется стремление к монизму (единый принцип, из которого исходит все: и природа, и вселенная, и мир богов, и мир людей). Арии стремились постичь совокупность мира, единства мира.
v Всемогущий принцип – принцип «рита » или «рта » - первооснова мира и фундамент действующих в нем законов.
|
Ø Рита – принцип упорядоченности явлений в мире (космос как порядок). Это целое, с которого начинается потом разделение.
Ø Они полагали, что благодаря этому принципу Солнце перемещается по небу, сменяются времена года, свет сменяет тьму и так далее.
Ø Самое известное определение риты – путь солнца.
§ В представлении древних ариев об окружающем мире, о Вселенной движение небесных светил занимает наиболее важное значение, является первостепенным.
§ Если вдруг это движение прекратилось бы, солнце погасло, то мир, наверное, разрушился бы.
§ Солнце – главное из светил, особо почитается, постоянно упоминается в гимнах.
Ø Главный принцип рита выражает в себе не только путь солнца, но и силу самой природы.
Ø Для древних ариев характерно было создание неразрывной связи между явлениями природы и человеческой деятельностью (жертвенными действиями).
Ø Отправление жрецами религиозного культа – естественный процесс – процесс, без которого мир не сможет существовать.
Ø Этот религиозный культ обеспечивал торжество риты над хаосом, угрожающему всему живому.
Ø Движение солнца, смена времен года, иные природные явления не могли бы происходить без этих жертвенных действий.
Ø Мир людей и мир богов находится в одном и том же месте, во вселенной.
Ø И боги, и люди участвуют в охранении вселенной.
Ø У людей единственная возможность посодействовать этому – различные жертвоприношения, поклонения, заклинания, молитвы.
Ø У древних ариев возникало чувство сотворения (создатели мира) и ответственности (нравственной), которая потом перерастает в чувство юридической ответственности.
v В арийском пантеоне были боги неба, земли и воздуха.
Ø Главные – боги воздуха (связующий элемент между землей и небом).
v Позже рита приобретает двойственное значение:
Ø Вселенская закономерность (движения светли, явления природы) и мораль (человеческие поступки).
Ø В арийской религиозной философии нравственная идея соединяется с общими законами развития мира.
Ø Рита выступает как парадигма вселенной, образчик, по которому строится вселенная.
Ø Можно провести параллель с идеей единого закона, который обустраивает все - Конституция.
§ Идейные истоки лежат в Древней Индии.
§ Арийское мироощущение в некоторых философско-религиозных аспектах сохраняется вплоть до сегодняшнего дня, в частности, проявляется в таком явлении, как Конституция.
§ Только в Конституции наиболее рационально соединяются понятия человек и гражданин.
v В Ригведе защитником и носителем безличностного принципа риты выступает бог Варуна.
Ø По мнению ариев, его могущество огромно, власть беспредельна. Он – творец и хранитель всего сущего.
Ø Варуна следит за соблюдением небесного порядка, и Ригведа наделяет его свойствами морального судьи.
Ø Он судит и богов, и людей.
Ø Обращение риши к нему всегда проникнуто духом раскаяния и жажды прощения.
Ø В этих обращениях чувствуется страх перед наказанием.
Ø Наличие моральных принципов людского поведения, императивов, которым надо следовать, а также наличие контроля за соблюдением этих моральных принципов со стороны богов на практике привело к появлению «морального кодекса поведения ».
v Рита ассоциируется с добродетелью, правдивостью, честностью, благородством.
Ø Это те правила, которым должны следовать арии.
Ø Их несоблюдение ведет к осквернению и ритуальной нечистоте.
Ø Арий – это человек, обладающий теми высокими нравственными качествами (добродетелью, честностью, благородством) и совершающие известные действия (жертвенные), с помощью которых поддерживается мир.
Ø Поэтому Ригведа всех неариев называется ненавистными для богов.
Ø Неарии – угроза этому правопорядку, провозвестники хаоса, тьмы и греха. Борьба против них необходима.
Ø Поэтому существует разделение общества на варны.
Ø Все варны были арийские, все кто вне варн, это презренные и жалкие существа, которые могут только все испортить.
v Мощь риты распространяется не только на людей, но и на богов (как в Др. Греции – Зевс подчиняется року).
Ø Рита растворяется в мире, осязается, люди участвуют в ее поддержании, могут изменять ее.
Ø А рок нельзя обойти или ему не подчиниться.
v Рита является источником торжества, вселенского закона и правильного поведения людей. Это символ упорядоченности и гармонии в мире.
v Позже эта идея соподчиненности людей и богов единому закону переходит в другие религиозные системы, прежде всего буддизм.
Ø Брахманы первоначально воспринимали буддизм как ересь.
Ø Буддизм заимствует многие положения ведической религии.
v Рита начинает ассоциироваться с дхармой – неким законом, который также подлежит неукоснительному соблюдению.
Ø С помощью дхармы люди и боги защищают мир, каждый по-своему.
v Дхарма – добродетель, соответствует греческому логосу или русскому ладу.
Ø По законам Ману, первоначально люди управлялись только одной дхармой.
Ø Но люди расслабились, погрязли в грехах и стали забывать веды.
Ø Тогда брахман, верховное существо, создал учение о 3 ценностях жизни триварга:
§ дхарма - добродетель,
§ артха - польза,
§ кама – любовь.
Ø Брахман полагал, что это и есть те ценности, которые управляют человеческой жизнью целиком и в каждой ашраме (стадии жизни).
Ø Дхарма разделяется на артху и каму для достижения мокши (спасения).
Ø Нравственная обязанность превращается в юридическую, когда появляется наказание (данда).
§ Варуна судит и богов и людей, он налагает данду.
§ В Ригведе данде отводится исключительная роль. Это практически самая важная вещь у древних Ариев. Позже похожее мы можем встретить в учении китайских легистов.
§ В государственном быту воплощением наказания выступает царь – раджа, он несет данда-дхарму.
§ Единственным сдерживающим фактором человеческой жизни может быть только наказание, палка.
§ Арии полагали, что человек склонен к плохому. Нельзя создать нового человека.
§ Надо поставить как можно больше преград перед человеком – наказание.
§ В законах Ману изощренные наказания.
§ Только тот, у кого есть власть, может обеспечить наказание – царь.
§ Данда – воплощение дхармы царя, ему вручается жезл наказания.
Ø Вывод: Цели человека и цели государства совпадают в ведическом государстве – сохранять вселенную, приносить жертвы, изучение вед.
Ø Для каждой варны (кроме шудр) были сроки постижения вед (определенный возрастной период), второе рождение – получение знания.
Ø Если люди следуют ведам, то и государство следует целям вед – спасение.
v Ведическое государство берет на себя заботу о том, чтобы люди знали дхарму и следовали ею.
Ø Такое государство создается в соответствие с ведами для изучения и сохранения вед в потоке времени.
Ø В Ригведе записано, что любая вещь в мире основана на разуме, а мир есть око разума.
Ø Ведическое государство предназначено для спасения человека.