v Идея высшего блага выражается в государстве.
v Государство – совершенная форма общежития.
v Истинное политическое искусство состоит в спасении и попечении души. Такое искусство являет собой философию, размышление о судьбах и т.п. Этот тезис превратился потом в постулат совпадения истинной философии и истинной политики. Это краеугольный камень. Поэтому, по мнению Платона, только политик-философ способен построить государство, основанное на высшей ценности истины и блага.
Ø Это утверждение вполне согласуется с общим состоянием греческого мироощущения.
Ø В этом тезисе отразилась и сама философия как наука о едином, в котором сочетаются различные противоположности, и сущность человека, совпадение человека и гражданина и само понимание города-государства, полиса.
v Для Платона построить полис означает до конца познать человека и его место в космосе, во вселенском порядке.
v «Государство – это увеличенная копия нашей души ». Центральная проблема – проблема справедливости. Она получает свое адекватное решение лишь при наблюдении того, как рождается или погибает совершенный город.
v Такой совершенный город у Платона состоит из 3 групп:
Ø Крестьяне, ремесленники, купцы.
§ Население, которое производит материальные блага, обеспечивающие жизнь
§ Преобладает вожделеющее начало.
§ Если при этом у них присутствует умеренность, любовь к порядку и способность подчиняться – это достойнейшие люди.
§ Однако это неполноправные граждане, они не могут пользоваться всеми политическими правами в полной мере, потому что они удовлетворяют низменные потребности человека.
Ø Стражи (воины)
§ Преобладает волевая часть души
|
§ Их долг – бдительность
§ Они охраняют город от врагов
§ По отношению к врагам города стражи обладают мужеством и силой, по отношению к своим гражданам – кротостью и скромностью.
§ Как достичь такого противоречивого сочетания? С помощью воспитания, формирования личности. Воспитание воинов основано на преподавании двух дисциплин:
· Гимнастика, которая воспитывает тело
· Музыка, которая смягчает душу.
§ Примерно то же на практике применяли в Спарте.
§ Воспитанные таким образом воины живут при общности имуществ, частной собственности у них нет, они живут при общности жен, у них нет семьи. В исполнении своего долга они получают истинную радость.
§ Общность имущества необходима, чтобы искоренить в них эгоистические и индивидуалистические порывы, которые являются корнем зла.
Ø Правители.
§ Преобладает разумная часть души
§ Происходят из воинов
§ Только правители умеют любить свой город и способны лучшим образом исполнить свой долг
§ Немногочисленны, так как истина доступна немногим.
§ С детства проходят испытания, которые выявляют их добродетели.
§ Помимо функций управления городом, выполняют еще и полицейские функции, надзирают за гражданами, занимаются воспитанием всех остальных.
§ Власть правителей неограниченна.
§ Конкретное исполнение обязанностей:
· Возраст – 50-70 лет
· Время правления не должно превышать 20 лет
v Между классами возникает гармония взаимоотношений. Реализует эту гармонию каждый гражданин, который знает свое место и исполняет свои обязанности наилучшим образом. Граждане выступают как части человеческой души. По мнению Платона, в этом и есть природная справедливость, правда.
|
v Важнейшей составляющей города является воспитание.
Ø Низший класс не нуждается в высоком образовании. Они экономически свободны, но политически существенно ограничены. У них должна быть частная собственность, имущество, семья, они сами воспитывают детей, поскольку это не может повредить городу.
Ø Дети воинов и правителей воспитываются правителями, правители определяют, к какой категории населения их отнести. У каждого свое место в этом мире, которое соответствует возможностям.
Ø Сами правители обязаны в течение своего воспитания максимально познать благо, вылепить себя по образу блага и постоянно внедрять и прививать благо.
v Такое государство – образец всех добродетелей.
Ø Добродетелей 4:
§ Мудрость – правители
§ Храбрость – стражи
§ Умеренность – ремесленники
§ Первейшая и конечная идея – правда, которая охватывает собой все вышеназванные.
Ø Платон указывает на то, что эти добродетели присутствуют в каждом человеке. Они могут быть неразвиты, но они есть. Мудрости в человеке соответствует голова, храбрости – сердце, умеренности – низшиечасти тела, главенствует над всем в человеке – чувство справедливости.
v Как реализовать идеальное государство?
Ø Надо, чтобы образ такого государства сначала возник в сознании человека и формировался там. А потом воплотился на практике. Если люди все вместе захотят жить в таком государстве, тогда они его построят.
v Платон отдает себе отчет в существовании вечной истины.
|
Ø Это божественные идеи.
Ø По их образу и должны строиться законы в таком городе.
Ø Люди должны быть восприимчивы к таким идеям.
Ø Для этого необходимо, чтобы они впитали в себя сознание своей принадлежности этим идеям.
Ø Эти идеи руководят всем в мире, в том числе и человеком.
v Но Платон на самом деле реально смотрит на вещи. Поэтому он в своем произведении «Государство » показывает круговорот различных форм правления.
Ø Он понимает, что идеальное государство, даже однажды возникнув, неизбежно может деградировать и выродиться в что-то менее значимое, менее хорошее. Но резкого перехода от идеала к деградации не происходит. Обычно это идет волнами.
Ø Если идеальное государство начинает хиреть, на его месте должно возникнуть что-то иное. В какой-то момент распределение граждан по сословиям будет происходить не в соответствии с их природой, а по каким-то иным признакам. Потому что человек – существо несовершенное. Сословия перемешиваются, возникает смута, раздоры, эгоистическое чувство проявляет себя. Это приводит к столкновениям. Побеждают храбрейшие и сильнейшие. Гармония нарушается. Они подчиняют себе всех остальных и устанавливают некий порядок. Главной добродетелью становится честолюбие, военные подвиги. Военные качества преобладают, развивается тщеславие, которое приводит к стремлению к власти.
Ø Появляется первая извращенная форма – тимократия. Это Спарта. В тимократии по мере развития стремления к власти, одновременно развивается стремление к богатству. Правители аккумулируют богатства, пользуясь своей силой. Деньги становятся мерилом влияния в таком обществе. Возникает имущественное расслоение, возникают бедные, которые исключаются из управления. Устанавливается имущественный ценз. Тимократия деградирует.
Ø На месте ее рождается вторая извращенная форма – олигархия. Здесь господствуют низменные устремления, правят богатые. Правление дурное, потому что они будут править в своих интересах, а не в интересах всего населения в целом. В обществе возникает стремление к стяжательству, все хотят стать богатыми, это приводит к бесконтрольному распоряжению имуществом. Имущество переходит из рук в руки, меняет собственников. Нарушается имущественная стабильность. И социальная стратификация еще больше смешивается. Классы бедных и богатых легко меняются местами. В конце концов богатство концентрируется в руках небольшой группы людей, все остальные – нищие. Возникает классовая борьба бедных и богатых. В процессе борьбы одна часть населения еще больше беднее, появляются люмпены, которые требуют только хлеба и зрелищ. Олигархия гибнет.
Ø На ее месте появляется демократия. Это третья извращенная форма. Здесь господствует принцип неограниченной свободы. Это не самая худшая форма, но одна из наиболее худших. Потому что здесь при господстве такого принципа страсти более не сдерживаются, в государстве царит распутство, в нравах – бесстыдство. Правителями оказываются люди, которые сумели завоевать расположение толпы с помощью демагогии, исчезает всякое уважение к власти. Люди начинают чувствовать каждый сам себя царем. Исчезает уважение к законам. Исчезает социальная иерархия. Дети равняют себя к родителям, рабы равняют себя к господам, ученики – наставникам. Постоянные раздоры усиливаются, богатые пытаются защититься, бедные ищут вождя. Он нужен обязательно, иначе никто не даст направление толпе. Он находится обязательно, свято место пусто не бывает.
Ø На этом заканчивается демократия, появляется наихудшая форма – тирания. Здесь господствующий принцип – страсть, вожделение. Вождь – тиран. Чтобы сохранить свою власть, он совершает постоянные злодейства, преступления. Зачем? Ему нужен образ врага, чтобы народ нуждался в тиране. «Умный» тиран постоянно совершает преступления. Опираться в своей политике он должен только на самых плохих людей, потому что только они будут от него полностью зависимы. Не будет его – не будет и их.
Ø Но Платон говорит о круговороте. После последней стадии круг должен замкнуться и ситуация должна вернуться к идеальному государству. Это происходит удивительным образом у Платона. Может так случиться, что тиран окажется жестоким и страшным, но любящим правду. И тогда он отберет всех детей младше 10 лет, поместит их в отдельное помещение и воспитает как граждан отдельного нового идеального государства. И после тирании появится внось идеальное государство. Здесь также большое влияние имеет воспитание.
v Платон ничего не выдумывал, он описывал реалии его времени.
v У него есть произведение, написанное в более зрелом возрасте – «Законы »
Ø Платон описывает иное государство.
Ø Тоже идеальное, но более приближено к действительности.
Ø Это не проект, а фактическое предложение.
Ø Законы полностью охватывают жизнь человека и заставляют его поступать так, как выгодно государству.
Ø Цель государства – гармония всех добродетелей. Всех добродетелей 4. Но иной порядок. Означает изменение приоритетов. На 1 месте – мудрость, на 2 – умеренность, на 3 – правда, на 4 – храбрость.
Ø В этом государстве Платон говорит о смешанной форме правления, которая сочетает в себе элементы демократии и аристократии. То, что ему на практике представлялось более удобным. Каждая в отдельности из этих форм приводит к крайности и гибели. А разумное сочетание – к воздержанности. Свобода граждан ограничивается усилением власти, а усиление власти – свободой граждан.
Ø Много места уделено организации быта.
Ø Нормативные предписания в законе входят во все сферы человеческого существования.
§ Закону предшествует введение, в котором содержатся советы граждан, как сделать жизнь добродетельней и более подходящей для государственной пользы.
§ Платон сочетает императивные и диспозитивные нормы. В самом законе – нормы императивные, а во вступлении – диспозитивные, то, как надо выполнять данные предписания.
Ø Подробно он останавливается на управлении данного государства.
§ Торговля – это плохо, так как это ведет к появлению богатства и роскоши.
§ Большое количество иностранцев развращает нравы, так как навязывают населению несвойственные ему привычки и обычаи.
§ Населения должно быть не много, и не мало. Чтобы обеспечить безопасность, но в то же время, чтобы поддерживать внутренний порядок.
· 5040 семей.
· Рождаемость регулируется.
· Население равномерно распределяется по территории государства.
· У каждой семьи 2 участка земли, один – около города, другой – на границе. Чтобы граждане и защищали государство, и создавали материальную базу государства.
· У каждой семьи два дома. Первый – в городе, второй – на окраине.
· Частная собственность присутствует, хоть и ограничена. Отчуждение ее не допускается.
· Наследник в каждой семье только один. Все остальные дети усыновляются бездетными семьями. Дочери не получают приданого, но если дочери наследуют после отца, то они выдаются замуж за бедных, чтобы распределить имущество и не допустить социального разрыва.
· Золото и серебро искореняются, все расчеты практически в натуральном виде.
· Имущество ограничено, указаны высший и низший пределы.
§ Правители.
· Хранители законов, руководят жизнью.
· Избираются по сложной схеме. Платон подробно описывает процесс их избрания и процесс жеребьевки судей. Судьи избираются по жребию, чтобы исключить любые случайности.
§ Помимо законов, которые проникают во все области жизни, в таком государстве огромную роль играет религия. Она формирует нравы. Чем она сильнее, тем меньше распущенности в таком государстве.
§ Обязательно есть цензура над поэтами, чтобы они творили на пользу государству, а не во вред ему. Тогдашние поэты – как современные журналисты.
§ Платон активно выступает за сесситии, общественные обеды, как в Спарте, считает это не только главным критерием гражданства, но и возможностью для граждан вместе провести время, почувствовать, что они – одна большая семья. Собственно, такое государство – и есть одна большая семья, в котором дети любят государство больше, чем отца и мать, и они являются детьми этого государства.
§ Граждане не имеют права заниматься ремеслами, они посвящают свое время только служению государственной пользе.
Ø Такое тотальное государство Платон описывает в «Законах». Впоследствии нечто похожее было создано в рамках кальвинизма. Или тоталитарные государства ХХ столетия приблизились к такому государству. Сегодня – это лишь пародии на идеальное государство Платона.
Ø Такое государство – вполне естественно для периода Платона – Античности.
§ В древневосточных гос-вах не занимались душой человека. Им нужно было тело, для строительства.
§ На древнем Западе – иная ситуация.
· Не нужно было строить большое количество зданий, плотин, все было компактно и густонаселено.
· Государство возникло для разрешения конфликтов.
· После разрешения конфликта, нужно сделать, чтобы конфликт не возник снова. Нужно изменить человека, чтобы ему больше не хотелось ссориться. Это цель духовная, это идея.
· Государство полностью закабаляет человека. Оно регламентирует каждую сторону его быта.
· Нельзя отпустить человека ни на минуту, иначе он избалуется. Этим объясняется появление именно на древнем западе теорий.
· Но необходим противовес такому тотальному государству, чтобы оно не все поглощало, а только часть, чтобы не исчез человек. Этой тенью могла быть только одна в мире организация – церковь. Тогда государству останется светская сторона человеческой жизни.
· Но на древнем западе не было намека на церковь. Была религия, но выполнение религиозных культов было конституционной обязанностью, за неподчинение которой – арена цирка с дикими зверями. Что делали и с первыми христианами в Риме, которые отказывались выполнять религиозные культы.
· Поэтому и разрушились древние государства.
11. Происхождение и сущность политии в учении Аристотеля.
Аристотель (по лекции).
v Его воззрения в большей степени затрагивают действительность.
v Главная забота – найти сущность самих вещей, проникнуть в их природу. Именно поэтому Аристотель считается основателем науки логики и теории доказательств.
v Именно в природе вещей Аристотель видит ту нить, которая определяет движение всех вещей в мире.
v У него мир состоит из двух противоположностей – материя и форма.
Ø Материя – многообразие и бесконечность, форма - реальность и сущность вещей.
Ø Приобретая форму, материя переходит из возможности в действительность.
Ø Материя и форма не противопоставляются друг другу, они сочетаются. Материя всегда содержит в себе возможность формы, и, став формой, материя превращается в действительность.
Ø В человеке господствует форма.
Ø Высшая форма материи – мысль.
Ø Высшее проявление мысли, по мнению Аристотелю, это мысль, отрешенная от действительности, мысль ради мысли, созерцание ради созерцания. Это и есть бог. У Платона это идея, благо.
Ø Поэтому, государство занимает важнейшее место в человеческих взаимоотношениях.
Ø Государство требует высшего напряжения мысли для своего познания.
Ø Потому что оно является наивысшей формой общежития.
v Целью государства является совместное проживание людей.
Ø Но это не просто место, площадка, но государство есть совершеннейшее и самодовлеющее существование, смысл которого состоит в счастливой и прекрасной жизни.
Ø Счастливая и прекрасная жизнь – совместная деятельность, в основе которой лежит дружба.
v Жить в государстве – означает созидать, а не прозябать, делать что-то, а не смотреть, как это делается.
v Если государство – это самодовлеющее существование, оно не может быть средством, оно – цель человеческой жизни.
Ø Значение государства – не функциональное, а смысл человеческой жизни.
Ø Такое государство не выполняет функцию, оно несет в себе миссию сделать жизнь человека осмысленной.
v Государство – естественное образование.
Ø Вне государства могут жить только бог или зверь.
Ø Человек – политическое общественное государственное животное.
Ø Будучи частью государства, только в нем человек достигает своего естества, своей природы и подчиняется закону государства. Только в этом случае человек превращается в человека.
Ø Здесь Аристотель следует за Платоном, утверждая, что человек от государства неотделим.
Ø Но Аристотель не требует абсолютного подчинения человека государству.
Ø Он признает необходимость личной свободы.
Ø Для него важно, чтобы в идеальном государстве сочетались противоположности, чтобы была гармония.
Ø Свои сентенции он подтверждает практическими примерами.
v «Политика».
Ø Небольшое произведение, глубокие мысли.
Ø Особое место – вопрос происхождения государства. Патриархальная теория.
§ Человек, стремясь к общению, объединяется с себе подобными.
§ Возникают семьи, потом возникают села, государство.
§ Власть такого государства очень похожа на власть отца.
§ Самый первый союз – семья.
· Аристотель уже в нем видит зачатки государственной организации.
· Они проявляются во взаимоотношениях членов семьи.
· Между мужем и женой отношения аристократические, основанные на признании свободы женщины, но и ее подчинении мужу.
· Отношения между отцом и детьми – монархические. Полное подчинение.
· Отношения между господином и рабом – имущественные, частнособственные, экономические.
· Это подчеркивает, что государство – естественная организация.
Ø Первый в истории мысли обосновывает рабство. Оно нужно, необходимо, естественно. Таких обоснований рабства в истории будет три. Первый – Аристотель. Каждое последующее обоснование будет по убедительности слабее, чем предыдущее.
§ Аристотель спорит с Сократом – противником рабства.
· Аристотель: рабство необходимо по своей природе. Аристотель объективен,
· Сократу не нравится рабство – значит оно плохо. Сократ субъективен.
§ Рабство нужно государству.
· Рабы, по мнению Аристотеля, - это не военнопленные, не должники, а те, у кого тело господствует над душой, страсти подчиняют разум.
· Люди, которые не могут руководить собственными поступками.
· Разум им необходим только для того, чтобы выполнять приказы.
· По природе рабами являются все варвары, не-эллины. Греки – господа.
§ Интересно, что Аристотель сам – метек, он из города Стагир. И он в угоду мелочным соображениям не изменяет научной мысли. И выступает за то, что рабы не должны быть равны гражданам.
§ В обосновании рабства наблюдаются потребности общественно-экономической жизни.
· Кто-то должен обеспечивать граждан. Это рабы.
§ Надобность социальная:
· Граждане только работают на государство, это их смысл жизни
· Те, кто занимается материальным трудом – низменные, они не могут участвовать в управлении государством. Низменный образ жизни порождает низменный образ мысли.
Ø Гражданин – лицо, у которого есть социально заполненный досуг.
§ Он служит государству. Как?
§ Гражданин – тот, кто участвует в Народном Собрании и правосудии.
§ Это обязанности – депутат и присяжный. Никто из граждан не может отказаться от этих обязанностей.
§ Рабочее время древнего гражданина было социальным.
Ø Гражданин должен обладать и добродетелями. Таких добродетелей 2:
§ уметь подчинять
§ уметь подчиняться.
Ø В народном собрании происходит ротация: сначала правят старшие, а молодежь им подчиняется, потом молодежь начинает править, а подчиняется им уже следующее поколение.
Ø Каждый в течение своей жизни успевает выполнять все социальные функции.
Ø 6 форм правления: 3 правильные и 3 неправильные.
§ Правильная монархия (один правит во благо всех). Ей соответствует неправильная тирания (один правит в собственное благо).
§ Аристократия (немногие правят в интересах всех) – олигархия (немногие правят в своих интересах).
§ Полития (большинство правит в общих интересах) – демократия (большинство правит в собственных интересах).
(дополнительные источники)