Русские дореволюционные историки, философы и ученые русского зарубежья 20-40-х годов XX века (Н. Бердяев, П. Савицкий, Г. Вернадский) увлекались "евразийским" менталитетом русской культуры (менталитет - особенности индивидуального и общественного сознания, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями).
Крутой поворот, который совершила страна в 1917- 1920 годах, вызвал к жизни евразийское течение, распространившееся среди молодой интеллигенции в эмиграции. Молодые философы, историки, литераторы, правоведы увлеклись поисками смысла российской истории.
Первым и краеугольным камнем для этого мировоззрения становится книга крупнейшего русского лингвиста и этнолога Николая Сергеевича Трубецкого "Европа и Человечество". Главный тезис этой книги предвосхищает более поздние открытия Тойнби. Трубецкой убедительно доказывает, что в двадцатом веке на планете сложилось два лагеря, противостоящих друг другу в духовном, культурном, идеологическом, религиозном и расовом смысле. С одной стороны, это "Европа", романо-германский мир. С другой стороны - все остальные - "вся совокупность славян, китайцев, индусов, арабов, негров и других племен..." "Европа" выработала свою собственную цивилизационную модель, которую посчитала наиболее совершенной, и которую отныне стремится навязать всем без разбора, не особенно принимая во внимание мнение остальных.
Впервые евразийство громко заявило о себе в начале 20-х годов. Группа молодых российских ученых - князь Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский и другие сначала в Софии (Болгария), затем в Берлине (Германия) и Праге (Чехословакия) выпустили подряд несколько сборников с характерными названиями. Позже к этому течению примкнули еще несколько представителей эмигрантской интеллигенции, среди них Вернадский.
|
Евразийцы предлагали свою трактовку исторического процесса. Настроенные резко отрицательно по отношению к Западу, западничество они считали чуждым для России.
Одним из главных (а может быть и главным) фактором истории евразийцы считали связь культуры и жизни народа с географической средой - "месторазвитием" народа. Именно здесь они искали истоки самобытности различных стран и народов, в том числе и причины своеобразия русского национального самосознания.
Громадные пространства России наложили отпечаток на историю страны, способствовали созданию своеобразного культурного мира. Наряду с этим подчеркивалось особое влияние на российское самосознание восточного фактора, без учета которого, по мысли евразийцев, нельзя понять ход русской истории.
> Отсюда проистекало противопоставление Европы и Азии, усиленно пропагандировалась связь России с Азией.
В связи с этим и события 1917 года евразийцы восприняли как финал давнего кризиса европейского республиканизма и социализма. Кризис европейской культуры, по их мнению, свидетельствовал о начале великого поворота истории к Востоку и возрождению Азии. России в этих условиях отводилась роль спасительницы всего мира.
Основные идеи евразийства об историческом месте России:
Россия отличается как от Запада, так и от Востока, что это особый мир - Евразия.
|
Русская национальность, формировавшаяся под сильным влиянием тюркских и угро-финских племен, приняла на себя инициативу объединения разноязычных этносов в единую многонациональную нацию евразийцев, которые объединены в единое государство – Россию.
Много писалось о симфонизме, соборности, целостности российского мира. Таким образом, выделялась идейно-религиозная основа России. Евразийцы отводили решающую роль в этой части православию и православной церкви. Они считали, что русская церковь - это средоточие русской культуры, она определяет ее существо. Суть православия в понятии соборности, то есть единении всех под покровительством церкви для того, чтобы всем вместе найти спасение в царствие Божием.
Евразийцы о государстве
- идея об идеократическом государстве (Российское государство для евразийцев олицетворяло одновременно и общественную организацию, и церковную, это - идеократическое государство).
- абсолютизируя роль церкви в духовной жизни, они идеализировали и абсолютизировали роль государства в жизни общественной. Государство выступало в роли верховного хозяина общества, обладающего сильной властью, но в то же время сохраняющего связь с народом.
- монголы первыми решили историческую задачу - положили начало единству безбрежного океана-континента, заложили основы его государственного устройства.
> их прямой наследницей стала Московская Русь. "Без "татарщины" не было бы России", - восклицал П.Н. Савицкий.
Разделяя эту позицию, Н.С. Трубецкой считал, что основателями русского государства были не киевские князья, а московские цари, ставшие воспреемниками монгольских ханов. Распавшаяся Золотая Орда возродилась в новом обличье Московского царства. Чудо превращения татарской среды в русскую государственность произошло благодаря православию, религиозно-духовному подъему.
|
- утверждения о самодостаточности российского общества. Россия рассматривалась как замкнутый океан-континент. В ней все есть. Если весь мир рухнет, Россия может существовать без потерь одна во всем мире, утверждали евразийцы.
ПЁТР НИКОЛАЕВИЧ САВИЦКИЙ— русский философ и культуролог, один из вождей евразийства. Статья «Европа и Евразия».
Центральное место в его творческом наследии занимает изучение культурной и геополитической специфики России в её прошлом и настоящем.
Особый интерес вызывало у Савицкого взаимодействие русского этноса с монгольским, от которого русские, по мнению Савицкого, унаследовали «чувство континента»; татаро-монгольское иго Савицкий считал, несмотря на всю его тяжесть, наилучшим исходом для древней Руси, которая, по его мнению, была нестабильна и должна была пройти через подчинение какой-либо внешней силе.
Да, Европа высокомерна и агрессивна. Да, она кичится материальной силой и уступает многим неевропейским культурам и религиям в духовности, созерцательности, сосредоточенности, глубине. Да, угроза идет с Запада. Но... Сможет ли "Человечество", т.е. не Европа, не романо-германский мир само по себе дисциплинированно собраться и дать бой агрессивному противнику?
Надо найти нечто, что было бы сильнее Запада духовно, но и не слабее или, по крайней мере, сопоставимо с ним на уровне материальном. Противостоять агрессии гибельной материальной цивилизации может только Россия. Не "Европа и Человечество", но "Европа и Россия", Россия как континент, как империя, как материк, как Евразия - вот два полюса, под знаком которых будет вершится отныне мировая история.
Савицкий и его коллеги по евразийству пытаются понять смысл большевизма. Они все более ясно приходят к выводу, что это не помрачение и не случайность, не заговор темных сил и не провокация тайных обществ, как считала тогда практически вся белая эмиграция. Напротив, Революция для Савицкого явление глубоко национальное, глубоко русское, вскрывающее в кошмарной, драматической форме глубинную русскую проблему, коренящуюся в темноте веков. "Россия Романовых была православной, самодержавной и народной, лишь номинально," - утверждает Савицкий. Большевики не породили катастрофу, они стали ее выразителями. Революция была неизбежна и объективно предуготовлена всем ходом последних веков русской истории. Вот важнейший вывод из евразийского анализа большевизма
Революция, повергнувшая Православие, Самодержавие и Народность, по мнению Савицкого, была закономерным наказанием за то, что Православие перестало быть православным, самодержавие - самодержавным, а народность - народной.
Петр Савицкий как и все и евразийцы утверждал необходимость именно Третьего Пути - не большевистского и нецаристского, но вместе с тем, радикально противостоящего модели западного либерализма, который оставался (и остается) главным врагом "Человечества" (в терминологии Трубецкого), главным врагом Евразии (в терминологии Савицкого).
Иными словами, евразийство должно было заменить собой большевизм, сохраняя его динамику, его индустриальный порыв, его военно-промышленный и геополитический модернизм, а с другой стороны, возродить традиционные консервативные ценности дореволюционного периода - в первую очередь истинное Православие, истинное Самодержавие и истинную Народность.
ВЕРНАДСКИЙ, ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1887-1973), русский историк. Стал одним из идеологов евразийцев, обосновал историческую теорию евразийства в ряде работ — Начертание русской истории, 1927; Опыт истории Евразии, 1934; Звенья русской культуры, 1938.
- основой русского национального самосознания евразийцы считали православие, поэтому проблема унии с католической церковью была одной из ключевых.
Вернадский подошел к рассмотрению вопроса "соединения церквей" в контексте конкретной исторической действительности. По его мнению, решить столь важную проблему формальным путем, через заключение договора, невозможно: слишком уж различны интересы церквей, взаимное недоверие усугубляют корысть и разногласия церковных иерархов. На основании исторического опыта "соединения церквей" в прошлом, Вернадский предостерегает христиан от бесконечного повторения давних исторических ошибок.
Вернадский выделял в русской истории различные эпохи, связанные с борьбой собственно евразийских начал ("степь") и чуждых им европейских элементов ("лес"). Последние побеждают в 16 в. и открывают дорогу сплошной европеизации.
По мнению Г.В. Вернадского, русская историческая наука увлеклась изучением роли православной церкви и византийского духовного наследия и прошла мимо такого очевидного факта, как "обрусение", христианизация татарщины.
- "татарский" источник русской государственной организации - определяющий.
- православию и влиянию Византии он отводит роль духовного источника