Ильин Иван Александрович (1883–1954) – правовед, философ, публицист. - отучился на юридическом факультете Московского университета, где затем преподавал свыше десяти лет. В период революционных событий включился в активную идейную борьбу против большевизма. Автор многочисленных работ по древнегреческой и немецкой философии. Его двухтомный труд «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» является одной из лучших русских работ о великом немецком мыслителе.
В своих работах, написанных с православных позиций, разработал основы русского национального самосознания.
Особое внимание уделял вопросам этических оснований права, проблеме отношения добра и зла как предпосылок русского правосознания, анализу религиозных оснований национального правотворчества.
Смысл философии, по Ильину, заключается в познании Бога и божественной основы мира, в изучении истины, в постижении добра и красоты как сущностей, исходящих от Бога.
Ильин объяснял духовный упадок в обществе недостаточной твердостью веры в народе, высказывая надежду на будущий подъем православия.
Чрезвычайно интересной является его работа «О сопротивлении злу силою». В ней Ильин подвергает критике учение Л Н. Толстого, который называл всякое обращение к силе в борьбе со злом и несправедливостью «насилием». Ильин полагал, что такое учение нелепо само по себе, поскольку, «когда какой-нибудь негодяй наносит оскорбление честному человеку или развращает ребенка – это, очевидно, совершается по Божьей воле; но когда честный человек пытается помешать негодяю – это происходит не по воле Бога». Применение силы не оправдывается Ильиным, но вместе с тем рассматривается как вполне допустимое при определенных условиях и обстоятельствах, когда все другие средства исчерпаны или их вообще невозможно применить. Ильин не навязывает какого-либо одного типа поведения в борьбе с насилием и злом, он лишь поясняет, что в принципе толстовство – не больше чем ересь.
|
Ильин исходил из того, что глубинным и существенным в человеке является дух, духовное состояние, обращенное на познание истины, на общение с Богом.
Дух – объективно значимое в душе человека, источник правосознания, истинного патриотизма как основы здоровой государственности великой России.
В работах Ильина представлены глубокие размышления о предпосылках духовного обновления человека – о вере, знании, любви, свободе.
В качестве важнейшей социальной ячейки всего сложного общественного организма, следуя традиции, идущей от Аристотеля, ученый выделяет семью, так как именно через нее личностью постигаются и усваиваются все истоки духовной жизни. Семья есть первое лоно любви и веры. В семье человек осознает себя свободным существом.
Смысл свободы, по Ильину, состоит в том, чтобы через любовь самому увидеть, через очевидность – самому уверовать. Свобода – самостоятельная, самобытная творческая любовь и вера. Без любви и веры невозможно правосознание, необходимое для построения и функционирования государства.
Настоящий философ, как утверждал Ильин, должен сначала быть, потом действовать и лишь затем философствовать.
Из такой мировоззренческой установки Ильина вытекает и ряд важнейших следствий для понимания предмета философии и философии права.
|
- философия есть наука, вырастающая из духовного опыта человека, а важнейшей задачей философа является развивать этот опыт, совершенствовать и обогащать методы и навыки работы с ним.
- философия должна стать деятельностью, придающей человеческому бытию предельную предметность и очевидность. При этом важно иметь в виду, что, по Ильину, ни один логический аргумент, никакое самое развернутое теоретическое обоснование еще не могут привести к пониманию бытия и смысла жизни.
Свои философские размышления Ильин стремился довести до максимальной определенности.
Человека он рассматривал с двух точек зрения – душевной и телесной, отсюда и все правила человеческого поведения разделяются на две большие группы норм: к первой группе относятся все моральные и религиозные нормы, а ко второй – нормы правовые и нравственные.
Требования справедливости возникают из сочетания всех этих норм и должны рассматриваться раздельно.
Ильин различает нормы морали и нормы права. Последние устанавливаются не внутренним авторитетом, а внешним: они основываются не на божественной воле и не на голосе совести, а на предписании, которое создается людьми и связывает как их самих, так и других членов общества. Право основывается на том, что в обществе есть единая власть, устанавливающая правила поведения и контролирующая их исполнение. Это означает следующее: правовая норма предписывает людям заданное поведение, независимо от их согласия. Следовательно, заключает Ильин, право может предписывать только внешнее поведение.
|
Таким образом, нормы морали отличаются о т норм права,
во-первых, по авторитету (в морали – внутренний авторитет: голос совести; в праве – внешний авторитет);
во-вторых, по порядку, в котором правило устанавливается (в морали – самостоятельное восприятие голоса совести, у каждого особое; в праве – последовательное прохождение правил через все установленные этапы, в котором участвуют многие люди);
в-третьих, по тому, кто получает предписание (в морали – добровольное признание требование совести; в праве – всякий член общества, независимо от его согласия или признания);
в-четвертых, по тому поведению, которое предписывается в норме (в морали – внутреннее поведение, выражающееся и во внешних поступках; в праве – внешенее поведение, которое может, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния;
в-пятых, по санкции (в морали – укор совести и чувство вины; в праве – угроза неприятными последствиями и внешние принудительные меры).
Достаточно оригинально Ильин трактует и понятие естественного права. Так, правовые нормы, находящиеся в согласии с моралью и справедливостью, называются естественным правом (т.е. правом, соответствующим самому "естеству" человека как духовно-нравственного существа).
Когда человек имеет дело с такими нормами, он исполняет их не из-за страха наказания, а по внутреннему убеждению, следовательно, человек имеет не только правовую, но и моральную обязанность повиноваться праву, потому что тогда право предписывает во внешнем поведении то же, что мораль и нравственность.
В естественном праве обе стороны соединяются и согласовываются и право остается правом, но получает значение моральной верности: становится естественным правом; мораль не вытесняется и не нарушается правом, но руководит его предписаниями и придает ему характер естественного права.
Ильин считал, что вере принадлежит исключительная роль в духовной жизни общества и государства, а развитое правосознание неизбежно приобретает религиозный характер. Таким образом, сама религия как осуществление «Царства Божия» невозможна вне права и его признания, а так же правосознания. Именно борьба за свободу совести способна придать правосознанию ту духовную основу, которая налагает отпечаток на политическую историю.
Ильин был убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства, отстаивая огромную роль государственных начал в историческом прошлом России и в ее будущем.
- О сущности правосознания»[4] (написано в 1919, опубликовано в 1956), «Общее учение о праве и государстве» (опубликовано в 1915).
- двухтомник «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», 1918 год
- «О сопротивлении злу силой», 1925 год
Заслуживает упоминания позиция философа в вопросе о достоинствах и несовершенствах двух основных форм устройства власти в государстве -- монархии и республики. В основе его оценки -- мера их содействия росту духовности и свободного правосознания. Дело в том, что правопорядок складывается в обществе лишь тогда, когда “каждого из нас признают главным, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это правосознание и эту свободу”. Идеальная форма для России, по мнению Ильина, единовластие, монархия. “История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия -- или религиозного и национально укрепленного, единовластия чести, верности и служения, т. е. монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального и интернационального, т. е. тирании” (О монархии и республике).
Основы христианской культуры-