Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость групп, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПИН 2.4.4. 1251-03:6-10 человек.
Длительность одного занятия – 1час 20 минут. Через 40 минут перемена 10 мин. Программа включает один год обучения.
Независимо от направлений работы ведется опора на следующие педагогические принципы:
· уважение к личности ребенка;
· поощрение участников программы;
· признание права ребенка на ошибку;
· опора на «зону ближайшего развития ребенка»;
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методы, используемые при проведении занятий:
- Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
- Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
- Практические: упражнения, работы по образцу.
- Творческие и индивидуальные работы учащихся.
- Объяснительно-иллюстративные методы: - это способ взаимодействия педагога и ребёнка.
- Репродуктивные методы (при этом методе учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковые (где дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи, это степень активности ребёнка).
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в районных, областных, российских и мждународных выставках и конкурсах.
Ресурсное обеспечение:
Для реализации данной образовательной программы необходимы условия:
-методические;
-дидактические;
-материальные.
1. Методические условия. Для реализации образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приёмы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы её компоненты были связаны.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный– восприятие и усвоение детьми готовой информации;
2.Репродуктивный –воспроизведение обучающимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;
3. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске;
4.Исследовательский – самостоятельная творческая деятельность обучающихся.
Данные методы конкретизируются по трём группам:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные – показ образцов, изделий, иллюстраций;
Практические – упражнения по выполнению приёмов работы, самостоятельная работа.
2. Дидактические условия:
1.Разработки для проведения занятий: схемы, эскизы, наглядные пособия.
2.Рисунок «Цветовой круг».
3.Рисунок «Примерные сочетания цветов».
4.Таблица «Виды шерсти».
5.Информационные средства: художественная и научная литература, методическая литература, папки с иллюстрациями из интернета.
6.Технические средства: ноутбук.
3. Материальные условия:
1.Светлый класс для занятий 8 обучающихся;
2.Столы, стулья для детей и педагога;
3.Иглы для фильцевания (№№ 32-90), ножницы, непряденая шерсть, мохер, гребневая лента), поролон толщиной 10 см, швейные иглы, нитки, бусины, фурнитура: глазки, крепления для серёжек, бус, брошек;
4. Карандаш, линейка, краски, бумага;
5.Пупырчатая клеёнка, рифлёные резиновые коврики, мыло, скалки;
6.Ёмкость для промывания изделий;
7. Москитная сетка, скотч, махровое полотенце.
Список литературы
1. Иттен, И. Искусство цвета [Текст] /И. Иттен.- Москва, 2011.- 90с.
2. Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильцевание [Текст] / Л. Люцкевич – Москва: Эксмо, 2010.- 64с.
3. Мамонова, М. Всё о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё» [Текст]/ В, Бублик, Г, Красникова – Москва: «Астрея», 2009.- 80с.
4. Маленкова Л.И.Теория и методика воспитания [Текст] / Л. Маленкова – Москва, 2002.- 480с.
5. Рожков, М.И. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст]/ М.И.Рожков, Л.В. Байбородова– Ярославль, 2002.- 415с.
6. Шинковская, К.А. Войлок. Все способы валяния [Текст]/ К.А. Шинковская. – Москва: АСТ-Пресс, 2011- 176с.
7. Пипер, А. Шерстяные панно своими руками [Текст] / А, Пипер.-Москва: НИОЛА-ПРЕСС, 2007.-48с.
8. Гофман, П. Картины из шерсти [Текст] / П, Гофман.- Москва: АРТ-РОДНИК, 2007.- 32с.
9.Аппликация из ткани [Текст].-Москва:«АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2011.-32с.
10. Хошабова, Е. Божественный войлок [Текст] / Е. Хошабова.- СПб: ПИТЕР, 2011. - 64с.
11. Мичеева, Н. Игрушки из войлок [Текст] / Н. Мичеева – Москва:«Робинс» 2011.- 79с.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детей
«Детская школа искусств»
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Валяние»
Автор-составитель: Долбилина Ольга Александровна преподаватель декоративно - прикладного искусства |
Г. Черногорск
2017 г.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятия | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности | Вводное занятие. Техника безопасности. Цель и содержание курса «Аппликация в технике валяния». Изделия из непряденой шерсти. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа | 03.09 | ||
2. | Виды шерсти. Инструменты и принадлежности | Виды шерсти. Инструменты и принадлежности(цель – ознакомить с видами шерсти, научить подбирать шерсть для работы и пользоваться инструментами). Краткая характеристика видов шерсти, разновидность и применение. Практическая работа по определению видов шерсти из предложенных образцов. Инструменты и принадлежности для валяния их назначение | 03.09 | ||
3. | Цвет. Цветовой круг | Цвет. Цветовой круг(цель – ознакомить с цветовым кругом и научить пользоваться им в работе с валянием) Видимый спектр, цвета спектра. Цвета круга: тёплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов Практическое занятие по зарисовке цветового круга | 10.09 10.09 | ||
4. | Основы композиции | Основы композиции (цель – ознакомить с основами композиции и научить строить её самим). Основы композиции, композиционный и геометрический центры композиции Статичная и динамичная композиции. Практическое занятие по определению композиций | 17.09 17.09 | ||
5. | Основы аппликации. Аппликация в технике сухого валяния. | Основы аппликации(цель-ознакомить с технологией аппликации в сухом валянии) Виды аппликаций, технология выполнения аппликации. Особенности выполнения аппликации в технике сухого валяния Практическое занятие: определение аппликаций, предложенных педагогом | 24.09 | ||
6. | Техника и приёмы изготовления плоских изделий (картин, панно) методом сухого валяния. | Техника и приёмы выполнение плоских изделий (картин, панно) методом сухого валяния (цель – научить приёмам выполнения плоских изделий в технике сухого валяния) Сухое валяние или фильцевание, смешанная техника, их различие. Жанры живописи. Рельефные и плоские мотивы в картинах и панно Практическое занятие: определение техники валяния на предложенных работах педагогом | 24.09 | ||
7. | Панно «Цветок» или «Подсолнух» | Панно «Цветок» или «Подсолнух» Знакомство с объёмными деталями методом сухого валяния Практическое занятие: подбор эскиза, материала, инструментов, изготовление деталей, соединение деталей. Художественное оформление | 01.10 01.10 08.10 | ||
8. | Панно «Маки» | Панно «Маки» Повторение техники сухого валяния. Ознакомление с темой. Практические занятия: выбор эскиза, подборка шерсти и инструментов, приспособлений. Изготовление деталей Соединение деталей Художественное оформление панно | 08.10 15.10 15.10 22.10 | ||
9. | Картина «Пейзаж» | Картина «Пейзаж». Ознакомление с темой.Отличие панно от картины. Что такое пейзаж. Повторение техники сухого валяния. Практические занятия: Выбор эскиза пейзажа, шерсти, инструмента и приспособлений Изготовление деталей картины, расположение их на основе Художественное оформление картины | 22.10 29.10 29.10 | ||
10. | Картина «Зимний пейзаж» | Картина «Зимний пейзаж» Ознакомление с темой. Разговор об особенностях зимы, как времени года. Просмотр иллюстраций о зиме. Выбор эскиза Подборка шерсти, вспомогательного материала, инструмента и приспособлений Изготовление деталей картины и расположение их на основе. Художественное оформление картины | 05.11 05.11 12.11 12.11 | ||
11. | Картина «Весенние мотивы» | Картина «Весенние мотивы» Ознакомление с темой. Разговор о весне, как времени года. Просмотр иллюстраций в интернете. Стихи о весне Выбор эскизов о весне, подбор шерсти, приспособлений и инструментов Изготовление деталей картины, расположение их на основе, согласно композиции Художественное оформление картины | 19.11 19.11 26.11 26.11 | ||
12. | Картина «Лето» | Картина «Лето» (натюрморт) Ознакомление с темой. Разговор о лете, как времени года. Загадки о лете. Просмотр картинок с видами летней природы. Повторение жанров Подбор эскизов для работы на тему лето. Подбор шерсти и подсобного материала, инструмента Изготовление деталей картины и расположение их на основе Художественное оформление картины | 03.12 03.12 10.12 10.12 | ||
13. | Картина «Церковь» | Картина «Церковь» Ознакомление с темой, беседа о храмах с просмотром видео Подборка иллюстраций с изображением храма. Подборка шерсти и подсобного материала. Подготовка инструмента для работы Изготовление деталей храма, размещение их согласно композиции на основе-синтепоне Художественное оформление картины | 17.12 17.12 24.12 24.12 | ||
14. | Техника и приёмы изготовления полу объёмных и объёмных изделий методом сухого валяния | Техника и приёмы изготовления объёмных и полу объёмных изделий методом сухого валяния (цель – научить приёмам изготовления объёмных и полу объёмных изделий в технике сухого валяния) Приёмы изготовления украшений (фильцевание, валяние, смешанная техника). Полу объёмные и объёмные украшения: брошь, колье, бусы, браслет. Практическая работа: определение техники(фильцевание, валяние, смешанная техника). Выполнение бусинок в технике сухого валяния | 21.01 21.01 28.01 | ||
15. | Изготовление украшений и бижутерии методом сухого валяния | Изготовление украшений и бижутерии из шерсти методом сухого валяния Ознакомление с темой. Просмотр иллюстраций в литературе украшений, браслетов, колье, бус. Просмотр видео – мастер-класс по изготовлению бижутерии. Определение последовательности выполнения объёмного изделия | 28.01 04.02 | ||
16. | Браслет | Браслет Ознакомление с темой. Повторение приёмов сухого валяния. Виды браслетов. Выбор эскиза браслета, подбор шерсти и подсобного материала для браслета Валяние бусинок для браслета. Сборка браслета. Художественное оформление браслета | 04.02 11.02 11.02 18.02 | ||
Бусы | Бусы Ознакомление с темой. Бусы – дополнение К одежде. Виды бус. Бусы и колье в технике сухого валяния Подбор эскиза бус. Подборка шерсти, фурнитуры, инструмента. Валяние бусинок, посадка их на нить. Художественное оформление | 18.02 25.02 25.02 04.03 | |||
Брошь | Брошь Ознакомление с темой. Брошь как аксессуар к одежде. Сочетание броши с одеждой по цвету, форме и материалу. Подбор рисунка броши, шерсти, фурнитуры и другого вспомогательного материала. Подборка инструмента для валяния. Валяние полу объёмных деталей броши Сборка. Художественное оформление броши | 04.03 11.03 11.03 18.03 | |||
17. | Игрушки в технике сухого валяния: Яблоко | Игрушки в технике сухого валяния Яблоко Ознакомление с новой темой. Разнообразие современных игрушек. Из истории игрушки(выступление с рефератом ученицы) Подбор эскиза яблока, шерсти и инструмента. Валяние яблока Художественное оформление яблока | 18.03 25.03 25.03 | ||
Зайчик | Зайчик Ознакомление с новой темой. Игрушки животных. Просмотр иллюстраций животных. Выбор эскиза. Подборка шерсти, фурнитуры, инструмента Валяние зайчика по деталям: туловище с головой, ушки, лапки передние и задние Сваливание деталей зайчика Художественное оформление | 01.04 01.04 08.04 08.04 | |||
Клоун | Клоун Ознакомление с темой. Особенности изображения человека. Соблюдение пропорций. Просмотр иллюстраций в интернете Игрушки-куклы. Подбор эскиза клоуна. Выбор шерсти, фурнитуры, вспомогательного материала, инструмента для работы Валяние клоуна по деталям: туловище с головой, руки, ноги. Сваливание деталей к туловищу. Оформление лица, ботинок, кепки, брюк, пиджака, галстука | 15.04 15.04 22.04 22.04 | |||
18. | Авторская работа: 1.Изготовление объёмной работы и картины в технике сухого валяния 2. Защита авторских работ | Авторская работа: 1. Изготовление объёмной работы и картины в технике сухого валяния(цель – обобщить знания и умения, полученные за год по сухому валянию, и способствовать творческой самостоятельной деятельности) Подбор материала по теме. Выполнение эскиза.Подбор шерсти и игл для фильцевания. Выбор техники, Изготовление деталей и соединение деталей. Художественное оформление 2. Защита авторских работ:Представление работы, защита и оценка работы | 29.04 29.04 06.05 06.05 13.05 13.05 20.05 20.05 | ||
19. | Организация выставок | Организация выставок(цель – мотивация творческой деятельности и устойчивого интереса к художественному валянию как к искусству) Практические занятия по подготовке к выставкам различного уровня | 27.05 | ||
20. | Итоговое занятие | Итоговое занятие (цель – подвести итоги работы коллектива и каждого обучающего по программе за год) Подведение итогов работы объединения, награждение | 27.05 |