Воспитатель | Дети |
I. Вступительная часть. | |
(Раздается стук в дверь) Кажется, к нам кто-то пришел в гости. (В группу заходят Часы-Незаводилки) Ч-Н: Ребята, доброе утро! Помните меня? Ч-Н: Дети, вы мне сделали больше, чем это: сначала вы спасли меня, а после вы спасли мой родной город. Вы не представляете, как много это для меня значит. Вы настоящие Часовые Мастера. Но я сюда пришел к вам с предложением: как насчет того, чтобы пройти обучение и стать настоящими Повелителями Времени? Хотите попробовать? Ч-Н: Тогда садитесь в мою машину времени, ведь именно там мы будем проходить обучение. | Это Часы-Незаводилки! Мы ему сделали Солнце. Да! (Дети садятся на стульчики, звучат звуки машины времени, дети повторяют речь с движениями) |
II. Основная часть. | |
Ч-Н: Для того, чтобы стать Повелителями Времени, вам нужно сначала мне ответить, а что же такое «время»? Ч-Н: Время – это то, что движется для всего живого и неживого. Как на нас с вами влияет время? Ч-Н: А как мы понимаем, что время идет? Ч-Н: Верно, а без часов мы определяем время по Солнцу. Какие части суток вы знаете? Ч-Н: А вы знаете, что утро сейчас не на всей нашей планете? Как вы думаете, как меняется смена дня и ночи? Давайте проверим. *Эксперимент со сменой дня и ночи* Разбейтесь на три команды. Возьмите мяч. Как вы думаете, можно его осветить одной лампочкой одновременно со всех сторон? (Воспитатель наводит каждой команде свет на мяч) Другая сторона остается какой? Теперь я дам вам другой мячик, на нем изображена наша Земля. Поднесите Землю к окну или лампочке. Что произойдет, когда Солнце освещает Землю? Что это значит? Если на одной стороне утро, то.. Почему? Начинайте медленно вращать глобус вокруг себя, Посмотрите внимательно, как на одних материках наступает день, а на других – ночь. Как сделать, чтобы на шаре прошли одни сутки? Так как же меняются части суток? Ч-Н: Мы с вами выяснили, что время можно определить с помощью Солнца. А с помощью чего можно узнать время? Ч-Н: Для того, чтобы стать Повелителями Времени, у нас всегда с собой должны быть какие-нибудь часы. А какие часы вы знаете? (Показ иллюстраций часов) Ч-Н: А как они работают? Ч-Н: Какие часы мы можем с вами сделать дома и в группе? Хотите, мы попробуем сделать песочные часы? *Эксперимент по составлению песочных часов* Перед вами две бутылки и песок. Как вы думаете, что нам надо будет сделать, чтобы получить песочные часы? Ваши варианты звучат интересно. Давайте попробуем засыпать песок в бутылку. (Воспитатель показывает детям инструкцию, по которой дети действуют) А теперь переверните ваши часы. Как вы думаете, сколько времени смогут отсчитать такие часы? А почему? Ч-Н: Что мы говорим про время в песочных часах? Если в водяных время течет, то в песочных.. Ч-Н: А время само по себе какое? Быстрое или медленное? Ч-Н: Как вы это определили? *Эксперимент «Течет ли время?»* Давайте предположим, что время – это песчинки, которые находятся в песочных часах. Если они стекают (песчинки) сверху вниз, то можно предположить, что время течет. Давайте с вами перевернем часы, чтобы они начали работу, а сами будем сидеть и просто смотреть на них, ничего не делая. Как пройдет время? Как время текло? А что, если мы снова перевернем часы, но теперь потанцуем? | (Варианты ответов) (Варианты ответов) Мы растем, день сменяется ночью, стрелки на часах движутся.. (Варианты ответов) Солнце восходит и заходит, часы тикают, др. Утро, день, вечер, ночь. Нет, не получится. Лампочка освещает только одну сторону. Неосвещенной, темной. Одна сторона светится, другая нет. На другой будет ночь. (Варианты ответов) Потому что Солнце может осветить только одну сторону. Полностью прокрутить мячик. Вывод: Земля вертится и солнечный свет попадает на разные участки. Таким образом меняются части суток. (Варианты ответов) С помощью часов. Солнечные, водяные, механические, электронные, песочные. Солнечные от солнца, водяные с помощью воды, песочные с помощью песка и т.д. Водяные и песочные. Давайте попробуем. (Варианты ответов) Засыпать песок в бутылку и приклеить к другой. Немного, песка мало. Нужно добавить больше песка, чтобы было больше времени. (сыпется) (Варианты ответов) По часам, занятия долго идут, быстро гуляем и т.д. (Дети переворачивают часы и наблюдают) Медленно. (Дети переворачивают часы) Физкультминутка «Часики» Часы нам время измеряют (Дети стоят) Стоят на месте, но шагают. (Дети шагают на месте) Шагают часики все в такт, Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы) И стрелки вертятся вперед (Круговые движения руками) За часом час, за годом год. Время прошло быстро. Вывод: Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время. Скорость времени зависит от того, что мы делаем в это время. |
III. Заключительная часть. | |
Ч-Н: Ваше обучение подходит к концу. Перед тем, как я выдам вам сертификаты о том, что вы стали Повелителями Времени, вам нужно сначала ответить на вопросы. Вопросы: · Что было в самом начале? Кто к нам пришел? С каким предложением они к нам пришли? · Из чего состояло ваше обучение? Что такое время? Какие эксперименты мы совершили? · Что было сложнее всего? Что было легче всего? Ч-Н: Вы заслуженно получаете сертификаты Повелителей Времени. Теперь вам пора обратно в группу. До свидания! |
Приложение 10
|
|
|
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Весна пришла!» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «температура».
- Формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре.
· Уточнять представления детей о признаках времен года.
· Активизировать словарь детей по данной теме (температура, градусник, термометр, градусы).
Коррекционно-развивающие:
· Развивать навык составления умозаключения.
· Развивать навык пересказывания услышанного, сохраняя главный смысл.
· Развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельностью.
· Продолжать развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, мышление.
Воспитательные:
· Воспитывать навык сотрудничества со сверстниками.
· Воспитывать аккуратность при работе.
· Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам, взаимовыручку.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Материалы и оборудование: градусники, термометр, иллюстрации, замороженные и обычные ягоды, технологическая карта.
Технология: Игровая.