Методика изучения умений вести диалог




ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников

 

Авторы: Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.

Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.

Возраст: средний, старший дошкольный возраст.

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях.

Процедура проведения: Наблюдение за детьми в течение дня, анализ умения использовать коммуникативные навыки в непрерывной образовательной деятельности со сверстниками.

При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

1. Инициативность: отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.

2. Чувствительность к воздействиям сверстника: отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

3. Преобладающий эмоциональный фон: проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Критерии оценки параметров:

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.

Оценка результатов: ответы «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.

Критерии параметров Выраженность в баллах (0-3)
Отсутствует Слабая средняя высокая
Инициативность Ребёнок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; Ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; Ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;   Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.
Чувствительность к воздействиям сверстника Ребёнок вообще не отвечает на предложения сверстников; Ребёнок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; Ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников; Ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.

 

Преобладающий эмоциональный фон негативный нейтрально-деловой позитивный

Приложение 2

 

Диагностика изучения уровня речевой коммуникации

Автор: Ф.М Даскалова

Цель исследования: Изучение умения использовать коммуникативные навыки в непосредственной обстановке в группе и на улице.

Оборудование: Не требуется, проводится в форме наблюдения.

Процедура проведения: Наблюдение за детьми в течении дня, анализ умения использовать коммуникативные навыки в непрерывной образовательной деятельности со сверстниками.

Критерии оценки:

Уровень сформированности речевой коммуникации анализируется по следующим показателям:

 

Коммуникативный навык Вступать в диалог
Поддерживать диалог
Слушать собеседника
Понимать собеседника
Ясно выражать свои мысли
Пользоваться формами речевого этикета
Понимать настроение и чувства собеседника

 


 

Приложение 3

 

Методика изучения умений вести диалог

Автор: И.А. Бизикова.

Процедура проведения: Оценка осуществляется в процессе наблюдения за речью ребенка в повседневном общении, самостоятельной игровой деятельности детей.

Характеристика уровней по методике И.А. Базиковой:

Высокий (4-5 баллов): Сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знанием правил речевого общения, умений реагировать на сообщения, выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.

Средний (3-3,9): Недостаточная сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, эпизодическое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения.

Низкий (2-2,9): Отсутствие умений задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; отсутствие интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим.

Критерии диагностики:

· умение задавать вопросы;

· умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;

· умение сообщать собеседникам свое мнение;

· умение выражать просьбы, советы, предложения;

· умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;

· умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.

№ п/п Умение Характеристика Баллы
  Умение задавать вопросы в речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально-личностного содержания  
наличие вопросов делового и познавательного характера, изредка используются вопросы социально-личностного характера  
вопросы однообразны (по поводу деятельности)  
крайне редко задает вопросы  
  Умение отвечать на вопросы отвечает охотно, коммуникативно-целесообразно, по теме  
изредка уходит от ответа на вопросы сверстников  
может оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью  
отвечает неохотно  
  Умение сообщать собеседникам свое мнение спокойно, аргументировано высказывают свое мнение  
не всегда может аргументировать свое мнение  
редко прибегает к словесным аргументам  
с трудом формулирует мнение  
  Умение выражать просьбы, советы, предложения легко и свободно обращается к собеседнику (с просьбами, советами, предложениями и другими видами побуждений)  
чаще всего может выразить побуждения, но изредка наблюдаются затруднения при формулировании некоторых побуждений (разъяснении, приглашении и др.)  
затрудняется в использовании побуждений, не всегда адекватно формулирует их  
слабое проявление умения или его полное отсутствие  
  Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями всегда охотно сообщает о своих чувствах, впечатлениях, делится новостями  
делится впечатлениями со сверстниками, близкими взрослыми, высказывает жалобы на сверстников  
редко по своей инициативе вступает в общение, жалуется на сверстников  
почти не использует реплик-сообщений  
  Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета разнообразные варианты формул речевого этикета используются адресно и мотивированно, доброжелательным тоном  
ребенок использует единичные формы речевого этикета, не всегда их адресует и мотивирует. Изредка наблюдается недоброжелательная интонация в выражениях побуждений  
использует формулы речевого этикета не во всех ситуациях побуждений, редко обращается по имени к детям и воспитателю. Доброжелательность проявляет ситуативно  
почти не прибегает к формулам речевого этикета, преобладает недоброжелательность в обращениях  

 


 

Приложение 4

Перспективное планирование

Лексическая тема Эксперимент Коммуникативные навыки
«Профессии» Эксперимент «Лаборатория юных химиков» Цель: Знакомство с качествами и свойствами воды, её взаимодействием с другими веществами. Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа о профессии «Химик». 3. Физкультминутка «Профессии». 4. Практическая часть. 5. Итог.   1. навык слушания, понимания и подчинения правилам; 2. навык контролирования движения и работать по инструкции. 3. навык задавать и отвечать на вопросы.
Эксперимент «Охотники за монстрами». Цель: Формирование умение смешивать краски для получения нового цвета. Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа о профессии «Химик» (продолжение). 3. Физкультминутка «Профессии». 4. Практическая часть. 5. Итог.   1. навык диалогового общения; 2. навык взаимодействия в команде.
«День Защитника Отечества» Эксперимент «Солнечный зайчик» Цель: Формирование понимания, как можно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. 1. навык слушания, понимания и подчинения правилам; 2. навык контролирования движения и работать по инструкции;  
Эксперимент «Разведчики» Цель: Формирование понимания, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. 1. Организационная часть. 2. Беседа о разведчиках. 3. Физкультминутка «Защитники Отечества». 4. Практическая часть. 5. Итог. 1. навык сотрудничества со сверстниками; 2. навык переработки информации; 3. навык говорения самому.
«Части суток» Эксперимент «Часы» Цель: Знакомство со свойствами и качествами песка. Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа о способах измерения времени. 3. Физкультминутка «Тик-так». 4. Практическая часть. 5. Итог.   1. навык слушания, понимания и подчинения правилам; 2. навык контролирования движения и работать по инструкции;  
Эксперимент «Повелители времени» Цель: Знакомство с таким явлением как «барханы». Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа о частях суток. 3. Физкультминутка «Часики». 4. Практическая часть. 5. Итог.   1. навык активного слушания; 2. навык аргументирования своей точки зрения; 3. навык вникания в суть получаемой информации.
«Весна. 8 Марта» Эксперимент «Весна пришла!» Цель: Знакомство с сезонными изменениями, связанными с повышением температуры. Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа об особенностях весны. 3. Физкультминутка «Весна шагает по планете». 4. Практическая часть. 5. Итог.   1. навык составления умозаключения. 2. навык пересказа услышанного, сохраняя главный смысл.

Приложение 5

 

План работы по 4 блокам неживой природы

Название блока Содержание
«Вода» ПН Знакомство со свойствами воды. НОД «Лаборатория юных химиков». Помощник недели: кукла Вверх-Тормашкина.
ВТ СР ЧТ   · Беседа о важности воды в жизни человека. · На прогулке: эксперимент «Замерзшая вода», «Цветной снег». · В группе: эксперимент «Вода принимает форму», «Тающий лед», «Всасывание воды», «Цветные цветы».
ПТ Контролирующее занятие «Охотники за монстрами».
«Свет» ПН Знакомство с понятие свет и его свойствами. НОД «Солнечный зайчик». Помощник недели: кукла Пес-Барбаросс.
ВТ СР ЧТ   · На прогулке: эксперимент «Найди меня по сигналу», «Радуга». · В группе: эксперимент «Театр теней», «Что нужно растениям?», «Свет вокруг нас».
ПТ Контролирующее занятие «Разведчики».
«Время» ПН Знакомство с понятие «время» и способами его измерения. НОД «Часы». Помощник недели: кукла Часы-Незаводилки.
ВТ СР ЧТ   · Наблюдение за цветком. · На прогулке: эксперимент «Солнечные часы», «Что быстрее?». · В группе: эксперимент «Водяные часы», «Барханы», «Лабиринт».
ПТ Контролирующее занятие «Повелители времени».
«Тепло» ПН Знакомство с понятием «тепло» и его свойствами. Повторение сезонных признаков. Помощник недели: кукла Ворона-Воровка.
ВТ СР ЧТ   · На прогулке: эксперимент «Где быстрее?», «Как согреть руки?», · В группе: эксперимент «Твердые-жидкие», «Тепло-холодно».
ПТ Контролирующий эксперимент «Весна пришла!».

Приложение 6

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.

Задачи:

Образовательные:

· Формировать представление о профессии «Химик»;

· Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Коррекционно-развивающие:

· Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

· Развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельность.

Воспитательные:

· Воспитывать экологическую культуру;

· Воспитывать аккуратность при работе;

· Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам, взаимовыручку.

 

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Материалы и оборудование: Презентация, иллюстрации экспериментов, стаканы с жидкостями, сахар, масло, ложки, бумага, карандаши.

Технология: Игровая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: