ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников
Авторы: Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.
Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.
Возраст: средний, старший дошкольный возраст.
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях.
Процедура проведения: Наблюдение за детьми в течение дня, анализ умения использовать коммуникативные навыки в непрерывной образовательной деятельности со сверстниками.
При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
1. Инициативность: отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.
2. Чувствительность к воздействиям сверстника: отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.
3. Преобладающий эмоциональный фон: проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.
|
Критерии оценки параметров:
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.
Оценка результатов: ответы «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.
Критерии параметров | Выраженность в баллах (0-3) | |||
Отсутствует | Слабая | средняя | высокая | |
Инициативность | Ребёнок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; | Ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; | Ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; | Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. |
Чувствительность к воздействиям сверстника | Ребёнок вообще не отвечает на предложения сверстников; | Ребёнок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; | Ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников; | Ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия. |
Преобладающий эмоциональный фон | негативный | нейтрально-деловой | позитивный |
Приложение 2
Диагностика изучения уровня речевой коммуникации
Автор: Ф.М Даскалова
Цель исследования: Изучение умения использовать коммуникативные навыки в непосредственной обстановке в группе и на улице.
|
Оборудование: Не требуется, проводится в форме наблюдения.
Процедура проведения: Наблюдение за детьми в течении дня, анализ умения использовать коммуникативные навыки в непрерывной образовательной деятельности со сверстниками.
Критерии оценки:
Уровень сформированности речевой коммуникации анализируется по следующим показателям:
Коммуникативный навык | Вступать в диалог |
Поддерживать диалог | |
Слушать собеседника | |
Понимать собеседника | |
Ясно выражать свои мысли | |
Пользоваться формами речевого этикета | |
Понимать настроение и чувства собеседника |
Приложение 3
Методика изучения умений вести диалог
Автор: И.А. Бизикова.
Процедура проведения: Оценка осуществляется в процессе наблюдения за речью ребенка в повседневном общении, самостоятельной игровой деятельности детей.
Характеристика уровней по методике И.А. Базиковой:
Высокий (4-5 баллов): Сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знанием правил речевого общения, умений реагировать на сообщения, выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.
Средний (3-3,9): Недостаточная сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, эпизодическое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения.
|
Низкий (2-2,9): Отсутствие умений задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; отсутствие интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим.
Критерии диагностики:
· умение задавать вопросы;
· умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;
· умение сообщать собеседникам свое мнение;
· умение выражать просьбы, советы, предложения;
· умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;
· умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.
№ п/п | Умение | Характеристика | Баллы |
Умение задавать вопросы | в речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально-личностного содержания | ||
наличие вопросов делового и познавательного характера, изредка используются вопросы социально-личностного характера | |||
вопросы однообразны (по поводу деятельности) | |||
крайне редко задает вопросы | |||
Умение отвечать на вопросы | отвечает охотно, коммуникативно-целесообразно, по теме | ||
изредка уходит от ответа на вопросы сверстников | |||
может оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью | |||
отвечает неохотно | |||
Умение сообщать собеседникам свое мнение | спокойно, аргументировано высказывают свое мнение | ||
не всегда может аргументировать свое мнение | |||
редко прибегает к словесным аргументам | |||
с трудом формулирует мнение | |||
Умение выражать просьбы, советы, предложения | легко и свободно обращается к собеседнику (с просьбами, советами, предложениями и другими видами побуждений) | ||
чаще всего может выразить побуждения, но изредка наблюдаются затруднения при формулировании некоторых побуждений (разъяснении, приглашении и др.) | |||
затрудняется в использовании побуждений, не всегда адекватно формулирует их | |||
слабое проявление умения или его полное отсутствие | |||
Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями | всегда охотно сообщает о своих чувствах, впечатлениях, делится новостями | ||
делится впечатлениями со сверстниками, близкими взрослыми, высказывает жалобы на сверстников | |||
редко по своей инициативе вступает в общение, жалуется на сверстников | |||
почти не использует реплик-сообщений | |||
Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета | разнообразные варианты формул речевого этикета используются адресно и мотивированно, доброжелательным тоном | ||
ребенок использует единичные формы речевого этикета, не всегда их адресует и мотивирует. Изредка наблюдается недоброжелательная интонация в выражениях побуждений | |||
использует формулы речевого этикета не во всех ситуациях побуждений, редко обращается по имени к детям и воспитателю. Доброжелательность проявляет ситуативно | |||
почти не прибегает к формулам речевого этикета, преобладает недоброжелательность в обращениях |
Приложение 4
Перспективное планирование
Лексическая тема | Эксперимент | Коммуникативные навыки |
«Профессии» | Эксперимент «Лаборатория юных химиков» Цель: Знакомство с качествами и свойствами воды, её взаимодействием с другими веществами. Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа о профессии «Химик». 3. Физкультминутка «Профессии». 4. Практическая часть. 5. Итог. | 1. навык слушания, понимания и подчинения правилам; 2. навык контролирования движения и работать по инструкции. 3. навык задавать и отвечать на вопросы. |
Эксперимент «Охотники за монстрами». Цель: Формирование умение смешивать краски для получения нового цвета. Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа о профессии «Химик» (продолжение). 3. Физкультминутка «Профессии». 4. Практическая часть. 5. Итог. | 1. навык диалогового общения; 2. навык взаимодействия в команде. | |
«День Защитника Отечества» | Эксперимент «Солнечный зайчик» Цель: Формирование понимания, как можно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | 1. навык слушания, понимания и подчинения правилам; 2. навык контролирования движения и работать по инструкции; |
Эксперимент «Разведчики» Цель: Формирование понимания, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. 1. Организационная часть. 2. Беседа о разведчиках. 3. Физкультминутка «Защитники Отечества». 4. Практическая часть. 5. Итог. | 1. навык сотрудничества со сверстниками; 2. навык переработки информации; 3. навык говорения самому. | |
«Части суток» | Эксперимент «Часы» Цель: Знакомство со свойствами и качествами песка. Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа о способах измерения времени. 3. Физкультминутка «Тик-так». 4. Практическая часть. 5. Итог. | 1. навык слушания, понимания и подчинения правилам; 2. навык контролирования движения и работать по инструкции; |
Эксперимент «Повелители времени» Цель: Знакомство с таким явлением как «барханы». Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа о частях суток. 3. Физкультминутка «Часики». 4. Практическая часть. 5. Итог. | 1. навык активного слушания; 2. навык аргументирования своей точки зрения; 3. навык вникания в суть получаемой информации. | |
«Весна. 8 Марта» | Эксперимент «Весна пришла!» Цель: Знакомство с сезонными изменениями, связанными с повышением температуры. Краткое описание: 1. Организационная часть. 2. Беседа об особенностях весны. 3. Физкультминутка «Весна шагает по планете». 4. Практическая часть. 5. Итог. | 1. навык составления умозаключения. 2. навык пересказа услышанного, сохраняя главный смысл. |
Приложение 5
План работы по 4 блокам неживой природы
Название блока | Содержание | |
«Вода» | ПН | Знакомство со свойствами воды. НОД «Лаборатория юных химиков». Помощник недели: кукла Вверх-Тормашкина. |
ВТ СР ЧТ | · Беседа о важности воды в жизни человека. · На прогулке: эксперимент «Замерзшая вода», «Цветной снег». · В группе: эксперимент «Вода принимает форму», «Тающий лед», «Всасывание воды», «Цветные цветы». | |
ПТ | Контролирующее занятие «Охотники за монстрами». | |
«Свет» | ПН | Знакомство с понятие свет и его свойствами. НОД «Солнечный зайчик». Помощник недели: кукла Пес-Барбаросс. |
ВТ СР ЧТ | · На прогулке: эксперимент «Найди меня по сигналу», «Радуга». · В группе: эксперимент «Театр теней», «Что нужно растениям?», «Свет вокруг нас». | |
ПТ | Контролирующее занятие «Разведчики». | |
«Время» | ПН | Знакомство с понятие «время» и способами его измерения. НОД «Часы». Помощник недели: кукла Часы-Незаводилки. |
ВТ СР ЧТ | · Наблюдение за цветком. · На прогулке: эксперимент «Солнечные часы», «Что быстрее?». · В группе: эксперимент «Водяные часы», «Барханы», «Лабиринт». | |
ПТ | Контролирующее занятие «Повелители времени». | |
«Тепло» | ПН | Знакомство с понятием «тепло» и его свойствами. Повторение сезонных признаков. Помощник недели: кукла Ворона-Воровка. |
ВТ СР ЧТ | · На прогулке: эксперимент «Где быстрее?», «Как согреть руки?», · В группе: эксперимент «Твердые-жидкие», «Тепло-холодно». | |
ПТ | Контролирующий эксперимент «Весна пришла!». |
Приложение 6
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.
Задачи:
Образовательные:
· Формировать представление о профессии «Химик»;
· Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.
Коррекционно-развивающие:
· Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
· Развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельность.
Воспитательные:
· Воспитывать экологическую культуру;
· Воспитывать аккуратность при работе;
· Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам, взаимовыручку.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Материалы и оборудование: Презентация, иллюстрации экспериментов, стаканы с жидкостями, сахар, масло, ложки, бумага, карандаши.
Технология: Игровая.