Повышение эффективности зернового хозяйства Самарской области




Повышение эффективности производства зерна зависит от решения ряда проблем, важнейшими из которых являются:

- отсутствие эффективных форм организации и хозяйствования непосредственно в самих сельскохозяйственных предприятиях, в первую очередь

- нерешенность организационно - правовых вопросов хозяйствования и связанных с ними вопросов собственности,

- несовершенство внутрихозяйственных экономических механизмов и системы управления,

- отсутствие целенаправленной инновационной политики;

- недостаточность и отсутствие у сельхозтоваропроизводителей финансовых средств для осуществления расширенного воспроизводства вследствие:

- низкой доходности производства большинства видов сельскохозяйственной продукции,

- ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельскохозяйственного производства,

- недоступности получения кредитных ресурсов коммерческих банков из-за высоких процентных ставок, наличия большой просроченной кредиторской задолженности, отсутствия высоколиквидных залогов и приемлемой для сельхозтоваропроизводителей системы страхования сельскохозяйственных культур;

- отсутствие эффективной системы сбыта продукции:

- недостаточное развитие инфраструктуры зернового рынка,

- отсутствие у производителей достоверной информации о реальных ценах спроса и состоянии рынка зерна,

- несовершенство нормативно - правовой базы по вопросам регламентирования деятельности участников зернового рынка.

Нерешенность данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, неэквивалентному обмену зерна на промышленные средства производства с ущемлением интересов сельхозтоваропроизводителей, снижению связи между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными потоками продукции и ее качеством, способствует созданию условий для криминализации торговли зерном, появлению теневого рынка зерна, ведению хозяйствами двойной бухгалтерии.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития рынка зерна необходимы реализация на федеральном и областном уровнях ряда организационно - правовых мероприятий и принятие нормативно - правовых решений.

Важнейшими мероприятиями являются:

1. Проведение реформирования хозяйств с целью обеспечения эффективного управления производственной, экономической и финансовой деятельностью. Реструктуризация задолженности хозяйств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, реструктуризация их кредиторской задолженности естественным монополиям. Для проведения реального реформирования сельскохозяйственных предприятий необходимо принятие на федеральном уровне нормативно - правовых актов по регистрации земельной собственности и по регулированию земельного оборота, разработка нормативно - правовых документов, определяющих порядок и особенности банкротства сельхозтоваропроизводителей, организация единого статистического учета сельхозтоваропроизводителей всех организационно - правовых форм, обеспечивающего сопоставимость оценок показателей.

2. Внесение изменений и дополнений в действующие нормативно - правовые акты по созданию благоприятных условий производства и регулированию рынка зерна: принятие земельного кодекса, регламентирующего, кроме всего прочего, экономически обоснованный оборот сельскохозяйственных земель;

сертификация элеваторов; принятие нормативных актов, регламентирующих залог зерна и осуществление оборота двойных складских свидетельств на зерно; освобождение производителей сельскохозяйственной продукции от уплаты налога на добавленную стоимость; осуществление протекционистской политики в интересах отечественных производителей зерна, в т. ч. гибкое применение мер таможенно - тарифного регулирования; разработка условий и регламента проведения электронных биржевых торгов и обеспечение гарантий безопасности проводимых сделок.

3. Создание электронных зерновых бирж, обеспечение производителей достоверной информацией о ценах на зерно и продукты его переработки, создание механизма форвардных сделок с зерном для получения дополнительного источника инвестирования средств в производство зерна.

4. Создание стабильно функционирующей кредитно - финансовой системы, ориентированной на сельхозтоваропроизводителя, обеспечение доступности сельхозтоваропроизводителей к краткосрочным и долгосрочным кредитным ресурсам, предоставляемым своевременно и на приемлемых для них условиях.

5. Создание государственной системы страхования сельхозтоваропроизводителей.

6. Развитие сельскохозяйственного машиностроения, соответствующего мировому уровню и требованиям применения ресурсосберегающих технологий.

7. Создание эффективно функционирующей транспортнологистической системы обеспечения рынка зерна.

8. Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сельскохозяйственных предприятий, усиление налоговых и других форм контроля за деятельностью сельхозтоваропроизводителей, создание аудиторских консалтинговых, инжиниринговых фирм.

Реализация этих мероприятий создаст эффективные условия для устойчивого расширенного воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях, притока в них инвестиций, увеличения их платежеспособности, благоприятно скажется на развитии зернового комплекса области, а также в смежных с ним отраслях сельского хозяйства.

Механизм реализации основных направлений эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна предусматривает осуществление системы мероприятий, предполагающей поэтапное и многоуровневое решение имеющихся проблем и проблем, возникновение которых вероятно в будущем.[4]

Для повышения инвестиционных возможностей сельскохозяйственных предприятий Самарской области необходима последовательная деятельность органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по нижеперечисленным направлениям:

1. Системная работа по реформированию сельскохозяйственных предприятий, восстановлению эффективного управления и платежеспособности. До принятия соответствующих решений на федеральном уровне необходимо осуществлять формирование внешних условий и экономического механизма, инициирующих и стимулирующих процессы реформирования сельскохозяйственных предприятий области. Для этого должен быть проведен анализ производственно - финансового состояния сельскохозяйственных предприятий области и определение дальнейших перспектив их развития. Осуществление этих мер позволит провести реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных предприятий различного рода кредиторам (бюджету и внебюджетным фондам, естественным монополиям, физическим и юридическим лицам), заключение мировых соглашений с предприятиями - банкротами.

2. Государственная поддержка и эффективное использование научного потенциала области, налаживание взаимовыгодного сотрудничества сельхозтоваропроизводителей с научно - исследовательскими организациями в сфере разработки и внедрения научно - обоснованных систем ведения сельскохозяйственного производства, направленных на более полное использование в рыночных условиях имеющихся производственных ресурсов, сохранение плодородия почвы и экологического равновесия, создание новых сортов и технологий. Необходимо создать нормативно - правовой и финансово - экономический механизм внедрения в производство системы полевых, кормовых и почвозащитных севооборотов, адаптированных к биоклиматическим, агроландшафтным и ресурсным условиям конкретных сельскохозяйственных зон области. Особое внимание следует уделить совершенствованию структуры посевов кормовых культур в направлении увеличения в севооборотах доли высокобелковых сельскохозяйственных культур (кукурузы на зерно, гороха, сои, нута), расширению посевов многолетних трав. Это позволит значительно увеличить объемы производства высококачественных кормов, сбалансировать рационы кормления скота и птицы и на этой основе обеспечить дальнейшее развитие животноводства области.

3. Ускорение процесса кооперирования сельхозтоваропроизводителей и формирования интегрированных структур производителей зерна с перерабатывающими и промышленными предприятиями, коммерческими банками, предпринимателями, животноводческими комплексами. Это позволит привлечь в зерновое производство дополнительные финансовые ресурсы, в том числе частные инвестиции. Последнее весьма вероятно и очень перспективно.

4. Создание единого фонда кредитования предприятий АПК. Источниками формирования фонда должны стать все бюджетные ресурсы, ежегодно направляемые на финансирование АПК, реструктуризированная задолженность сельхозпредприятий, внебюджетные средства, включая частные инвестиции. Для привлечения кредитных ресурсов банков используются гарантии и поручительства Администрации области за счет средств областного бюджета, в дальнейшем, при условии создания областного залогового фонда - за счет залога областного имущества. Часть средств фонда будет направляться на компенсацию процентных ставок кредитов коммерческих банков для обеспечения доступности этих кредитов сельхозтоваропроизводителям. Учредителями данного фонда должны стать органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления сельских районов, коммерческие банки, крупные операторы зернового рынка, ассоциации производителей зерна. Фонд осуществляет работу с операторами зернового рынка и платежеспособными сельскохозяйственными предприятиями, животноводческими комплексами, а также с предприятиями перерабатывающей промышленности и их объединениями. Таким образом, появляется возможность вытеснения с зернового рынка теневых посреднических структур, минимизации рисков для коммерческих банков, участвующих в кредитовании сельхозтоваропроизводителей, расширения налогооблагаемой базы за счет увеличения числа легальных сделок с зерном.

5. Создание отраслевых ассоциаций из предприятий - производителей зерна и других участников рынка. Это позволит вырабатывать единую структурную, ценовую и сбытовую политику; обеспечить добросовестную конкуренцию на зерновом рынке; создать с участием государства единую информационную систему рынка зерна; сократить удельный вес теневых операций. Взаимодействие ассоциаций производителей зерна с органами исполнительной власти дает возможность сочетать меры государственного и негосударственного регулирования зернового рынка. Важной мерой в этом направлении должна стать организация совместно с научно - исследовательскими учреждениями области ассоциации семеноводческих предприятий с целью создания прочной научной и производственной основы для внедрения новых перспективных сортов сельскохозяйственных культур, практической организации производства и реализации сортовых семян, обеспечения взаимовыгодного сотрудничества между учеными - селекционерами и сельхозтоваропроизводителями.

6. Совершенствование механизма формирования и использования регионального продовольственного фонда. В настоящее время сфера прямого государственного регулирования на зерновом рынке ограничивается закупками зерна в региональный продовольственный фонд и непосредственно зависит от объема бюджетных средств, направленных на кредитование сельхозтоваропроизводителей. Существующая система формирования регионального продовольственного фонда выполняет две основные функции: обеспечение производителей оборотными средствами;

создание страхового запаса зерна. В плане стабилизации и расширения сферы государственного регулирования зернового рынка необходимо разработать положение о формировании и использовании регионального продовольственного фонда, способы, порядок и условия его размещения, источники и объемы финансирования, порядок осуществления контроля, условия предоставления льгот исполнителям.

7. Внедрение механизма оборота складских свидетельств. В настоящее время в рамках реализации проекта "Введение в систему финансирования складских свидетельств в зерновом секторе Российской Федерации" на территории Самарской области проведены работы по формированию соответствующей инфраструктуры: подготовлена необходимая документация, включая бланки простых и складских свидетельств, реестр складских свидетельств и товаров на товарном складе; разработана система регистрации и обращения складских свидетельств в зерновом хозяйстве области; создана специальная схема обучения, согласно которой проводилась информационная и обучающая работа по использованию складских свидетельств на зерновом рынке Самарской области со всеми участниками этого рынка включая сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающие предприятия, элеваторы, банки, торговые и страховые компании; сформирована потенциальная база пользователей системы складских свидетельств среди владельцев зерна (торговых и перерабатывающих предприятий, а также сельхозтоваропроизводителей); проведены переговоры с банками, работающими на территории Самарской области, о возможном участии в финансировании владельцев зерна под залог складских свидетельств. Девять банков Самарской области выразили свою заинтересованность и готовность участвовать в системе оборота складских свидетельств; впервые в Российской Федерации в Самарской области выписаны и запущены в оборот первые складские свидетельства; имеется возможность получения от Общего фонда по сырьевым товарам ООН одним из банков, действующих на территории Самарской области, кредитной линии для финансирования владельцев зерна под залог складских свидетельств. Введение складских свидетельств позволит сгладить сезонные колебания цен на зерно, предоставит возможность производителям зерна и всем участникам зернового рынка находить надежные источники финансирования своих хозяйственных операций и выбирать наиболее подходящее время для реализации зерна, а также быть участником зерновой биржи.

8. Организация деятельности Самарской электронной зерновой биржи.

Это ключевое звено в формировании цивилизованного рынка зерна в области, так как именно здесь в процессе реальной конкуренции формируется объективная цена зерна. Введение на рынке зерна такого инструмента, как зерновая биржа, позволяет: создать механизмы, обеспечивающие приток инвестиций в сельскохозяйственное производство, что снизит финансовую нагрузку на бюджет; увеличить объемы налоговых поступлений от операций с зерном; ориентировать участников зернового рынка при заключении сделок между собой на реально складывающиеся цены на зерно. Организация и развитие "срочного" рынка зерна даст возможность перейти от системы сезонного льготного кредитования под поставку зерна к формированию регионального продовольственного фонда через приобретение форвардных контрактов на бирже. Введение в оборот "срочных" инструментов позволит расширить круг потенциальных участников зернового рынка и, следовательно, привлечет дополнительные финансовые ресурсы. Одним из необходимых условий организации полноценной и успешной работы Самарской электронной зерновой биржи является расширение сферы ее деятельности на другие регионы Поволжья и придание ей статуса межрегиональной.[5]

Предлагаемые основные направления эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна требуют принятия комплексных мер и координации деятельности федеральных и региональных органов власти и управления, обеспечения соответствующей законодательной, материально - технической и экономической поддержки со стороны государственных структур.

В зоне особого внимания зернопроизводящих хозяйств Самарской области должны быть вопросы внедрения прогрессивных
ресурсо - и влагосберегающих технологий производства зерна, которые зарекомендовали себя как менее восприимчивые к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Как показывают расчеты, повышению устойчивости зерновой отрасли может способствовать и рост уровня интенсивности ведения отрасли.

Немаловажное значение имеют и факторы макроэкономического порядка: государственная поддержка, ценовая, инвестиционная, налоговая и кредитная политика, а также система страхования.

Межотраслевые пропорции в развитии регионального агропромышленного комплекса во многом определяют цены реализации зерна сельскими товаропроизводителями. Главным условием стабильности экономической системы, основанной на товарных отношениях, является совершенствование действия механизма рыночного ценообразования.

Диверсификация сельскохозяйственного производства позитивно влияет на финансово-экономическое положение как отдельно взятых хозяйств, так и любого сельского муниципального образования. В Самарской области оправдывает себя практика финансового оздоровления дееспособных сельскохозяйственных организаций методом «зачистки» экономического пространства от «нежизнеспособных» предприятий.

Достаточно полезной можно признать практику делового сотрудничества производства с отраслевой сельскохозяйственной и экономической наукой. Уже сейчас многое делается по привлечению на село молодых специалистов, выпускников Самарского государственного экономического университета и Самарской государственной сельскохозяйственной академии, формированию из них команды современных управленческих кадров сельскохозяйственных предприятий.

Необходимо придерживаться также стратегии укрепления межхозяйственных связей сельских муниципальных районов Самарской области и территориально соседствующих с ней областей и республик Российской Федерации.

Следует отметить ряд шагов, уже сделанных в Самарской области по созданию благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, освоению новых эффективных технологий, организации инфраструктуры производства и сбыта зерна. К ним, в первую очередь, можно отнести создание агентства по регулированию продовольственного рынка, осуществление программы совершенствования производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающей технологии и образование в рамках реализации этой программы Самарской ассоциации производителей зерна, Самарской зерновой компании, созданной товаропроизводителями, а также Самарской лизинговой компании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: