Политика в области государственного регулирования рынка зерна в Самарской области




Рассмотрев рынок зерна мы выяснили, что зерновой рынок – это стержень развития аграрной экономики. Его состояние является важным показателем качества проводимых в стране экономических реформ, реализации агропродовольственной политики. Он включает в себя практически все элементы рыночных отношений. Развитие зернового рынка затрагивает не только широкий спектр вопросов, касающихся функционирования непосредственно самого зернового хозяйства, но и всего агропродовольственного комплекса страны.

С учетом масштабов и полноты элементов экономических отношений зерновой рынок может служить в качестве своеобразной модели развития для других рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Вместе с тем, как сложная многофункциональная и динамичная система, включающая широкий спектр народнохозяйственных функций, зерновое хозяйство требует приоритетного внимания к своему развитию со стороны государства.

Особенностью законодательного регулирования рынка зерна в Российской Федерации является наличие институтов государственных закупочных и товарных интервенций, порядок проведения которых установлен в соответствующих постановлениях Правительства РФ, а также законодательное закрепление государственной поддержки производства и переработки зерна в форме компенсаций производителям зерна понесенных ими расходов. Наиболее значимыми условиями воздействия государства на рассматриваемый рынок является поддержка сельскохозяйственных производителей, закупки зерна для государственных нужд, формирование рыночных земельных отношений.

Для эффективного функционирования зернового рынка следует решить следующие задачи:

1. Обеспечить многоканальную систему реализации зерна

2. Особое значение должно быть уделено развитию биржевой торговли

3. Требуется помощь в материально-техническом оснащении бирж

4. Необходимы существенные изменения в системе учета, статистической отчетности по продовольственной пшенице и продуктам ее переработки

Обязательным дополнением к натуральным показателям о ресурсах и движении зерна должна стать информация об уровнях мировых и внутренних рыночных цен на различные виды зерна и продукты его переработки, издержках производства, тарифах на перевозку и хранение. Эта информация должна быть доступна заинтересованным товаропроизводителям, субъектам инфраструктурных рынков и органам исполнительной власти. Цель государственного регулирования рынка зерна - самообеспечение страны пшеницей как основа ее продовольственной безопасности - должна достигаться силами собственного сельскохозяйственного производства и за счет структурной перестройки зернового хозяйства.

Государственное регулирование зернового рынка требует разграничения полномочий федеральных и региональных органов управления. На федеральном уровне должны рассматриваться основы ценовой, кредитной и налоговой политики, условия экспортных и импортных операций, реализация целевых программ, имеющих общегосударственное значение. В компетенцию региональных органов входит решение местных проблем развития зернового хозяйства и рынка зерна на основе использования собственных ресурсов и учета специфических условий ведения зерновой отрасли.

Для поддержки сельскохозяйственных производителей в России принят приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", который включает в себя три направления: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе".

Концепция Развития Зернового Рынка России. Меры государственной поддержки формирования цивилизованного эффективно работающего рынка зерна должны включать в себя:

1) создание адекватной условиям рыночных отношений законодательной базы, состоящей из законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства, каждый из которых должен сопровождаться простым и доступным механизмом реализации, незамедлительно принимаемым Правительством. На первом месте стоит Земельный Кодекс. Действующее в настоящее время земельное законодательство дает зернопроизводителям право владения и право пользования сельскохозяйственной землей, но лишает их права распоряжения землей. В результате сельскохозяйственная земля не имеет реальной цены, складывающейся на рынке, и, следовательно, сохраняется практика изъятия реальной стоимости земли из стоимости основных фондов зернопроизводителей. Поэтому важно принятие такого Земельного Кодекса, по которому обладатели права пользования землей получили бы право распоряжения землей, включающее в себя сдачу в аренду и залог в специально созданных для этого ипотечных банках.

2) комплексную последовательную систему льготного налогообложения отдельных групп действующих субъектов зернового и смежных с ним рынков;

3) программу гибких протекционистских мер по защите отечественного производителя;

4) программу государственной поддержки банкам и инвестиционным компаниям, биржам и оптовым рынкам, страховым компаниям, специализирующимся на предоставлении соответствующих услуг субъектам зернового рынка;

5) пересмотр действующей неэффективной практики предоставления прямых государственных дотаций и льготного кредитования производителей;

6) изменение механизма поставок в формируемые за счет государственных средств федеральные и региональные продовольственные фонды и порядка финансирования этих поставок;

7) комплекс мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата для производителей и переработчиков зерна;

8) программу широкой продажи нерентабельных субъектов зернового рынка;

9) комплекс мер, стимулирующих создание крупных частных и акционерных компаний, охватывающих всю цепочку движения зерна и продуктов его переработки от производителя к потребителю;

10) последовательные антимонопольные меры;

11) меры по поддержке спроса на зерно;

12) создание информационной базы зернового рынка.

Главной целью концепции является формирование зернового рынка России, который должен обеспечить: создание условий для роста производства зерна в России, на основе его окупаемости; удовлетворение потребностей России собственным зерном и создание запасов зерна, необходимых для продовольственной безопасности России; возрождение экспортного потенциала России и превращение ее из зерноимпортирующей в зерноэкспортирующую державу. [6]

В условиях рыночной экономики на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов большое влияние оказывает организация системы сбыта продукции. От хозяйствующих субъектов требуется не только произвести востребованный на рынке товар, но и реализовать его с достаточной маржой, которая обеспечивала бы поддержание процессов расширенного воспроизводства. Спрос и цена на продукцию каждого хозяйства определяется предпочтениями потребителей, которые хотят получать качественные товары по минимальным ценам. Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие квалифицированных кадров и необходимого оборудования не позволяет им самостоятельно проводить весь комплекс маркетинговых мероприятий. Произведенная продукция реализуется при этом торговым посредникам по более низким ценам, чем это возможно. Большая кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей также вынуждает их реализовывать растениеводческую продукцию в период наиболее низких цен – сразу после сбора урожая, так как основная масса кредитов выдается не на перспективу, а именно «под урожай». Многие хозяйства вынуждены реализовывать продукцию с поля по низким ценам еще и потому, что у них отсутствуют базы для хранения.

К числу приоритетных направлений развития инфраструктуры продвижения сельскохозяйственной продукции относятся:

• поддержка и расширение строительства новых хранилищ, позволяющих обеспечить продолжительное и качественное хранение произведенной сельскохозяйственной продукции;

• участие организаций АПК Самарской области в торговых и закупочных интервенциях на рыке сельскохозяйственной продукции, проводимых уполномоченными организациями, в тендерах на закупки продовольствия для государственных нужд;

• дальнейшее развитие биржевых торгов в регионе, широкое применение форвардных и фьючерсных контрактов;

• широкое использование в хозяйственной практике механизма двойных складских свидетельств, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию;

• развитие системы оптовых продовольственных рынков в регионе, создание условий для непосредственного контакта сельхозтоваропроизводителей и потребителей продукции;

• дальнейшая информатизация аграрного рынка, обеспечение крестьян актуальной информацией о состоянии продовольственного рынка области, других регионов и за рубежом;

• развитие экспортного потенциала Самарской области и оптимальный выход продукции АПК на внешний рынок

Задачей органов государственной власти является поддержка и развитие конкурентной среды, создание новых, более эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции, формирование маркетинговых и консалтинговых служб на областном и районных уровнях, создание общей базы данных о сельскохозяйственном рынке, а также введение в хозяйственную практику новых инструментов, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию.

В Самарской области более 3 млн га пашни. АПК области имеет возможность производить до 3,5 миллиона тонн зерна (в том числе, продовольственных пшениц -до 1,5 миллиона тонн), картофеля - до 600 тысяч тонн, овощей - свыше 200 тысяч тонн. Это позволяет за счет собственного производства на 100% удовлетворить потребности населения области в хлебе, в растительном масле, в картофеле и в овощах.

Перспективы развития АПК Самарской области и средства
их достижения определены в «Комплексной программе развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004 - 2006 годы
и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области
до 2015 года» с учётом дополнений, внесённых с принятием государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2006 – 2012 г.г. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» создала оптимальные стартовые условия для стабилизации и наращивания производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств.

Рассмотрим областную целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2013 годы от 28.05.2008. Цели программы: устойчивое развитие сельских территорий Самарской области;

создание общих условий функционирования сельского хозяйства Самарской области; ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства Самарской области; совершенствование мер государственной поддержки развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса;

достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Самарской области; регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области.

Задачи Программы: повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК Самарской области; создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Самарской области, восстановления и наращивания социальной и инженерной инфраструктуры села; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства Самарской области; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала; создание условий для повышения качества продукции АПК Самарской области, формирования цивилизованного рынка оборота сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и развития рыночных отношений в сфере АПК Самарской области; создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Самарской области; повышение занятости и уровня жизни сельского населения Самарской области.

Реализация Программы координируется министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

АПК Самарской области представляет собой многоотраслевую производственно-экономическую систему, в которой функционирует около 500 коллективных сельскохозяйственных организаций, 2882 крестьянских (фермерских) хозяйства, 261,3 тыс. личных подсобных хозяйств и около 1000 организаций пищевой, перерабатывающей промышленности и агросервиса. На его долю приходится 5–7% стоимости валового регионального продукта и около 3% основных фондов.

В сельской местности проживает 622,3 тыс. человек или 19,6% всего населения Самарской области, из них 35,8 тыс. человек заняты в общественном секторе сельскохозяйственного производства. Анализ деятельности аграрной сферы экономики Самарской области за период с 1990 по 2007 год свидетельствует о резком снижении ресурсного обеспечения отрасли и значительном сокращении производства сельскохозяйственной продукции.

В последние годы идет процесс улучшения технической оснащенности АПК Самарской области, но коэффициент обновления техники очень низок (2–4%), в то время как выбытие устаревшей техники составляет 6–8%. Посевные площади сельскохозяйственных культур за 17 лет сократились на 34%, в том числе занимаемые зерновыми культурами – на 27%. Внесение минеральных удобрений уменьшилось в 2,9 раза. Минеральных удобрений в 1990 году вносилось на каждый гектар по 51 кг в действующем веществе, в 2007 году – по 17,6 кг в действующем веществе, что привело к значительному ухудшению почвенного плодородия. Из-за снижения посевных площадей и урожайности снизилось на 54% производство зерна.

Предпринятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях меры, направленные на развитие АПК, позволили стабилизировать производственный потенциал, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечили рост индекса физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства и улучшение финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В среднем за три года прирост производства валовой продукции сельского хозяйства составил 2,3%, а в 2007 году – 3,6%. Об улучшении инвестиционного климата свидетельствует рост внебюджетных средств, привлеченных в АПК, с 3,0 млрд. рублей в 2005 году до 6,5 млрд. рублей в 2007 году. По итогам 2007 года получено 1618,7 млн. рублей прибыли с уровнем рентабельности 18,5%. Более 86% сельскохозяйственных организаций рентабельны.

Программно-целевой метод необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в АПК Самарской области, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач.

Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Самарской области с учетом их взаимосвязи с общими задачами региональной социально-экономической политики на долгосрочную перспективу.

При разработке Программы учтены положения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: