Учение о государстве и праве Т.Гоббса.




В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля. Теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В начале революции он написал трактат в защиту королевской власти и был вынужден эмигрировать. В Париже Гоббс продолжил разработку своей философской системы; там же была издана его книга с осуждением революции и гражданской войны. После окончания гражданской войны Гоббс опубликовал в Лондоне свое основное произведение — "Левиафан, или материя, форма и власть государства" (1651 г.). Учение на изучении природы и страстей человека - людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они находятся в "состоянии войны всех против всех", что понуждает людей искать путь к прекращению ест.состояния. Ест.право — свобода делать все для самосохранения; Согласно ест.законам следует искать мира; в этих целях нужно взаимно отказаться от права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения". Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, ответственное за свои действия, возникшего из взаимного договора между людьми, с тем, чтобы могло использовать силу и средства для их мира и общей защиты. Государство — это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть — душа государства, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы — разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим — к ушам подданных; награды и наказания — нервы; благосостояние граждан — сила, безопасность народа — занятие, гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, гражданская война — смерть. Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену — правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет. В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. То, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего к области публичного, политического права. Обеспечение мира и безопасности требует, по Гоббсу, возложения на подданных в области политических отношений одних лишь обязанностей, предоставления суверену — только прав. Однако же в области частноправовых отношений подданным должны предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий. Он не сторонник феодально-сословного деления общества на привилегированных и непривилегированных. В отношениях между подданными суверен должен обеспечить равную для всех справедливость, незыблемость договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, определить равномерные налоги. Одна из задач государственной власти — обеспечение собственности. Частная собственность является условием общежития, необходимым средством к миру. Собственность не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена (т.е. установление налогов). Понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Суверен, надел.полномочиями законотв-ва, изд.предписания, содержащие нормативы общения, т.е. гражд.законы. Гражд.законы возн.из пердпис.власти, ест.-будучи предписан.Бога,реализ.через разум человека. Они имеют общ.цель – мирное сосуществование людей. Данные законы – не два вида, а две части. Ест.-неписан., гражд.-писанная составляющая права. В догосуд.состоянии ест.законы не явл.законами в полном смысле, а апроявлением разумного начала человека. Лишь в гос-ве они становятся законами. Положит.законы – явл.конкретизацией гражд.аконов (разделял на человеческие и божественные). Чел.-предписания конкретной власти народу. Чел.делились на распределительные и уголов. Божеств. – предписания Бога, адресов.конкретному народу. Требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др. В концепции Гоббса нет оправдания тоталитаризма. Гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния "войны всех против всех". Поскольку же такая война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал в защиту королевского абсолютизма. Цель государства (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной монархии. Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (протекторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля: "Солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом отдать себя в подданство новому господину". Вернувшись в Англию в 1651 г., Гоббс был с уважением принят Кромвелем, поручившим ему участие в реорганизации университетского образования. После реставрации Стюартов вернувшиеся в Англию эмигранты попрекали Гоббса его примирением с властью Кромвеля и обвиняли в атеизме. После смерти Гоббса "Левиафан" был публично сожжен по решению Оксфордского университета. Задолго до этого католическая церковь включила произведения Гоббса в "Список запрещенных книг". Естественное состояние в его философии - это не какой-либо исторический период в жизни людей. Это теоретическая предпосылка, мыслительная конструкция, которая была необходима ученому, чтобы показать преимущества государственной организации перед «неустроенным обществом». естественное состояние возможно в действительности. Ссылаясь на эмпирические данные, мыслитель отмечал, что некоторые дикие народы Америки пребывают в подобном состоянии. Кроме того, до «такого образа» жизни люди «опускаются» во время гражданских войн. Естественное состояние - не конкретная ситуация в жизни народа, а обобщенная модель, где: а) существует полная свобода и равенство возможностей; б) отсутствуют самые элементарные правила: оценочные («справедливо» - «несправедливо»), разграничительные («мое», «твое»), регулятивные («разрешено», «запрещено»), в) действует ест. право, т.е. свобода в выборе средств для защиты жизни и имущества; г) отсутствует власть, нет отношений господства и подчинения. Однако, поскольку никто ничем не защищен, свобода и равенство ничтожны, поскольку нет закрепления имущества - постоянна вражда, перерастающая в столкновения. Подобное состояние противно как физической, так и разумной природе человека. Поэтому «страсти» (страх смерти, желание иметь собственность), но большей частью разум заставляют его искать условия, приемлемые для жизни. Главным условием является мир. Т. Гоббс подчеркивает, что рано или поздно человек приходит к осознанию того, что мирное сосуществование - это основное правило нормальной жизни людей. Данные условия (правила) Т. Гоббс называет ест.законами, которые помогают людям преодолеть ест. состояние. Заключение соглашения знаменует собой переход в государственное состояние. Государство в лице верховной власти принимает на себя обязанность поддерживать мирное общение людей. Договор содержит 2 части: 1-объединение каждого с каждым в единое целое (обществ.лицо), и полное отчуждение ест.прав. 2-выбор представителя (доверителя), которому передается отчуждённая свобода всех и олицетворяет верховную власть в государстве. Гос-во, возникшее на основе соглашения наз-ся политическим, что отличает его от других, возникших путём войны или насилия. Три формы устройства-монархии, аристократия, демократия, остальные не признавались им. Тирания и олигархия – не самост.формы, а отрицательные хар-ки монархий и аристократий. Не делил формы правления на прав.и неправ., т.к. каждая имеет и преимущества и недостатки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: