Руссо Жан-Жак (1712—1778) — французский философ и писатель, теоретик народного суверенитета. "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755), работа "Об общественном договоре" (1762), статья "Политическая экономия", "Проект конституции для Корсики", "Соображения об образе Правления в Польше и о проекте его изменения". Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, изложил в очерке "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Руссо исходил из гипотезы о первоначальном существовании людей в естественном (догосударственном) состоянии. В отличие от Гоббса Руссо идеализирует это состояние, рассматривая его как "прекрасную дикость". Естественный человек — это счастливый человек: он наделен природным здоровьем, у него нет лишних потребностей, он свободен и ни от кого не зависим, нет частной собственности. Естественный человек живет простыми чувствами и страстями, следует инстинктам, а не рассудку. Однако "случайные обстоятельства способствовали совершенствованию человеческого разума", и люди изобрели "искусство добывания металлов и земледелие", открыв путь к цивилизации, испортило человеческую природу. Следствием обработки земли стал ее раздел между людьми, появление частной собственности. Т.о.рождается первая форма социального неравенства: неравенство между богатыми и бедными. В этой ситуации богатые должны были "под давлением необходимости" осознать невозможность спокойно пользоваться частной собственности. Тогда придумали бедным и богатым объединиться, чтобы "оградить от угнетения слабых, сдержать честолюбивых и обеспечить каждому обладание тем, что ему принадлежит". Это объединение и произошло под эгидой общих для всех: высшей власти, законов, судебных уставов и мировых судей. Государство возникает к результате общ.договора. С появлением государства появляется политическое (неравенство между правящими и управляемыми). Кроме того, от этого договора больше преимуществ получили богатые -законы государства безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства".Руссо считает, что первоначально путем общественного договора люди могли установить либо монархическую, либо аристократическую, либо демократическую форму правления. В первом случае люди избирали для себя одного правителя (самого доблестного или самого богатого), во втором случае избирали нескольких правителей (равных между собой), в третьем случае для управления избирались те, чьи "богатства или дарования не слишком отличались". При всех этих видах правления "магистратуры были поначалу выборными, и если богатство не влекло за собой предпочтения, то последнее отдавалась достоинствам, определяющим естественное превосходство, и возрасту. Однако институт выборов имел существенный недостаток: "Чем чаще выбор падал на мужей преклонного возраста, тем чаще должны были происходить выборы и тем больше ощущались связанные с проведением выборов затруднения; появляются интриги, образуются группировки, ожесточается борьба партий, вспыхивают гражданские войны". Все это должно было неизбежно привести общество к первоначальной анархии, однако энергичные магистраты воспользовались этой ситуацией, чтобы "сохранить навсегда свои должности за своими семьями". В результате возникла третья форма социального неравенства: устанавливается неограниченная и неподконтрольная народу власть, власть деспотическая, все же остальные граждане становятся рабами этой власти. Таким образом, состояние первоначального естественного равенства людей было заменено на равенство рабов в условиях деспотии. При таком состоянии, считает Руссо, восстание народа против деспота. В произведении "Об Общественном договоре, или Принципы политического права" он предложил создать такое государство, в котором можно обеспечить свободу и равенство индивидов. Основой этого государства должен стать новый общественный договор, еде все отказываются от своих естественных прав в пользу общины. Отныне они выступают либо как граждане, участвующие в осуществлении государственной власти, либо как подданные, подчиняющиеся законам государства. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу: Руссо отстаивает принцип народного Суверенитета,неотчуждаем, неделим, непогрешим, абсолютен. Верховенство народа проявляется в том, что он не связан предш.законами и в любой момент может изм. Условия первонач.дог-ра. Подчёркивая неделимость сув-та, выступал против разделения властей Неотчуждаем, т.е. общую волю может выразить только весь народ, когда он собирается в собрании. Другими словами, выразить общую волю народ может только непосредственно, а не через своих представителей. Им критикуется представит.демократия. Допускает существование депутатов, но рассматривает их лишь как комиссаров общей воли, которые не уполномочены принимать окончательные решения. Суверенитет народа, по мнению Руссо, неделим. Он критикует теорию государственного суверенитета, представленную в трудах Бодена, Гроция, Гоббса и др. Согласно этой теории суверенитет государства — это совокупность отдельных полномочий суверена, в числе которых: право издавать законы, право назначения должностных лиц, право войны и мира и др. Для Руссо суверенитет — это только полномочие принимать законы, все же остальные полномочия — это лишь следствия суверенитета, а не сам суверенитет. Непогрешимость — народ в собрании, выражая в законе общую волю, не может ошибаться; общая воля всегда с необходимостью направлена на благо всех и каждого. Угрозой для выражения общей воли являются партии — носители частной воли. Абсолютный характер - народ может принять любой закон. Руссо проводит четкое различие между сувереном и правительством. Если суверен (т. е. народ) принимает законы, то правительство — это приводит в исполнение законы и поддерживает свободу как гражданскую, так и политическую. Виды правительства в зависимости от числа лиц, занимающихся управлением: демократию, аристократию и монархию. Руссо критически оценивает демократию (приемлем только для богов, а не для людей) Более приемлемыми аристократическое и монархическое. Однако они в чистом виде не существует. Гарантии народного суверенитета, т.к. любое правительство стремится к узурпации народного суверенитета. Чтобы этого не происходило, считает Руссо, необходимо периодически проводить народные собрания. Еще одной гарантией народного суверенитета должен стать, трибунат, особый государственный орган, обладая функцией контроля, должен иметь правомочие отменить любое постановление правительства (Конституционный Суд). Руссо иначе понимал природу закона. У Руссо можно наблюдать отношение к закону, близкое к религиозному трепету. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Только благодаря закону как выражению общей воли можно установить справедливость, обеспечить свободу и равенство каждого индивида. В своих работах Руссо последовательно придерживался идеалов эгалитаризма. Руссо — теоретик республиканской формы правления, — единственно разумной формы правления. Конституционное законодательство Франции XVIII в. во многом обязано Руссо. В Декларации прав человека и гражданина, Конституции 1791 г., Конституции 1793 г. во Франции есть прямые ссылки на положения, сформулированные Руссо. В XIX в. влияние идей Руссо также существенно. Под влиянием Руссо возникли демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
|
|
|
18.Демократические идеи в США в годы борьбы за независимость (Т.Джефферсон, Т.Пейн).
США как независимое государство возникли в результате освободительной войны 1775—1783 гг. английских колонистов против метрополии. Активное развитие борьбы относится к 60-м годам XVIII в. Тогда колонисты ограничивались требованиями уравнения ПП режима в колониях с режимом, существовавшим в Англии, в том числе представительства колонистов в английском парламенте и отмены несправедливого налогообложения. Эти требования теоретически обосновывались принципами английского общего права и конституционности, оформившейся с завершением английской революции. С 70-х годов требования колонистов радикализируются, и в обоснование их берется естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе. В работе I Континентального конгресса (1774 г.): колонисты обладают ест.правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами жителей метрополии и всеми правами, содержащимися в колониальных хартиях, что "права и свободы американских поселенцев не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью без согласия самих колонистов". Идеи Пейна и Джефферсона легли в основу Декларации независимости 1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борьбе против английских колонизаторов. Томас Пейн (1737—1809) радикальный представитель демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. В"Здравый смысл" (1776 г.) — показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. различал ест. и гр. права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его существования": право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в ест.состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом. С образованием общества и государства люди передали часть своих ест.прав в "общий фонд". Так возникают гр.права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью: в т.ч. право собственности (т.к. в ест.сост.земля была общ.собственностью). Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. Выступил против рабовладения. Государство возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Целью государства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставляет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство создается людьми по общественному договору. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Народ имеет право учреждать или уничтожать любую форму правления, пр.на революцию. Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы (принципы образования правления — наследование или выборность). Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления", такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы". Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права. Недостаток Конституции США 1787 Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), он предпочитал коллегиального. Против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию. Политические взгляды Пейна выражали дем.и револ. тенденции в освоб. движении колонистов, повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже в Англии, позже способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент. Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743—1826), 3 президент США. Критиковал Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии. Общественный договор - основа устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах. Дж-н критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была дем.республика свободных и равноправных фермеров. Дж-н был основным автором проекта Декларации независимости — конст.документа, который, исходя из демократической трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для этой эпохи (упоминание о Боге- творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан — все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени: все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью. В перечне названных в Декларации независимости неотъемлемых прав нет права собственности, в Декларации прав I Континентального конгресса. Это объясняется влиянием Пейна, к-й считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека. Он осознал, что в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны, поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т. е. право на собственность. В силу происхождения власти правительства от народа, то есть с согласия народа, народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления. Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить "именем и властью доброго народа колоний наших" отделение их от Англии и образование независимых США. При этом в составленном Дж-ном проекте Декларации было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что захватывал людей и обращал их в рабство.