Гос.-прав. воззрения рус. дворянства 1-й трети 18 века (Ф.Прокопович, В.Н. Татищев, И.Т.Посошков)




На руб.17-18 вв. рус.феод.гос-во окончат.оформ.как абс.монархия. Реформы завершили ликв-ю стар.феод.учр-й и положили начало преодал.пром., воен.,культ.,отсталости страны. При Петре завершилась консолидация и законод.оформл-е феод-в в единое привилег.сословие (шляхетство-дворянство). Привилег.: пр.владеть зем.и креп., обосновывались тем, что шлях-во обязано нести воен.и гр.сл. под угрозой конфиск.зем.и креп-х у тех, кто от неё уклон. Одн-но расш-сь и укреп-сь креп.пр. При Петре в креп.состояние были обращены многие ранее своб.люди. Многие приписывались к фабрикам и заводам. Помещики над-сь правом суда над крепост. Новым явлением для ПП идеологии стали законод.акты, как ф.выр.идеологии. Офиц.доктрина вкл.трад.теолог.обоснование цар.вл. Вл.мон-ха рассм.как божеств.поручение, но в качестве обоснования реформ часто исп-ся ссылки на общее благо – факт-ки подразум.укрепл.привилег.благород.сосл.и ужест.креп.пр.Резко выросла торговля крепостными, в т.ч. по одиночке. Преодал.остал-ти страны осущ-сь мет.адм.вмеш-ва во все стороны жизни подданных, всестор.опеки, полиц.надз.и принуждения. Наука,культура, опыт более разв.стран. Зап.Евр.исп.для совершен.пром., воен.дела, зак-вом, гос.ап. Восприн.этот опыт Россия приобщалась к мир.цив., к передовой мат.и дух.к-ры. Насильств.приобщение адм.методы и сосл.классов.основы насаждения ин.образцов дали побочн.рез-т в виде преувел.и показного воспр.рос.дв-вом ин.вообще.

Взгляд на царя как на православно-христианский по своему назначению институт проводил и "Духовный регламент" 1721 г. Царь Петр I представлялся здесь "яко христианский государь, правоверия нее и всякого в церкви Святей блюститель". Как и прежде самодержавная власть мыслилась в качестве власти, данной от Бога. Пётр считал, что царский титул делает его ответственным буквально за все происходящее в России и наделяет правомочием вмешиваться во все сферы общественной жизни. Законодательство петровской эпохи носило поэтому всеобъемлющий характер, оно отражало стремление самодержца урегулировать и все стороны бытовой жизни населения России. Теория "православного христианского самодержавия" отождествляла самодержавную власть с властью отца в семье. Титул императора стал служить признаком независимости его носителя от какой-либо другой власти, светской или церковной (идея абсолютной монархией). Древнеримский монарх (император) являлся помимо прочего и верховным понтификом, т. е. в его лице соединялись высшая светская и высшая религиозная власти. Главенство самодержца над русской православной церковью было оформлено "Духовным регламентом" 1721 г. В Манифесте от 25 января 1721 г., объявлявшем о создании новой системы управления церковной организацией, Петр I учредил "Духовную коллегию, то есть Духовное Соборное правительство". До этого события русская православная церковь на всем протяжении своей истории сама решала вопрос о собственном устройстве. Реформу системы управления церковью Петр I выводил из идеи божественного происхождения его власти. Одним из наиболее значимых постулатов официальной доктрины самодержавной власти стала в XVIII в. идея служения самодержца общему благу, славе и чести народа российского. Петр I

был привержен ей на протяжении всего своего царствования. В условиях 18 в. идея служения самодержца общему благу, славе и чести народа российского приобрела такое же значение, которое имела концепция божественного происхождения самодержавной власти. Объявляя самодержавную власть происходящей от Бога, официальная политическая идеология тем самым: устанавливала рамки, которые составляли догмы Священного писания, этические нормы православной христианской религии. Доктрина, представлявшая самодержавную власть в качестве инструмента служения общему благу, славе и чести народа российского, если и ограничивала ее какими-то пределами, то весьма расплывчатыми. Опираясь на нее, можно было оправдать практически любые действия самодержца. Для этого достаточно было показать, что они предприняты для общего блага.

Феофан Прокопович (1681—1736) — идеолог реформ Петра. В 1720 г. Феофан Прокопович составил предварительный текст "Духовного регламента". Вошел в состав Святейшего Правительствующего Синода, в котором сделался самым деятельным и авторитетным членом. После смерти Петра I положение Феофана Прокоповича при царском дворе стало шатким. Основная масса его сочинений — это проповеди, произнесенные по поводу различных знаменательных событий в политической жизни русского общества. ППУ тесно связано с официальной политической идеологией русского общества первой половины XVIII в. Идеологического обоснования законодательных актов Петра I, вносивших серьезные перемены в механизм государственной власти. Так, "Слово о власти и чести царской" призвано было оправдать лишение царевича Алексея Петровича права наследования царского престола и назначение наследником малолетнего Петра Петровича. Впоследствии названный трактат был включен в состав "Полного собрания законов Российской империи". Основополагающим элементом политического учения Феофана Прокоповича является идея происхождения верховной государственной власти от Бога. Если верховная власть имеет свое начало в человеческом естестве, то это означает, что она происходит также от Бога, поскольку именно Бог является создателем человеческого естества.

Призывал сочетать прир.и науку с верой хр-кой и бож-ти свящ.Писания. Сч-л необх-м сочетать доводы от ест.разума, доводы от з-нов народных,доводы от примеров историч. Резко крит-л катал.церковь за абскуратизм,за отриц.и преследование науч.откр-й, к-е потом всё равно приход.признать. Хотя он осуждал папство за преследование науки, за ложные чудеса и бесчисл.мощи святых, но не оставлял без внимания мракобесие старого православного дух-ва. Поддерживал церк.реф-мы,к-е выз.негодование у ч.дух-ва. Осуждал саму мысль о превосходстве дух.вл.над светской или о неподч-ти гос-ву дух-ва и монаш-ва. В гос.сущ.разн.чины, каждый из к-х занят полез.для об-ва делом. Свящ-во – особый чин, а не особое гос-во. Составляя ч.нар.дух-во подч-но гос-ву также как и др. части. Упразднение патриаршества, учр.Синода обосн-л ссылками на преим-во коллег.упр.перед единолич.(рим.и визант.императоры). Обосновал неогран.мон-ю. С 1 стороны государь поставлен Богом и только перед ним отвечает, с др.-неогран-ть вл.самодержца проистек.из согл-я, по к-му нар.отк-ся от всех своих пр.и свобод и наделил ими правителя гос., к общей пользе. Безвластие созд.хаос. Для обесп.мира, безоп-ти, общ.блага народ не без усмотрения Божьего, заключает согл-е об отказе от своих прав о создании гос-ва. Это было 1-е в истории ПП мысли проблема происхождения гос-ва. Форма правления завис.от нар.согл-я, но уст-ся не произвольно, а в соотв.с размерами гос-ва. Респ.-только с малым народом и на небольшой тер-рии. Порицая дем.и аристокр. Правильной формой гос-ва призн.только монархию. Выделял наслед.и избир.монархии. Отдавал предпочтение наслед., т.к. в ней только 1 изъян – наследник цар.власти по закону может оказаться недостойным и неспособным царствовать. Этот нед-к м.б.устранён только царствующим монархом, к-й должен назначить достойного и способного наследника своим завещанием. Права самодержца не ограничены, он имеет право регулировать все стороны жизни и быта. Выделял: 1) демократию или народодержавство, " главные всего Отечества дела управляются согласием всех жителей"; 2) аристократию, "инде же не всего народа, но и не единаго лица волею, но несколько избранных мужей сословием правится Отечество"; 3) монархию или самодержавство, "инде же вся держава в руках единаго лица держится". Помимо этого Феофан признавал возможность существования и смешанных форм правления. Обозначал верховенство государственной власти — суверенитет — обозначает термином "маестат"- «самая крайне превосходная честь». Свойства верховной государственной власти: ее неподсудность человеческому суду, независимость от какой-либо другой человеческой власти и надзаконность». Вместе с тем Феофан Прокопович не воспринял многих распространенных в Западной Европе XVII — начала XVIII в. полит.идей. Признав согласие народа в качестве фактора, способствующего появлению гос.власти в обществе, не принял характерного для западноевропейской теории "общественного договора" представления о народе как совокупности отдельных индивидов, каждый из которых обладает изначально суверенитетом. В учении Прокоповича первоначальным носителем суверенитета выступает народ, который мыслится в качестве единого тела, обладающего общей волей. Если в теории Т. Гоббса верховную государственную власть учреждают индивиды, то в учении Прокоповича ее непосредственно создает народ. В соответствии с доктриной "общественного договора", разработанной зап.евр.философами, в результате краха государства общество приходит в свое первоначальное состояние, при котором суверенитет вновь становится принадлежностью индивидов. По смыслу учения Прокоповича верховная власть в подобном случае должна возвращаться к народу, который изначально и обладал ею. Государь, обязанный действовать на общую пользу естественным законом и божественными заповедями, не имел правомочия на издание только таких законов, которые вредны для общества. Любые другие законы, даже если они прямо и не служили общему благу, самодержец вполне мог, по мнению мыслителя, издавать.

Василий Никитич Татищев (1686—1750) род-к русской исторической науки ("История Российская с самых древнейших времен"). Политическое мировоззрение В. Н. Татищева формировалось влиянием произведений античных философов и ряда современных ему западноевропейских мыслителей, высоко оценивал немецкого фил. X. Вольфа, С. Пуфендорфа и Г. Гроция. Произведениям Н. Макиавелли ("Государь"), Т. Гоббса ("Левиафан"), Дж. Локка ("Два трактата о правлении") сч-л вредными. Был сторонником просвещения и разв.науки, осуждал цар.власть за преследование. Его интересовала религия с полит.т.зр.-опасность 2вер. Ест.состояние-состояние вольности. По природе человеку нужна и полезна не всякая воля, а только воля с разумом и рассуд.употреблением. Чел.не может обойтись без др.людей, он вынужден подчин. внеш. ограничениям. Ограничения: 1)по природе (вл.род-лей), 2)по дог-ру (отно-я найма), 3) по принуждению (раб-во, невольн-во). Первые две узды имеют отн-е к происх.и сущ-ти гос. Так вл.монарха подобна родительской (природной) вл., в респ-ке-осн.на дог-ре. Д-р-основа всяк.гос-ва, в т.ч.монарх. Ф.правления завис.от ряда объектив.усл., к к-м относ.место положение, р-р тер., состав нас. Демократия осущ.только в гос.-городе или маленьких обл-х, где можно быстро собр.все домохозяева. Представительную сист.сч-л признаком аристократии – правление избр-х. Аристократия полезна в обл-х, сост-х из неск.городов, защ-х от нападений. Особенно у просвещ.нар., привыкш.к соблюдению з-нов без принуждения (н-р, Венеция). Россия как великое гос-во может правиться только самовластием. Если при опр-и формы правления не были учтены объектив.обст-ва, то избр.ф. не будет прочной. Неизбежны будут смуты, нашествия, перевороты, в рез-те к-х будет разрушена или порабощена, либо примет свою ест.форму. Защищая и обосновывая самодержавие в концеп.Татищева соед-сь с мечтой о внедрении систем орг-в вл.подобия предст.двор.учр-ний. Цель нововведения – созд.эф.з-ва, компетентного решать дел центр.упр.и пресеч.казнокрадства и взят-ва в верх.звеньях гос.аппарата. Сословия – об-ва обусл.истор.сложностью раздел.гос-ва, к-е и предопред.правов. пол-е каждого сословия. Возн-е дв-ва опис.: когда-то весь народ был обязан оборонять и защищать гос-во. Затем гр-во, куп-во, земл-цы были признаны нужными гос-ву, поэт.их освоб.от воен.сл. Оправдание привилегий дв-ва опр-ся службой. Гл.показатель гос.мощи – многолюд.и бог-во. Источник богатства – купеч.и ремесленники. Теорет.камень преткновения-крепостничество. Рабство или невольничество признаёт противоест.природе человека и его право защ.и оборон. от насильств.порабощения. Осудив креп-во выдвинул доводы против его отмены: 1)освоб.кр-н порад.смятение, коварство, обиды,поэт.оно опасно.2)вольность кр-ва с нашей формой правление монаршей не соглас.и обычай изм.небезоп. Он неоднозначно выст-л за обн-е з-ва, за тщат.подг-ку законопроектов. При издании з-нов государь должен руководствоваться стремлением общей пользе и справедливости. 1) чтобы закон был понятен, писать его следует на таком языке, на котором большая часть народа говорит; 2) чтобы закон действовал, он должен соответствовать естественному закону, дабы то, что им в качестве зла представляется, не почиталось бы в законах гражданских за добро; 3) чтобы законы один другому ни в чем не противоречили, дабы 4) чтобы всякий закон немедленно всем объявлялся и становился известным. В своих политических взглядах Татищев исходил из того, что никакое человеческое сообщество, малое или великое, без власти быть не может. Он выделял четыре типа таких сообществ: первое — супружество; второе — родовое, т. е. родителей и детей; третье —"домовное" или "хозяйское", в котором соединяются на основании договора господин и слуги; четвертое - государство, которое возникает из объединения домовных сообществ и выступает в свою очередь в различных формах. Первую из этих форм Татищев называл гражданством (синонимом греческому слову "политиа"). Гражданство могло существовать лишь в малых селениях и предполагало совместное решение вопросов управления и суда общим согласием всех хозяев домов. После того, как селения стали многолюдными, люди вынуждены были данное правление переменить - в аристократию. Несогласие между правившими и медление и вред в решении общих дел породило нужду в монархии. Как и древнегреческие философы Татищев называл упомянутые формы правления правильными и их вырождения в неправильные: политии —в демократию или охлократию, аристократиии —в олигархию, монархии —в тиранию. Лучшую пользу представляют смешанные правительства. Признавал идею божественного происхождения верховной государственной власти.

 

В раб-х Посошков предл-л купеческую версию програм.действия абс-ма. Придерживался трад.теолог. обоснования цар.вл.и все свои надежды возлагал на царя. Был сторонником тотальной гос.реглам-ции пр-ва, и мн-х сторон быта для увел.общ.бог-ва. Много вним-я он уделял пол-ям сословий и полит.гос. по отнош.к кажд.из них. В духе эпохи петровских реформ он объяснял сословное деление об-ва раздел.труда. На гос-во он возлагал задачи заставить каждое сосл.раб. в отвед.ему сфере. Не выр-л сомнений необх-ти двор-ва и его привилегий, но делал упор более на обяз-ти, чем на права. За неиспол.службы царю, уклон.от неё прдл-л лишать дв-н кр-н. Кр-не – осн.производ.класс страны. Крестьянское бог-во-бог-во царств., а нищета кр-н – оскудн.царское. Тяж.пол-е кр-н, обрем-х массой повин-тей помещичьего гос-ва. Беззащит.перед произолом дв-ва и чин-ков, нищета, безграмотных, лишённых стимула к труду тревожили Посошкова. Но он не был противником креп.права. Он предл-л его расшир-е. Он настаивал: необх.обязать помещиков следить за тем, чтобы кр-не работали 7дн/нед., кроме праздников, и на себя и на помещиков. Он реком-л примен.строг.нак-я и ввести паспортную сист.для пресеч.побегов. Предл-л меры для защ.кр-кого хоз-ва от разорения помещиков, от произв.поборов, подрыв-х кр-н желание к труду. Для защ.х-ва от окончат.разорения сч-л необх.огран.цар.указом кр-кие повинности, барщину и оброк в пользу помещиков и гос.казны. Р-р кр-ких повинностей д.опр-ся спец.созд.съездом дв-н, а после этого утверждал царь. Посошков не брался опр.этот р-р, он д.б.таким, чтобы кр-ву было не тягостно. Гл.в том, что помещики не им.пр.треб.сверх положенного. Пр.царя:изд.приказ о кр-ких повинностях, Посошков обосн.тем, что кр-не принадл.царю навечно, а помещикам – только временно. Посошков призывает царскими указами реглам-ть пор-к торг-ли, занят.пром-ти и ремёсел, опр.цену товара, стоимость самих $ строго контрол.собл.цар.указов. Купечество д.стать единств.торг.и пром.сословием. Посошков выст.за торг.своб. Не как своб.конкур., а как своб.от конкур.со ст-ны ин.купцови всех др.сословий. Торг.д.б.запрещ.всем,кто не принадл.куп-ву. Своеобразие взгл-в Посошкова – обесп.предпр.рабсилой мысл-сь им на основе крепост.сист. Он за сохр-е прав куп-ва влад.крепостными, за насильств.приобщение к труду нищих, за исп.на заводах и фабриках тр.креп-х в зимн. время. Возлагая все над-ды на цар.вл., Посошков был далёк от мысли о всесилии цар.указов. Он порицал обветшавшее и искажён неправыми судьями древ.уставы. Он предл-л сочин.правосуд.кн.с подлин.рассужд.на всякие дела. Подг-ка проекта Уложения нужно поручать собр-ю представителей всех сосл-й и чин-в по 2-3 чел. от каждого, вкл-я и предст-лей кр-н из числа бывших сотских. Проекты д.б.собр.и соглас.пол-ем о старых и новых указов. По категории дел не предусм.ни стар.ни новыми указами д.б. учтена практика решения таких дел. Предл-сь исп.и инозем.уставы. Взяв все статьи, к-е были пригодны к российским условиям. Подг.проекта следовало передать на обсуждение всех сосл-й. Предлагаемый пор-к прин-я нового уложения по мнению Посошкова никак и ничем не огран.цар.вл. Как царь реш.так оно и будет. Проверка проекта многонародным советом, имеющ.целью лишь устран.ошибок,пробелов. Более совершенным воплощением правды. Правовую силу Уложения придаст лишь царское установление. Наряду с пробл.пробельности права Посошкова волновала пробл.обеспеч-ти его испол.системой гарантий. Первостепен.значение придавалось не только совершенств-ю содержания права, но и создание прочного правопорядка, хотя бы и на феод.правов.основе. Р-р креп.повин-тей предл-сь опр.двор.съездом, а утв.цар.Указом. Предл-л возлож.к-ль за собл.ук.помещиками на суды. Кр-не, донесшие суду, что помещ.треб. и берёт сверх положенного, получали волю и 50 рублей, за недонесение о нарушении помещиком указа кр-н будет наказан кнутом. У помещ., уличённого в наруш.указов отбирались кр-не и земли. Для наведения порядка правосудия, уличённого во взятке судью или чиновника на 1раз подвергнуть штрафу, 2-й 200руб за каждый рубль взятки, наказ.плетьми, 3-смерть. В судьи предлагалось набирать приказчиков, отставных военных, купцов. Судьям нового состава запрещ-сь выходить за рамки Уложения. За нарушение – смерть. Реформа должна обесп.его доступность для всех сословий. Большой внимание: гарантии правопорядка как обуч.народа грамоте. "Книга о скудости и богатстве". Тексту "Книги" Посошков предпослал "Доношение" Петру Великому, в котором представил ее в качестве собрания своих мнений о том, "каким образом истребить из народа неправду и неисправности". Свои мнения Посошков разделил на три триады: первую составили его мнения "о неисправности и поправе духовенства, воинства и правосудия"; вторую —мнения "о неисправности и поправе купечества, художества и разбойников с беглецами"; третью —мнения "о неисправности и поправе, как во крестьянах, так и во владении земли безобидном, и о собрании царского интереса многоизобильного". Посошков высоко оценивал роль духовенства в общественной жизни. Посошков предлагал организовать обучение лиц, желающих пойти в священнослужители, "грамматике и всякому книжному разуму", Священному Писанию и Божественной Литургии, предлагал освободить их от забот по материальному обеспечению своей жизни и церковной деятельности, материальное обеспечение жизни и церковной деятельности духовенства должно осуществляться посредством отчисления прихожанами одной десятой своих доходов в пользу церкви. На второе после духовенства место по своему государственному значению Посошков ставил "военной люд". Основы благополучия военного сословия он усматривал не только в надлежащей оплате ратного труда и в удовлетворительном снабжении солдат пищей и одеждой, но и в устройстве справедливого, доступного и равного для всех воинских чинов суда. Особую заботу Посошков проявлял и о купечестве, без Государственная власть должна пресекать посредством жестоких наказаний практику обмана в торговле и при этом ограждать русских купцов от недобросовестной конкуренции со стороны иноземных торговцев. Посошков был сторонником активного вмешательства государственной власти в регулирование внешней торговли. По мнению Посошкова, первым шагом к учреждению праведного и нелицеприятного суда должно стать сочинение правосудной книги. Для его составления необходимо создать совет из представителей всех сословий, в том числе и от "низких чинов". Составленную "общесоветием" правосудную книгу Посошков считал необходимым вынести на обсуждение всего народа. Император волен отклонить или исправить любые статьи в судебнике, принятом народосоветием. За нарушение –казнь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: