Гос.и право были отнесены Гегелем к предм. Философии духа. Гегель выделяет 3 ступени: суб.(антрополог., феноменология, психология), объектив.дух(абстракт.право,мораль, нрав-ть), абс.дух (иск-во, религ.,фил.). Задачи философии права: иссл.идей, леж.в основании гос.и права. Идея права – всеоб.свобода. Однако подлинная свобода, обл. всеоб., а не инд.воля. Всеоб.воля треб., чтобы субъектив.устремл-е инд-да были подчинены нрав.долгу. Права гр-на соотн-ны с его об-тями перед гос., а своб.лич-ти согласована с необх-тью. Сод-ем всемир.истории явл.процесс утв-я всеоб.свобод. 1)ст-нь – абстракт.право. Своб.воля первонач.явл. созн-ем чел.в кач-ве инд.воли, воплощ.в отнош-и соб-ти. Своб.: влад.вещами, вступать в отн-я др.с другом. Абстрактное право им.форм.х-р, его предпис.формул.в виде запретов. Общее веление абстракт.права – будь лицом и уважай др.в кач-ве лиц. 2)мораль. Более выше. Моральное состояние духа возвыш.чел.до сознат.отн-я к своим поступкам, превращая в деятельных суб-тов. Воля – внутреннее содержание. Своб.проявление в сп-ти инд-в сов.осозн.д-я (умысел) став.опр.цели и стрем.к счастью, соизмер.своё пов-е с об-тями перед др.людьми. 3)Нрав-ть. Преод-ся одностор-ть форм.права и суб.морали, сним-ся противор-я м/у ними. Чел.обрет.нрав.свободу в общении с др.людьми. Вступая в разл.сооб-ва инд-ды подчин.свои поступки общим целям. Число объед-й, формир-х нрав.созн. в совр. Гегелю эпоху он относ.семью, гр.об-во, гос-во. Высш.вл. – вл.вонарха. Законодат.собрание обесп.предст-во сосл. Верх.палата – по наслед.принципу из дворян. Ниж.палата – избир-ся гр-ми по корпорациям и товариществами. Предст-во гр-н необх.для того, чтобы донести до сведения Правительства разл.сосл. Реш.роль в управлении гос.принадл.чиновникам. Каждая власть объед.гос.мех-м в единое целое. В благоустроенной монархии правит з-н. Монарху только остаётся добавить его субъективное: Я хочу.
В≪Философии права≫ (1820) — философия права — важная составная часть всей гегелевской системы философии. 3 основные ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Основная задача философии права — научное. Понятие ≪право≫ употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (≪идея права≫), 2) право как определенная ступень и форма свободы (≪особое право≫), 3) право как закон (≪позитивное право≫). Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию ≪особых прав≫ (от абстрактных его форм до конкретных). Права ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Право как закон (позитивное право) является одним из ≪особых прав≫. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. Проблема различения права и закона трактуется в гегелевской философии естественного права как отличие философского (т. е. естественного) права от позитивного права (от закона). Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей. Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица — владельцы частной собственности. Договор исходит из произвола отдельных лиц. Преступление — это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии — поступке свободной личности. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциальное (землевладельцы — дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники). Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти — выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательное собрание состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. Палата же депутатов образуется от остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т. п., а не путем индивидуального голосования. Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государств: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т. д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею (т. е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственноправовых формах. Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность. Первая ступень — абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т. п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов. Основное внимание в этом разделе "Философии права" уделено обоснованию частной собственности. Лишь благодаря собственности человек становится: личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. Вторая ступень в развитии идеи права — мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения. На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида. Третья, высшая, ступень осмысления права человеком — нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство. Гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать общественный порядок. В целом гражданское общество, считал Гегель, представляет собой объединение индивидов "на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности". Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товариществам. Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации.