Основные направления дворянского либерализма в России в нач.19 века (М.М. Сперанский).




Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или совершенствования зак-ва в России первой половины XIX в. практически отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве. Крепостное право резко затрудняло развитие страны в промышленном, культурном, военном отношениях. Усиливалась интеллектуальная, нравственная, культурная деградация господствующего сословия дворянства. Россия стремительно отставала от передовых государств, строивших гражданское общество. Яркими проявлениями назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были возникновение тайных обществ и выступление декабристов.

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — уделыцина; в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, через законы. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей: законодательная власть вручается Гос.думе (2палат); власть управления — министрам и правительству; судебная — Сенату и судебной системе. 4-я власть державная, которая заключена в особе императора. В порядке исполнительном все уставы и учреждения воспринимают силу и действие от утверждения Глава державной власти —монарх участвует в деятельности Думы, но никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе≫. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может отменить з-ны. В Государственный совет из входят четыре департамента: законов, дел военных, гражданских и духовных, государственной экономии. Заседает Совет под председательством императора или кого-либо из членов по его личному назначению. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, утверждаются непременно и исключительно Гос.думой. По форме государственного устройства Россия - нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным. По своей административно-территориальной структуре делится на области и губернии. Каждая административно-территориальная единица управляется выборным органом —думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. Дума заседает сессионно и обладает распорядительными полномочиями, а исполнительные функции вручаются избранному правлению. Систему дум завершает Государственная дума. Выборы в думы, за исключением волостной, многостепенные. Судебная власть реализуется посредством судебной системы, отделенной от администрации и имеющей самостоятельный статус. Судебная система состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем —Сенатом. Все действуют на коллегиальной основе. Для рассмотрения особо важных преступлений предусматривается создание особого суда при Сенате —Верхового уголовного суда, состав которого формирует сам император из числа сенаторов, членов Госсовета и депутатов Госдумы. Все дела слушаются публично, при открытых дверях, включая и заседания Сената. Судебный процесс носит состязательный характер, с участием прокурора и защитника (стряпчего). Для соблюдения законности большое значение имеет нравственное состояние общества. Несколько вариантов классификации гос, гражд., уголовные. В состав законов государственных (конституционные или коренные) входят три главных предмета: права державной власти; закон, возникающий из прав державной власти; права подданных. Не возражал против рецепции чужих законов, но призывает делать это с осторожностью. Под политическим рабством он понимал такое состояние, когда воля одного —закон для всех, а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам. Гражданское рабство рассматривал как подчинение одного класса в ≪повинностях личных или вещественных≫ другому, а гражданскую свободу —как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе. Политические права определяют степень участия подданных в государственных делах, гражд.права определяют степень их свободы в лице и имуществе. Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: ≪О придворных званиях≫ и ≪Об экзаменах на чин≫ (1809). Этими законами вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические —в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. Гражданских прав в государстве не может быть лишен никто. Между сословиями нет непреодолимых границ. Говорил о необходимости постепенной отмены крепостного права. Предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются и точно определяются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков и они приписываются к земле, а не к личности помещика, подушная подать заменяется на поземельную. Затем крестьянам возвращается ≪древнее право перехода≫ (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения. Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны защитников самодержавия и крепостничества. Выделял монархии и республики, к-е могут быть чистыми и смешанными. Деспотии и анархии не явл-сь для него формами, но крайностями, к-е возникают случайно или по необходимости. Выделял системы: феод,респ., деспотич. Феод.х-ся наличием абс.,неогран.вл., респ.предусм.больщее или меньшее участие гр-н в управлении, неогран.основана на неогран.диктатор.власти. Совр.ему система – борьба феод.сист.с республиканской. Порядок образования общежития: семейство, род,гражданство, гос-во.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: