Либеральные идеи французской буржуазии 1-й трети 19 века (Б.Констан).




Французская революция открыла дорогу развитию капитализма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. Массовое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, с одной стороны, стремительное обогащение промышленной, торговой и финансовой буржуазии — с другой, происходило в обществе, еще не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса (профсоюзов, партий). По социально обездоленным слоям общества больно били экономические кризисы и безработица. Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления свирепо подавлялись вооруженной силой. В своеобразных условиях первой половины XIX в. основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование "гражданской свободы", понимаемой как свобода частной инициативы, предпр-ва, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на "гражданской свободе", отнюдь не ограничивая последней. Великая французская революция (1789—1799 гг.), якобинский террор и коррупция Директории, военный деспотизм Наполеона I подвели мыслящих людей к осознанию значимости гарантий индивидуальной свободы от произвола государства с любой формой правления. Б. Констан, стремится обосновать принципы конституционного государства, где свобода индивидов надежно ограждена от произвола государства. Работы"О действиях террора", "О политических реакциях", "Об узурпации", "Принципы политики, пригодные для всякого правления", "О свободе древних сравнительно со свободой новых народов", "Курс конституционной политики" (1816—1820) и др. В работах "Об узурпации" и "О свободе древних сравнительно со свободой новых народов" Констан вырабатывает новое понятие свободы, он не идеализирует античную свободу, которая сводилась к праву участия граждан в политической деятельности: гражданин древних полисов мог гордиться своей личной причастностью к принятию важных государственных решений. Но фундаментом той политической свободы было рабство. Констан утверждал, что современные народы потеряли интерес к политической свободе. Современная свобода связана отныне не с политической свободой — ценностью античной политико-правовой культуры, а с личной свободой — независимостью от произвола государства. Политическая же свобода рассматривается Констаном лишь как гарантия личной свободы. Быть свободным это право каждого подчиняться одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов, высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, это право каждого объединяться с другими индивидами либо для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, право каждого влиять на осуществление правления либо путем назначения всех или некоторых чиновников, либо посредством представительства, петиций, запросов. Констан не соглашается с определением свободы Монтескье: "Свобода — право делать все, что дозволено законом". По мнению Констана, законы могут включать в себя столько запретов, что совсем не будет свободы. Констан считал, что Монтескье смешал два понятия: свободу и гарантию этой свободы. Для Констана, так же как и для Монтескье, закон — это гарантия личной свободы, но, в отличие от Монтескье, закон не представляется абсолютной ценностью. Закон должен исходить из легитимного источника и иметь справедливые границы. Подчинение закону — это обязанность, но, как и всякая другая обязанность, она не является абсолютной, — она относительна; она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы. К числу законов, содержание которых выходит за справедливые границы, Констан относит законы, которые устанавливают обратную силу, и законы, которые противоречат морали. Для Констана существует часть человеческой жизни вне правомочий любой государственной власти, что не может быть санкционировано ничем. Т.о., свобода есть только то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет права помешать". Гарантиями индивидуальной свободы для Констана выступают ограничение государственной власти через ее разделение, а также сила общественного мнения. В своем "Курсе конституционной политики" Констан обосновал необходимость создания шести конституционных властей: королевской, исполнительной, постоянной представительной (палата пэров), выборной представительной власти (нижняя палата), судебной, муниципальной. Королевская власть рассматривается Констаном как власть нейтральная и уравнивающая, способная разрешать конфликты между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Королевская власть: смещение и назначение министров; право абсолютного вето (для обеспечения достоинства монарха); роспуск нижней палаты и назначение новых выборов; назначение членов наследственной палаты, назначение судей, право помилования. Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров. Выборная представительная власть формируется на основе высокого имущественного ценза. Деятельность депутатов не оплачивается. Судебная власть — это власть, независимая от других властей, судьи будут назначаться королем пожизненно и будут несменяемы. Он — сторонник суда присяжных и противник создания каких-либо чрезвычайных судов. Различение личной свободы и свободы политической, предложенное Констаном, лежит в основе современных классификаций прав и свобод человека. Констан выработал концепцию анахронизмов в политике, которая и в настоящее время не потеряла своей актуальности. К числу такого рода анахронизмов он отнес деспотизм, завоевание и узурпацию государственной власти. В своем творчестве Констан уделял много внимания разграничению понятий "деспотизм" и "узурпация": "Когда узурпатор осуждает на смерть невиновного, он приказывает его оклеветать, чтобы клевета походила на приговор народа. Деспот запрещает дискуссии и требует лишь подчинения. Узурпатор предписывает шутовское расследование в качестве предисловия ко всеобщему одобрению".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: