После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не решали острейшие проблемы. Россия была отсталой страной с самодержавным государством, с рядом пережитков сословного строя, с нарастающими и обостряющимися классовыми и сословными противоречиями, грозящими социальным взрывом. В этот период в России продолжалась деятельность социалистов-народников, призывавших крестьян к социальной революции. Развивалась либеральная мысль. Большинство либерально настроенных мыслителей теоретически обосновывали создание в России конституционной монархии, необходимость широких правовых реформ, формирование правового государства, юридического закрепления прав личности. Видным деятелем либер.движения в России был Борис Николаевич Чичерин (1828—1904). "История политических учений", сочинения "Собственность и государство", "Курс государственной науки", "Философия права". Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четырех элементов, в результате которой образуется круговорот четырех начал (единство — отношение — сочетание — множество). В понятии свободы 2 стороны — отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Из требования внутренней свободы вытекает требование свободы внешней: действия людей необходимо разграничить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться и чтобы были установлены твердые правила для разрешения споров. Субъективное право — это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Выделял также положит.и естественное право. Положит.-сов-ть признанных в данном го-ве, юридически защищённых начал свободы. Предусматр.санкции. Принуждение – признак положительного права. Ест.право не имеет принуждения (справедливость). В ест.праве представлены понятия: равенство и неравенство. Личные права: право располагать своими действиями, не нарушая чужого права, перемещаться и опред.место жит-во, избирать образ занятий, принимать на себя обязательства, выражать свои мысли и чувства, исповедовать любую религию. Право имеет самостоятельные природу и значение, в нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку такое воззрение отводит праву подчиненное положение, делает его слугой нравственности, что приводит в конце концов к уничтожению свободы, к насильственному осуществлению нравственных начал. Сущность развития, считал Чичерин вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней свободы. Необходимым проявлением свободы - собственность. В ряде трудов, особенно в сочинении "Собственность и государство", он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, "самого плохого хозяина, какого только можно придумать". Право собственности есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. Ученый выступал против уравнения имущественного положения граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Уничтожить неравенство можно, только подавив свободу и превратив человека в орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства. Только в обществе человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной общественный союз. Вслед за Гегелем Чичерин отмечал, что первой ступенью человеческого общежития, является семья. Вторую — составляют церковь и гражданское общество. В государстве идея человеческого общежития, утверждал Чичерин вслед за Гегелем, достигает высшего развития. Государство "есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага". Основными элементами государства: 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель. Цель — гармонич. сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага. Высшей стадией развития идеи государства - конституционную монархию. Отрицательное отношение Чичерина к самодержавию определялось и тем, что в его реакционной политике он видел нечто, чреватое революцией: Он был противником революции, но сторонником реформ. Земледельческий характер России и ее отсталость обусловливают необходимость сильной монархической власти. Он отвергает либерализм "уличный" и "либерализм оппозиционный", которые все порицают и критикуют, ничего реального не предлагая взамен. Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный, сущность которого состоит "в примирении начала свободы с началом власти и закона". Чтобы привести самодержавие к конституционному правлению, он считал необходимым создать в России двухпалатное законосовещательное собрание: верхняя палата образуется на базе Государственного совета из назначаемых правительством чиновников; нижняя — из выборных представителей, которые должны выражать интересы всего народа. Система властей: учредит.-высшая, призванная принять Конституцию. Законодат.вл. – устанавливает юрид.нормы. Исполнит.Судебная. Образование гос.путём: 1)из других союзом 2)свободным способом 3) произвольным способом. Формы правления зависят от местных и временных условий, от преобладания одного из элементов гос-ва: власти,закона,м свободы, цели. Каждый из первых трёх эл-тов связан с началом: аристокр. (олицетв.закона), демократич. (олиц.свободы), монархич.(олиц.власти).