Политические идеи раннего христианства. Теократическая теория государства Агустина.




В I в. в Рим.имп. стало распр.хр-во. 2 этапа: "апостольская церковь" (ок. I—II вв.) и (2пол. II в.) "епископальная церковь". В раннехрист.произв-х осуждались рабовл.Рим. Хр-не ждали пришествия мессии, Христа — избавителя, божьего посланника, к-й в схватке со "зверем-императором" сокрушит царство зла. В ожидании мессии проповед-сь смирение и непротивление злу насилием. Не было дух-ва, предметов культа, обрядов. Верующие отдавали общине свое им-во, за общий счет устр-сь общ.трапезы. Связь между общинами поддерж. странствующие проповедники (апостолы), не имевшие привилегий. Община кормила апостола неск.дней, после чего он д.был либо идти дальше, либо работать вместе с другими. Б.выражены нек-е общечел.нормы нрав-ти (не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, люби ближнего, как самого себя). В Новом завете сод-ся осуждение богатых. Со II в. хр-кие общины пополнялись выходцами из имущих и образов.слоев об-ва.Богатые и честолюбивые люди по-своему ощущали и переживали гнет Рим.имп., всеобщую апатию и деморализацию, тоже искали дух.утешения и освоб-я. Эволюция хр-ва предопределялась разочаров-ем в надеждах на скорый приход мессии. К сер. II в. в хр-ве берет верх то напр-е, к-е делало упор на мистич. ст-ны учения. Склад-ся отделенный от массы верующих церк.ап-т. Рук-во общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, образовавших стоящий над верующими клир (дух-во). Епископы различ. общин уст-ли м/у собой прочные связи; т.о.была создана вселенская церковь. Присвоив моноп.пр.проповед.и толковать хр-кое уч-е, дух-во разработало слож.систему обрядов, служб, догм. Общие трапезы были заменены причащением, апостолы — слугами и гонцами епископов, рав-во верующих — противоп-тью м/у клиром и мирянами. В хр-ской литературе II—III вв. больш.место заним.апологетика. Первонач.осуждение импер.вл.уже во 2в. свелось к религ. оппозиции насаждавшемуся вл.культу имп-ров, треб-ю поклоняться им, как богам. Дальше призыва уклоняться от офиц.культа имп-ров, исправно уплачивая, однако, подати, церковь не шла. В то же вр.эта оппозиц-ть компенс-сь призывами подчин.властям и начальствам. С IV в. имп-ры уже вынуждены сч-ся с церковью и даже искать у нее поддержки. При имп.Константине хр-во было объявлено равноправной с др.религ.(313 г.), а затем господ.(324 г.). Эвол-я хр-ва сопровож.ожесточ.борьбой м/у церк.и ересями (оппозиц., отличное от церков.).Так, во 2 пол.II в. в Мал.Аз.возн.секта монтанистов, продолжавших проповед.ненависть к Рим.имп., предвещать пришествие мессии, конец мира зла и насилия. В общинах монтанистов сохр.общие трапезы, дем.порядки раннехр-ких общин. Тогда же возникли антицерк.секты гностиков, соединявшие ряд положений хр-ва с уч-ем о "логосе" в духе фил-и неоплатонизма и стоиков. Еретики шир.исп.апелляцию к текстам писания, отвечавшим настроениям масс. С IV в. в Сев.Афр. – дв-е рабов, свободных бедняков, наз.себя агонистиками (борцы, воины Христовы). Они нападали на усадьбы богачей, уничт.кабальные д-ты, убивали владельцев латифундий или заставляли их работать на мельницах и в каменоломнях. Августин Блаженный. Призн-е хр-ва гос.рел.не исключало трений м/у импер.властью и церковью. С 1 ст-ны, имп-ры не были чужды взгляда на священников как на своих чин-ков, обяз-х испол.импер.веления. С др.стороны, дух-во, сильное своей организацией и идейным влиянием, не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской вл. Церковь притязала не только на полную незав-ть в религ.делах, но и на уч-е в полит.вл., требуя помощи гос-ва в насаждении хр-ва, в борьбе с ересями, в умножении и охр.церк. богатств. Аврелий Августина (354—430), в произведении "О граде божием" писал, что в мире сущ.2гос-ва: "божий град" (ц.) и "град земной" (гос.). Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "церковь - есть царствие небесное". Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; гос-во — создание человеческое, его цель — временная, оно создано насилием, держится принуждением. Оправдание гос-ва в том, что оно поддерживает земной, врем.порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств. Одни — организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Другие царства — это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных. Августин — один из 1-х церковников, призывавших насильственно приобщать к хр.церкви, воор.путем искоренять ереси. Насилие — не зло, если оно применяется в благих целях: отец бьет непослушных детей, Бог страданиями учит людей. Источник зла — свободная воля людей, влекущая их от ед-ва к множеству. В делах веры это очень опасно. Во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожили и оппозиц.ей христианские секты еретиков. Поэтому Августин призывал использ.принуждение для крещения язычников и искоренения ересей. Оправдание государства, по Августину, — и в поддержании социального порядка. Рабство не создано ни природой, ни правом народов — "имя рабства заслужила вина, а не природа" (грех, военный плен, т.к. войны, не противоречат Божьим заповедям). Божеств.становлением явл-ся и ч/соб., имущ.неравенство, деление на бедных и богатых. Практически образцом этого идеала явилось рабовл. христианское гос-во, управляемое при участии дух-ва, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Теокр.идеи Августина в опр.мере осущ-сь в Вост.Римской империи (Византии).

 

ППУ Фомы Аквинского.

В XI—XIII вв. по всей Евр.прокатилась 1-я волна ерет.движений, пошатнувшая веру в святость и незыблемость сосл-феод.устоев. Резкая критика сосл.строя и его идеологии со ст-ны еретиков потреб.нового идеолог.обосн-я феодализма. Эту задачу стремился осуществить идеолог католицизма Ф.Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.). Ф. рассм.фил-ю как служанку богословия. Первым из среднев.фил-в Зап.Евр.Ф.Аквинский широко исп-л труды Аристотеля., у к-го Фома взял учение об "активной форме", дающей жизнь "пассивной материи". Согласно учению Ф.мир осн-н на иерархии форм (от Бога — чистого разума — к дух.миру и, наконец, — к матер-му), из к-х высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит Бог, установивший принцип подчин-я низших форм высшим. По тому же иерархич.принципу организовано и об-во; подданные подчин-ся царям и другим светским властям, рабы должны подчиняться господам. З-н опр-ся как общее правило для достиж.цели, правило, к-рым кто-либо побуждается к дей-ю или воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление з-нов на ест.(они самоочевидны) и полож.(писаные), Ф.дополнил его делением на з-ны чел.(опр-ют порядок обществ.жизни) и бож.(указывают пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания этих 2-х классиф-й выводятся 4 вида законов: вечный (бож.ест.), ест.(чел.ест.), чел.(чел.положит.) и бож.(бож.полож.). Вечный з-н - "сам Божеств.разум, управляющий миром"; этот з-н лежит в основе всего мирового порядка, прир.и об-ва Ест.закон - отражение вечного закона человеч.разумом; к нему относ-ся з-ны общежития, стремл-е к самосохр-ю и продолжению рода. Чел.закон (действовавшее право) - выражение треб-й ест.з-на и подкрепл-е их принуждением, санкцией. Необх-ть чел.з-на обосн-сь тем, что люди вслед-е грехопадения имеют извращ.волю, своб.к-й сводится к возможности творить зло; для обесп-я незыблемости треб-й ест.з-на необх.принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания. К бож. закону Ф.тносил Библию. Предписания действующего (чел.) з-на в конечном счете вытекают из воли и разума Бога; потому наруш-е феод.з-на не только влечет принуждение и наказание, но и явл-ся тяжким грехом. Одним из главных лозунгов ерет.движений - идея рав-ва во Христе, отрицание сословных привилегий. Обоснованию сосл.-феод.привилегий в учении Ф.служило возведение иерархии в ранг бож.устан-я. "Рабство установлено природой", "оно необх.для обесп-я досуга", "рабство установлено "правом народов", "источник рабства — грех". Чел.з-н не д.противоречить ест., т.к. последний понимался только как правила общежития (у людей нет др.сред-ва самозащиты, кроме об-ва), сохр-я жизни и продолжения рода, необх-ть соотв-я чел.з-на ест.означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение. Если противоречие закона человеческого другим видам законов. Как быть, если правитель предписывает нечто, противоречащее естественному закону? Во избежание смуты надо подчиняться и таким предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении; не исключено также, что произвольные действия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление — грех. Однако, если произвол правителя направляется против церкви и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Подчинение светских феодалов божественному закону особенно важно в деле защиты религии. Главным средством борьбы против ересей – физическое уничтожение еретиков. Еретическому учению о двух богах, один из которых создал мир зла, богатства и порабощения, Фома противопоставляет католическое учение о могущественном дьяволе. Именно козни дьявола и являются, по учению церкви, источником ересей, смут, несогласий. Как отмечено, светские правители, ссылаясь на то же Священное писание ("нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены"), нередко оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть или судить о ее законности. Фома стремился опровергнуть эти ссылки своим учением об элементах власти. Выделяет три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. Сущность власти, т. е. порядок управления (господства и подчинения), установлен Богом; Однако, отсюда, не следует, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Богом же совершено каждое действие правителя. Князь может оказаться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т. е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происх-я и использ.вл.правителя принадл.церкви. При этом церковь не посягает на бож.принцип вл., необходимый для общежития. ПП концепция Ф.была основательной апологией западноевроп.феодализма. Учение Фомы Аквинского сохраняет ведущее положение в католической идеологии. Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католицизма".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: