Особенности развития ПП идеологии в Др.Риме. Государственно-правовые взгляды Цицерона.




Соц.дифференц-е об-во склад-сь в Италии уже в VIII в. до н. э. Основание Рима 753 г. до н. э. Противоречия и конфликты патрициев и плебеев привели к окончат.оформл-ю гос-ва (реформы царя Сервия Туллия) в IV в. до н. э. В том же веке после изгн-я царя Тарквиния Гордого была учр.респ-ка. Значит.часть рим.истории — завоев. войны, в рез-те к-х под вл.Рима в III—II вв. до н. э.перешли весь Апеннинский полуостров, Британия, большая часть Зап. Евр., Мал.Аз., Сев.Афр. В 146 г. до н. э. Риму была подчинена Греция. Расш-е гр-ц Рим.респ-ки во II—I вв. до н. э. привело к кризису, возрастали числ-ть рабов (в хоз-ве, в рудниках, на грандиоз.стройках). В Сицилии, в Малой Азии, Италии происх.восстания рабов. Нарастало недов-во союзников, италиков, покоренных нар-в, пыт-ся отложиться от Рима. Во II в. до н.э.в Риме нач-сь дв-е кр-н за аграрные з-ны, за наделение землей своб.кр-ва (реформы братьев Гракхов). Проблемой стан-сь пролетаризация части населения, выступления пролетариев под лозунгами "хлеба и зрелищ". Рабовлад.республика с трудом справлялась с упр-ем громадными тер-ми, со смутами, гр.войнами, с восст-ми и волнениями рабов, кр-ян, пролетариев, нас-я подвластных обл-ей. Диктатура, бывшая до того врем.и чрезв., в I в. до н. э. стан-ся частой и даже пожизненной (воен.диктатура Суллы). В 27 г. до н. э. Сенат поднес Октавиану титул "Август" ("Божественный"); устан-ся принципат ("принцепс сенатус" — первый сенатор, тот,кто выступает в Сенате первым, предопределяет его решение). Император самодержавно упр-л Рим.имп.ч/з респуб.магистратуры, бурно растущий ап-т чин-ва и армию. Были проведены нек-е реф-мы и приняты воен.меры для ослабл.соц.напряж-ти. В 284 г. император Домициан повелел именовать себя "Доминус" ("господин"). Рим.гос-во стало доминатом — неогран.монархией с громад.военно-бюрократ.ап-том. Трудность упр-я привели к раздел-ю Рим.империи (395 г.) на Вост.и Зап. Зап.Рим.империя просущ. до 476 г., Вост.(Византия) — до 1453 г. ПП идеология Др.Рима склад-сь под влиянием фил-и Ант.Гр. Изуч.классич.произв-й стало важнейшей и обязат.частью обучения состоятельных римлян. Практич.деят-ть юристов по толкованию з-нов привела к обособл-ю юриспр-и в самост.отр-ль, предл.детальное обосн-е ин-тов и норм права, вкл-я правов.статус рабов и свободных, предл.классиф-ю имущ.сделок, сод-е пр.соб-ти и порядка наслед-я. Значит.влияние стоиков – рассужд.о дух.рав-ве людей об их бессилии изм.судьбу, о необх-ти подч-я мир.закону. Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) гос.деятелем, политиком, юристом, фил.Исходил из представлений о ест.происх.гос. Гр.об-во возн. не по установлению, а от природы, т.к. люди наделены богами стремлением к общению. Рим.респ.претерпевала углубляющийся кризис и по тенденции сменялась единовл-ем имп-ра. Ц.был стор-ком сохр-я и укрепления "сенат.респ.", осн-й на "заветах предков". Труды: «О республике" и "О законах" опр-ет гос-во не только как выр-е общего интереса, но и как ин-т, учит-щий интересы каждого отд-го индивидуума. Причину происх.гос-ва - врожденная потреб-ть людей жить вместе и в необх-ти охр.соб-ти. Выделял виды гос.у-ва (монархия, арист., дем.) и о неизбежности их вырождения, т.к. легко превращаются в свою порочную противоп-ть (тирания,госп-во богатых, власть черни). Смеш.гос.у-во - наиболее стабильн.и прочное. Полит.идеал – аристокр.сенат.респ.(смеш.форма правления). Самым лучшим явл.царская вл., но царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов гос.у-ва. Отвергал идею равенства и, справедливым соц.расслоение и нер-во в общ.-полит.отн-х. Рабство справедливо, потому что обусловлено самой природой. Объявляет истинным и единств.законом – прямой разум всевыш.Юпитера. В основе права - присущая природе справедливость. Определяет ест.право: "Истинный з-н - это разумное положение, соотв-щее природе, распр-щееся на всех людей. Ест.право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло раньше, чем какой-либо писаный закон. Подразделяет само писаное право на частное и публичное. Прочность гос-ва зависит от его устройства и от незыбл-ти законов. Но не все з-ны могут сч-ся правом. Справедл-ти противоречат з-ны тиранов, з-ны, уст-е в расчете на выгоду. Источник з-нов и пр.Ц.искал в природе человека и общества, так как вне семьи, гр.общины, гос-ва люди существовать не могут. Он рассуждал о бож.законе разума, образующем единую для всех справедливость. Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости. Прицал как несправедливые ряд законов его времени — таковы земельные и хлебные законы некоторых трибунов, обострявшие раскол римской общины, закон, дававший диктатору Сулле право без суда казнить гр-н, любые законы, ослабляющие единство рим.нар. Ц. был сторонником "сенатской республики", осн-й на солидарности рим.народа. Наил.явл. гос.строй, оставл-й предками. Периодом процветания Рим.гос-ва, осн-го на единстве народа, Ц.считал период примерно от соглашения патрициев и плебеев (V в. до н. э.) до выступлений крестьянства за аграрную реформу (II в. до н. э.). Поддерживал и одобрял захват.войны, под влиянием стоиков пропагандировал идеи космополитизма и мирового господства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: