Особенности развития ПП мысли в странах Древнего Востока (на примере Китая).




Предмет и метод курса ИППУ.

Предмет — ист.возн.,развит.теор.зн-ий о гос., пр., полит., з-ве, ист.полит.и правов.теорий, ист.теорий пр.и гос-ва. Учения - формы теорет.выр-я и фиксации истор-ки возникающего и развивающегося зн-я, те теорет.концепции, идеи, положения и конструк-и, в к-х находит свое логико-понятийное выражение истор.процесс познания ПП явлений. Исследует полит.явл-я в их во взаимосвязи с правом и гос-м. Метод– сов-ть средств и приемов ПП иссл-я, как путь позн-я, ведущий от об-та к предм. ИСТОРИЗМ изуч.в хронолог.послед-ти ученияо гос.и праве. ОБЪЕКТИВНОСТЬ - истинное отражение гос-но-прав. действит-ти и взглядов на дан.вопросы в науч.знании, воспроизв-ние ее такой, какая она сущ.реально. ПЛЮРАЛИЗМ – учит.противореч.взгляды предст-ния по одному и тому же гос.или правов. уч-ю. МАТЕРИАЛИСТ. диалектика, исходя из философ.положений о соотн-и эконом.базиса и надстроеч.явлений, требует рассм-я гос.-правов.ин-тов с позиций взаимосвязи, их движ-я, изм-я и разв-я, един-ва и борьбы противоп-тей. ЛОГИЧЕСКИЕ приёмы анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, сравнение. СТАТИСТ.метод

Предмет ИППУ – теорет оформ. В доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. ПП доктрина:

1) логико-теорет., фил. или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выр-е в виде понятийно-категор. ап-та содержат.решение вопр-в о сущности гос.и пр., законом-х их развития, о соц.назначении и принц-х устр-ва гос., об осн.прин-х права, его соотн-и с гос-м, личн-тью, об-вом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи. Выр. интересы и идеалы опр-х классов, сословий, иных соц.групп, их отн-е к государству и праву.

Политические учения Др.мира опирались на религ. (Др.Вост.)и на фил.(ДрГр. и Рим) обоснования. Мировоз. Сред.веков было религ. Методом мышления Нов.времени - рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общ. и полит.развития подг.почву для возн.и социологии, политологии и др.общ. наук, изуч-х гос. и пр.

Периодизация истории политических и правовых учений

"формационный подход"разобщил по общ.-экон.формациям (рабовл., феод., капит., коммун.). Цивилизац.подход опр-ет лишь последоват-ть возник-я и сущ-я различных доктрин (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время). 3 эпохи, соответствующих главным периодам государственно организованного общества: 1) ПП идеология сословно-кастового общества (от возн.пр. и гос. до XV—XVI вв., по формац.схеме дан.период вкл. азиат.сп-б произ-ва, рабовлад.и феод.об-ва; по схеме общей истории — это Др.мир и Сред.века. Соц.струк-ра об-ва опр-сь правом, не равным для разн.сосл-вий, а гос-во зависело от высшего, наиб.привилег.сосл-я и стояло на страже общ.-правов.нерав-ва. ПП идеология этого периода различала людей свобод./несвоб., привилег./неприв., "своих" (гр-н дан.гос-ва, членов касты или сословия, приверженцев опр.религии и церкви) и "чужих". 2) ПП доктрины периода перехода к гр.об-ву XVI—XVIII вв. позднее Среднев.и нач.Нов.вр.Ознаменовалась грандиоз.открытиями в области ПП идеологии и духов.разв-я Евр.: Возрождение, Реформация, Просвещение. Общий смысл – призн-е и утв-е всеоб.рав-ва людей перед з-м.В ПП идеологии этого периода была сф-на теор.модель бессосл.гр. об-ва равноправ.людей.; 3)ПП идеология гр.об- ва.в рез-те полит.рев-й в Евр.XVII—XVIII вв. стало становление и развитие гр.(бессосл., промыш., капит.) об-ва (XIX—XX вв.).

ППидеалы выр.интересы соц.групп, их цели, стремления и надежды, связанные с гос., пр., полит.На основе идеалов оцен-ся сущ-щая гос.-правов. реальность и склад-ся предст-я о путях и сп-бах ее сохр. или преобр-ния. Идеалы являются стимулом полит.актив-ти и сплочения соц.общн-тей. Идеалы делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консерват.(сохр-е и укрепление существующ.гос.и пр.) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка которых соответствует мировоззрению исследователя). По срокам и способам достижения: радикальные, умеренные, революционные, реформистские

С точки зрения идеалов гражданского общества и критериев оценки ИППУ, ее содержанием явл-ся возрастание гуманист. начал ПП доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага, норм общечел. нравственности.

 

Особенности развития ПП мысли в странах Древнего Востока (на примере Китая).

Древнейшие ППУ возникли в Ег.,Индии,Палестине,Китае. В цив-ях Др.Востока сложился самый ранний тип об-ва, пришедшего на смену первобытному. Эк-ки он хар-ся господством патриарх.натур.х-ва, устойч-тью гос.форм соб-ти на землю и общин.землевл-я, медл.разв-ем индивид.ч/соб-ти. Осн.масса нас-я – кр-не, объед-е в сельские общины. Рабовладение,хотя было широко распр.в нек-х стр.(в Египте, Индии), в пр-ве решающей роли не игр. Привилег.пол-е в об-ве занимали лица, принадл-щие к ап-ту гос.вл., придвор. и имущ.знать. Древневосточные общества относят к т.н.локальным (или речным) цив-ям земледельч. На содержании ППИ Др.Вост.сказались пр.вс. традиц-м общинной жизни. Патриарх.сельск.общины огран.иниц-ву чел., удерживая его в рамках вековых обычаев. Полит.мысль Др.Вост. развив-сь на основе религ.-мифолог.мировоз., унаслед-го от родового строя. С мифами были тесно связаны трад-и обожествл-я сущ-щей вл. Древнейш.прав.запреты, например, являлись одн-но общемировоззр.принц-ми (законами всего мира), религ.заповедями и моральн.предписаниями. В гос-х Др.Вост. ППУ еще не обособ-сь от мифов. Особ-ти: ППУ Др.Вост.были сугубо прикладными. В полит.доктринах разрабатывались конкрет.проблемы техники и мет-в отправления вл.Гос.вл. отожд-сь с вл.царя или имп-ра. Причиной тому послужила - тенденция к усилению вл.единоличных правителей и обр-ю вост.деспотии. 2)ППУ Др.Вост. не отделялись от морали. Преобр-я в об-ве и государстве связывались с изм-ми моральн.облика людей. Народ.массы выступали гл.обр-м за восст-е справедл, перераспред.богат-ва, но не подвергали сомнению эк.и полит.основы об-ва 3)развивались религ.-миф.воззрения. Вследствие эк.отстал-ти, завоеват.войн многие гос-ва Др.Вост.утратили незав.или погибли. Возникшие в них ППУ не получали развития. Последоват преем-ть ИП мысли сох-сь лишь в Индии и Китае.

Расцвет общ.-полит.мысли Др.Кит. - VI—III вв. до н.э. – глуб.эк.,пол.изм-я, обусл- е появл-ем ч/соб.на землю. Рост имущ.диф-и внутри общин повлек за собой возвышение зажит.слоев, ослабление патриарх.клановых связей и углубл-е соц.противор-й. Возн.борьба за вл.м/у имущ.и наслед.аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благод.авторитету родовой знати, распадается на многоч.враждующие м/у соб.гос-ва. Страну охв-ет затяжной полит.кризис. В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвиг.прогр-мы меропр-й, к-е позволили бы упрочить пол-е предст-х ими слоев и обесп.полит.стаб-ть. В общ-полит.мысли склад-ся различные направления и школы: даосизм, конф-во, моизм и легизм.

Осн-ль даосизма - мудрец Лао-цзы,(VI в. дон. э.) "Книга о дао и дэ". Идеология раннего даосизма отражала воззр-я общинной верхушки и части знати, их протест пр/в чрезмер.обогащ.правителей, усил-я чиновничьего ап-та и расшир.гос.д-ти. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриарх.порядков. В основе уч-я лежит понятие "дао" — правильный жизн.путь чел./нар., соотв-щий велениям неба. Переосмысливая это понятие, осн-ли даосизма стрем-сь развенчать идеолог.правящих кругов, и оф.религ.культ с его догмами о "небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу. Дао — это абс.мировое начало. Оно предш-ет небес.владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источ-к всего сущ-го, бесконечный поток ест. возн-я и смены всех явл-й, их перехода из одного в др., вечный круговорот рождения и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъест.з-на, управляющего миром. И человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освоб.от страстей продлить себе жизнь. Сущ-щие в об-ве недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первонач.простоты, разорвали ест.узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на зн-я. Причиной общ-х неурядиц явл-ся переход от изнач.слияния чел-ка с дао к разв-ю его способ-тей и зн-ям. Осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. Восст-е ест.простоты чел.отн-й Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наслед.знати,к-е смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ.Мудрый гос-рь правит страной при помощи метода недеяния, т. е. воздерживаясь от актив.вмеш-ва в дела чл-в об-ва. Лао-цзы порицал совр-х ему правителей за то, что они слишком деятельны, устан-ют много налогов и запретит.з-нов, ведут бесконеч.войны.Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстан.порядки, сущ-шие в древности, когда люди жили небольшими разрозн.селениями, отказ.от исп-я ор-й труда и отучить народ от зн-й. Сторонники – те слои родовит.знати и общин.верхушки, пол-е к-х было подорвано растущим имущ.и соц.расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы с новой аристокр-ей, эти слои претенд-ли на роль хранителей свящ.мудрости, не доступной другим. Одн-но они стрем-сь поправить и свои имущ.дела, сравняться с аристокр-ей бог-тва, исп-я для этого и общинные трад-и взаимопомощи. Мистицизм и таин-ть даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп.

Конфуций (551—479 гг. до н. э.) защ.интересы слоев, стрем-ся примирить имущ.и наслед.знать. Изречения собр.учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"). Осн.катег.конф-ва явл-ся понятия благород.мужа (образец нрав.соверш-ва), человеколюбия и правил ритуала. Упр-ть гос-м, поК., призваны благород.мужи во главе с государем — "сыном неба". К.утв-л, что деление людей на "высших" и "низших" не м.б.устранено. К.выделял благородных по моральным качествам и знаниям. Именно по этим критериям К.предл-л выдвиг.людей на гос.сл. Главная задача благород.мужей — воспитать в себе и распростр.повсеместно человеколюбие, т.е. поведение, отвечавшее нрав.цен-тям семейно-клановых коллективов и патриарх.общин. Человеколюбие вкл.в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтит-ть к старшим в семье, а также справедл.отн-я м/у теми, кто не связан родств. узами. Перестройку политики К.предл.начать с т.н.исправления имен, т. е. с восст-я истинного, изнач. смысла сущ-щих в об-ве титулов и вытекающих из них об-тей. Государю вменялось в об-ть относиться к подданным, как к своим детям. Он д.заботиться о достатке продов-я в стране, защ.ее оружием и воспит.народ.

А народ обязан беспрекословно повиноваться. Прообразом орг-и гос.вл. для К.служило упр-е в семейных кланах и родовых общинах.Уч-е о правилах ритуала, к-м отводилась роль норматив.системы гос-ва. К.был противником упр-я на основе з-нов, выступал за сохр-е традиц.религ.-мор.мет-в воздей-я на поведение китайцев, выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права. В кн."Лунь юй" – необх-ть в гос.упр-и отпадет вообще, если пр-ла ритуала будут всеми соблюдаться. К. не исключал, что для наст-я той счастливой поры потребуются карательные походы пр/в непокорных. Применять нак-я нужно по-отечески, т. е. с любовью к людям, тем самым отвергало произвол администрации, особенно на местах, огр-ло своеволие государя опр.моральными рамками. Полит.прогр.раннего конф-ва в целом являлась консерват., но она способ-ла закрепл-ю патриарх.отн-й, утверждению господства наследственной аристократии.

С критикой правления наслед.арист-и выступил Мо-цзы (ок. 479—400 гг. до н. э.) — кН."Мо цзы". Моизм выр-л интересы мелких соб-ков — своб.землед-цев, рем-ков, торг-цев, низших чинов в гос.ап-те, соц.пол-е к-х было неустойчиво и противоречиво. С 1 ст-ны, они были близки к крестьянским массам и восприняли их убеждения, а с другой, — добившись опр.пол-я в об-ве, стремились приблиз-ся к правящей верхушке, треб-ли для себя привилегий высших сосл-й. Такими же противор-ми было пронизано учение моистов. Осуждали замещение гос.долж-тей по принц-м происх-я и родства, доказывали, что все люди равны перед божеств.небом. На гос.сл следует выдвиг.наиб.мудрых независимо от происх-я. Источником мудрости явл-ся не врожд.добродетели и не чтение книг, а зн-я, почерпнутые из жизни простого нар. Упр-е гос-м не требует обучения. Способ-ти чел.к гос.упр. опр-ся его деловыми кач-ми — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п. Древние правители, приносили пользу всему народу, многие были выходцами из низших сословий. Причиной нынешних неурядиц - правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончаемые войны, повергают простолюдинов в нищету.Уч-е моизма о выдв-и мудрых содержало в зародыше идею р-ва, обоснов. возможность передачи верх.вл.представителям труд.народа. Противоречия в учении моистов начинались, когда они переходили от критики сущ-щих порядков к излож.методов упр-я в идеальном гос-ве. В противовес конф. принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принц.всеобщей любви. Конфуц.человеколюбие представляет собой корыстную любовь, осн-ю на привязанности по крови и приоритете родств.связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразум.одинаково справедл.отн-я ко всем людям без различия родства или сословий. Наряду с этим всеобщая любовь - взаимная выгода, что придавало концепции совершенно иной смысл. Из бескорыст.добродетели, требующей отк-ся от излишков им-ва ради общего блага, всеобщая любовь превращалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью — назначает высокое жалованье, награж.рангами знатности и наделами земли.Подобное понимание добродетели уже не оставляло никакого места для рав-ва и действительной любви к людям. Идеальн.гос - с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. Для установления ед-ва гос-ва предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Моизм отражал рез-ты перерастания патриарх.общины в тер-ю, разв-я отн-ий, построенных на расчете, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда — склонность моистов к конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ, утоп.идеи выдвижения простолюдинов на гос.службу при сохранении аристокр.привилегий и т. п.

Интересы имущ.и служилой знати отстаивали легисты. Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране ч/соб.на землю. "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Легисты отк-сь от трад.моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления вл. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Значение придавалось обобщению опыта предш.правителей, экономическому обеспечению политики. Доказывали невозможность возврата к старине. Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым противопоставлением современности прошлому, их згляды способ.преодол. традиц.воззрений, подготавливали усл-я для создания светской полит. Предлагали провести комплекс эк., пол. реформ. Предл.сосред.всю полноту вл. в руках верх.правителя, лишить наместников власт.полном-й и превратить их в обыкн.чиновников, упраздн.передачу долж-тей по насл-ву., на адм.посты реком.выдвигать тех, кто доказал свою преданность государю на сл.в войске. Чтобы обесп.предст-во зажит.слоев в гос.ап, предусм.продажа чинов.долж-тей. Деловые кач-ва при этом не учитывались, лишь одно треб-е — слепо повиноваться государю. Необх-м огран.общинное самоупр-е, подчин.семейные кланы местн.адм-и. Проекты реформ (районирования страны, сл.чин-ва на местах и др.), с целью поставить гр-н под непосред.к-ль гос.вл. Реализация этих проектов положила начало тер.подразделению гр-н в Китае. Предлагалось устан.единые для всего гос-ва з-ны, т.е. репрессивную политику – уг.закон, и адм.распор-я правительства. Отн-я между вл.и нар.рассм-сь как противоб-во вражд.ст-н. В образцовом гос-ве вл.правителя опир.на силу и никаким законом не связана. За малейший проступок – смерт.казнь., политика искоренения инакомыслия и оглупление народа. Высшей целью д-ти гос-ря - создание могущ.державы, способной объединить Китай путем захватн.войн. Легизм содержал наиб.полную прогр.централ-и гос-ва, и его реком-и были исп.при объед.страны под вл.имп-ра Цинь Шихуана (III в. до н. э.). Практическое применение легистских концепций сопровож-сь усилением деспотизма, экспл-и народа. Учитывая недов-во масс легистскими порядками, последователи Щан Яна отк-сь от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конф-вом. Во II—I вв. до н. э. кон-во, доп-ное идеями легизма, утв-ся в качестве гос.религии Китая вплоть до Синхайской рев-и 1911—1913 гг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: