Возникновение буржуазной политической теории в Италии. Светская теория государства Макиавелли.




XVI — век великих дух., культ., полит., религ. перемен и потрясений в жизни Евр.В ряде стран (Фр., Исп., Австро-Герм., Англ., Россия и др.) склад-сь большие и сильные дворян.монархии. Центр-ция способ-ли образ-ю и консол-и наций, объединение страны. Падал дух.и пол.авторитет катол.церкви, до того бывшей ед.объединяющей силой Зап. и Центр.Евр. Назревало шир.движение за реформу церкви. Одн-но усиливалась и развивалась рационалист.критика религ.мировоз-я. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итал.городах-гос-х еще в XIV в., распр-лась в других странах Зап.Европы. В XVI в. естествознание, фил., реалист. искусство достигли больших успехов.Общей для всех западноевр.стран стала культура Возрождения. Предпосылкой Возрождения был гуманизм — стремление ряда ученых, фил, политиков, деятелей искусства заменить традиц. для средневековой схоластики иссл-е текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изуч-ем чел., его психологии и морали. Гуманисты противопоставляли церковно-схоластич. учености светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми. Если Реформация апеллировала к первонач.хр-ву, не знавшему иер-ии и сложных обрядов катол.церкви, то гуманизм органически связан с возрождением античной (дохрист.) древности, когда фил-я и наука не были служанками богословия, а чел.природа не толковалась как средоточие зла и греховности. Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Б-во гуманистов отриц.относилось к религ.движениям, в т.ч.реформационным, уч-ки к-х в свою очередь признавали только религ.форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму. Важ.знач-е для широкого распр-я и религ., и светских идей играло книгопечатание, изобр-е в сер.XV в. Никколо Макиавелли (1469—1527). Долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду гос.тайн. После уст-я во Флоренции синьории Медичи М.был лишен долж-ти. Сочинения на полит.темы ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции"). Его ППУ осн-но на изуч-и деят-ти совр.ему правительств, опыта гос-в Антич.мира, на предст-ниях об интер-х и стремл-ях уч-ков полит.жизни. М.утв-л, что изуч-е прошлого дает возможность предвидеть будущее. Прир.чел.одинакова во всех гос-х и у всех нар-в; интерес является общей причиной чел.дей-й, из к-х склад-ся их отн-я, учреждения, история. Чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство гос-ва и его деят-ть д.основыв-ся на изуч.прир.чел., его психологии и влечений. Гос-во (независимо от формы) – отн-е м/у правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Гос-во незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. Целью государства и основой его прочности – безоп-ть лич-ти и незыблемость соб-ти. Блага свободы наилучшим обр-м обеспечены в республике. В своб.землях и странах богатства все время увел-ся. М.воспроизводит идеи Полибия о возн-и гос-ва и круговороте форм правл-я; вслед за антич.вторами он отдает предпочт-е смеш.(из монархии, аристокр. и дем.) форме. Смеш.респ.он считал рез-том и средством согласов-я стремл-й и интересов борющихся соц.групп. В респ.всегда бывают 2 противоположных направл-я: одно — народное, другое — высших классов; из этого раздел-я вытекают все з-ны, издававшиеся в интересах свободы. М.стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народ.массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: народ можно уговорить словом — от тирана можно избавиться только железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана, — тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на общее благо, "жестокость государя направлена против тех, кто, как он опасается, может посягнуть на его собств., личное благо". От народа отличается знать. М.считал знать неизбежной и нужной частью гос-ва. Из среды аристократов выдвигаются гос.деятели, должностные лица, военачальники. Своб.гос-во д.б.осн-но на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" – сист.гос.орг-в включает аристокр.и дем. учреждения, каждое из к-х, выражая и защищая интересы соотв.части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Призывал к уничтожению феодальных дворянах.дворяне - те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Во всех гос-х основой вл. служат хорошие законы и хорошее войско. Он против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства. Важным средством политики - религия, (средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме. Гос.должно исп.религию для руководства подданными. Макиавелли не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим: "Религия античная почитала высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали мужественные деяния. Такой образ жизни сделал, по-моему, мир слабым и отдал его во власть негодяям: они могут безбоязненно распоряжаться в нем как угодно, видя, что все люди, желая попасть в рай, больше помышляют о том, как бы стерпеть побои, нежели о том, как бы за них расплатиться". Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. В канун Реформации Макиавелли предсказывал, что католическая религия. Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика (учреждение, организация и деятельность государства) - сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного писания или сконструированы умозрительно. Политика противопоставляется общераспространенным представлениям о должном и недолжном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман, сила. Гос.деятель не должен быть всегда верен договорам, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства являются укрепление власти, расширение границ государства. При всем этом вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Если для укрепления своей власти правителю пришлось казнить много людей, то для блага государства после этого полезно казнить того из подчиненных, кто непосредственно руководил казнями: этим правитель отведет от себя обвинение в жестокости. Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей. Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому "макиавеллизм" стал символом политического коварства. Получилось так, что республиканец М., с искренним уважением писавший о народе, практически ничем не помог народным движениям за республику и демократию; однако его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: