СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
ГЛАВА 1. | СОДЕРЖАНИЕ КОРПОРАЦИИ И ЭВОЛЮЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР | |
§ 1.1. | История формирования корпоративных структур | |
§ 1.2. | Понятие корпорации | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 2. | СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ | |
§ 2.1. | Понятие корпоративного управления | |
§ 2.2. | Эволюция взглядов зарубежных исследователей на корпоративное управление | |
§ 2.3. | Система корпоративного управления | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 3. | МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ | |
§ 3.1. | Понятие модели корпоративного управления | |
§ 3.2. | Англо - американская модель корпоративного управления | |
§ 3.3. | Японская модель корпоративного управления | |
§ 3.4. | Германская модель корпоративного управления | |
§ 3.5. | Интеграционные процессы основных моделей корпоративного управления | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 4. | РИСК И ДОХОДНОСТЬ СТОИМОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО КАПИТАЛА | |
§ 4.1. | Соотношение риска и доходности активов | |
§ 4.2. | Стоимость заемных средств корпорации | |
§ 4.3. | Стоимость обыкновенных и привилегированных акций | |
§ 4.4. | Стоимость корпоративного капитала | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 5. | УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ | |
§ 5.1. | Концепции управления корпоративными финансами | |
§ 5.2. | Модель управления стоимостью корпорацией (Value based management (VBM)) | |
§ 5.3. | Обработка данных финансовой отчетности с целью принятия управленческих решений. Экономическая добавленная стоимость | |
§ 5.4. | Финансовая устойчивость компании. Абсолютные и относительные коэффициенты устойчивости | |
§ 5.5. | Анализ деловой активности компании | |
§ 5.6. | Связь коэффициентов: методика Du-Pont | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 6. | ОЦЕНКА КОРПОРАЦИИ И ЦЕННОСТНО -ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ | |
§ 6.1. | Оценка стоимости компании | |
§ 6.2. | Понятие ценностно-ориентированного менеджмента | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 7. | АКЦИОНЕРЫ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ | |
§ 7.1. | Права и обязанности акционеров | |
§ 7.2. | Государство как акционер | |
§ 7.3. | Общее собрание акционеров: компетенция, виды, порядок проведения | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 8. | СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ | |
§ 8.1. | Совет директоров: состав и порядок формирования | |
§ 8.2. | Компетенции и типы советов директоров | |
§ 8.3. | Комитеты совета директоров | |
§ 8.4. | Корпоративный секретарь | |
§ 8.5. | Оценка и вознаграждение членов совета директоров | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 9. | ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ | |
§ 9.1. | Состав, формирование и функции исполнительных органов | |
§ 9.2. | Оценка исполнительных органов | |
§ 9.3. | Методы предотвращения «окапывания» менеджеров | |
§ 9.4. | Ревизионная комиссия и внутренний аудит акционерного общества | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 10. | СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ТОП – МЕНЕДЖЕРОВ КОРПОРАЦИИ | |
§ 10.1. | Элементы системы вознаграждения топ – менеджеров и принципы ее построения | |
§ 10.2. | Краткосрочные программы вознаграждения топ - менеджмента | |
§ 10.3. | Долгосрочные программы вознаграждения топ – менеджеров | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 11. | РЫНОК КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ | |
§ 11.1. | Понятие и структура рынка корпоративного контроля | |
§ 11.2. | Рыночные операции на рынке корпоративного контроля: операции по слиянию, разделению, поглощению | |
§ 11.3. | Нерыночные операции на рынке корпоративного контроля: рейдерство, силовое предпринимательство гринмейл | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
ГЛАВА 12. | УПРАВЛЕНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКОЙ В КОМПАНИИ | |
§ 12.1. | Понятие дивидендной политики | |
§ 12.2. | Свойства и факторы дивидендной политики | |
§ 12.3. | Модель выплаты дивидендов по остаточному принципу | |
§ 12.4. | Процедура выплаты дивидендов | |
Вопросы для обсуждения | ||
Тест | ||
Задания для самостоятельной работы | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время термин «корпоративное управление» (corporate governance) широко применяется на практике, что связано с повышением сложности и масштабности задач управления, особенно на крупных предприятиях и на уровне групп компаний. Вопросы корпоративного управления наиболее актуальны для предприятий, находящихся в собственности одной группы людей (акционеров), но при этом непосредственно управляемых другими людьми (директорами и менеджерами), так как данная ситуация порождает проблему доверия менеджерам со стороны собственников.
Корпоративное управление – это дисциплина, которая прошла только первичный этап формирования в отечественной системе экономического образования, поэтому отсутствие четкого понимания предмета дисциплины «Корпоративное управление» в деловом и научном сообществе приводит к спорным ситуациям. Одни считают, что корпоративное управление – исключительно правовой вопрос, другие не понимают роли дисциплины в системе подготовки специалистов и ее отличие от общих курсов управления организацией и менеджмента.
Подробное изучение основных западных источников показывает, что и там как таковая целостная теория отсутствует. Есть лишь отдельные фрагменты, эклектично складывающиеся в некий набор материалов, имеющих описательный характер реализации вопросов корпоративного управления в отдельных компаниях, причем, как правило, без описания условий и особенностей. Часто это конфликты между участниками корпоративных отношений без достаточной для детального анализа формализации условий их возникновения. Данная ситуация объясняется тем, что вопросы корпоративного управления активно начали обсуждаться деловым и научным сообществом не так давно - примерно с середины 80-х годов прошлого века. Кодексы корпоративного управления стали появляться в 90-х годах, а Кодекс корпоративного управления ОЭСР, давший старт широкому движению по подготовке национальных кодексов корпоративного управления, появился в 1999 г.
Поэтому надеяться на то, что на Западе уже решены все вопросы не приходится - эта область знаний еще очень молода и, по-видимому, придется национальные проблемы России решать самостоятельно с учетом опыта компаний и правительственных программ и законодательств в области корпоративного управления других стран. Необходимо также оформить отдельные разрозненные теоретические изыскания в данной области в законченную теорию корпоративного управления, которая позволит не только выявить и объяснять происходящие в корпорациях процессы и явления, конфликтные ситуации и противоречия, но и спрогнозировать их, а также разрешить и минимизировать корпоративные риски. А как следствие, приведет к востребованности данной области знаний деловым сообществом и научным миром.
По мнению ряда ученых, сегодня нет теории корпоративного управления.[1] Ее формирование надо начинать с создания понятийного аппарата терминов, которые существуют в корпоративном управлении и обозначают конкретные понятия, а также с добавления новых терминов, позволяющих сформировать целостную систему корпоративного управления. К таким терминам следует отнести: «контроль», «влияние», «ресурсы», «распределение ресурсов», «корпорация», «стейкхолдеры», «совет директоров».
Структура учебного пособия содержит элементы учебно – методического комплекса: теоретический материал, вопросы для обсуждения на семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов с численными вычислениями и качественным анализом, тесты для проверки знаний, а также дополнительные темы для дополнительного изучения, позволяющие более глубоко проникнуть в атмосферу корпоративного управления и освоить практические аспекты корпоративного управления в отечественных и иностранных корпорациях.
В пособии раскрывается содержание корпорации, исторические аспекты ее развития, взгляды различных школ и направлений на понятие «корпоративное управление». Также в пособии подробно описывается система корпоративного управления в современных корпорациях, деятельность совета директоров, общего собрания акционеров, исполнительных органов. Большое внимание уделяется механизмам корпоративного управления: рынку корпоративного контроля, процессам слияния, присоединения, поглощения и др. Имеется в пособии и финансовый блок, раскрывающий основные финансовые показатели, участвующие в расчете стоимости компании. Пособие студентов знакомит с ценностно – ориентированным менеджментом, являющимся передовым направлением в менеджменте ведущих иностранных корпораций.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ КОРПОРАЦИИ И ЭВОЛЮЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР
История формирования корпоративных структур
Одним из важнейших нововведений капитализма является акционерное общество (корпорация),[2] становление которого — результат развития предпринимательства в течение нескольких веков. По мере увеличения масштабов производственной деятельности и расширения торговли возникла объективная потребность в привлечении больших капиталов и организации новых, более совершенных форм бизнеса. Капиталы и структура управления существовавших товариществ и обществ с ограниченной ответственностью не позволяли развивать крупные производства на новом технологическом уровне, так как в них присутствовала проблема дополнительного финансирования. Собственных средств общества оказывается недостаточно, а обращение к заемному капиталу имеет свои ограничения: либо кредиторы отказываются предоставлять новые займы, считая риски чрезмерно высокими, либо для заемщика их цена оказывается неприемлемой.
В результате отделением владения капиталом от управления им и использованием принципа ограниченной ответственности (возможность для инвесторов рисковать только своим вкладом) был создан институт акционерной формы собственности, который способствовал быстрому росту экономики, развитию научно-технического прогресса, возникновению крупного производства, получению дополнительного капитала для развития бизнеса за счет эмиссии акций.
История формирования корпораций началась еще в Средние века[3]. Многие исследователи считают первым акционерным обществом Генуэзский банк Святого Георгия, созданный в начале XV в. При его организации были использованы принципы, лежащие в основе современного акционерного общества. Высшим органом управления являлось собрание участников, которое проводилось один раз в год. Решения на собрании принимались общим голосованием. Функции исполнительного органа выполнял совет протекторов, который избирала особая коллегия. Совет протекторов подчинялся общему собранию участников. Капитал банка был разделен на равные доли, которые имели свободное обращение. Участникам банка на их доли начислялись и выплачивались проценты, размер которых зависел от полученного дохода.
Генуэзский банк стал образцом организации бизнеса для колониальных компаний, которые получили свое развитие в дальнейшем. Первые такие компании появились в XVI в. в Голландии и Англии, странах наиболее активно проводивших колониальную политику по отношению к новым землям. Освоение колоний требовало значительных финансовых средств, которых у правительств не было. Объединение частных капиталов и государственная поддержка позволили создать эффективный экономический инструмент освоения новых рынков. Появилось более 60 колониальных компаний (Ост-Индские и Вест-Индские в Великобритании, Голландии, Франции), дивиденды которых на вложенный капитал доходили до 300%. В процессе создания и роста числа этих компаний были сформированы организационные и правовые основы акционерного общества.
В начале XVIII в. в Европе началось интенсивное развитие акционерной формы собственности, которое продолжалось до конца века. Появилось достаточно большое количество мошенников и авантюристов, которые увидели в этом источник быстрого и простого обогащения. Отсутствие опыта государственного регулирования и саморегулирования компаний привело к значительным проблемам в экономике ряда европейских государств. Однако волна банкротств не подорвала доверия к идее корпорации. Такая форма собственности была наиболее распространена в сфере банковского дела и строительства. Несмотря на то, что первые корпорации имели сотни акционеров, большинство из них оставались компаниями закрытого типа.
В начале XIX в. на основе европейского опыта начинают создаваться корпорации в Северной Америке, причем с 1815 г. развитие этой формы бизнеса идет быстрыми темпами. В этот период насчитываются уже сотни корпораций в разных отраслях, а банки становятся активными участниками инвестиционной деятельности.
Создание и функционирование первых акционерных обществ потребовали не только повышения эффективности их деятельности и совершенствования системы управления, но и разработки механизмов и инфраструктуры управления рынком акций. В 1817 г. была основана Нью-Йоркская фондовая биржа. В 1844 г. в Великобритании был принят первый закон, запрещающий незарегистрированным компаниям выпускать акции. В США формируется специальное законодательство, упростившее процедуру регистрации корпораций. Развитие законодательной базы и появление фондового рынка способствовало дальнейшему развитию акционерной собственности.
В начале XX в. быстрое формирование финансовых рынков резко изменило характер деятельности многих американских корпораций. Акционерная собственность стала более раздробленной, во многих компаниях доля крупных акционеров не превышала 10%. К 1930-м гг. практически сформировался класс менеджеров и произошел переход к управлению корпорациями на профессиональной основе.
В России первые акции были выпущены Московской английской компанией в 1553 г. Английское правительство предоставило этому объединению купцов монопольное право торговли с Московским государством. Компания вела торговлю беспошлинно и использовала английские монеты. К середине XVII в. через нее действовали практически все иностранные купцы.
В XVIII в. Петр Великий пытался организовать подобные компании в России, но более консервативное купечество не поддержало его инициативу. При Екатерине II в 1762 г. был создан акционерный эмиссионный банк, а в 1767 г. — Нижегородская компания со свободным обращением акций. Наиболее известным обществом, успешно осуществлявшим свою деятельность по образцу западных колониальных компаний, была Российско-Американская компания, учрежденная в 1799 г. Ее уставной фонд составлял 724 тыс. руб. и был разделен на 724 акции. Пользуясь покровительством российского правительства, компания занималась промыслом и продажей ценных мехов. Для первых акционерных обществ были характерны следующие черты. При их учреждении создавался уставной капитал, разделенный на равные доли (акции). Внесенный участником вклад не мог быть востребован обратно. Акции свободно обращались на рынке, их приобретение не только предоставляло акционеру право на получение дивидендов, но и обязывало его вносить дополнительные взносы.
Российское законодательство в данной области формировалось постепенно на основе императорских указов. Одним из первых документов явился Указ Александра I от 1802 г. о введении принципа ограниченной в пределах стоимости вклада ответственности акционеров по долгам компании. С 1807 г. учреждение акционерных обществ регулируется специальным манифестом «О дарованных купечеству выгодах, отличиях, преимуществах, новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». В манифесте были выделены три формы хозяйствования: товарищество на вере, полное товарищество и товарищество по участкам. Последнее и представляло собой акционерное общество. Впоследствии данный манифест вошел в Свод законов Российской империи и Торговый устав, где был выделен в отдельную главу о «О торговом товариществе».
Позже, в 1836 г. было принято Положение о компаниях на акциях, содержавшее ряд обязательных требований к их уставу: в нем должныоговариваться размер складочного капитала, порядок распределения акций, отчетность, права и обязанности акционеров, распределение дивидендов, порядок закрытия и ликвидации компаний. Положение допускало выпуск и обращение только именных акций.
Переход России на капиталистический путь развития способствовал появлению большого количества коммерческих структур. Ведущее место среди них заняли акционерные общества. Акционерные общества и товарищества создавались практически во всех отраслях промышленности. Этот процесс сопровождался быстрым формированием рынка ценных бумаг. К началу XX в. в России действовало 1,3 тыс. акционерных обществ, на долю которых приходилось 2/3 объема всей промышленной продукции. В этот период по темпам промышленного развития страна вышла на первое место в Европе и на второе место в мире после США. В 1917 г. Временное правительство своим постановлением отменило все действующие нормативные акты в области учреждения и функционирования акционерных обществ. А после октябрьской революции все акционерные предприятия были национализированы. Некоторое оживление их деятельности наблюдалось в годы НЭПа (1921-1926 гг.).
Возрождение частной инициативы в России началось только в 1990-х гг. В 1990 г. были приняты законы «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности», что положило начало развитию рыночных отношений и предпринимательской деятельности. Начатые в этот период преобразования экономики имели задачу некоторого перераспределения прав собственности от государства к частным лицам. В результате проведения приватизации доминирующей формой организации бизнеса стало акционерное общество. Было сформировано акционерное законодательство РФ, начал функционировать рынок ценных бумаг.
Понятие корпорации
Как показывает опыт развитых стран, основную роль в экономической жизни страны играют корпорации, производя до 90% всего объема промышленной продукции. Несмотря на небольшую долю в общем числе фирм, объем получаемой ими прибыли достаточно высокий. Так, например, 76% компаний США представляют единоличные предприятия, получающие 17% прибыли, 8% товарищества - с 5% прибыли, а 16% всех компаний – это корпорации, на долю которых приходится 78% прибыли[4]. На долю 100 крупнейших компаний приходится до 60% ВВП США, 45% занятых, 60% инвестиций. Совокупный годовой объем продаж 6 крупнейших корпоративных объединений Японии, таких как «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Дай Ити Кангин», «Фуэ», «Санва», составляет до 15% ВВП. По мнению специалистов, под их контролем находится около 50% промышленных активов страны.[5]
Слово «корпорация» (лат. corporatio) означает объединение, общество, союз. Первоначально, на заре древнеримского общества, corporatio означало компактное совместное проживание людей или же группу лиц (часто земляков), объединенных общностью профессиональных или сословных интересов[6].
В «Большом коммерческом словаре» и «Кратком экономическом словаре» дается определение корпорации, приведенное также И.Ансоффом[7]: «корпорация – широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму».
С правовых позиций не всякая компания (фирма) являетсякорпорацией. Корпорация — это прежде всего коммерческое юридическое лицо в организационно-правовой форме общества. В российском законодательстве ближе всего к определениям корпорации, распространенным в зарубежном праве, подходит определение «открытое акционерное общество», деятельность которого регламентируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208 –ФЗ.[8]
Термин «корпорация» имеет несколько значений, наибольшее распространение среди них получили два — правовое и социальное. Правовое значение термина «корпорация» может выражаться в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле слова корпорация — это любое юридическое лицо, в котором присутствуют отношения членства (участия). В узком смысле корпорация — это юридическое лицо, в отношении которого его участники имеют обязательственные права, это коммерческая организация с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом; юридическое лицо,
в котором имущество, созданное за счет вкладов учредителей или произведенное (приобретенное), принадлежит ему на праве собственности.
Социальный аспект корпорации заключается в том, что лица и организации, составляющие в совокупности организацию – собственники, менеджеры, наемные работники, поставщики, потребители представляют собой спаянное общим интересом социально-экономическое образование. Каждый из них в той или иной форме и степени принимает участие в решении общих для корпорации задач и для них характерны тесные производственные и личностные связи. Причем, преследуя свои личные цели, участники корпоративных отношений не должны нарушать конгруэнтность целей корпорации.
Таким образом, корпорацияпредставляет собой фирму, имеющую форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в акционерный капитал. Собственность фирмы «распылена» между акционерами в виде акций, дающих право акционерам получать соответствующую долю прибыли, называемую дивидендом. Соответственно, держатели акций рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций), а кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам, что отражает право ограниченной ответственности.[9]
Корпорация существует независимо от ее владельцев. Если акционеры не удовлетворены проводимой политикой и стратегией, они вправе продать акции, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому корпорации характеризуются стабильностью, то есть сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
Корпорация — это организация с четкой организационной структурой и наличием системы органов корпоративного управления. Объединенный капитал акционерных обществ предполагает наделение собственников только определенным кругом полномочий – подбор управленческой команды и контроль за распоряжением собственностью. Наемному менеджеру делегируются полномочия по распоряжению текущими финансовыми потоками и управлению активами, данные полномочия менеджеры должны реализовывать в интересах собственника. Собственник получает право на остаточный доход, размер которого в определенной степени зависит от работы наемного менеджера. Фирма в этой системе выступает нерыночной сферой, в которой на основе предварительно заключенных на рынке контрактов все участники связаны отношениями господства подчинения.
Акционеры выступают высшими управляющими корпорации посредством общего собрания акционеров, которое избирает совет директоров, осуществляющий руководство компанией. Высший менеджмент действует в рамках принятого акционерного законодательства и социальной ответственности перед обществом.
«Корпорация – это объединение юридических лиц – хозяйствующих субъектов – в организацию, представляющую собой структурированную группу членов – участников, вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерной собственности для достижения желаемого результата как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия.»[10]
Таким образом, современные корпорации представляют чрезвычайно сложные структуры, в которых вынужденно должно происходить согласование интересов множества групп индивидуумов. Эти группы включают в себя различные категории лиц: акционеров компании, потребителей ее продукции и (или) услуг, поставщиков, кредиторов, государственные органы, имеющие отношение к регулированию деятельности корпорации, профсоюзы работников компании, общественные организации, напрямую не связанные с корпорацией – общества защиты прав потребителей, экологические организации. Возникающие при этом взаимные обязательства, формализованные в договорах, или не носящие формально юридического характера, создают в совокупности определенный объем обязательств, из которых складывается социальная ответственность корпорации.
Преимуществами корпорации (акционерного общества) являются:
· Акционерное общество позволяет мобилизовать путем выпуска акций значительный объем денежных средств в короткие сроки, что делает эту форму незаменимой для массового крупномасштабного производства. Верхние пределы уставного капитала и количества акционеров законодательно не определены, что позволяет объединить практически неограниченное число вкладчиков.
· Посредством привлечения больших объемов капитала корпорациям доступно широкое внедрение достижений научно - технического прогресса.
· Корпорации располагают широкими возможностями для снижения издержек на единицу продукции, создания достаточно больших запасов сырья и товаров, получения кратко- и долгосрочных кредитов под приемлемые проценты, организации крупного диверсифицированного инновационного производства.
· Открытость корпорации для участников рынка предоставляют возможности для привлечения капитала посредством не только выпуска акций, но и различных долговых ценных бумаг.
· Имущество акционерного общества полностью обособлено от имущества акционеров. Акционер сам определяет приемлемый для него уровень риска и в случая банкротства теряет лишь тот капитал, который вложил в акции.
· Выбытие из общества любого из акционеров не влечет за собой прекращения деятельности общества, и поэтому, имея потенциально неограниченный срок существования, оно функционирует намного дольше по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности.
· Управление объединенными капиталами осуществляется на профессиональной основе.
Заметим, что страны с развитыми рынками располагают достаточно высоким внутренним инвестиционным потенциалом и инфраструктурой, дающей возможность быстро привлекать имеющиеся на рынке средства в акционерный капитал компании. Однако в Западной Европе достаточно большое число частных собственников не прибегают к публичному размещению акций. Это связано с недостатками акционирования с позиций самого акционерного общества.
К недостаткам корпорация можно отнести следующие аспекты:
· Чрезмерная концентрация капитала чревата усилением экономической власти корпораций на отраслевых рынках и их монополизации со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Корпорации, нередко прибегают к практике подавления конкуренции, вытеснения с рынка более мелких конкурентов, а также злоупотребления своей рыночной властью.
· Открытость и прозрачность акционерного общества, обязанность публиковать всю финансовую отчетность требуют значительных усилий для сохранения его конкурентоспособности.
· Отделение собственности на капитал от управления им создает риски, связанные с необходимостью обеспечить эффективный контроль за наемным менеджментом со стороны собственников. Профессиональное управление часто приводит к конфликтам, влияющим на курс акций и благосостояние собственников. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры могут участвовать в чрезвычайно рискованных операциях, иногда идти на злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании) или наоборот проявлять «организационную слабину». Кроме того, мелкие и средние акционеры обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля.
· Усложняется процесс принятия решений в компании. По стратегическим вопросам менеджмент должен получить одобрение совета директоров и акционеров, что требует созыва собрания.
· Свободное обращение акций компании создает возможность ее поглощения или смены контроля над ней.
· Выход на публичный рынок требует значительных денежных затрат. При принятии решения о первичном размещении акций (Initial Public Offering -IРО) компания должна следовать всем требованиям листинга, принятым биржевой площадкой, на которой планируется проведение операции.[11]
Выход на международный фондовый рынок требует еще больших финансовых и временных затрат, так подготовка и размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже займет более года[12]. Выход на зарубежные рынки капитала разрешается Федеральной службой по финансовым рынкам только тем компаниям, чьи ценные бумаги уже прошли листинг в России (Постановление ФКЦБ от 01.03.2003).
· Для включения в котировальный список любой биржевой площадки от компаний-эмитентов требуется соответствие не только количественным, но и качественным показателям. Каждая компания должна соблюдать определенные требования, как правило, касающиеся открытости информации о финансовой и хозяйственной деятельности, принятия внутренних документов, регламентирующих работу высшего уровня управления и самой компании, а также кодекса корпоративного поведения. Следовательно, условием успешного размещения акций является внедрение надлежащей системы корпоративного управления, несмотря на то, что внедрение данной практики влечет за собой зачастую перестройку всей системы управления.
· После размещения акций компания должна обеспечить поддержание приемлемого курса акций и выплату дивидендов, размер которых может достигать 80% чистой прибыли. В конкурентной борьбе за инвесторов компания вынуждена предлагать акционерам более привлекательные условия. Постоянная невыплата дивидендов может привести к утрате ею возможности дальнейшего размещения акций и падению их курса.
Корпорация может выступать в форме, как отдельного крупного предприятия, так и объединения нескольких предприятий или объединения акционерных обществ, например, холдинговой компании. По мнению ряда авторов, «на первых порах корпорация соответствовала понятию крупного акционерного общества (АО) как объединения вкладчиков капитала - акционеров. В настоящее время это ближе к объединению акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности: промышленной коммерческой, научно- технической, маркетинговой и др.»[13]
Согласно ст. 7 ФЗ «Об акционерных обществах» АО может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. [14]
Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу, а в определенных случаях — и закрытую подписку на акции. Число акционеров открытого общества не ограничено. В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества. С точки зрения законодательства о ценных бумагах ОАО можно подразделить на два вида: общества, эмиссия и (или) обращение акций которых требует утверждения проспекта ценных бумаг, и общества, эмиссия и (или) обращение акций которых не требует утверждения такового. [15]
Достоинствами открытых структур (ОАО) являются:
· легкий порядок входа и выхода из бизнеса;
· возможность предложения акций ОАО для продажи неограниченному кругу потенциальных инвесторов, что повышает цену их покупки и общий размер инвестиций;
· построение развернутой системы корпоративного управления позволяет акционерам (в особенности владельцам крупных пакетов акций) дистанцироваться от решения текущих хозяйственных задач, передать их решение в руки профессиональных менеджеров, оставив за собой контроль и выработку стратегических решений.
Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50.
Закрытые структуры отличаются следующими особенностями:
· акции (доли, паи) распространяются среди ограниченного круга лиц;
· передача акций (долей, паев) третьим лицам производится в особом
порядке; действующие участники обладают так называемым преимущественным правом на приобретение этих акций (долей, паев) по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не пре