С целью проанализировать информационное пространство районов Томской области, было проведено социологическое исследование медиа-пространства Томской области. Методом исследования был выбран экспертный опрос, так как опрос компетентных лиц и их оценки в сфере работы средств массовой информации носит профессиональный, специализированный характер, что является непременным условиям в рамках данного исследования. В качестве экспертов были отобраны главные редакторы районных СМИ, главы районных администраций, представители районных почтовых отделений. Всего в исследовании приняло участие 32 эксперта (2 представителя с каждого района).
Под социологическое исследование попали 16 районов Томской области: Александровский, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский, Шегарский.
На основе проведенного исследования были получены результаты, которые отображены в сводной таблице ответов (см. Приложение Д).
Подтверждение получила первая гипотеза о присутствии в каждом районе всего спектра современных СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет). Это можно увидеть как на медиа-карте районов Томской области (см. Приложение В), так и выявить по результатам интерпретации ответов на вопросы анкеты.
Телевидение.
Жители районов Томской области в большинстве смотрят общефедеральные телеканалы: Первый, «Россия», «Культура», Спорт, НТВ. Некоторые районы имеют возможность смотреть РЕН-ТВ и Петербург (Пятый канал).
Телеканал ГТРК Томск вещает на всей территории Томской области достаточно уверено.
|
В Томской области существует несколько районных телерадиокомпаний, производящих собственные передачи и новостные выпуски. Не говоря уже о том, что каждый район имеет собственную газету, а то и не одну.
Районные телеканалы представлены в 8 районах Томской области: Александровском («Инфо Стрежевой СТВ»), Асиновском («Асиновская студия телевещения»), Верхнекетском («Верхнекетский районный телерадиокомитет»), Каргасокском («Каргасокская студия телевидения»), Колпашевском («Студия телевидения Колпашево ТВК»), Парабельском («Телестудия Парабель»), Первомайском («Первомайское телевидение»), Шегарском («Шегарское телевидение»). Таким образом, местное телевидение имеют половина районов Томской области. Как правило, территория их вещания ограничивается райцентром (городом) и прилегающей территорией в радиусе 10-15 км.
Радио.
Вне пределов Томска затруднен прием томских FM-радиостанций. В основном жители имеют возможность слушать «Радио Маяк» и «Радио России Томск». Лишены возможность слушать областное радио «Радио Сибирь» практически все районы Томской области (исключая Томский, Асиновский, Каргасокский, Колпашевский). Остальные FM-радиостанции обходятся аудиторией Томска, захватывая лишь часть Томской области.
Районные радиостанции представлены в трех районах Асиновский («Сибирская волна»), Зырянском («Доброе утро, Зырянское»), Чаинским («Чаинское радио»).
Газеты.
На территории области из федеральных общественно-политических газет присутствуют: «Аргументы и факты», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета».
|
Областные газеты: «Красное знамя», «Томский вестник», «Томские новости», «Томская неделя», «Вечерний Томск», «Губернские новости».
У каждого района имеется своя местная газета, а у некоторых даже несколько. Названия газет и контакты редакции представлены в медиа-карте районов Томской области (см. Приложении В).
Интернет.
У каждого района есть выход в интернет и каждая администрация имеет интернет-представительство на официальном сайте района. Однако кроме администрации, в большинстве своем, районы не создают свои сайты. Местные СМИ не представлены в интернет-пространстве, практически никто не имеет своих собственных сайтов. Исключением является газета «Томское предместье» (Томский р-н), газета «Образ жизни (Асиновский р-н), Радио «Сибирская волна» (Асиновский р-н), телестудия «Инфо-Стрежевой» (Александровский р-н).
Таким образом, можно сделать вывод, что все районы насыщены всем спектром современных СМИ. У каждого райцентра есть выход в интернет. Каждый район имеет возможность смотреть телевидение, слушать радио, читать газеты, как федерального, областного, так и местного масштаба. Это говорит о том, что у населения есть возможность всегда быть в курсе происходящих событий, видеть, что происходит в районе, области, мире.
Вторая гипотеза о первоочередности восприятия новостных событий также имеет подтверждение. Во всех районах есть собственные газеты, информирующие население о происходящих событиях местного масштаба. % подписки на местные издания не падает со временем, а удерживается на стабильном уровне. На это влияют факторы: цена, доступность, актуальность издания, доступность к свежей информации. Соответственно, население предпочитает подписываться к местным газетам, а уже потом черпать информацию из областных и федеральных печатных изданий. Особой популярностью по ответам экспертов среди областных печатных СМИ пользуются «Томская неделя»(53%), «Красное знамя» (56%). Наименьшей популярностью пользуются «МК в Томске» (10%), «Томский вестник» (9%), «Вечерний Томск» (3%).
|
Федеральные газеты не пользуются большим спросом у населения Томской области. Об этом можно судить по данным подписных тираже центральных газет по всей области (см. Приложение Е). Наибольшей популярность пользуется «Российская газета» (15.891 экз.). Газеты имеет такой огромный подписной тираж, так как подписчиками являются в основном все бизнесмены, члены администрации, главы СМИ. На втором месте по популярности стоит «Советская Россия» (468экз.), «Труд» (212 экз.). Наименьшей популярностью пользуется «Независимая газета» (7 экз.), «Новые известия» (6экз.).
Районные СМИ, по оценкам экспертов бьют рекорды по популярности у населения. 81% экспертов оценивают популярность местных газет по высшему баллу, а остальные 19% оценивают на 4ку. Самый высокий подписной тираж на первое полугодие 2010г. среди районных газет у Колпашевского (5957экз.) и Каргасокского (5054 экз.) районов. Самый низкий подписной тираж среди районных газет имеет Тегульдетский (1685экз.) и Александровский (1704 экз.) районы.
В 8 районах имеются собственные студии телевидения. Часть из них являются сетевыми партнерами центральных каналов, но выпускают достаточно информативные новостные блоки местного вещания в вечернее и утренней время. 37% экспертов, где имеются местные телестудии оценили их популярность по высшей оценке, так же 37% оценили на оценку ниже, а 26% оценили на оценку 3. Во всех районах вещает ГТРК-Томск, но лишь 32% экспертов оценили популярность данного канала по высшему баллу. Среди центральных каналов выделяют ОРТ (67%), Россия (54%), НТВ (50%). Наименее популярными являются Рен-ТВ (23%), Культура (20%) и Спорт (7%).
Среди программ, которые жители области смотрят регулярно выделяются «Вести-Томск»(51%), «Вести Томск. События недели»(42%). Наименьшей популярностью пользуется «Вести Сибирь» (10%), «Так говорит губернатор» (6%). Программы ТВ 2 пользуются популярность только у жителей Томского района, так как дальше ТВ 2 не вещает.
Местное радиовещание осуществляется в 3х районах Томской области. На оценку 4 оценили 67% экспертов популярность местной радиостанции. К наиболее массовым по популярности можно отнести Радио Маяк (67%). Среди областных радио популярностью пользуется Радио России Томск (17%) на 2 месте стоит Радио Сибирь (но ловит опять же не во всех районах).
Сеть Интернет проведена во всех районах Томской области. Радует, что все Администрации имеют свой интернет-сайт. Небольшое количество районов могут похвастаться собственными городскими или развлекательными сайтами. Это зависит от % молодежи, проживающих в том или ином районе.
Среди томских сайтов наибольшей популярностью пользуются: городской сайт (gorod.tomsk.ru, tomsk.ru), форум (forum.tomsk.ru), новостной сайт (news.vtomske.ru), поисковик (catalog.tomsk.ru).
Исходя из данных, полученных в этом разделе исследования, можно сделать вывод, что местные СМИ вызывают наибольшее доверие и смотрятся, читаются и слушаются регулярней, чем областные или центральные. Поэтому при взаимодействии власти и СМИ, при планировании государственной информационной политики необходимо уделять должное внимание районным газетам, районным телевидению и радио, районным сайтам.
Третью гипотезу о рейтинге областных и районных СМИ в зависимости от отдаленности от областного центра можно проверить, изучив данные по подписным тиражам печатных изданий за первое полугодие 2010года по районам Томской области (см. Приложение Е). К сожалению, данную гипотезу возможно проверить только на печатных видах СМИ, так как необходим реальных объем потребления информационного продукта жителями (в данном случае, тираж).
Самый большой подписной тираж по областным газетам составляет, естественно, Томский район. Количество экземпляров на областные газеты составляет 3385, что превосходит по количеству экземпляров подписки на районные газеты равное 3050. Вторым по количеству подписных тиражей на областные газеты стоит Шегарский район (1450экз.), количество подписных экземпляров на районные газеты существенно выше (3085 экз.).
Самый небольшой подписной тираж на областные газеты имеет Александровский район (226экз.), в то время как подписка на районные газеты составляет 1704 экземпляра. Вторым с конца по количеству подписных тиражей стоит Тегульдетский и Парабельский районы. У Тегульдетского подписной тираж на областные газеты составляет 472экз., а на районные 1685. У Парабельского подписной тираж на областные газеты равен 588экз., а на районные существенно больше, и равен 3572экз.
Жители Томского и Шегарского района являются самыми активными читателями областных газет, а так же очень ближе всего находятся к областному центру (г. Томску). А в самых отдаленных районах от г. Томска – в Александровском, Тегульдетском и Парабельском проживают самые пассивные читатели областных газет. Из этого следует, что гипотезу о взаимозависимости популярности областных СМИ и удаленности от г. Томска можно подтвердить. Это свидетельствует о том, что жители отдаленных районов мало интересуются новостями, происходящими в Томской области. Хотя актуальность новостей равнозначна для каждого района одинаково. Поэтому одной из проблем осуществления грамотной информационной политики Администрацией Томской области является именно, расколотость единого информационного пространства. Население томских районов порой знают только те новости, которые читают в местных газетах. Что же происходит в других районах или области, им порой невдомек. Отсюда у людей возникает чувство покинутости, отчужденности от власти, населения города и соседних районов. Это и несет острую проблему, выраженную в недостатке информационной насыщенности, которая негативным образом сказывается на проведении государственной информационной политики.
В рамках данного исследования была выявлена некоторая специфика, присущая районным СМИ, которую необходимо учитывать при ведении информационной политики. В рамках исследования были заданы вопросы, касающиеся конкретно каждой редакции или телерадиостудии в отдельности. А именно: В какой временной период начало существовать местно СМИ? Сетка вещания? Наличие сетевых партнеров? Зона покрытия? Наличие собственного сайта? Численность штата редакции? Форма собственности? Тираж и стоимость газет?
Телевидение. 50:50 разделились ответы экспертов на вопрос: «В какой временной период начало существовать местное телевидение?». Часть телестудий появилось в период с 1980 – 1990г., другая половина с 1991 – 2009г.
Все районные телестудий имеют сетку вещания несколько часов в определенные дни. 5 из них имеют собственное вещание.
50% телестудий включают в зону покрытия только район. По 25% разделилось между ответами «близлежащие районы» и «только райцентр».
7 телестудий не имеют собственного интернет-сайта (кроме «Инфо Стрежевой СТВ»).
5 телестудий имеют численность штата от 4 до 7 человек, только 1 телестудия имеет в штате от 8 до 12 человек, и 2 телестудии имеют в штате больше 13 человек («Инфо Стрежевой СТВ» и Студия телевидения Колпашева ТВК).
Радио. Все 3 районных радиостанции начали существовать в период с 2000-2004г. Ни у одной местной радиостанции нет сетевых партнеров. Ответы на вопрос о зоне покрытия разделились равномерно: 1 радиостанция покрывает только район, другая только райцентр, третья близлежащие районы. Только у одной радиостанции из 3х оказался собственный сайт в интернете (Радио «Сибирская волна»).
Газеты. 13 районных газет начали свое существование в период с 1930-1950г., одна с 1951-2000г., и оставшиеся 3 с 2001-2009г.
13 газет имеют муниципальную форму собственности, а 7 частную.
Тираж менее 2тыс.экз. имеет 1 газета, от 2-3тыс. экз. 4 газеты, от 3-4тыс.экз. 5 газет, от 4-5 тыс.экз. 6 газет, больше 5 тыс.экз. имеют 4 газеты.
11 газет печатаются в собственных издательствах районов, а 9 в других районах/городах.
12 газет имеют среднюю стоимость подписки/полгода от 200р. – 250р., на 2 газеты подписка стоит больше 250р. 2 газеты распространяется бесплатно.
5 газет стоят в розницу от 5 до 8 руб., 3 стоят от 9 до 12 руб, 2 газеты имеют стоимость больше 13 руб.
У 9 редакций газет численность штата от 4 до 7 чел., в 8 редакциях от 8-12 чел., и только в 3х штат больше 13 человек.
Таким образом, результаты социологического исследования, целью которого было проанализировать информационное пространство районов Томской области, показали, что:
ü В каждом районе присутствует весь спектр современных СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет). В рамках исследования была составлена медиа-карта районных СМИ томской области с указанием контактов редакторов (см. Приложение В).
В Томской области существует несколько районных телерадиокомпаний, производящих собственные передачи и новостные выпуски. Не говоря уже о том, что каждый район имеет собственную газету, а то и не одну. Районные радиостанции представлены в трех районах. У каждого района есть выход в интернет и каждая администрация имеет интернет-представительство на официальном сайте района.
Таким образом, можно сделать вывод, что все районы насыщены всем спектром современных СМИ. У каждого райцентра есть выход в интернет. Каждый район имеет возможность смотреть телевидение, слушать радио, читать газеты, как федерального, областного, так и местного масштаба. Это говорит о том, что у населения есть возможность всегда быть в курсе происходящих событий, видеть, что происходит в районе, области, мире.
ü Население Томской области предпочитает получать информацию в первую очередь из местных районных СМИ, затем областных, потом уже из федеральных. Районные СМИ, по оценкам экспертов бьют рекорды по популярности у населения. Местные СМИ вызывают наибольшее доверие и смотрятся, читаются и слушаются регулярней, чем областные или центральные. Поэтому при взаимодействии власти и СМИ, при планировании государственной информационной политики необходимо уделять должное внимание районным газетам, районным телевидению и радио, районным сайтам.
ü Рейтинг СМИ, присутствующих в районах Томской области, зависит от отдаленности от областного центра (г.Томска). То есть, чем дальше район, тем больше влияние оказывают местные СМИ
Это свидетельствует о том, что жители отдаленных районов мало интересуются новостями, происходящими в Томской области. Хотя актуальность новостей равнозначна для каждого района одинаково. Поэтому одной из проблем осуществления грамотной информационной политики Администрацией Томской области является именно, расколотость единого информационного пространства. Население томских районов порой знают только те новости, которые читают в местных газетах. Что же происходит в других районах или области, им порой невдомек. Отсюда у людей возникает чувство покинутости, отчужденности от власти, населения города и соседних районов. Это и несет острую проблему, выраженную в недостатке информационной насыщенности, которая негативным образом сказывается на проведении государственной информационной политики.