Концепция определяет цели, задачи государственной информационной политики Администрации Томской области, основные направления и механизмы ее реализации, результаты воздействия информационной политики на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Томской области.
Концепция должна создать основу для подготовки перспективных и календарных планов мероприятий по реализации информационной политики Администрации Томской области, разработки нормативных документов, в том числе, краевых целевых программ и проектов в сфере, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Положения Концепции основываются на Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина, других законодательных актах и социологических исследованиях.
Реализация плана мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете администрации Томской области.
1. Целями Концепции являются:
- обеспечение широких слоев населения Томской области объективной информацией о социально-экономическом развитии области, решении насущных проблем его жизнедеятельности, принятии нормативных правовых актов, регулирующих жизнь горожан;
- установление прямой и обратной связи между населением и администрацией.
2. Базовыми принципами Концепции являются:
- партнерство государственных структур, бизнеса и гражданского общества - в равной степени учитываются интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности;
- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации;
- открытость, доступность и достоверность информации о деятельности органов государственной власти - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом;
|
- содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий;
- обеспечение безопасности в информационной сфере.
- государственная поддержка - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются из федерального, регионального и местных бюджетов.
2.1. Термины и определения:
единое информационное пространство - совокупность баз и банков данных, технологии их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных системы и сети, которые функционируют на основе единых принципов и по общим правилам и обеспечивают информационное взаимодействие организаций и граждан;
информационная инфраструктура - организационные структуры и средства информационного взаимодействия в совокупности;
информационная политика – совокупность принципов, норм и практических действий в области управления информационными процессами в обществе;
информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации;
информационное общество - ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества;
информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и пригодной для использования форме;
|
информационный партнер - средство массовой информации, обеспечивающее продвижение тематических и других материалов (статьи, пресс-релизы, новости, информационные поводы и пр.) по собственным каналам распространения информации на основе взаимного сотрудничества;
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления;
организационные структуры – структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
пресс-конференция - мероприятие для журналистов. Поводом для созыва служит значимое для организации или общественности событие, информацию о котором необходимо донести до широких слоев населения. Продолжительность - до 3-х часов.
электронное правительство – термин, обозначающий информационное взаимодействие органов власти и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3. Цели и задачи информационной политики
- формирование социально и государственно-ориентированного общественного сознания;
- обеспечение социальной стабильности общественных отношений на территории Томской области;
- развитие экономической, социально-политической и правовой культуры населения края;
- обеспечение информационного продвижения конкурентных преимуществ Томской области, содействие росту конкурентоспособности региона и его инвестиционной привлекательности;
|
- формирование условий становления информационного общества;
- формирование единого информационного пространства на территории Томской области.
Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания и распространения информации. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:
- разработка и реализация концептуальных вопросов информационной политики;
- изучение и анализ общественного мнения по ключевым вопросам жизнедеятельности Томской области;
- совершенствование информационного обмена;
- осуществление связи общественности с органами местного самоуправления;
- развитие муниципальных средств массовой информации;
- участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам реализации информационной политики.
- обеспечение эффективного информирования населения о деятельности органов государственной власти Томской области;
- сохранение культуры, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
- создание, поддержание и развитие региональной информационной инфраструктуры, способной обеспечить реализацию конституционных прав и свобод граждан;
- повышение эффективности управления информационной сферой, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти Томской области, качества и оперативности предоставления государственных услуг в информационной сфере;
- создание системы партнерства и сотрудничества субъектов информационной сферы;
- развитие информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, создание системы информационной безопасности.
4. Основные направления деятельности в сфере информационной политики:
1. Обеспечение доступа населения к информации о деятельности органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
1.1. Повышение качества информирования населения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, освещение хода выполнения приоритетных национальных проектов и стратегии социально-экономического Томской области через краевые, городские и районные средства массовой информации.
1.2. Совершенствование структуры и содержания Интернет-ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, развитие современных электронных сервисов официального информационного Интернет-портала и официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
1.3. Повышение результативности массовых мероприятий по информированию населения.
1.4. Создание условий для приобретения широкими слоями населения необходимых знаний и навыков по использованию современных информационно-коммуникационных технологий.
1.5. Развитие информационных аспектов в сфере связей с общественностью:
обеспечение широкого, свободного доступа общественности к информационным ресурсам, способствующее более активному участию жителей областного центра в принятии общественно значимых решений; информационная поддержка форм непосредственного участия граждан в реализации местного самоуправления (публичные слушания, собрания, конференции, референдумы и т.д.), содействие реализации социального диалога (партнерства) между жителями и администрацией города; совершенствование системы информирования населения о деятельности органов государственной власти и администрации Томской области; организация коммуникативных площадок между населением и администрацией Томской области (встреч, «прямых линий», интерактивных и социологических опросов); формирование информационной культуры населения города.
2. Стимулирование производства и распространения информационной продукции, соответствующей приоритетам государственного и общественного развития России и Томской области.
2.1.Содействие освещению в средствах массовой информации социально значимых тем, способствующих сохранению и укреплению нравственных ценностей общества, культурных традиций, патриотизма и гуманизма; формированию в общественном сознании гражданской ответственности за развитие общества; высокого уровня гражданской сплочённости, толерантности и аффилированности различных социальных слоев и групп населения с Российской Федерацией и Томской области.
2.2. Организация выпуска изданий образовательной, культурной тематики, а также литературы для детей и отдельных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке. Содействие формированию общенациональных читательских интересов.
2.3. Обеспечение постоянного присутствия в информационном пространстве Томской области материалов, соответствующих национальным интересам российского общества.
3. Формирование позитивного имиджа Томской области, информационное продвижение конкурентных преимуществ Томской области.
3.1. Содействие подготовке и размещению в межрегиональных, федеральных и зарубежных СМИ материалов о социально-экономическом развитии, конкурентных преимуществах и инвестиционной привлекательности Томской области.
3.2. Организация информационных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности жителей РФ и зарубежных государств о событиях, формирующих положительную репутацию Томской области;
4. Развитие информационной сферы.
4.1. Развитие печатных средств массовой информации.
4.2. Развитие теле- и радиовещания.
4.3. Поддержка и развитие информационных агентств Томской области.
4.4. Создание условий для обеспечения доступа различных групп населения к информационным ресурсам сети Интернет.
4.5. Развитие книгоиздания.
5. Совершенствование системы управления информационным комплексом Томской области и взаимодействия органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Т.О. со средствами массовой информации.
5.1. Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере.
5.2. Совершенствование нормативно-правовой базы Томской области в информационной сфере.
5.3. Повышение уровня координации информационной деятельности органов государственной власти Томской области.
5.4. Совершенствование форм и методов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области со средствами массовой информации.
5.5. Формирование системы государственного информационного заказа в средствах массовой информации.
5.6. Повышение уровня профессиональной компетентности и культуры работников информационной сферы. Организация и проведение профессиональных творческих фестивалей, конкурсов, выставок, научно-практических конференций, развитие сотрудничества с профессиональными союзами и организациями федерального уровня, применение опыта их деятельности.
5.7. Формирование, развитие системы исследований средств массовой информации Томской области; проведение социологических и иных исследований, необходимых для повышения эффективности работы органов государственной власти Томской области в информационной сфере.
5.8. Создание условий для активного диалога общества и власти в средствах массовой информации, как инструмента согласования интересов граждан, общества и государства.
6. Формирование условий становления информационного общества, развитие информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение информационной безопасности.
7. Выработка и реализация подходов во взаимоотношениях со средствами массовой информации.
8. Развитие муниципальных средств массовой информации, обеспечение условий оптимизации и эффективности их деятельности.
5.Финансовое обеспечение Концепции
Финансирование реализации Концепции осуществляется по отдельным направлениям информационной политики. Для формирования и развития работы по информационной политике используются следующие источники финансирования:
- средства бюджета Администрации Томской области (на заключение договоров со средствами массовой информации, проведение социологических опросов и т.д.);
- средства коммерческих структур (спонсоров), рекламодателей;
- прочие источники.
Функции координации и контроля за реализацией Концепции возлагаются на уполномоченные органы администрации Томской области, которые определяют последовательность выполнения ее положений, образуют в пределах своей компетенции рабочие группы по подготовке отдельных проектов и документов (а именно, на Департамент по информационной политике и связям с общественностью Администрации Томской области).
2.4.2 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областного творческого конкурса журналистов на соискание грантов Губернатора Томской области
Общие положения
Областной творческий конкурс журналистов на соискание грантов Губернатора Томской области (далее – конкурс) проводится администрацией области с целью обеспечения конкуренции на рынке печатных и электронных средств массовой информации в части всестороннего объективного информационного обеспечения деятельности администрации области, установления эффективных взаимоотношений между властью и журналистским сообществом области, стимулирования мастерства журналистов.
Темы конкурса:
"Экономика: из кризиса к обновлению";
"Поклонимся великим тем годам!";
"Земной поклон тебе – учитель!";
"Моя семья, мое здоровье, мое будущее";
"Слово и дело чиновника".
Номинации конкурса:
· лучшая публикация
· лучший радиоматериал
· лучший TV-материал
· лучшие проекты СМИ по теме конкурса
Основные задачи конкурса:
- формирование благоприятных условий для активного участия средств массовой информации в освещении наиболее важных социальных, экономических и политических проблем Томской области;
- создание системы государственного и общественного стимулирования средств массовой информации в подготовке и распространении телевизионных и радиопередач, газетных и журнальных публикаций, материалов на интернет-сайтах социальной, экономической и политической направленности.
- Выявить, обобщить и популяризировать лучшие образцы журналистского творчества на заявленную тему.