Обычно дивиденды выплачиваются компаниями поквартально, и если обстоятельства позволяют, решение об их увеличении принимается раз в год. Реальная процедура выплат дивидендов обычно такова:
1. День объявления.
Например, 9 ноября — на заседании совета директоров объявляет размер дивидендов и делается заявление примерно следующего содержания: «9 ноября Совет директоров корпорации принял решение выплатить регулярные дивиденды за III квартал 2001 года в сумме 50 центов на одну акцию. Выплаты будут произведены 4 января 2002 года тем акционерам, которые будут зарегистрированы в реестре корпорации на 7 декабря 2001 года».
С точки зрения бухгалтерского учета в день объявления дивиденды становятся фактическим обязательством компании перед ее акционерами. В этом случае сумма, равная 0,5*количество акций в обращении, будет в балансе представлена как краткосрочное обязательство, а величина нераспределенной прибыли будет уменьшена на эту же сумму.
2. Дата закрытия реестра акционеров.
По окончании рабочего времени в день закрытия реестра акционеров, 7 декабря, фирма — регистратор акций составляет списки акционеров по состоянию на этот момент. Если инвесторы осуществили сделки купли-продажи акций корпорации и уведомилиоб этом регистратора до 17.00 7 декабря, то дивиденды получат те из них, кто приобрел акции этой фирмы. Однако если уведомление о такой сделке будет получено 8 декабря или позднее, дивиденды получит прежний владелец акций.
3. Экс - дивидендный период.
Для того чтобы избежать конфликтов на рынке ценных бумаг, например в США, выработано правило: право на получение дивидендов по акциям прекращается за два рабочих дня до даты закрытия реестра акционеров, то есть по акциям, проданным в этот экс - дивидендный период, право на текущий дивиденд уже не переходит. Дата, когда право на получение текущего дивиденда утрачивается, называется экс - дивидендной датой. В данном случае, экс - дивидендной датой будет 5 декабря.
|
Дивидендная дата, право на дивиденды переходит вместе с акцией | 4 декабря |
Экс – дивидендная дата | 5 декабря |
Экс – дивидендный период | 5-7 декабря |
Дата закрытия реестра акционеров | 7 декабря |
Таким образом, чтобы акционер получил дивиденды, он должен купить акции не позднее 4 декабря. Если он купит акции 5 декабря или позднее, дивиденды получит их старый владелец, так как он будет официально зарегистрирован как держатель акций.
Отметим, что, если не учитывать колебаний фондового рынка, то в день, объявленный экс - дивидендной датой, обычно происходит падение цены акций приблизительно на величину дивиденда. Таким образом, если на конец рабочего дня 4 декабря цена акций составляла 30,50 доллара, то, вероятно, 5 декабря рынок «откроется» на уровне 30 долларов.
4. Дата выплаты.
Компания фактически отправляет зарегистрированным акционерам чеки по почте 4 января — в день, объявленный датой выплаты дивидендов.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение дивидендов. Какова экономическая и юридическая природа дивидендов?
2. Какие виды дивидендов выделяют?
3. Каковы размер, срок и величина дивидендных выплат?
4. В чем заключается оптимальность дивидендной политики?
5. Каковы плюсы и минусы видов дивидендной политики?
|
6. Каковы свойства дивидендной политики?
7. Какие факторы и каким образом влияют на выбор типа дивидендной политики?
8. Каковы этапы модели выплаты дивидендов по остаточному принципу?
9. Почему ряд компаний устанавливают выплату дивидендов на «базовом» уровне и выплачивают дополнительные дивиденды, которые определяют по остаточному принципу?
10. Каков порядок выплаты дивидендов в компании?
Тест:
1. | Если коэффициент реинвестирования прибыли RR равен 0,45, тогда коэффициент выплаты дивидендов PR равен: a) 45%; b) 0,55% c) 0,55. |
2. | Оптимальная дивидендная политика фирмы должна: a) установить баланс между текущими выплатами дивидендов и будущим ростом фирмы, чтобы добиться максимизации цены акций; b) максимизировать дисконтированную величину дивидендов, чтобы добиться максимизации цены акций; c) максимизировать будущий рост фирмы, чтобы добиться максимизации цены акций. |
3. | По размеру дивиденды выделяют: a) регулярные и дополнительные; b) годовые и промежуточные; c) обычные и ликвидационные. |
4. | По отношению к виду акций дивиденды выделяют: a) нефиксированные и фиксированные; b) коммулятивные и некоммулятивные; c) регулярные и промежуточные. |
5. | В связи с сигнальным свойством: повышение дивидендов исторически часто сопровождалось: a) понижением цены акций; b) повышением цены акций; c) не отражалось на цене акций. |
6. | В связи со свойством «клиентуры» пожилые частные инвесторы и пенсионные фонды предпочитают: a) получать доход в денежной форме; b) реинвестирование прибыли, если в данном периоде они не испытывают потребности в денежных средствах; c) разновидность клиентуры не влияет на дивидендную политику компании. |
7. | Компании должны стремиться: a) выплачивать дивиденды, увеличивая выплаты, когда потоки денежных средств возрастают, а потребности в финансировании невелики; b) выплачивать дивиденды, снижая их, когда большую часть средств денежных средств необходимо направлять на реализацию имеющихся инвестиционных проектов; c) поддерживать стабильную дивидендную политику в течение долгого периода времени. |
8. | Если инвестиционные возможности фирмы повышаются за счет займов в банке, тогда фирма будет: a) увеличивать коэффициент выплаты дивидендов PR; b) уменьшать коэффициент выплаты дивидендов PR; c) не изменять коэффициент выплаты дивидендов PR. |
9. | Исходя из модели выплаты дивидендов по остаточному принципу: a) Дивиденды = Чистая прибыль + Реинвестируемая прибыль; b) Дивиденды =Чистая прибыль - Целевая доля собственного капитала * Общая сумма инвестиций за период; c) Дивиденды =Чистая прибыль - Целевая доля собственного капитала / Общая сумма инвестиций за период |
10. | Если сумма собственного капитала, необходимая для финансирования новых проектов, превышает чистую прибыль, то дивиденды: a) выплачиваются; b) не выплачиваются; c) сумма собственного капитала, необходимая для финансирования новых проектов, не влияет на величину дивидендов. |
11. | Фирмы должны использовать остаточный принцип выплаты дивидендов: a) чтобы рассчитывать средний целевой коэффициент выплаты дивидендов в краткосрочной перспективе; b) для использования в качестве ориентира суммы дивидендов за конкретный год; c) чтобы рассчитывать средний целевой коэффициент выплаты дивидендов в долгосрочной перспективе. |
12. | Если датой закрытия реестра акционеров является 30 декабря, а экс - дивидендный период составляет два дня, тогда акционер получит дивиденды, если он купит акции не позднее: a) 27 декабря; b) 28 декабря; c) 30 декабря. |
13. | Высокая доля участия акционеров в программах реинвестирования дивидендов позволяет предположить, что: a) акционеры возражают, если фирма просто снизит денежные выплаты дивидендов и реинвестирует большую часть нераспределенной прибыли; b) акционеры не возражали, если бы фирма просто снизила денежные выплаты дивидендов и реинвестировала большую часть нераспределенной прибыли; c) подобных выводов сделать нельзя. |
14. | Дивиденды не могут быть выплачены, если коэффициент текущей ликвидности, демонстрирующий способность фирмы выполнять свои обязательства по долгу: a) не превышает установленные минимальные значения; b) превышает установленные минимальные значения; c) данный коэффициент не влияет на дивидендную политику. |
15. | Следующее утверждение верно: a) Дивиденды по обыкновенным акциям фирмы могут выплачиваться, если компания не выплатит до этого дивиденды по своим привилегированным акциям; b) Дивиденды по обыкновенным акциям фирмы не могут выплачиваться, если компания не выплатит до этого дивиденды по своим привилегированным акциям; c) Выплаты по привилегированным акциям не влияют на дивидендную политику. |
16. | Следующее утверждение верно: a) Сумма выплачиваемых дивидендов не может превышать нераспределенной прибыли, отраженной в балансе. b) Сумма выплачиваемых дивидендов может превышать нераспределенной прибыли, отраженной в балансе. c) Данные показатели не взаимосвязаны. |
17. | Затраты по выпуску акций относительно более высоки: a) для мелких компаний; b) для средних компаний; c) для крупных компаний. |
18. | Если наилучшим диапазоном для большинства акций является интервал от 50 до 100 долларов за штуку, тогда если цена акций компании поднимется до 99 долларов, то руководство, скорее всего: a) объявит о дроблении одной акции; b) не будет объявлять о дроблении акций; c) диапазон цен не влияет на процесс дробления. |
19. | Если после дробления акций в отношении 1:2 цена акций упала в два раза, то: a) финансовое положение акционеров не изменится; b) акционеры получат определенную выгоду; c) акционеры потеряют определенную выгоду. |
20. | Программы выкупа акций: a) понижают акционерную стоимость фирмы; b) повышают акционерную стоимость фирмы; c) не меняют акционерную стоимость фирмы. |
Задания для самостоятельной работы:
|
Темы эссе:
1. Теория дивидендной политики: Теория иррелевантности дивидендов (dividend irrelevance theory).
2. Теории дивидендной политики: Теория «синицы в руках» (bird in the hand.
3. Теория дивидендной политики:Теория налоговых предпочтений (tax preference theory).
4. Выплата дивидендов акциями.
5. Дробление акций.
Задачи:
№1. Модель выплаты дивидендов по остаточному принципу.
Компания Ахе1 имеет целевую структуру капитала, на 70% состоящую из заемных средств и на 30% — из акционерного капитала. Компания считает, что бюджет ее капитальных вложение на предстоящий год составит 3 млн. долларов. Если чистая прибыль компании составляет 2 млн. долларов и она использует модель выплаты дивидендов по остаточному принципу, то каков будет ее коэффициент выплаты дивидендов?
№2. Дробление акций.
Акции компании продаются по цене 90 долларов за акцию. Компания предполагает осуществить дробление акций с соотношением 3:2. Предполагая, что дробление акций не повлияет на суммарную рыночную стоимость акционерного капитала компании, найдите цену акций фирмы сразу после дробления.
№ 3. Выкуп акции.
Компания имеет чистую прибыль, равную 2 млн. долларов, и в обращении у нее находится 1 млн. обыкновенных акций. Сейчас акции компании продаются по цене 32 доллара за одну акцию. В настоящее время компания планирует использовать имеющиеся у нее в наличии денежные средства для выкупа 20% своих акций на открытом рынке. Предполагается, что операция выкупа не окажет влияния ни на чистую прибыль, ни на коэффициент Р/Е компании. Какова будет цена акций после осуществления операции выкупа?
№4. Финансирование за счет привлечения дополнительного акционерного капитала.
Компания имеет шестимесячный портфель заказов на запатентованную систему отопления за счет солнечной энергии. Для того чтобы удовлетворить этот спрос, руководство компании планирует расширить производственные мощности на 40%, вложив 10 млн долларов в оборудование. Фирма планирует сохранить отношение заемного капитала к валюте баланса на уровне 40%; она также хочет придерживаться своей прежней дивидендной политики, распределяя 45% чистой прибыли за прошлый год. В 2001 году чистая прибыль составила 5 млн. долларов. Какой дополнительный объем акционерного капитала должна привлечь в начале 2002 года компания, чтобы осуществить задуманные инвестиции?
№5. Политика выплаты дивидендов по остаточному принципу.
Компания рассматривает три независимых проекта, каждый из которых потребует 5 млн долларов капиталовложений. Ожидаемая внутренняя доходность (IRR) и стоимость капитала, который планируется использовать на эти проекты, представлены ниже.
Проект | Стоимость капитала, % | IRR, % |
H (высокая степень риска) | ||
M (средняя степень риска) | ||
L(низкая степень риска) |
Обратите внимание, что стоимость капитала проектов колеблется в зависимости от их уровня риска. Оптимальная структура капитала компании предполагает использование 50% заемного капитала и 50% акционерного капитала, состоящего из обыкновенных акций, компания ожидает получения чистой прибыли в сумме 7 287 500 долларов. Каков будет коэффициент выплаты дивидендов компании при условии, что она применяет модель выплаты дивидендов по остаточному принципу?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Актянов Д.В. Бонусные и опционные программы для топ-менеджеров. Порядок разработки: практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2010 -152 с.
- Гэррэтт Б. Рыба гниет с головы. Как предотвратить кризис развития компании внедрением новых стандартов корпоративного управления. – М.: Эксмо, 2008. -304 с. – (Библиотека института директоров).
- Дементьева А.Г. Высший уровень управления в акционерных компаниях: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Магистр, 2009. -318 с.
- Крамин Т.В. Петрова Е.А. Развитие института корпоративного управления в России. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 144 с.
- Корпоративное управление. /Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -222с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
- Корпоративная культура и управление изменениями: /Пер. с англ. 2 –еизд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -192с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
- Мишурова И.В., Панфилова Е.А. Корпоративное управление: Учебное пособие. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2010. – 528 с.
- Михайлов Д.М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ): учебно-практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.
- Мазур И.И., Шапиро В.Д., Корпоративный менеджмент: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.» - 4- е изд., стер. – М.: Издательство «Омега -Л», 2011. -781 с.
- Орехов С.А., Селезнев В.А. Основы корпоративного управления: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Маркет ДС,2008. - 320 с.
- Построение цепочки создания стоимости: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -261с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
- Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – 163 с.
- Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития./ Под ред. Долгопятовой Т.Г., Ивасаки И., Яковлева А.А. Издание второе. –М.:ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ»», 2009. –542 с.
- Тепман Л.Н. Корпоративное управление: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям экономики и управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239.
- Филатов А.А., Кравченко К.А. Современная практика корпоративного управления в российских компаниях. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2007. -245 с.
[1] Структура научной теории предусматривает следующие элементы:
· Понятийный аппарат – набор терминов, который позволяет называть своими именами любые объекты и процессы при объяснении явлений в рассматриваемой предметной области. Это язык, на котором разговаривают специалисты.
· Аксиоматическая база – набор принципов и аксиом, которые положены в основу теории.
· Формализованные закономерности – описывают взаимодействие объектов и протекание процессов в предметной области. Их знание позволяет прогнозировать развитие событий.
Математический аппарат – позволяет рассчитывать функционирование системы
[2] Понятие корпорация не имеет официального оформления в России, где нет его единого понимания. Чаще всего этот термин используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими физическими и юридическими лицами путем объединения капиталов. В основном понятие «корпорация» отождествляется с понятием «акционерное общество».
[3] Дементьева А.Г. Эволюция корпоративных структур и система корпоративного управления. // Менеджмент сегодня., 2008, №1. С.3.
[4] Дементьева А.Г. Эволюция корпоративных структур и система корпоративного управления. // Менеджмент сегодня, 2008, №1. С.6.
[5] Кукура С.П. Теория корпоративного управления. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004. С.55.
[6] Николаев В. Институциональная среда корпоративного экономического развития муниципальных сообществ. // Гос. служба. 2003., №6. С.102.
[7] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер,1999. -416С.
[8] В правовой терминологии США и ряда других стран корпорация – понятие очень широкое, означающее фактически любую организацию. Корпорация рассматривается юридически как единое целое и может выступать участником в гражданском обороте. Корпорация может владеть собственностью, иметь долги, возбуждать дело в суде или преследоваться по суду. Три основных особенности корпорации по-американски, это: ограниченная ответственность (она отвечает по обязательствам собственным имуществом), простой переход права владения при продаже акций, оговоренный период существования (может быть неограниченны).
[9] Согласно ст. 2 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
[10] Динамика корпоративного развития. / Под ред. А.И. Татаркина. М., 2004. С.35.
[11] К требованиям листинга акций котировальных листов А1 Российской торговой системы (РТС), являющейся одной из крупнейших российских бирж относятся:
1. владение одним лицом и его аффилированными лицами не более 75% от общего количества акций;
2. отсутствие убытков по итогам деятельности компании за два последних года;
3. капитализация обыкновенных акций в объеме 10 млрд руб.;
4. наличие годовой финансовой отчетности по стандартам (IAS или US GAAP) вместе с аудиторским заключением вотношении указанной отчетности на русском языке;
5. трехлетний минимальный срок существования эмитента;
6. соблюдение эмитентом норм корпоративного поведения, предусмотренных правилами листинга.
[12] Нью-Йоркская фондовая биржа предъявляет следующие требования для прохождения листинга акций и депозитарных расписок иностранной компании:
1. суммарная прибыль компании до налогообложения либо ее оборотный капитал за последние три года должны составлять не менее $100 млн;
2. рыночная капитализация не должна быть меньше $500 млн;
3. подготовка и размещение ценных бумаг осуществляются консультантом и андеррайтером (как правило, за 5-7% от объема выпуска), кроме того, необходимо заплатить юристам, аудиторам, РR-агентствам около $5-6 млн. Так, например, для привлечения нового капитала выпуск расписок самого престижного третьего уровня на $70 млн. означает расходы примерно в$8,5-11,4 млн.
Требования для регистрации (листинга) акций и депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже менее жесткие:
1. позитивная история торговли ценными бумагами компании в течение трех лет;
2. капитализация не менее $1 млн;
3. публичное обращение 25% общего объема предлагаемых ценных бумаг (акции, депозитарные расписки);
4. подготовка и размещение ценных бумаг специальным консультантом.
[13] Страхова Л.П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6.
[14] Утверждение проспекта ценных бумаг необходимо при: проведении открытой подписки на акции; осуществлении закрытой подписки среди круга лиц, превышающего 500; публичном обращении эмиссионных ценных бумаг.
[15] К открытым структурам в полной мере можно отнести лишь ОАО, к закрытым — ООО и ЗАО.
[16] Беляков В.Г. Закрытое акционерное общества и общество с ограниченной ответственностью – две формы ведения бизнеса: опыт сравнительного анализа.// Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия 8 – Менеджмент. 2008. №2. С.60.
[17] Там же. С.62.
[18] Jensen M.C., Meckling W.H. Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure. // Journal of Financial Economics 3, 1976. – P/ 305 -360.
[19] По обобщениям определений специалистов практиков Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), международного рейтингового агенства «Стандард энд Пурз» (Standard&Poor’s). Панфилова Е.Е. Некоторые аспекты формирования корпоративного управления в промышленной организации. // Проблемы теории и практики управления, 2008, №4. С.50
[20] Исаев Д. Сущность корпоративного управления: современный взгляд.// Проблемы теории и практики управления, 2007, №7. С. 67.
[21] Там же. С.68
[22] Каждая последующая группа включает предыдущую группу.
[23] Антонов В., Самосудов М. Теоретические проблемы корпоративного управления.// Проблемы теории и практики управления, 2008, №5.С.59.
[24] Антонов В., Самосудов М. Теоретические проблемы корпоративного управления.// Проблемы теории и практики управления, 2008, №5.С.56.
[25] Антонов В., Самосудов М. Теоретические проблемы корпоративного управления.// Проблемы теории и практики управления, 2008, №5.С.58.
[26] Социальный институт - это закрепленная в сознании множества людей или в документах информация о форме поведения и последствиях реализации такой формы поведения.
[27] Догилев А. Повышение конкурентоспособности компании с использованием европейских принципов корпоративного управления.// Журнал для акционеров, 2007, № 11-12. С.21.
[28] www.vestona.ru
[29] Мошкова Л.Е. Корпоративное управление: региональный аспект. Монография. – Тверь: Тверской государственный университет, 2005., С.399.
[30] Принципы ОЭСР:
· Справедливость.
· Ответственность.
· Прозрачность.
· Подотчетность.
[31] Принципы российского Кодекса корпоративного управления ФКЦБ:
· Обеспечение акционерам реальной возможности осуществлять свои права, связанные с участием в обществе.
· Обеспечение равного отношения к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категория).
· Определение Советом директоров стратегии развития общества и обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
· Обеспечение исполнительным органом общества возможности разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов Совету директоров и его акционерам.
· Обеспечение своевременного раскрытия полной и достоверной информации об обществе.
· Учет и защита прав всех заинтересованных лиц общества.
· Обеспечение эффективного контроля за финансово – хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.
[32] Принципы РСПП:
· Эффективный менеджмент.
· Финансовая дисциплина.
· Прозрачность структуры собственности.
· Информационная открытость.
· Гарантия прав акционеров.
· Эффективный контроль.
· Справедливое вознаграждение.
· Законность и этичность формирования внутренних регламентов.
· Активное содействие в продвижении правил корпоративного поведения в обществе.
[33] Berle A.A. Means G.C. The Modem Corporation and Private Property. New York: Macmillan. 1932.
[34] Berly A.A. For Whom Corporate Managers Are Trustees: a note//Harvard Law Review, №45, 1932.
[35] Leech D. Corporate Ownership and control: A New Look at the Evidence of Berle and Means//Oxford 1987.
[36] Coase R.H. The Nature of the Firm// Economica, № 4. 1937
[37] Drucker P.E. The Future of Industrial Man: A Conservative Approach. N.Y.: New American Library, 1965.
[38] Macpherson C.B. Property, mainstream and critical positions. Toronto: University of Toronto Press. 1978
[39] Shleifer A, Vishny R. A Survey of Corporate Governance. // Journal of Finance, 1997.
[40] La Porta Rafael, Lopes-De-Silanes Florencio, Shleifer Andrey, Vishny Robert W., Legal Detarmenants of External Finance, Journal of Finance, vol. LII, No. 3. 1997.
[41] La Porta Rafael, Lopes-De-Silanes Florencio, Shleifer Andrey, Vishny Robert W., Law and Finance, Journal of Political Economy, 1998, vol. 106, No.6.
[42] La Porta Rafael, Lopes-De-Silanes Florencio, Shleifer Andrey, Vishny Robert W. Agency Problems and Dividend policies Around the World, Journal of Finance, 2000.
[43] Roe M.J. Political preconditions to separating ownership from corporate control//Stanford Law Review 2002. Vol. 35.
[44] Fox Merritt, Heller Michael A. Lessons From Fiascos in Russian Corporate Governance, University of Michigan, Working Paper No.99. 1999
[45] Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. Под ред. С.Б. Авдашевой, А.З. Астаповича и А.Е. Шаститко. Бюро экономического анализа. М.: Теис, 2002.
[46] Долгопятова Т.Г. Становление корпоративного сектора и эволюция акционерной собственности. ГУВШЭ. Препринт WP1/2003.03. Серия WP1. Институциональные проблемы российской экономики.
[47] Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Межераупс И.В. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. М.:ИЭПП, 2003,№55.
[48] Хаши И. Законодательная база эффективного корпоративного управления: сравнительный анализ опыта ряда постсоциалистических стран. Центр социально-экономических исследований, Варшава, 2004, №268.
[49] Tirole J. Corporate Governance. // Econometrica. V.69. N.I, January,2001, p.1-35.
[50] Панфилова Е.Е. Некоторые аспекты формирования корпоративного управления в промышленной организации. // Проблемы теории и практики управления, 2008, №4. С.59.
[51] Панфилова Е.Е. Некоторые аспекты формирования корпоративного управления в промышленной организации. // Проблемы теории и практики управления, 2008, №4. С.51,53.
[52] Если акции компании допущены к открытой продаже на бирже, необходимо придерживаться распоряжения ФКЦБ России от 18.06.03 г. № 03-1169/р «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения».
[53] По закону Гласса-Стигала (1933), принятому при президенте Ф.Д.Рузвельте в разгар Великой депрессии и устраняющим одну из существенных причин поразившего тогда США, и следом за ними весь капиталистический мир, экономического кризиса, а именно - слияние промышленного и финансового капитала в американской экономике. Финансовый, чисто спекулятивный по природе кризис в октябре 1929 г. в силу этого слияния немедленно распространился на реальный сектор экономики. Хотя в последние годы закон Гласа-Стигала подвергается критике, поскольку подрывает конкурентоспособность американских банков на мировом финансовом рынке, речь о поправках к нему пока не идет.
[54] В США, например, частные лица (индивидуальные инвесторы) владеют в среднем 50 % капитала, 40% принадлежат различным финансовым институтам, а остальные 10% - прочим инвесторам. В 1990 г. институциональные инвесторы в США владели 53,3% акций американских корпораций. В Великобритании институциональные инвесторы владели приблизительно 61% акций британских корпораций, а индивидуальные – всего 21%. При этом индивидуальные инвесторы осуществляют лишь 20% сделок с ценными бумагами. Остальная часть приходится на долю институциональных собственников – пенсионных фондов, инвестиционных компаний и благотворительных организаций.
[55] Если число собственников невелико, то они могут войти в состав совета директоров и самостоятельно выработать необходимые процедуры и механизмы контроля за работой менеджеров компании. Но в большинстве корпораций число собственников весьма велико. В этих случаях проблемы решаются с помощью «внешних» членов совета директоров, то есть представителей собственников, никак не связанных с менеджментом данной компании.
[56] Кэйрэцу - это мощные финансово-промышленные группы, которые сложились в послевоенной Японии. Для проведения политики демилитаризации страны после 1945 г. проводилась политика демонополизации, разукрупнения так называемых дзайбацу — крупных финансово-промышленных конгломератов, принадлежавших семейным кланам. Японские компании, формально пойдя на эти условия, выполнили требования по разукрупнению и акционированию. Но при этом сохранили высокий уровень взаимосвязи компаний посредством перекрестного владения акциями. Они обменивались пакетами акций, но при этом договаривались взаимно не продавать их. Тем самым сохранялся контроль над компаниями, что и привело в итоге к формированию кэйрэцу.
Послевоенное разукрупнение коснулось сферы промышленности и торговли, но не банковского сектора. Впоследствии правительство Японии, выполняя собственную программу экономического развития страны, сконцентрировало существенные финансовые ресурсы и распределило их между шестью крупнейшими банками. Банки самостоятельно организовывали инвестиционный процесс, беря риски на себя. Вокруг банков концентрировались группы взаимосвязанных промышленных, торговых, страховых компаний, сформировавшие шесть горизонтальных финансово-промышленных групп. Наряду с горизонтальными, постепенно формировались вертикальные финансово-промышленные группы — такие, как Тойота, Сони, Нисан.
[57] Министерство юстиции с истинно японским упорством пытается провести через парламент закон об обязательных внешних директорах компаний. Та же проблема остро встала в работающих по японской модели корпорациях стран Юго-Восточной Азии. В Республике Корея после краха компании «Дэу Групп», чье руководство было уличено в крупных махинациях с отчетностью, в стране был принят новый корпоративный кодекс, обязывающий корпорации иметь не менее 50% независимых директоров среди членов совета.
[58] Банковский механизм германской модели постоянно нацелен на долгосрочные инвестиционные отношения финансового и промышленного секторов. Коммерческие банки здесь универсальны и предоставляют широкий спектр услуг корпорациям: кредитование, брокерские и консалтинговые услуги, могут выполнять роль инвестиционного банка, осуществляя все работы, связанные с эмиссией акций. Как правило, промышленные компании стремятся установить тесные отношения с одним из банков, который становится основным кредитором и получает представительство в наблюдательном совете, одновременно становясь квалифицированным экспертом корпорации. Такой банк называется «домашний» банк компании. Например, у компании ВМW «домашним» является Dresdner Bank, а у Daimler-Benz – Deutsche Bank.
[59] Саркисянц А.Г. Корпоративное управление: мировой опыт и Россия. // Аудитор, 2007, №5. С.53.
[60] Саркисянц А.Г. Корпоративное управление: мировой опыт и Россия.// Аудитор, 2007, №5. С. 54.
[61] Различные инвесторы могут предполагать различные темпы роста g, но рыночная цена P0 устанавливается на основании средней оценки маржинальных инвесторов. Маржинальные инвесторы – это те, кто участвует в рыночных сделках небольшими «предельными» для своих портфелей пакетами акций и суммами денежных средств и, таким образом, не претендуют на участие в управлении компаниями, но заинтересованы в максимальной доходности своих рыночных операций.
[62] Две трети американских фирм ориентируются на ставку доходности долгосрочных - 10 –летних облигаций Казначейства.
[63] Юджин Ф. Бригхэм, Майкл С. Эрхардт Финансовый менеджмент. 10 – е изд./ Пер с англ. Под ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева – СПб.: Питер, 2005. С. 468.
[64] Аналитические службы и все наиболее крупные инвестиционные компании публикуют оценки темпов роста для большинства из наиболее крупных компаний. В США Value Line публикует подобные прогнозы по 1700 компаниям.
[65] Артеменков А.И. Оценка компаний по доходному подходу – левостороннее мышление. // Корпоративные финансы: перспективы и реальность. Управление стоимостью компании.: сб. ст. участников Третьей междунар. конф. молодых ученых / под науч. ред. Т.В. Тепловой; Гос. ун – т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С.100.
[66] https://mba.hse.ru
[67] Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании. // Корпоративные финансы: перспективы и реальность. Управление стоимостью компании.: сб. ст. участников Третьей междунар. конф. молодых ученых / под науч. ред. Т.В. Тепловой; Гос. ун – т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С.6.
[68] «При существующем экономическом росте наблюдается усиление итак чрезмерного социального неравенства в обществе. Имеющийся в последние годы экономический рост и капитализация предприятий страны позитивно отражается лишь на доходах наиболее богатых россиян, а самая бедная часть российского населения в связи с инфляцией испытывает все большие трудности». // Серединский Е.И. Критически – рефлексивный анализ методологической основы современных корпоративных финансов. // Корпоративные финансы: перспективы и реальность. Управление стоимостью компании.: сб. ст. участников Третьей междунар. конф. молодых ученых / под науч. ред. Т.В. Тепловой; Гос. ун – т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С.146.
[69] Шарок Л. Пути эффективности использования человеческого капитала.//УП, 2007, 21(175), С.56
[70] Исходя из нормативов налога на прибыль в США.
[71] Некоторые виды прибыли могут быть не получены в течение года в денежной форме и эти статьи должны быть вычтены из чистой прибыли.
[72] Амортизация сокращает чистую прибыль, но не приводит к фактическим выплатам денег, добавляется к чистой прибыли. Отсроченные налоги: в некоторых случаях компаниям разрешается откладывать уплату налогов до более поздних дат, в результате данная величина также прибавляется к чистой прибыли.
[73] Предприятие является платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства.
[74] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. М.: Новое знание, 2003.
[75] Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
[76] Анущенковой К.А. и Анущенковой В.Ю. Финансово – экономический анализ. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.С.205.
[77] Кредитоспособным является предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли или других финансовых ресурсов.
[78] Ликвидность предприятия – способность превращать свои активы в средства платежа для оплаты обязательств по мере наступления их срока.
[79] Финансовый рычаг (леверидж) – это использование платных заемных средств с фиксированным процентом для увеличения прибыли держателей обыкновенных акций.
Эффект финансового рычга = (1-Ставка налога на прибыль)*(Рентабельность активов –Ставка процентов)*Коэффициент левериджа.
Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (ROE) за счет привлечения заемных средств.
[80] Юджин Ф. Бригхэм, Майкл С. Эрхардт Финансовый менеджмент. 10 – е изд./ Пер с англ. Под ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева – СПб.: Питер, 2005. С. 500.
[81] Данное решение включает:
- форму проведения общего собрания акционеров (очную или заочную);
· повестку дня общего собрания акционеров. Подготовка повестки дня охватывает два этапа: на первом, до 14 февраля текущего года, рассматриваются предложения по повестке дня, поступившие от акционеров, и принимается решения о включении (не включении) их в повест