Процедура выплаты дивидендов




 

Обычно дивиденды выплачиваются компаниями поквартально, и если обстоятельства позволяют, решение об их увеличении принимается раз в год. Реальная процедура выплат дивидендов обычно такова:

1. День объявления.

Например, 9 ноября — на заседании совета директоров объявляет размер дивидендов и делается заявление примерно следующего содержания: «9 но­ября Совет директоров корпорации принял решение выплатить регулярные дивиденды за III квартал 2001 года в сумме 50 центов на одну акцию. Вы­платы будут произведены 4 января 2002 года тем акционерам, которые будут зарегистрированы в реестре корпорации на 7 декабря 2001 года».

С точки зрения бухгалтерского учета в день объявления дивиденды становятся фактическим обязательством компании перед ее акционерами. В этом случае сумма, равная 0,5*количество акций в обращении, будет в балансе представлена как краткосрочное обязательство, а величина нераспределенной прибыли будет уменьшена на эту же сумму.

2. Дата закрытия реестра акционеров.

По окончании рабочего времени в день закрытия реестра акционеров, 7 декабря, фирма — регистратор акций составляет списки акционеров по состоянию на этот момент. Если инвесторы осуществили сделки купли-продажи акций кор­порации и уведомилиоб этом регистратора до 17.00 7 декабря, то дивиденды получат те из них, кто приобрел акции этой фирмы. Однако если уведомление о такой сделке будет получено 8 декабря или позднее, дивиденды получит прежний владелец акций.

3. Экс - дивидендный период.

Для того чтобы избе­жать конфликтов на рынке ценных бумаг, например в США, выработано правило: право на получение дивидендов по акциям прекраща­ется за два рабочих дня до даты закрытия реестра акционеров, то есть по акциям, проданным в этот экс - дивидендный период, право на текущий дивиденд уже не переходит. Дата, когда право на получение текущего дивиденда утрачивается, называется экс - дивидендной датой. В данном случае, экс - дивидендной датой будет 5 декабря.

Дивидендная дата, право на дивиденды переходит вместе с акцией 4 декабря
Экс – дивидендная дата 5 декабря
Экс – дивидендный период 5-7 декабря
Дата закрытия реестра акционеров 7 декабря

Таким образом, чтобы акционер получил дивиденды, он должен купить акции не позднее 4 декабря. Если он купит акции 5 декабря или позднее, дивиденды получит их старый владелец, так как он будет официально зарегистрирован как держатель акций.

Отметим, что, если не учитывать колебаний фондового рынка, то в день, объявленный экс - дивидендной датой, обычно происходит падение цены акций приблизительно на величину дивиденда. Таким образом, если на конец рабочего дня 4 декабря цена акций составляла 30,50 доллара, то, вероятно, 5 декабря рынок «откроется» на уровне 30 долларов.

4. Дата выплаты.

Компания фактически отправляет зареги­стрированным акционерам чеки по почте 4 января — в день, объявленный датой выплаты дивидендов.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение дивидендов. Какова экономическая и юридическая природа дивидендов?

2. Какие виды дивидендов выделяют?

3. Каковы размер, срок и величина дивидендных выплат?

4. В чем заключается оптимальность дивидендной политики?

5. Каковы плюсы и минусы видов дивидендной политики?

6. Каковы свойства дивидендной политики?

7. Какие факторы и каким образом влияют на выбор типа дивидендной политики?

8. Каковы этапы модели выплаты дивидендов по остаточному принципу?

9. Почему ряд компаний устанавливают выплату дивидендов на «базовом» уровне и выплачивают дополнительные дивиденды, которые определяют по остаточному принципу?

10. Каков порядок выплаты дивидендов в компании?

Тест:

1. Если коэффициент реинвестирования прибыли RR равен 0,45, тогда коэффициент выплаты дивидендов PR равен: a) 45%; b) 0,55% c) 0,55.  
2. Оптимальная дивидендная полити­ка фирмы должна: a) установить баланс между текущими выплатами дивидендов и будущим ростом фирмы, чтобы добиться максимиза­ции цены акций; b) максимизировать дисконтированную величину дивидендов, чтобы добиться максимиза­ции цены акций; c) максимизировать будущий рост фирмы, чтобы добиться максимиза­ции цены акций.  
3. По размеру дивиденды выделяют: a) регулярные и дополнительные; b) годовые и промежуточные; c) обычные и ликвидационные.  
4. По отношению к виду акций дивиденды выделяют: a) нефиксированные и фиксированные; b) коммулятивные и некоммулятивные; c) регулярные и промежуточные.  
5. В связи с сигнальным свойством: повышение дивидендов исторически часто сопровождалось: a) понижением цены акций; b) повышением цены акций; c) не отражалось на цене акций.  
6. В связи со свойством «клиентуры» пожилые частные инвесторы и пенсионные фонды предпочитают: a) получать доход в денежной форме; b) реинвестирование прибыли, если в дан­ном периоде они не испытывают потребности в денежных средствах; c) разновидность клиентуры не влияет на дивидендную политику компании.  
7. Компании должны стремиться: a) выплачивать дивиденды, увеличивая выплаты, когда потоки денежных средств возрастают, а потребности в финансировании невелики; b) выплачивать дивиденды, снижая их, когда большую часть средств денеж­ных средств необходимо направлять на реализацию имеющихся инвестицион­ных проектов; c) поддерживать стабильную дивидендную политику в течение долгого периода времени.  
8. Если инвестиционные возможности фирмы повышаются за счет займов в банке, тогда фирма будет: a) увеличивать коэффициент выплаты дивидендов PR; b) уменьшать коэффициент выплаты дивидендов PR; c) не изменять коэффициент выплаты дивидендов PR.  
9. Исходя из модели выплаты дивидендов по остаточному принципу: a) Дивиденды = Чистая прибыль + Реинвестируемая прибыль; b) Дивиденды =Чистая прибыль - Целевая доля собственного капитала * Общая сумма инвестиций за период; c) Дивиденды =Чистая прибыль - Целевая доля собственного капитала / Общая сумма инвестиций за период  
10. Если сумма собствен­ного капитала, необходимая для финансирования новых проектов, превышает чистую прибыль, то дивиденды: a) выплачиваются; b) не выплачиваются; c) сумма собствен­ного капитала, необходимая для финансирования новых проектов, не влияет на величину дивидендов.  
11. Фирмы должны использовать остаточный принцип выплаты дивидендов: a) чтобы рассчитывать средний целевой коэффициент выплаты дивидендов в краткосрочной перспективе; b) для использования в качестве ориентира суммы дивидендов за конкретный год; c) чтобы рассчитывать средний целевой коэффициент выплаты дивидендов в долгосрочной перспективе.  
12. Если датой закрытия реестра акционеров является 30 декабря, а экс - дивидендный период составляет два дня, тогда акционер получит дивиденды, если он купит акции не позднее: a) 27 декабря; b) 28 декабря; c) 30 декабря.  
13. Высокая доля участия акционеров в программах реинвестирования дивидендов позволяет предположить, что: a) акционеры возражают, если фирма просто снизит денежные выплаты дивидендов и реинвестирует большую часть нераспределенной прибыли; b) акционеры не возражали, если бы фирма просто снизила денежные выплаты дивидендов и реинвестировала большую часть нераспределенной прибыли; c) подобных выводов сделать нельзя.  
14. Дивиденды не могут быть вы­плачены, если коэффициент текущей ликвидности, демонстрирующий способность фирмы выполнять свои обязательства по долгу: a) не превышает установленные минимальные значения; b) превышает установленные минимальные значения; c) данный коэффициент не влияет на дивидендную политику.  
15. Следующее утверждение верно: a) Дивиденды по обыкновенным акциям фирмы могут выплачиваться, если компания не выплатит до этого дивиденды по своим привилегирован­ным акциям; b) Дивиденды по обыкновенным акциям фирмы не могут выплачиваться, если компания не выплатит до этого дивиденды по своим привилегирован­ным акциям; c) Выплаты по привилегированным акциям не влияют на дивидендную политику.  
16. Следующее утверждение верно: a) Сумма выплачиваемых дивидендов не может превышать нераспределенной прибыли, отраженной в балансе. b) Сумма выплачиваемых дивидендов может превышать нераспределенной прибыли, отраженной в балансе. c) Данные показатели не взаимосвязаны.  
17. Затраты по выпуску акций относительно более высоки: a) для мелких компаний; b) для средних компаний; c) для крупных компаний.  
18. Если наилучшим диапа­зоном для большинства акций является интервал от 50 до 100 долларов за штуку, тогда если цена акций компании поднимется до 99 долларов, то руководство, скорее всего: a) объявит о дроблении одной акции; b) не будет объявлять о дроблении акций; c) диапазон цен не влияет на процесс дробления.  
19. Если после дробления акций в отношении 1:2 цена акций упала в два раза, то: a) финансовое положение акционеров не изменится; b) акционеры получат определенную выгоду; c) акционеры потеряют определенную выгоду.  
20. Программы выкупа акций: a) понижают акционерную стои­мость фирмы; b) повышают акционерную стои­мость фирмы; c) не меняют акционерную стои­мость фирмы.  

Задания для самостоятельной работы:

Темы эссе:

1. Теория дивидендной политики: Теория иррелевантности дивидендов (dividend irrelevance theory).

2. Теории дивидендной политики: Теория «синицы в руках» (bird in the hand.

3. Теория дивидендной политики:Теория налоговых предпочтений (tax preference theory).

4. Выплата дивидендов акциями.

5. Дробление акций.

Задачи:

№1. Модель выплаты дивидендов по остаточному принципу.

Компания Ахе1 имеет целевую структуру капитала, на 70% состоящую из заемных средств и на 30% — из акционерного капитала. Компания счи­тает, что бюджет ее капитальных вложение на предстоящий год составит 3 млн. долларов. Если чистая прибыль компании составляет 2 млн. долларов и она использует модель выплаты дивидендов по остаточному принципу, то каков будет ее коэффициент выплаты дивидендов?

 

№2. Дробление акций.

Акции компании продаются по цене 90 долларов за акцию. Компания предполагает осуществить дробление акций с соотно­шением 3:2. Предполагая, что дробление акций не повлияет на суммарную рыночную стоимость акционерного капитала компании, найдите цену ак­ций фирмы сразу после дробления.

 

№ 3. Выкуп акции.

Компания имеет чистую прибыль, равную 2 млн. долларов, и в обращении у нее находится 1 млн. обыкновенных ак­ций. Сейчас акции компании продаются по цене 32 доллара за одну акцию. В настоящее время компания планирует использовать имеющиеся у нее в на­личии денежные средства для выкупа 20% своих акций на открытом рын­ке. Предполагается, что операция выкупа не окажет влияния ни на чистую прибыль, ни на коэффициент Р/Е компании. Какова будет цена акций после осуществления операции выкупа?

 

№4. Финансирование за счет привлечения дополнительного акционерного капитала.

Компания имеет шестимесячный портфель заказов на запатентованную систему отопления за счет солнеч­ной энергии. Для того чтобы удовлетворить этот спрос, руководство ком­пании планирует расширить производственные мощности на 40%, вложив 10 млн долларов в оборудование. Фирма планирует сохранить отношение заемного капитала к валюте баланса на уровне 40%; она также хочет придер­живаться своей прежней дивидендной политики, распределяя 45% чистой прибыли за прошлый год. В 2001 году чистая прибыль составила 5 млн. долларов. Какой дополнительный объем акционерного капитала должна привлечь в начале 2002 года компания, чтобы осуществить заду­манные инвестиции?

 

№5. Политика выплаты дивидендов по остаточному принципу.

Компания рассматривает три независимых проекта, каждый из которых потребует 5 млн долларов капиталовложений. Ожидаемая внутренняя доходность (IRR) и стои­мость капитала, который планируется использовать на эти проекты, пред­ставлены ниже.

Проект Стоимость капитала, % IRR, %
H (высокая степень риска)    
M (средняя степень риска)    
L(низкая степень риска)    

Обратите внимание, что стоимость капитала проектов колеблется в зависимости от их уровня риска. Оптимальная структура капитала компании предполагает использование 50% заемного капитала и 50% акционерного капитала, состоящего из обыкновенных акций, компания ожидает получения чистой прибыли в сумме 7 287 500 долларов. Каков будет коэффициент выплаты дивидендов компании при условии, что она применяет модель выплаты дивидендов по остаточному принципу?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актянов Д.В. Бонусные и опционные программы для топ-менеджеров. Порядок разработки: практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2010 -152 с.
  2. Гэррэтт Б. Рыба гниет с головы. Как предотвратить кризис развития компании внедрением новых стандартов корпоративного управления. – М.: Эксмо, 2008. -304 с. – (Библиотека института директоров).
  3. Дементьева А.Г. Высший уровень управления в акционерных компаниях: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Магистр, 2009. -318 с.
  4. Крамин Т.В. Петрова Е.А. Развитие института корпоративного управления в России. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 144 с.
  5. Корпоративное управление. /Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -222с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
  6. Корпоративная культура и управление изменениями: /Пер. с англ. 2 –еизд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -192с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
  7. Мишурова И.В., Панфилова Е.А. Корпоративное управление: Учебное пособие. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2010. – 528 с.
  8. Михайлов Д.М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ): учебно-практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.
  9. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Корпоративный менеджмент: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.» - 4- е изд., стер. – М.: Издательство «Омега -Л», 2011. -781 с.
  10. Орехов С.А., Селезнев В.А. Основы корпоративного управления: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Маркет ДС,2008. - 320 с.
  11. Построение цепочки создания стоимости: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -261с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
  12. Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – 163 с.
  13. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития./ Под ред. Долгопятовой Т.Г., Ивасаки И., Яковлева А.А. Издание второе. –М.:ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ»», 2009. –542 с.
  14. Тепман Л.Н. Корпоративное управление: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям экономики и управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239.
  15. Филатов А.А., Кравченко К.А. Современная практика корпоративного управления в российских компаниях. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2007. -245 с.

[1] Структура научной теории предусматривает следующие элементы:

· Понятийный аппарат – набор терминов, который позволяет называть своими именами любые объекты и процессы при объяснении явлений в рассматриваемой предметной области. Это язык, на котором разговаривают специалисты.

· Аксиоматическая база – набор принципов и аксиом, которые положены в основу теории.

· Формализованные закономерности – описывают взаимодействие объектов и протекание процессов в предметной области. Их знание позволяет прогнозировать развитие событий.

Математический аппарат – позволяет рассчитывать функционирование системы

[2] Понятие корпорация не имеет официального оформления в России, где нет его единого понимания. Чаще всего этот термин используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими физическими и юридическими лицами путем объединения капиталов. В основном понятие «корпорация» отождествляется с понятием «акционерное общество».

[3] Дементьева А.Г. Эволюция корпоративных структур и система корпоративного управления. // Менеджмент сегодня., 2008, №1. С.3.

[4] Дементьева А.Г. Эволюция корпоративных структур и система корпоративного управления. // Менеджмент сегодня, 2008, №1. С.6.

[5] Кукура С.П. Теория корпоративного управления. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004. С.55.

[6] Николаев В. Институциональная среда корпоративного экономического развития муниципальных сообществ. // Гос. служба. 2003., №6. С.102.

[7] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер,1999. -416С.

[8] В правовой терминологии США и ряда других стран корпорация – понятие очень широкое, означающее фактически любую организацию. Корпорация рассматривается юридически как единое целое и может выступать участником в гражданском обороте. Корпорация может владеть собственностью, иметь долги, возбуждать дело в суде или преследоваться по суду. Три основных особенности корпорации по-американски, это: ограниченная ответственность (она отвечает по обязательствам собственным имуществом), простой переход права владения при продаже акций, оговоренный период существования (может быть неограниченны).

[9] Согласно ст. 2 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отноше­нию к обществу.

[10] Динамика корпоративного развития. / Под ред. А.И. Татаркина. М., 2004. С.35.

[11] К требованиям лис­тинга акций котировальных листов А1 Российской торговой системы (РТС), являющейся одной из крупнейших российских бирж относятся:

1. владение одним лицом и его аффилированными лицами не более 75% от общего количест­ва акций;

2. отсутствие убытков по итогам деятельности компании за два последних года;

3. капитализация обыкновенных акций в объ­еме 10 млрд руб.;

4. наличие годовой финансовой отчетности по стандартам (IAS или US GAAP) вместе с аудитор­ским заключением вотношении указанной от­четности на русском языке;

5. трехлетний минимальный срок существова­ния эмитента;

6. соблюдение эмитентом норм корпоратив­ного поведения, предусмотренных правилами листинга.

[12] Нью-Йоркская фондовая биржа предъявляет следующие требования для прохождения лис­тинга акций и депозитарных расписок иностран­ной компании:

1. суммарная прибыль компании до налого­обложения либо ее оборотный капитал за пос­ледние три года должны составлять не менее $100 млн;

2. рыночная капитализация не должна быть меньше $500 млн;

3. подготовка и размещение ценных бумаг осуществляются консультантом и андеррайте­ром (как правило, за 5-7% от объема выпуска), кроме того, необходимо заплатить юристам, ау­диторам, РR-агентствам около $5-6 млн. Так, нап­ример, для привлечения нового капитала выпуск расписок самого престижного третьего уровня на $70 млн. означает расходы примерно в$8,5-11,4 млн.

Требования для регистрации (листинга) акций и депозитарных расписок на Лондонской фондо­вой бирже менее жесткие:

1. позитивная история торговли ценными бумагами компании в течение трех лет;

2. капитализация не менее $1 млн;

3. публичное обращение 25% общего объема предлагаемых ценных бумаг (акции, депозитар­ные расписки);

4. подготовка и размещение ценных бумаг специальным консультантом.

 

[13] Страхова Л.П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6.

[14] Утверждение проспекта ценных бумаг необходимо при: проведении открытой подписки на акции; осуществлении закрытой подписки среди круга лиц, превышающе­го 500; публичном обращении эмиссионных ценных бумаг.

[15] К открытым структурам в полной мере можно отнести лишь ОАО, к закрытым — ООО и ЗАО.

[16] Беляков В.Г. Закрытое акционерное общества и общество с ограниченной ответственностью – две формы ведения бизнеса: опыт сравнительного анализа.// Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия 8 – Менеджмент. 2008. №2. С.60.

[17] Там же. С.62.

[18] Jensen M.C., Meckling W.H. Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure. // Journal of Financial Economics 3, 1976. – P/ 305 -360.

[19] По обобщениям определений специалистов практиков Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), международного рейтингового агенства «Стандард энд Пурз» (Standard&Poor’s). Панфилова Е.Е. Некоторые аспекты формирования корпоративного управления в промышленной организации. // Проблемы теории и практики управления, 2008, №4. С.50

[20] Исаев Д. Сущность корпоративного управления: современный взгляд.// Проблемы теории и практики управления, 2007, №7. С. 67.

[21] Там же. С.68

[22] Каждая последую­щая группа включает предыдущую группу.

[23] Антонов В., Самосудов М. Теоретические проблемы корпоративного управления.// Проблемы теории и практики управления, 2008, №5.С.59.

[24] Антонов В., Самосудов М. Теоретические проблемы корпоративного управления.// Проблемы теории и практики управления, 2008, №5.С.56.

[25] Антонов В., Самосудов М. Теоретические проблемы корпоративного управления.// Проблемы теории и практики управления, 2008, №5.С.58.

 

[26] Социальный институт - это закрепленная в сознании множества людей или в документах информация о форме поведения и последствиях реализации такой формы пове­дения.

[27] Догилев А. Повышение конкурентоспособности компании с использованием европейских принципов корпоративного управления.// Журнал для акционеров, 2007, № 11-12. С.21.

[28] www.vestona.ru

[29] Мошкова Л.Е. Корпоративное управление: региональный аспект. Монография. – Тверь: Тверской государственный университет, 2005., С.399.

[30] Принципы ОЭСР:

· Справедливость.

· Ответственность.

· Прозрачность.

· Подотчетность.

[31] Принципы российского Кодекса корпоративного управления ФКЦБ:

· Обеспечение акционерам реальной возможности осуществлять свои права, связанные с участием в обществе.

· Обеспечение равного отношения к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категория).

· Определение Советом директоров стратегии развития общества и обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

· Обеспечение исполнительным органом общества возможности разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов Совету директоров и его акционерам.

· Обеспечение своевременного раскрытия полной и достоверной информации об обществе.

· Учет и защита прав всех заинтересованных лиц общества.

· Обеспечение эффективного контроля за финансово – хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

[32] Принципы РСПП:

· Эффективный менеджмент.

· Финансовая дисциплина.

· Прозрачность структуры собственности.

· Информационная открытость.

· Гарантия прав акционеров.

· Эффективный контроль.

· Справедливое вознаграждение.

· Законность и этичность формирования внутренних регламентов.

· Активное содействие в продвижении правил корпоративного поведения в обществе.

[33] Berle A.A. Means G.C. The Modem Corporation and Private Property. New York: Macmillan. 1932.

[34] Berly A.A. For Whom Corporate Managers Are Trustees: a note//Harvard Law Review, №45, 1932.

[35] Leech D. Corporate Ownership and control: A New Look at the Evidence of Berle and Means//Oxford 1987.

[36] Coase R.H. The Nature of the Firm// Economica, № 4. 1937

[37] Drucker P.E. The Future of Industrial Man: A Conservative Approach. N.Y.: New American Library, 1965.

[38] Macpherson C.B. Property, mainstream and critical positions. Toronto: University of Toronto Press. 1978

[39] Shleifer A, Vishny R. A Survey of Corporate Governance. // Journal of Finance, 1997.

[40] La Porta Rafael, Lopes-De-Silanes Florencio, Shleifer Andrey, Vishny Robert W., Legal Detarmenants of External Finance, Journal of Finance, vol. LII, No. 3. 1997.

[41] La Porta Rafael, Lopes-De-Silanes Florencio, Shleifer Andrey, Vishny Robert W., Law and Finance, Journal of Political Economy, 1998, vol. 106, No.6.

[42] La Porta Rafael, Lopes-De-Silanes Florencio, Shleifer Andrey, Vishny Robert W. Agency Problems and Dividend policies Around the World, Journal of Finance, 2000.

[43] Roe M.J. Political preconditions to separating ownership from corporate control//Stanford Law Review 2002. Vol. 35.

[44] Fox Merritt, Heller Michael A. Lessons From Fiascos in Russian Corporate Governance, University of Michigan, Working Paper No.99. 1999

[45] Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. Под ред. С.Б. Авдашевой, А.З. Астаповича и А.Е. Шаститко. Бюро экономического анализа. М.: Теис, 2002.

[46] Долгопятова Т.Г. Становление корпоративного сектора и эволюция акционерной собственности. ГУВШЭ. Препринт WP1/2003.03. Серия WP1. Институциональные проблемы российской экономики.

[47] Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Межераупс И.В. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. М.:ИЭПП, 2003,№55.

[48] Хаши И. Законодательная база эффективного корпоративного управления: сравнительный анализ опыта ряда постсоциалистических стран. Центр социально-экономических исследований, Варшава, 2004, №268.

[49] Tirole J. Corporate Governance. // Econometrica. V.69. N.I, January,2001, p.1-35.

[50] Панфилова Е.Е. Некоторые аспекты формирования корпоративного управления в промышленной организации. // Проблемы теории и практики управления, 2008, №4. С.59.

 

[51] Панфилова Е.Е. Некоторые аспекты формирования корпоративного управления в промышленной организации. // Проблемы теории и практики управления, 2008, №4. С.51,53.

[52] Если акции компании допущены к открытой продаже на бирже, необходимо придерживаться распоряжения ФКЦБ России от 18.06.03 г. № 03-1169/р «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения».

[53] По зако­ну Гласса-Стигала (1933), принятому при президенте Ф.Д.Рузвельте в разгар Великой депрессии и устраняющим одну из существенных причин поразившего тогда США, и следом за ними весь капиталистиче­ский мир, экономического кризиса, а именно - слияние промышленного и финансового капитала в американской экономике. Финансовый, чисто спекулятивный по природе кризис в октябре 1929 г. в силу этого слияния не­медленно распространился на реальный сектор экономики. Хотя в послед­ние годы закон Гласа-Стигала подвергается критике, поскольку подрывает конкурентоспособность американских банков на мировом финансовом рынке, речь о поправках к нему пока не идет.

 

[54] В США, например, частные лица (индивидуальные инвесторы) владеют в среднем 50 % капитала, 40% принадлежат различным финансовым институтам, а остальные 10% - прочим инвесторам. В 1990 г. институциональные инвесторы в США владели 53,3% акций американских корпораций. В Великобритании институциональные инвесторы владели приблизительно 61% акций британских корпораций, а индивидуальные – всего 21%. При этом индивидуальные инвесторы осуществляют лишь 20% сделок с ценными бумагами. Остальная часть приходится на долю институциональных собственников – пенсионных фондов, инвестиционных компаний и благотворительных организаций.

[55] Если число собственников невелико, то они могут войти в состав совета директоров и самостоятельно выработать необходимые процедуры и механизмы контроля за работой менеджеров компании. Но в большинстве корпораций число собственников весьма велико. В этих случаях проблемы решаются с помощью «внешних» членов совета директоров, то есть представителей собственников, никак не связанных с менеджментом данной компании.

[56] Кэйрэцу - это мощные финансово-промышленные группы, которые сложились в послевоенной Японии. Для проведения политики демилита­ризации страны после 1945 г. проводилась политика демонополизации, разукрупнения так называемых дзайбацу — крупных финансово-промышленных конгломератов, принадлежавших семейным кланам. Япон­ские компании, формально пойдя на эти условия, выполнили требования по разукрупнению и акционированию. Но при этом сохранили высокий уровень взаимосвязи компаний посредством перекрестного владения ак­циями. Они обменивались пакетами акций, но при этом договаривались взаимно не продавать их. Тем самым сохранялся контроль над компания­ми, что и привело в итоге к формированию кэйрэцу.

Послевоенное разукрупнение коснулось сферы промышленности и торговли, но не банковского сектора. Впоследствии правительство Япо­нии, выполняя собственную программу экономического развития страны, сконцентрировало существенные финансовые ресурсы и распределило их между шестью крупнейшими банками. Банки самостоятельно организовы­вали инвестиционный процесс, беря риски на себя. Вокруг банков концен­трировались группы взаимосвязанных промышленных, торговых, страхо­вых компаний, сформировавшие шесть горизонтальных финансово-промышленных групп. Наряду с горизонтальными, постепенно формиро­вались вертикальные финансово-промышленные группы — такие, как Той­ота, Сони, Нисан.

 

[57] Мини­стерство юстиции с истинно японским упорством пытается провести через парламент закон об обязательных внешних директорах компаний. Та же проблема остро встала в работающих по японской модели корпорациях стран Юго-Восточной Азии. В Республике Корея после краха компании «Дэу Групп», чье руководство было уличено в крупных махинациях с от­четностью, в стране был принят новый корпоративный кодекс, обязывающий корпорации иметь не менее 50% независимых директоров среди чле­нов совета.

 

[58] Банковский механизм германской модели постоянно наце­лен на долгосрочные инвестиционные отношения финансового и промыш­ленного секторов. Коммерческие банки здесь универсаль­ны и предоставляют широкий спектр услуг корпорациям: кредитование, брокерские и консалтинговые услуги, могут выполнять роль инвестицион­ного банка, осуществляя все работы, связанные с эмиссией акций. Как пра­вило, промышленные компании стремятся установить тесные отношения с одним из банков, который становится основным кредитором и получает представительство в наблюдательном совете, одновременно становясь ква­лифицированным экспертом корпорации. Такой банк называется «домашний» банк компании. Например, у компании ВМW «домаш­ним» является Dresdner Bank, а у Daimler-Benz – Deutsche Bank.

 

[59] Саркисянц А.Г. Корпоративное управление: мировой опыт и Россия. // Аудитор, 2007, №5. С.53.

 

[60] Саркисянц А.Г. Корпоративное управление: мировой опыт и Россия.// Аудитор, 2007, №5. С. 54.

[61] Различные инвесторы могут предполагать различные темпы роста g, но рыночная цена P0 устанавливается на основании средней оценки маржинальных инвесторов. Маржинальные инвесторы – это те, кто участвует в рыночных сделках небольшими «предельными» для своих портфелей пакетами акций и суммами денежных средств и, таким образом, не претендуют на участие в управлении компаниями, но заинтересованы в максимальной доходности своих рыночных операций.

[62] Две трети американских фирм ориентируются на ставку доходности долгосрочных - 10 –летних облигаций Казначейства.

[63] Юджин Ф. Бригхэм, Майкл С. Эрхардт Финансовый менеджмент. 10 – е изд./ Пер с англ. Под ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева – СПб.: Питер, 2005. С. 468.

[64] Аналитические службы и все наиболее крупные инвестиционные компании публикуют оценки темпов роста для большинства из наиболее крупных компаний. В США Value Line публикует подобные прогнозы по 1700 компаниям.

[65] Артеменков А.И. Оценка компаний по доходному подходу – левостороннее мышление. // Корпоративные финансы: перспективы и реальность. Управление стоимостью компании.: сб. ст. участников Третьей междунар. конф. молодых ученых / под науч. ред. Т.В. Тепловой; Гос. ун – т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С.100.

 

[66] https://mba.hse.ru

[67] Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании. // Корпоративные финансы: перспективы и реальность. Управление стоимостью компании.: сб. ст. участников Третьей междунар. конф. молодых ученых / под науч. ред. Т.В. Тепловой; Гос. ун – т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С.6.

[68] «При существующем экономическом росте наблюдается усиление итак чрезмерного социального неравенства в обществе. Имеющийся в последние годы экономический рост и капитализация предприятий страны позитивно отражается лишь на доходах наиболее богатых россиян, а самая бедная часть российского населения в связи с инфляцией испытывает все большие трудности». // Серединский Е.И. Критически – рефлексивный анализ методологической основы современных корпоративных финансов. // Корпоративные финансы: перспективы и реальность. Управление стоимостью компании.: сб. ст. участников Третьей междунар. конф. молодых ученых / под науч. ред. Т.В. Тепловой; Гос. ун – т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С.146.

[69] Шарок Л. Пути эффективности использования человеческого капитала.//УП, 2007, 21(175), С.56

[70] Исходя из нормативов налога на прибыль в США.

[71] Некоторые виды прибыли могут быть не получены в течение года в денежной форме и эти статьи должны быть вычтены из чистой прибыли.

[72] Амортизация сокращает чистую прибыль, но не приводит к фактическим выплатам денег, добавляется к чистой прибыли. Отсроченные налоги: в некоторых случаях компаниям разрешается откладывать уплату налогов до более поздних дат, в результате данная величина также прибавляется к чистой прибыли.

[73] Предприятие является платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства.

[74] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. М.: Новое знание, 2003.

[75] Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

[76] Анущенковой К.А. и Анущенковой В.Ю. Финансово – экономический анализ. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.С.205.

[77] Кредитоспособным является предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли или других финансовых ресурсов.

[78] Ликвидность предприятия – способность превращать свои активы в средства платежа для оплаты обязательств по мере наступления их срока.

 

[79] Финансовый рычаг (леверидж) – это использование платных заемных средств с фиксированным процентом для увеличения прибыли держателей обыкновенных акций.

Эффект финансового рычга = (1-Ставка налога на прибыль)*(Рентабельность активов –Ставка процентов)*Коэффициент левериджа.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (ROE) за счет привлечения заемных средств.

[80] Юджин Ф. Бригхэм, Майкл С. Эрхардт Финансовый менеджмент. 10 – е изд./ Пер с англ. Под ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева – СПб.: Питер, 2005. С. 500.

[81] Данное решение включает:

  • форму проведения общего собрания акционеров (очную или заочную);

· повестку дня общего собрания акционеров. Подготовка повестки дня охватывает два этапа: на первом, до 14 февраля текущего года, рассматриваются предложения по повестке дня, поступившие от акционеров, и принимается решения о включении (не включении) их в повест



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: