Со второй половины 19 — нач. 20 в. развиваются 3 основные стратегии исследования науки:
1) Дисциплинарное исследование науки (т. е. исследование науки в рамках ряда дисциплин, каждая из которых рассматривает определённые аспекты в науке);
2) Междисциплинарное исследование науки (науковедение);
3) Философско-методологическая стратегия.
Дисциплинарное исследование науки включает в себя несколько дисциплин:
1. История науки. Это первая дисциплина, приступившая к изучению науки. Она оформилась к концу 19 в. История науки прошла ряд этапов:
1) Просто хронология событий, биографии учёных — преобладало до 30 х г. 20 в.
2) История идей, проблем, их развития и решения.
3) Социокультурный подход (оформился к концу 20 в.) — рассматривает, как наука развивается в обществе, пытается проследить образ науки в культуре. Этот подход разделяется на две ветви:
? Внутренняя история науки — настаивает на том, что наука развивается под влиянием внутренних источников и импульсов, в которых, так или иначе, проявляют себя социокультурные факторы (Поппер, Лакатос)
? Внешняя история науки — пытается проследить прямое влияние социокультурных факторов (Кун, Фейербах)
2. Социология науки. Интересуется тем, как функционирует наука как социальный институт. В связи с этим рассматривает проблемы: стимулирования научной деятельности; автономии науки; этики науки и т. д.
3. Логика науки. Изучает понятийный аппарат науки, как развивается и функционирует язык науки и т. д.
4. Психология научного творчества. Интересуется воображением, интуицией, мотивацией учёных. Рассматривает социально-психологические аспекты деятельности научных коллективов, специфика коммуникации, лидерство в науке.
|
3. Междисциплинарная стратегия рассматривает науку как целостное образование. Появляется в начале 20 в. в работах Вернадского, Тимирязева. В середине 20 в. в ней намечаются 3 основные направления:
? Аналитическое направление — пытается изучить структуру и динамику науки, совмещая логический и психологический аспекты.
? Наукометрия — статистические исследования информационных массивов науки. Занимается проблемой архивов, цитирования, приоритетов. Наука рассматривается как машина, которая может быть описана путем введения цифровых параметров.
? Нормативное направление — обращено к анализу науки как социального института, взаимодействия науки и общества. Изучает взаимодействие науки и власти, науки в бюрократической системе, проблемы государственного регулирования науки.
4. Философско-методологическая стратегия. Это приложение теории познания в различных её версиях к решению вопроса — что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания.
Основное проблемное поле: структура научного знания; формы и методы научного познания; процессы динамики науки.
Философия по отношению к науке выступает как метазнание. Её интересует связка S O
наука
S’ — (S — O)
Фил и методолог
Фил науки появляется в первой половине 19 в. Первая версия в 30 гг. — позитивизм: Огюст Конт, первая попытка классификации наук. 60–70 гг. 19 в.- появляется проблема динамики науки: Спенсер и Миль под влиянием дарвинизма. Далее появляется неопозитивизм — рассматривает соотношение теоретического и эмпирического базиса науки (вопрос, когда физика вышла к освоению микромира). Неопозитивизм также ставит вопрос о структуре научного знания и анализа языка науки.
|
Вторая половина 20 в. — появляется социокультурный подход или постпозитивизм: акцентирует внимание на факторах эволюции науки.
В настоящее время — интегративные подходы. В них делается попытка объединить потоки информации не только из истории науки, языка науки, но и психологии и т. д. В качестве опорных точек выступают научные открытия. Это называется “кейс-стадис”.Философия науки — философское направление, исследующее науку как социокультурный и эпистемологический феномен, структуру и развитие научного знания, взаимосвязь науки и морали, науки и искусства, идеалы и нормы науки, ценностные ориентации ученых, этос науки, ее философские основания, природу научных революций и т. д.
Каковы основные этапы становления философии науки?
Термин «философия науки» ввел немецкий философ Евгений Дюринг в книге «Логика и философия науки» (1878). Этот труд ознаменовал начало первого этапа становления философии науки. Однако истоки проблематики философии науки, структуры и развития научного знания восходят к Платону и Аристотелю. В эпоху Нового времени и позже философия науки вместе с теорией познания становится одной из центральных проблем философии (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель и др.). Как особое направление философия науки формируется в XIX в. в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера. Актуализации интереса к этой науке обусловлена ростом социальной значимости научного труда, становлением дисциплинарно организованной науки, дифференциацией наук о природе и наук о духе, исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания.
|
Второй этап развития философии науки связан с осмыслением революционных открытий на рубеже XIX–XX вв., формированием теории относительности и квантовой механики, радикальным пересмотром оснований науки со стороны как философов, так и ученых (Мах, Планк, Пуанкаре, Эйнштейн, Гейзенберг и др.).
Третий этап становления (1920–1940) — аналитический, инициирован идеями раннего Людвига Витгенштейна (1889–1951), австрийского философа и логика, и программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом (Венский кружок и Берлинская группа — М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбахи др.). Ставится задача создания унифицированной науки по образу математического естествознания, с помощью логических методов проясняется отношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания и т. п.
Четвертый этап развития (1940–1950) — этап позднего неопозитивизма связан с критикой догм эмпиризации, тщательным изучением логики научного объяснения, исследованием вопроса редукции теорий и построения моделей структуры научных теорий (Куайн, Нагель, Гемпель, Бриджмен и др.). Расширяется проблемное поле философии науки, предметом исследования становится история, исторический закон и т. д.
Пятый этап (1950-е) — постпозитивистский этап развития философии науки примечателен дискуссией между представителями исторической школы и критического реализма. Философия науки превращается на этом этапе в междисциплинарное исследование. Обсуждаются проблемы реконструкции исторической динамики научного знания, эвристической роли метафизики в развитии науки, неустранимости социокультурных детерминант научного познания (Полани, Тулмин, Кун, Лакатос, Агасси, Фейерабенд и др.). Возникает взаимовлияние философии, ряда естественнонаучных дисциплин, социальной психологии и когнитивной социологии науки.
Шестой этап (1906-е) характеризуется существенным обновлением проблематики философии науки, возрождением интереса к философским измерениям науки, смещением акцента от проблем структуры научного знания к проблемам его роста, истории научных открытий, соотношению научной и других типов рациональности, выявлению мировоззренческих и социальных проблем науки (Степин, Швырев, Порус и т. д.).
Седьмой этап (1970–1980) отмечен тенденцией к распространению наработанных в рамках естествознания моделей анализа социальных и гуманитарных наук. Наряду с активно развивающимися философско-методологическими исследованиями исторической науки целенаправленно развиваются методологии экономической науки, психологии, оциологии, социальной антропологии, юридической и политической наук.
С известной долей условности весь массив знаний о науке и основных направлениях ее изучения и исследования можно разделить на три блока:
1) дисциплинарные исследования науки (история науки, социология науки, психология науки, логика науки и др.);
2) междисциплинарное исследование науки, наиболее полно обнаружившее свои ориентации в рамках т.н. науковедения;
3) философско-методологический анализ научного познания, на базе которого развивается философия науки как форма системного осмысления феномена науки в его исторической динамике и функционировании в современной социокультурной среде.
Современная ситуация в западной философии науки специфицируется интенсивным развитием двух доминирующих тенденций анализа и интерпретации науки и характерных для нее форм исследовательской практики. Прежде всего это разнообразные школы и направления аналитической и лингвистической философии (П. Стросон, Н. Хомский, Дж. Серл, а также активная полемика между представителями научного реализма, с одной стороны (X. Патнэм, Р. Селларс, Б. ван Фрассен), и инструментализма и радикального конструктивизма — с другой (Г. Фолмер, X. Матурано, Ф. Ва-рела, Н. Гудмен).
Разнообразные формы философско-методологического анализа социально-гуманитарного познания и знания были развиты и конституированы в рамках структуралистской программы (К Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт и др.), а затем и в ряде постструктуралистских интерпретаций языка и «логики» гуманитарных наук (Ж. Делез, Ф. Бодрийар, Ж. Деррида и др.).
Не менее известны и популярны в западной философии науки и различные версии герменевтических интерпретаций языка науки и форм его опосредования в культуре (Г. Гадамер, П. Рикер, К. О. Апель и др.).
Немаловажный вклад в развитие современной философии науки внесли и отечественные философы и методологи. В разработанных ими моделях и концепциях структуры, динамики и функций науки в различных типах социума была обоснована системно-диалектическая традиция современного науковедения, которая по многим параметрам оказалась более перспективной и адекватной реальной практике научных исследований, нежели западные аналоги. К наиболее известным и авторитетным представителям отечественной философии науки относятся Б. М. Кедров, П. В. Копнин, М. Э. Омельяновский, В. А. Штофф, В. С. Швырев, А. И. Ракитов, В. С. Степин и др. Благодаря плодотворной деятельности этих и многих других ученых в отечественной философии науки начиная со второй половины XX века формируется и основательно заявляет о себе ряд школ и исследовательских центров. Среди них — московская, минская, ленинградская, киевская, новосибирская, ростовская школы.
Укажем на некоторые, наиболее типичные и часто встречающиеся подходы к определению предметной сферы философии науки.
По мнению известного специалиста в этой области Ф. Франка, центральной проблемой философии науки является обоснование необходимости и реальных путей трансформации человеческого познания от максим здравого смысла и обыденного мышления к естественнонаучным принципам и методам освоения исследуемой реальности.
По мнению К. Поппера, центральное ядро философии науки — это проблема роста знаний и связанный с ней анализ конкуренции в науке, неизбежно сопровождающей любые познавательные действия.
Существует широко распространенное мнение, согласно которому предмет философии науки объединяет в себе несколько типов или уровней анализа науки как некой системной целостности и специфического компонента современной культуры:
1) анализ структуры науки, представленной в разных формах ее бытия (наука как деятельность, знание и социальный институт);
2) исследование основополагающих функций науки в различных социокультурных системах и особенностей ее существования в современном обществе;
3) изучение проблемы роста знаний и социодинамики науки в эпоху научных революций и в периоды ее «нормального» существования;
4) аксиологические проблемы науки, в рамках которых рассматриваются многочисленные вопросы ее взаимосвязи и диалога с обществом и различными компонентами культуры.
Некоторые авторы утверждают, что важнейшей задачей философии науки является исследование некоего граничного между философией и реальным частнонаучным знанием познавательного компонента, который они называют основаниями науки. Как правило, к ним относят онтологические, гносеологические, логические, методологические и ценностные ее основания.
Известное распространение получил и т.н. дескриптивный подход к определению статуса философии науки и ее предметной сферы. С позиций этого подхода философия науки есть описание разнообразных познавательных ситуаций, которые встречаются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне научного исследования.
В современной литературе встречаются и попытки обосновать такие интерпретации предметной области исследований в рамках философии науки, которые основываются на принципах их историко-генетической классификации. Согласно этим подходам, основными проблемами философии науки в первой трети XX столетия были следующие:
анализ проблемы причинности в физическом познании и обоснование сложной системы отношений между детерминизмом и индетерминизмом в современном естествознании;
изучение динамических и статистических закономерностей, форм и способов их фиксации в структуре научного знания;
исследование отношений и опосредовании между классической и квантово-релятивистской научными картинами мира. И др.
Вторая треть XX века обычно связывается с активизацией философско-методологических исследований науки по таким направлениям, как
? анализ возможностей и границ эмпирического обоснования научного знания;
? проблема теоретической нагруженности опыта;
? исследование контекстов психологии открытия и логики обоснования научных знаний;
? разработка проблематики роста знаний и метатеоретических структур науки. И др.
Наконец, в последней трети XX столетия и в исследованиях самого последнего времени все более актуальными становятся вопросы, связанные с анализом
? различных видов и форм научной рациональности, а также их изменений в эпоху кардинальных трансформаций науки и научных революций;
? познавательных и методологических возможностей истории науки, психологии научного творчества, социологии науки и других дисциплинарно- и междисциплинарно-ориентированных направлений ее изучения и исследования;
? широкого круга мировоззренческих, этических, социокультурных и аксиологических проблем науки и форм ее объективации в различных сферах жизнедеятельности современного общества (экономика, политика, культура и т. д.);
? методологических идей глобального эволюционизма, синергетики и принципов нелинейного мышления в современных научных исследованиях;
? перспектив и тенденций сближения предметных областей и методологических стандартов естественных и гуманитарных наук, рациональных и внераци-ональных факторов как стимулов и детерминант новейших исследовательских стратегий и ориентации в научном поиске.