Культура — многоплановое сложное явление, представляющее интерес для современной философии и общества. Исследователи отмечают наличие около 600 различных дефиниций культуры. Многие современные философы выделяют несколько его важнейших смысловых проекций. Под культурой обычно понимают:
? специфический способ организации деятельности, а также совокупность продуктов материального и духовного труда человека, результатов его социальной практики;
? определенные качества и способности личности, которые положительно оцениваются обществом и самим индивидом, — качества ума, характера, воображения, памяти, полученные в процессе воспитания и образования;
? совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих построение деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений.
Актуальность проблемы. Процесс глобализации, феномен массовой культуры, столкновение цивилизаций. К — это геном цивилизации, ее матрица, определенный организм цивилизации, если понимать ее сущность.
Кто изучал культуру, что такое философия культуры, когда она появилась; чем ее подход отличается от других. Научные подходы: культурология, языкознание, философия К. (ФК), история искусства, религиоведение и т. д. Философия к. пытается дать целостное представление о К., основанное на информации из других отраслей знания, дает информацию о влиянии культуры на социум. ФК сформировалась в конце 19 века. Еще в 18 веке французское Просвещение обращается к феномену К.(проблема «расчистки» перспектив для нового общества, обоснование французской революции). Возникла необходимость привести ценностные ориентиры в соответствие с революционными (вопросы экономической базы, проблема религии, политики, искусства).
|
Определение культуры. Культура как характеристика общества: 18 век, культура как продолжение человека, его сущностная характеристика, так как сир природы противопоставляется миру человека; классическая философия, культура как совокупность духовных ценностей, которые связаны с надиндивидуальным сознанием и проявляется в форме религии, права, искусстве, философии; марксизм, акцент на материальные ценности, духовные ценности как результат развивающегося экономического базиса.
Постклассическая философия, культура как индивидуальный феномен (антропологический переворот в философии). К. — репрессивное явление в психоанализе на уровне отдельного человека.
Постмодерн, мозаичность и фрагментарность культуры. К. как символическая практика, связь с миром текста, К. как текст.
Основные подходы к анализу культуры.
Аксиологический (60–70 гг XX в). К. — совокупность материальных и духовных ценностей человека (Францев). Ценность — любой фрагмент реальности, представляющий интерес для деятельности человека и влияющий на его присутствие в мире.
Социологический. К. — социальный институт, форма организации общественной жизни, структура, транслирующая некие нормы, которые обеспечивают поддержание социального организма.
Структурно-семиотический. в русле структуралистской методологии исследования феноменов культуры — языка, литературы, мифов, религии, науки, власти, сексуальности (Ф. де Соссюр, Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, В. Я. Пропп, Р. Барт). К. — универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. как семиосфера (Лотман), символическая реальность, выраженная в знаковой форме (социокод), так как всякие ценности объективируются в форме символов (язык, текст).
|
Системно-деятельностный (70-е, М. С. Каган, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Э. С. Маркарян) к. — специфический способ деятельности. Д-ть — преобразование окружающей среды. К. — всё, что создается человеком, совокупность надбиологических программ деятельности человека, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях (Степин).
Философские постклассические подходы. В психоанализе (Фрейд) К. — символизация либидо, проявление сексуального влечения в трансформированной форме; система запретов; направлении сексуального влечения в нужное для общества русло. К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Райх, Г. Рохейм, К. Хорни, Г. Салливан: к. — внутренне противоречивый феномен, объективация конфликтов инстинктов жизни и смерти. К. репрессивна, так как это отчужденная от человека система принудительной индивидуации, целью которой является защита общества от природно-биологического начала в человеке посредством установления не только нормативных запретов (табу), но и символических проекций (идеалов), ритуально снимающих страх и чувство вины, возникающие в его сознании под влиянием этих запретов. Вместе с тем, культура продуктивна, т. к. является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его инстинктивные влечения и агрессивность в разнообразные формы социокультурного бытия. В экзистенциализме (М. Хай-деггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр; еще и герменевтический подход П. Рикер и Г. Г. Гадамер) К. — это выражение экзистенции, х-ка подлинного существования человека, уникальный способ его существования. Подлинное существование выражается в духовном измерении человеческого бытия. Признаки к. — историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укорененность в языке, межличностном общении, экзистенциальной коммуникации, неразрывную связь с человеческой свободой и творчеством.
|
В игровой (Й. Хейзинга, Г.-X. Гадамер, Г. Маркузе, Р. Барт) концепции К. — это совокупность игровых действий, ориентированных на выполнение социокодов и норм, направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов. Игровая концепция акцентирует внимание на то, как нормы и коды внедряются в жизнь общества, как человек действует в рамках правил, какова свобода выбора. К. как творчество человека. Игра — основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры (язык, миф, религия, мораль, право, культ, порядок, общение, предпринимательство, ремесло, искусство, поэзия, философия, наука) обнаруживают в ней свои корни.
В современной философии перечисленные подходы все чаще рассматриваются как взаимно дополняющие и обогащающие друг друга, в результате чего возникают синтетические концепции культуры.
Структура и функции культуры.
Материальная (все созданные человеком материальные объекты, преобразование биофизической среды) и духовная (систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества, созданы путем развития человеческого сознания)
Национальная и интернациональная (общечеловеческая)
Культура отдельных цивилизаций (локальная) и глобальная
Культура в историческую определенную эпоху
Религиозная и светская
Элитарная (иерархия ценностей и норм, наличие кодифицированных текстов, культурных практик, церемоний, этикета, присутствует социальная стратификация и культурная идентификация элит),народная (популярная, более демократична, основана на этнической культуре) и массовая (ф-ция социального управления; распространяется СМИ в виде усредненной и стандартизированной культурной продукции для многомиллионных аудиторий разнообразных потребителей; быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционных систем этнической и культурной идентификации; мозаична, фрагментарна, поверхностна, стереотипна).
Субкультура (культура специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличаются от общепринятых стандартов и норм) и контркультура (такая субкультура, которая противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, отвергает или опровергает характерные для нее систему ценностей, образ жизни, нормы и правила поведения
Функции:
Информационная функция означает, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности является носителем определенного объема социально значимой информации.
Коммуникативная функция культуры — это ее способность выступать средством воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры.
Аксиологическая функция культуры проявляется в выработке и трансляции набора ценностей, идеалов и норм, выступающих как основополагающие регулятивы человеческой деятельности во всем ее многообразии. В основе формирования набора ценностей, присущих конкретному типу культуры, лежат определенные идеалы. Идеал представляет собой возникающий в процессе социальной коммуникации совершенный образ предмета, наделенный абсолютной значимостью
Социализаторская функция культуры связана с включением индивида в наличный набор социальных отношений, или социализацию. Как на уровне повседневно-бытовых отношений в кругу близких, так и на уровне профессиональной ориентации и образования, социализация обеспечивает подключение индивида к многообразному набору культурных образцов.
Образовательная, негэйропийно-адаптивную (упорядоченно-адаптивную), нормативно-регулятивная.