Тема 4.2 Действия по борьбе с пожарами




 

Литература:

1. Дунаевский Я.И. Борьба за живучесть и спасение судов ФРП-М, Пищ. Промышленность, 1968

2. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/83)

3. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах, Москва, 2000

4. Безопасность мореплавания. Учебное пособие часть 1, Санкт-Петербург, 2001

5. Дмитриев В.И. Практика мореплавания (Practice of navigation). – СПб.: «Элмор», 2009. – 232 с.

6. Дмитриев В.И. Обеспечение живучести судов и предотвращение загрязнения окружающей среды. – М.: МОРКНИГА, 2010. – с.

7. Устав Службы на судах ФРП

8. УМК в электронном виде

9. Интернет

10. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74 с поправками).

11. Наставление ИАМСАР.

12. Другие источники.

 

Методические указания

Эффективность борьбы с пожаром зависит от места нахождения очага пожара, конструктивных особенностей судна, вида горящего материала, количества членов экипажа и комплектности, состава противопожарного оборудования и качества.

Чтобы выполнить эффективные действия в борьбе с пожаром, необходима точная согласованность действий, которая отрабатывается в процессе систематических учений и тренировок, специально подготовленными для этого матросами, на конкретном судне.

Пожары на судне можно разделить на два типа:

начальный пожар (загорание);

расширяющийся пожар.

Начальный пожар или загорание продолжается 100 – 120 сек, после чего при определённых условиях может быстро усилиться. По истечении 5 минут начальный пожар перерастает в расширяющийся. Для его ликвидации или локализации необходимы уверенные действия тренированных матросов и компетентное руководство при наличии достаточного обеспечения противопожарными средствами. Поэтому все обязаны помнить о дефиците времени при возникновении пожара и действовать соответствующе. Всегда есть опасность расширения пожара на источниках новых горючих материалов. Капитан судна и командный состав будут всегда готовы принять решение по тактике борьбы с пожаром, если хорошо будут знать конструктивные особенности своего судна и возможности, если заранее ознакомятся со свойствами перевозимого груза и обеспечат систематический контроль его критических характеристик.

При оценке ситуации основная опасность – это недостаточная оценка угрожающей опасности, это частично из-за недостаточной информации. Поэтому большую роль играет постоянная связь между ликвидаторами пожара и руководителем.

Надёжная связь позволяет избежать паники, своевременно направить в очаг пожара дополнительные средства и силы, корректировать членов экипажа и пассажиров, принять наиболее эффективные решения относительно дальнейших действий.

Без достоверной и достаточной информации нельзя принять решения о подготовке атаки на пожар.

На атаку на пожар надо смотреть как проявление концентрированного опыта, знаний и разумного риска. Специалисты разделяют два типа атак: прямая атака и косвенная. Прямая атака применяется, когда пожарные приближаются к очагу пожара и направляют огнетушащее вещество прямо в очаг пожара. Косвенная атака применяется в ситуации, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара, а все силы направлены на локализацию пожара.

Пожарную атаку выполняют матросы прошедшие специальную подготовку, в том числе и на тренажёрах.

Любой член экипажа, обнаруживший пожар или его признаки:

- на ходу судна, после включения сигнализатора, информирует вахтенного помощника капитана лично или по телефону;

- при стоянке, когда место пребывания вахтенного помощника капитана неясно, обнаружив пожар, любым способом или через вахтенных, включает сигнал тревоги, после этого идёт в установленное место сбора. Все члены экипажа, услышав сигнал тревоги, также направляются на место сбора. На месте сбора капитан (вахтенный помощник капитана) получает информацию о причинах объявления тревоги, устанавливают отсутствующих людей, которые находятся на судне, организует дальнейшие действия, руководствуясь целью сохранить человеческие жизни на судне, на берегу и на соседних судах.

При изучении этого раздела необходимо все вопросы пожарной безопасности изучать в максимальном приближении к тому типу судна или судов, на которых работает обучающийся.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют способы ликвидации пожаров?

2. Кто осуществляет руководство тушения пожара на судне?

3. Какие виды связи используются при пожаре на судне?

4. Какие материалы способны к самовозгоранию?

5. По каким направлениям может развиваться пожар на судне?

6. Какие нестационарные средства пожаротушения используются на судне?

7. Какие средства сигнализации используются на судне для обнаружения пожара и где они устанавливаются?

8. Какие системы пожаротушения используются на судах?

9. Из каких технических средств состоят системы тушения пожара на судне?

10. Какова основная задача аварийных партий?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: