Литература:
1. Дунаевский Я.И. Борьба за живучесть и спасение судов ФРП-М, Пищ. Промышленность, 1968
2. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/83)
3. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах, Москва, 2000
4. Безопасность мореплавания. Учебное пособие часть 1, Санкт-Петербург, 2001
5. Дмитриев В.И. Практика мореплавания (Practice of navigation). – СПб.: «Элмор», 2009. – 232 с.
6. Дмитриев В.И. Обеспечение живучести судов и предотвращение загрязнения окружающей среды. – М.: МОРКНИГА, 2010. – с.
7. Устав Службы на судах ФРП
8. УМК в электронном виде
9. Интернет
10. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74 с поправками).
11. Наставление ИАМСАР.
12. Другие источники.
Методические указания
Эффективность борьбы с пожаром зависит от места нахождения очага пожара, конструктивных особенностей судна, вида горящего материала, количества членов экипажа и комплектности, состава противопожарного оборудования и качества.
Чтобы выполнить эффективные действия в борьбе с пожаром, необходима точная согласованность действий, которая отрабатывается в процессе систематических учений и тренировок, специально подготовленными для этого матросами, на конкретном судне.
Пожары на судне можно разделить на два типа:
начальный пожар (загорание);
расширяющийся пожар.
Начальный пожар или загорание продолжается 100 – 120 сек, после чего при определённых условиях может быстро усилиться. По истечении 5 минут начальный пожар перерастает в расширяющийся. Для его ликвидации или локализации необходимы уверенные действия тренированных матросов и компетентное руководство при наличии достаточного обеспечения противопожарными средствами. Поэтому все обязаны помнить о дефиците времени при возникновении пожара и действовать соответствующе. Всегда есть опасность расширения пожара на источниках новых горючих материалов. Капитан судна и командный состав будут всегда готовы принять решение по тактике борьбы с пожаром, если хорошо будут знать конструктивные особенности своего судна и возможности, если заранее ознакомятся со свойствами перевозимого груза и обеспечат систематический контроль его критических характеристик.
|
При оценке ситуации основная опасность – это недостаточная оценка угрожающей опасности, это частично из-за недостаточной информации. Поэтому большую роль играет постоянная связь между ликвидаторами пожара и руководителем.
Надёжная связь позволяет избежать паники, своевременно направить в очаг пожара дополнительные средства и силы, корректировать членов экипажа и пассажиров, принять наиболее эффективные решения относительно дальнейших действий.
Без достоверной и достаточной информации нельзя принять решения о подготовке атаки на пожар.
На атаку на пожар надо смотреть как проявление концентрированного опыта, знаний и разумного риска. Специалисты разделяют два типа атак: прямая атака и косвенная. Прямая атака применяется, когда пожарные приближаются к очагу пожара и направляют огнетушащее вещество прямо в очаг пожара. Косвенная атака применяется в ситуации, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара, а все силы направлены на локализацию пожара.
Пожарную атаку выполняют матросы прошедшие специальную подготовку, в том числе и на тренажёрах.
|
Любой член экипажа, обнаруживший пожар или его признаки:
- на ходу судна, после включения сигнализатора, информирует вахтенного помощника капитана лично или по телефону;
- при стоянке, когда место пребывания вахтенного помощника капитана неясно, обнаружив пожар, любым способом или через вахтенных, включает сигнал тревоги, после этого идёт в установленное место сбора. Все члены экипажа, услышав сигнал тревоги, также направляются на место сбора. На месте сбора капитан (вахтенный помощник капитана) получает информацию о причинах объявления тревоги, устанавливают отсутствующих людей, которые находятся на судне, организует дальнейшие действия, руководствуясь целью сохранить человеческие жизни на судне, на берегу и на соседних судах.
При изучении этого раздела необходимо все вопросы пожарной безопасности изучать в максимальном приближении к тому типу судна или судов, на которых работает обучающийся.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие существуют способы ликвидации пожаров?
2. Кто осуществляет руководство тушения пожара на судне?
3. Какие виды связи используются при пожаре на судне?
4. Какие материалы способны к самовозгоранию?
5. По каким направлениям может развиваться пожар на судне?
6. Какие нестационарные средства пожаротушения используются на судне?
7. Какие средства сигнализации используются на судне для обнаружения пожара и где они устанавливаются?
8. Какие системы пожаротушения используются на судах?
9. Из каких технических средств состоят системы тушения пожара на судне?
10. Какова основная задача аварийных партий?