Литература:
1. Карпенко А.Г., Дмитриев В.И. Рекомендации экипажам по действиям в аварийных ситуациях (РДАС). – СПб, 2004. – 80 с.
2. Крымов И.С. Борьба за живучесть судна и спасательные средства. Учебное пособие. – М.: «ТрансЛит», 2011. – 432 с.
3. Глотов Ю.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности человека на морском транспорте. Справочник. – М.: “Транспорт”, 2000. – 320 с.
4. Страшко А.Н. Безопасность плавания. Учебное пособие, ч. 2, СПб., ГМА им. адмирала С.О. Макарова 2002. –125 с.
5. Ю. Г. Глотов и др. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах. Справочник. – М.: Транспорт, 2000. – 320 с.
6. Грузинский П.П., Хохлов П.М.. Аварийно-спасательное дело и борьба за живучесть судна. (Справочное пособие). – М. Транспорт, 1977. – 288 с.
7. Справочник капитана дальнего плавания. Под общей редакцией Б.П. Хабура. – М.: Транспорт, 1972 – 704 с.
8. Другие источники
9. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74 с поправками).
10. Наставление ИАМСАР.
Дополнительные источники:
1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74 с поправками).
2. ПДМНВ, 78/95 г.
3. Устав Службы на судах ФРП
4. УМК в электронном виде
5. Интернет
Методические указания
Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспечивается за счет:
1) постоянного наличия на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажерной подготовки, регулярных учебных тревог, учений, тренировок;
3) эффективной системы и организации действий, включая "Расписание по тревогам", аварийные партии, судовые оперативные планы действий (Vessel Response Plans), контрольные листы рекомендованных действий (Check Lists) для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;
|
4) постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;
5) постоянного контроля и наблюдения (в том числе - с помощью специальных систем контроля и предупредительной сигнализации) за основными элементами безопасности, обнаружения очага чрезвычайной ситуации на возможно более ранней стадии, а также быстрых, решительных, эффективных действий человека, первым обнаружившего возникновение чрезвычайной ситуации.
Организация действий экипажа при чрезвычайных ситуациях на судне
Общее руководство действиями при чрезвычайных и аварийных ситуациях, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана.
При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.
В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажа в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни.
В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий.
Приоритеты должны располагаться следующим образом:
1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
2. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДНА
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗА И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Если судно оказалось в аварийной ситуации, в том числе - связанной с загрязнением окружающей среды, либо в ситуации, угрожающей гибелью судна, то капитан обязан в срочном порядке решить вопрос о том, необходимы ли помощь спасателей, помощь буксиров или иная помощь с берега либо ситуация может быть разрешена собственными силами экипажа.
|
Основой организации борьбы за живучесть судна является расписание по тревогам, которое определяет обязанности всех членов экипажа, составляется на каждом судне и утверждается капитаном. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.
Составление расписания по тревогам и своевременная корректура возлагаются на старшего помощника капитана. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна.
Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляции с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пожара или пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции.
УСТАНАВЛИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫТРЕВОГ:
При объявлении учебных тревог по системе судовой громкоговорящей связи вид тревоги должен предваряться словом «учебная».
Из выше изложенного необходимо быть готовыми действовать в различных условиях плавания. А для этого необходимо изучить общие принципы организации и процедур по несению ходовой и стояночной вахты. Обратив особое внимание на такие важные вопросы как:
|
- основные задачи вахтенного помощника;
- ознакомление с оборудованием ходового мостика;
- действия вахтенного помощника при приёме ходовой вахты;
-действия вахтенного помощника при ухудшении видимости;
- действия вахтенного помощника при подходе к месту якорной стоянки;
- при стоянке на якоре;
- при плавании в системах разделения движения, прибрежных водах и при подходе к порту;
- при подготовке судна к плаванию в штормовых условиях.
Вопросы для самопроверки:
1. Кто объявляет тревогу: “Человек за бортом”?
2. Как осуществляется разворот Вильямсона?
3. Кто принимает решение о посадке судна на мель, в случае чрезвычайных обстоятельств?
4. Какие действия предпринимаются перед посадкой судна на мель?
5. Действия в спасательных средствах при форсировании прибоя.
6. Какой документ, о порядке расследования аварийных случаев с судами, заменил ПРАС-90?
7. Какой аварийный случай классифицируется как кораблекрушение?
8. Какой аварийный случай классифицируется как авария?
9. Какой аварийный случай классифицируется как аварийное происшествие?
10. Какой аварийный случай классифицируется как эксплуатационное повреждение?