Литература:
1. Дунаевский Я.И. Борьба за живучесть и спасение судов ФРП-М, Пищ. Промышленность, 1968
2. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/83)
3. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах, Москва, 2000
4. Безопасность мореплавания. Учебное пособие часть 1, Санкт-Петербург, 2001
5. Дмитриев В.И. Практика мореплавания (Practice of navigation). – СПб.: «Элмор», 2009. – 232 с.
6. Дмитриев В.И. Обеспечение живучести судов и предотвращение загрязнения окружающей среды. – М.: МОРКНИГА, 2010.
7. Устав Службы на судах ФРП
8.УМК в электронном виде
9. Интернет
10.Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74 с поправками).
11.Наставление ИАМСАР.
12. Другие источники.
Методические указания
Организация проведения учений судового экипажа является важным элементом в начальной подготовке экипажа.
Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном - по борьбе с пожаром.
Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.
При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.
Учения по оставлению судна
Каждое учение по оставлению судна должно включать:
• вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тревоги, после которого по системе громкоговорящей связи или по другой системе связи передается сообщение об учении, обеспечение их ознакомления с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;
|
• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
• проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;
• проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;
• приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки;
• пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;
• поиск и спасание манекенов, блокированных в каютах;
• инструкцию по использованию радиооборудования для спасательных средств.
Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.
Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.
Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до непосредственного их использования.
Учения по борьбе с пожаром
Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:
• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
• пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
|
• проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;
• проверку соответствующего оборудования связи;
• проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
• проверку необходимых устройств при оставлении судна.
Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.
Регистрация
После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.
Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.
Вахтенный помощник фиксирует в судовом журнале действия экипажа в процессе проведения учений.
Если плановое учение не было проведено в установленные сроки, необходимо записать в судовом журнале причину отмены учения.
Вопросы для самопроверки:
1. На судах какой длины имеется 8 спасательных кругов?
2. Какой наружный и внутренний диаметр спасательного круга?
3. Сколько времени спасательный круг поддерживает вес не менее 14,5 кг?
|
4. Какая масса веса спасательного круга?
5. Какой размер спасательного леера и его диаметр у спасательного круга?
6. Сколько времени е поддерживает горение спасательный жилет охваченный пламенем?
7. Какой процент людей совершенно не знакомый с устройством спасательного жилета может воспользоваться им в течение не более одной минуты?
8. С какой высоты можно прыгать в спасательном жилете без получения телесных повреждений?
9. Какие основные требования к конструкции спасательной шлюпки?
10. При какой скорости судна на тихой воде, можно безопасно спускать спасательную шлюпку?
11. Сколько времени способен работать двигатель спасательной шлюпки, если она находится вне воды?
12. На какое время должен быть запас топлива в шлюпке, если она загружена полностью и имеет ход 6 узлов?
13. Как маркируются спасательные плоты и что это обозначать?
14. Какое время не должны превышать по времени посадка людей в спасательные средства, для грузовых судов, для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания?
15. Какое количество суток способна выдерживать на плаву, влияние окружающей среды, конструкция спасательного плота?
16. При каком крене и дифференте спусковые устройства должны обеспечивать спуск на воду?