Дополнительные материалы.




Ю. Мухин: Мой оппонент т. Петренко без колебаний пишет: «Если бы представление о биополе позволило понять хоть что-нибудь существенное в человеке, то имело бы смысл ставить задачу о поиске такого поля. Однако, Ваша, так сказать, модель человека, полученная с использованием этого понятия, не дает для этого оснований».

Прочтите, т. Петренко, сообщение голландских и британских медиков (Ловцы человеческих душ. Голландские медики вплотную подошли к научному обоснованию бессмертия души. «Итоги», 06.03.2002) и подумайте, дает ли им моя модель «понять что-либо существенное в человеке» или нет.

В тиши комфортабельных голландских клиник, похоже, назревает переворот в медицинской науке. Группа ученых под руководством Пима ван Ломмеля опубликовала в авторитетнейшем журнале Lancet результаты многолетних исследований в области изучения функций мозга. Применив собственную методику работы с пациентами, голландцы - ни много ни мало - поставили под сомнение один из основных постулатов физиологии, а именно - что наше сознание является неотъемлемой функцией мозга. Голландцы заявляют: когда мозг уже перестал функционировать, сознание продолжает существовать, и настаивают на том, что имеют этому неопровержимые доказательства. Не высказывая конкретных предположений относительно истинной природы сознания, ван Ломмель дает понять: вполне вероятно, что мозг - никакая не «мыслящая материя», и, возможно, такой материи вовсе не существует. Интересно, что почти одновременно с голландцами к аналогичным выводам пришла группа английских исследователей из клиники в Саутгемптоне.

Известно, что при переходе в мир иной у многих людей бывают необычные видения и ощущения. Пациенты сообщают о них в случае «возвращения» - успешной реанимации. Воспоминания тех, кто побывал «за гранью», неоднократно изучались. Для их обозначения существует специальный термин - NDE (near-death experience - «почти-смертельный опыт»).

Существует несколько теорий происхождения NDE. Все они объясняют это явление психофизиологическими причинами. Некоторые ученые считают, что оно вызвано физиологическими изменениями в мозге, умиранием клеток в результате прогрессирующей гипоксии. Другие рассматривают «посмертные» видения, как реакцию страха на приближающуюся смерть, либо как сочетание такой реакции и гипоксии. Третьи склонны объяснять их следствием медикаментозного воздействия. Ван Ломмель настаивает, что в таком случае видения должны посещать каждого пациента, пережившего реанимацию. Но статистика, полученная его командой за 10 лет исследований, гораздо скромнее. Из 344 пациентов, перенесших 509 реанимаций, только 62 человека (18%) сообщили о неких воспоминаниях. Голландцы определили десять признаков NDE и вычислили частоту их проявления.

Итак, больше половины пациентов группы (56%) испытали во время клинической смерти положительные эмоции. В 50% случаев наступает осознание факта собственной смерти. Встреча с умершими людьми происходит в 32% случаев NDE. 31% умиравших рассказывают о перемещении через пресловутый тоннель. 29% наблюдают картины звездного ландшафта. Видят себя со стороны 24% «мертвых» (так называемый OBE - out-of-body experience, «опыт вне тела»). 23% опрошенных наблюдают ослепительный свет, столько же человек - яркую цветовую гамму. Мелькающие картины прошедшей жизни видят 13% пациентов, и, наконец, 8% из них рассказывают о том, что ясно видели знаменитую границу между миром живых и мертвых. Никто из контрольной группы не сообщил об ощущениях неприятных или устрашающих. Впечатляет и то, что о визуальных впечатлениях рассказывают слепые от рождения люди, слово в слово повторяя рассказы зрячих.

Клиническая смерть, как известно, наступает в результате остановки сердца, сопровождается остановкой дыхания и гипоксией (кислородным голоданием) мозга. Через десять секунд после остановки сердца мозг отключается - электроэнцефалограмма превращается в идеально ровную линию. Главная трудность исследования посмертных «воспоминаний» заключается в том, что никто - ни пациенты, ни врачи - не может с точностью проследить, когда именно произошел «почти-смертельный опыт».

Ван Ломмель поставил перед собой конкретную задачу - с максимальной достоверностью выяснить, действительно ли состояние NDE было испытано пациентом во время клинической смерти, при абсолютно ровной линии электроэнцефалограммы, а не в тот момент, когда мозг уже «включился». И утверждает, что ему это удалось. А это значит, что сознание (или то, что мы называем этим словом) существует независимо от работы мозга.

Одним из самых ярких примеров ван Ломмель считает случай, который наблюдала одна из его сотрудниц. В клинику доставили пациента в коме. Исскуственное дыхание, массаж сердца и дефибрилляция результатов не дали. Мозг умер, электроэнцефалограмма вытянулась в линию. Когда решили применить интубацию, оказалось, что во рту у пациента зубной протез. Сотрудница вынула его и положила на передвижной столик. Через полтора часа у пациента нормализовались сердечный ритм и давление... Через неделю, когда та же сотрудница разносила по палатам лекарства, «воскресший», увидев ее, сказал: «Вы знаете, где мой протез! Вы вынули у меня зубы и засунули их в выдвижной ящик столика на колесах!» При дальнейших расспросах выяснилось, что человек видел себя сверху лежащим в постели. Он в деталях описал палату и поведение всех присутствующих в момент безусловной смерти. Он боялся, что врачи прекратят реанимацию, отчаянно пытался дать им понять, что все еще жив...

«Почти-смертельный опыт» встречается все чаще, - говорит ван Ломмель, - потому что с применением современных методов реанимации люди стали чаще выживать. Содержание видений и их воздействие на пациентов одинаковы во всем мире. Субъективный характер переживаний, личностные, культурные и религиозные факторы определяют лишь словарный запас, манеру описывать и интерпретировать эти переживания».

Естественно, у ван Ломмеля в научном мире много противников. Однако он не первый ученый - сторонник существования того, что иногда принято называть душой. В знаменитой работе «Дух, душа и тело» архиепископ Симферопольский Лука, в миру выдающийся хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, доказывает ее наличие исключительно на основании собственной богатой хирургической практики.

Ван Ломмель с коллегами и единомышленниками основывают свою уверенность в том, что сознание способно существовать самостоятельно, на чистоте проведенного эксперимента. Чтобы исключить случаи ложных воспоминаний (ситуации, когда люди, наслушавшись чужих рассказов о «хождении на тот свет», неожиданно тоже «вспоминают» то, чего сами никогда не переживали), религиозной экзальтации и тому подобного, ученые тщательным образом изучили все факторы, могущие повлиять на сообщения пациентов. Все наблюдаемые были абсолютно здоровы психически. Среди них были люди разных возрастов - от 26 до 92 лет, мужчины и женщины, с разной степенью образованности и религиозности, слышавшие раньше об NDE или нет, пережившие клиническую смерть один и несколько раз. Выводы ван Ломмеля безусловны:

1. NDE-видения происходят именно в момент приостановки работы мозга.

2. Их нельзя объяснить физиологическими причинами, такими, например, как кислородное голодание клеток мозга.

3. На глубину «почти-смертельного опыта» влияют пол пациента (женщины, как правило, испытывают более глубокие ощущения, чем мужчины) и его возраст.

4. Большинство пациентов, имевших наиболее глубокий опыт «смерти», все-таки умирают в течение 30 дней после реанимации.

5. Визуальные впечатления слепых пациентов практически не отличаются от впечатлений зрячих.

Несмотря на пугающую сенсационность заявлений Пима ван Ломмеля, многие, в том числе и скептически настроенные его коллеги в разных странах мира, уже признали, что голландский ученый ближе прочих подошел к доказательству «бессмертия души». Сам же Ван Ломмель призывает ученый мир к серьезному и всестороннему обсуждению проблемы, продолжению исследований в этом направлении и радикальному пересмотру традиционных взглядов на возможность жизни после смерти. Н. БАТМАНОВА

Ю.И. Мухин: Поскольку мысль о том, что у человека есть бессмертная Душа, не для слабого ума, то «Итоги» бросились за «экспертизой» этого сообщения из Голландии. Но экспертами пригласили не тех, кого это интересует и кто в силу этого понимает, о чем говорит, а «серьезных» ученых». Михаил Руденко, кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный врач РФ, консультант-анестезиолог Главного военного клинического госпиталя им. Н. Н. Бурденко высказался так:

«Откровенно говоря, медицина - это вторая по точности наука после богословия. Мы все еще слишком мало знаем о человеке, прибегаем к игре слов, игре мысли... Все эти разговоры о сознании, существующем вне мозга, пока не имеют твердой научной опоры. Что такое сознание? Какими приборами его можно уловить? В каких единицах измерить?

Я не хочу выглядеть эдаким твердолобым консерватором, но пока мне не представят неопровержимых доказательств существования «независимого» сознания, души или чего-то подобного, я остаюсь на материалистических позициях. А если и представят, мне будет очень трудно в это поверить! Пока что я не могу себе представить, чтобы сознание существовало отдельно от мозга.

Что показывает практика? У больных бывают тяжелые нарушения работы мозга после перенесенной гипоксии, когда разрушаются молодые клетки мозга и остаются только старые подкорковые образования, которые пережили это состояние. И что же? Наступает так называемый апалический синдром, когда поддерживается только вегетативная жизнедеятельность организма человека. Сознание как таковое у больного полностью отсутствует. Мозг ничего не воспринимает и ничего не продуцирует. Это состояние может длиться годами.

Что касается видений в состоянии клинической смерти, то многие больные о них рассказывают. Бывает так, что больной находится в сознании, но не может общаться с окружающими. Медперсонал думает, что он без сознания, а он в сознании. Это довольно часто встречается в практике - нейролепсия, или состояние минерализации. В состоянии поверхностной комы больной улавливает разговоры, но не может подать сигнала. Вот почему у нас существует правило: у постели больного, находящегося в состоянии клинической смерти, никогда не обсуждать его шансы на выживание и прочее, что может его травмировать.

Чтобы говорить о возможности существования сознания помимо работы мозга, прежде нужно научиться его регистрировать, понять и показать, в виде чего оно существует. К тому же есть такие препараты, и мы их широко применяем в анестезиологии, которые имеют снотворное действие и вызывают галлюцинации. Это связано с тем, что отдельные участки коры угнетаются, а другие возбуждаются. Что это, осознанные видения? Конечно, нет! Это следствие фармакологического воздействия. Более того, мы специально «отключаем» сознание, иначе невозможно проводить реанимационные мероприятия.

Чем отличается живое от неживого? Живое воспроизводит себе подобное. Если мысль продолжает жить после смерти мозга, что она воспроизводит? Ее пока еще не зарегистрировали никакими приборами. Я материалист. Более того, я должен быть материалистом, так сказать, твердо стоять на земле. Я должен действовать с позиций четкости в понимании тех или иных процессов, а иначе я просто не смогу лечить больных».

Ю.И. Мухин. Вот вам ответ наукообразного мракобеса. Что значит «не имеет научной опоры»? Научная опора - это результаты экспериментов, а их уже тысячи. Но для «серьезного ученого» этих результатов не существует, и даже если кто-то насильно ему их предоставит, то Руденко «будет очень трудно в это поверить». Именно так - поверить, а не понять. О понимании речи не идет, мракобесы либо верят, либо не верят. Отсутствие общей культуры, отсутствие кругозора заставляют «серьезного ученого» заполнять рецензию околонаучной болтовней. Обратите внимание на последний абзац. По Руденко получается, что мужчины и женщины после климактического возраста уже неживые: они ведь не могут «воспроизводить себе подобное». «Если мысль продолжает жить после смерти мозга, то что она воспроизводит?» - задает коварный вопрос Руденко своим оппонентам. "А что мысль производит до смерти мозга?" - спросим его мы.

Руденко уверен, что если он «поверит» в Душу, то не сможет лечить больных. Но их лечит гипнотизер или знахарь, которые, к примеру, безо всяких лекарств делают то, что обязан делать анестезиолог Руденко, - усыпляют больных или снимают им боль. А материалист Руденко больных не лечит - он им химреактивы вводит в организм. И уверен, что это они вызывают «галлюцинации». Но почему тогда эти галлюцинации одинаковы у разных больных?

Сказал Руденко много, но о чем?

23. Последний аккорд.

Как все убого выглядит,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: