Процедура психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста (далее - обследование) должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.
Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.
Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, воспитатель или инструктор по физической культуре и другие педагогические работники), владеющий:
· технологиями проведения диагностического обследования;
· процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;
· процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
· процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;
· процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;
· методами интерпретации данных обследования;
· методами составления заключения по результатам обследования;
· методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития ребенка дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.
Обследование должно проводиться с согласия родителей. Они могут присутствовать при обследовании.
В том случае, когда обследование проводится в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать выполнению работником образовательного учреждения его профессиональных обязанностей.
Проведение обследования не должно нарушать нормативные правовые акты, правовые и этические нормы.
Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке, индивидуально или в группе (если это позволяет методика). Размер группы - не более шести человек. Желательно, чтобы при проведении группового обследования у педагога был подготовленный помощник.
Проведение обследования должно быть согласовано с режимом дня дошкольников. Желательно проводить его в первой половине дня.
При проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду.
Перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком.
Различные виды помощи ребенку необходимо строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования.
Каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения.
Следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития.
Непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.
Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие - трудные, вербальные - невербальные, учебные - игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.
Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в протоколах обследования особенности деятельности, эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения и оказанную ему помощь.
В ходе обследования не рекомендуется:
· торопить ребенка, спешить с подсказкой;
· показывать свое неудовольствие;
· подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что возможно снижение результатов из-за:
· трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;
· боязни плохих результатов;
· неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования сосредоточиться, сконцентрировать внимание;
· медлительности ребенка;
· усталости ребенка;
· плохого самочувствия ребенка.
При обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специализированные методики в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:
· применяемые методики должны включать в свою структуру определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессы работы;
· для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагает ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем «зоны ближайшего развития», т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым.
Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту обследования. По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.