Процедура психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста (далее - обследование) должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.
Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.
Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, воспитатель или инструктор по физической культуре и другие педагогические работники), владеющий:
· технологиями проведения диагностического обследования;
· процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;
· процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
· процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;
· процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;
· методами интерпретации данных обследования;
· методами составления заключения по результатам обследования;
· методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития ребенка дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.
Обследование должно проводиться с согласия родителей. Они могут присутствовать при обследовании.
|
В том случае, когда обследование проводится в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать выполнению работником образовательного учреждения его профессиональных обязанностей.
Проведение обследования не должно нарушать нормативные правовые акты, правовые и этические нормы.
Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке, индивидуально или в группе (если это позволяет методика). Размер группы - не более шести человек. Желательно, чтобы при проведении группового обследования у педагога был подготовленный помощник.
Проведение обследования должно быть согласовано с режимом дня дошкольников. Желательно проводить его в первой половине дня.
При проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду.
Перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком.
Различные виды помощи ребенку необходимо строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования.
Каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения.
Следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития.
|
Непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.
Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие - трудные, вербальные - невербальные, учебные - игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.
Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в протоколах обследования особенности деятельности, эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения и оказанную ему помощь.
В ходе обследования не рекомендуется:
· торопить ребенка, спешить с подсказкой;
· показывать свое неудовольствие;
· подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что возможно снижение результатов из-за:
· трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;
· боязни плохих результатов;
· неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования сосредоточиться, сконцентрировать внимание;
· медлительности ребенка;
· усталости ребенка;
|
· плохого самочувствия ребенка.
При обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специализированные методики в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:
· применяемые методики должны включать в свою структуру определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессы работы;
· для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагает ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем «зоны ближайшего развития», т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым.
Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту обследования. По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.