Воспитатель | Ребенок |
Создание проблемной ситуации | Возникновение состояния «хочу» |
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация | |
Управление самостоятельным поиском | Самостоятельный поиск |
Совместное подведение итогов; выдвижение гипотез |
При подготовке конспекта необходимо соблюдать такую последовательность: тема занятия, его вид, возрастная группа, дата проведения, цель, задачи (образовательная, воспитательная, развивающая), используемые методы и методические приемы, материалы и оборудование, организация детей на занятии, предварительная работа, план занятия, его ход, продолжительность.
Постановка цели — это всегда не просто импульсивное определение замыслов, а логическое определение направления и результатдвижения, как бы «точек» постепенного продвижения по маршруту к цели - ориентиру маршрута. Если ориентир не ясен, то идвижение не определено.
Цель педагогической деятельности - мысленное предвосхищение результатов педагогического процесса. В своих формулировках педагогические цели отражают те качества, на развитие которых направлен педагогический процесс.
Одной из трудностей педагогической деятельности является формулирование целей. По мнению Д. Г. Левитеса, исходя из двух основных источников содержания образования можно выделить две группы целей. Первая группа связана с познанием, освоением, адаптациейи разумным управлением внешней системой, другая направлена на развитие личностного потенциала ребенка.
Иными словами, в образовательных целях занятия выделяются цели, направленные на развитие ребенка, и предметные цели.
Цепи, ориентированные на развитие личности ребенка, делятся на несколько групп:
|
ориентированные на развитие личностно-смысловогоотношения детей к изучаемому материалу (актуализировать личностный смысл детей к изучению темы; помочь детям осознать социальную, практическую иличностную значимость изучаемого материала);
ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности (содействовать осознанию детьми ценности изучаемого материала; помочь осознать ценность совместной деятельности);
связанные с обеспечением развития у детей интеллектуальной культуры (создать содержательныеи организационные условия для развития умений анализировать познавательный объект; обеспечить развитие умений сравниватьпознавательные объекты; содействовать развитию умений выделять главное в познавательном объекте; обеспечить развитие умений классифицировать познавательные объекты и др.);
ориентированные на развитие у детей основ исследовательской культуры (содействовать развитию у детей умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения);
ориентированные на развитие основ коммуникативной культуры детей (содействовать развитию умений общаться; обеспечить развитие монологической и диалогической речи) и др.
Предметные цели занятия фактически отражают логику процесса усвоения детьми знаний и способов действий. Они могут быть сформулированы как в действиях педагога, так и в действиях детей. Цели занятия в своих формулировках должны точно отражать желаемый результат; они должны обеспечивать возможность выявления степени их достижения.
|
Рекомендации к постановке цели занятия
Образовательный аспект цели:
1. Конкретизация норм и уровня усвоения знаний для каждого ребенка.
2. Четкое определение уровня формирования специальных умений и навыков.
3. Ликвидация конкретных пробелов в ЗУН отдельного ребенка.
Воспитательный аспект цели:
1. Обеспечить развитие ребенка в видах деятельности, способствующих формированию: опыта творческой работы, социально-значимых качеств личности (трудолюбие, самостоятельность, инициативность), нравственных качеств личности.
2. Предусмотреть ситуации, направленные на формирование умений и навыков познавательной деятельности, социального опыта.
Развивающий аспект цели:
1. Овладение ребенком основными способами мыслительной деятельности, развитие его логического мышления (стар.докш.возр.) (сравнение, анализ, синтез, выделение главного, обобщение и т.д.).
2. Развитие воображения.
3. Развитие речи у каждого ребенка (мышление через речь).
4. Овладение ребенком всеми видами памяти: моторной, образной, словесно-логической и т.д.
5. Развитие познавательных интересов.
При составлении конспекта занятия обратите внимание на подбор методов и приемов обучения дошкольников, которые помогут решить поставленную цель занятия. Для этого составьте «Конструктор занятия», классифицируя все приемы по соответствующим этапам занятия. Например:
приемы повышении интереса к изучаемому;
|
приемы актуализации субъектного опыта;
приемы обеспечения восприятия, осмысления, запоминания, закрепления, применения знаний, умений, способов деятельности и т.п.
Выпишите основные этапы занятия. Любой из них может быть реализован разными приемами и их комбинацией.
Конструктор занятия может быть таким:
Основные функциональные блоки Разделы занятия | 4 и т.д. | |||
Организационный раздел | «Ладошка к ладошке» | Я хочу поделиться с вами хорошим настроением | Добрый день! Я рада вас видеть и хочу работать с вами. | «Мордашки» |
Подготовка детей к работе на основном этапе | Фантастическая добавка | Отсроченная отгадка | «Да-нетка» | Удивляй! |
Усвоение новых знаний и способов деятельности | Привлекательная цель | Практичность теории | Удивляй! | Рассказ (объяснение воспитателя) |
Первичная проверка понимания изученного и т.д. | Лови ошибку! | Приготовь свой пример. | Задания на узнавание изученных объектов | Ассоциации |
Требования к занятиям
1. Учет возраста и индивидуальных особенностей детей.
2. Учет основной направленности занятий (развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, развитие познавательных процессов и способностей детей и т.д.).
3. Структурные части занятия:
Первый этап - подготовительный; организационно-мотивационный момент (приветствие, разогрев, сообщение темы, формулировка проблемы).
Второй этап - основной:
- активизация базы знаний (задание на познание и понимание);
- введение новых знаний о способах деятельности;
- задание на применение полученного знания;
Третий этап - обобщающий и закрепляющий достигнутые результаты, подведение итогов:
- задание на анализ и синтез;
- задание на оценку;
4. Начало и конец занятия следует проводить с использованием
определенного ритуала для сохранения у ребенка ощущения его целостности и завершенности, постепенности погружения и выхода из воображаемой и игровой ситуации.
5. Применение ключевых слов и фраз для перехода от одной структурной части занятия к другой:
- направленные на активизацию познания: «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «установите», «опишите»;
- направленные на активизацию понимания: «расскажите своими словами», «опишите, что вы чувствуете относительно...», «объясните смысл», «обобщите»;
- направленные на активизацию применения: «продемонстрируйте», «покажите, как», «воспользуйтесь этим, чтобы»;
- направленные на активизацию анализа: «объясните причины», «сравните», «разложите по порядку», «классифицируйте», «объясните, как и почему»;
- направленные на активизацию синтеза: «создайте», «придумайте», «что произойдет, если», «придумайте другой вариант», «сделайте», «соберите»;
- направленные на активизацию оценки: «отберите и выберите», «выберите то, что Вам больше нравится», «что вы думаете о...», «кто самый внимательный и почему?».
6. Занятие должно быть целостным с точки зрения организации активности ребенка (двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), подчиняться логике формирования определенных умений (коммуникативных, познавательных, речевых); объединять разрозненные задания и упражнения в единый сюжет, подчиняя его общей цели и не
«перегружая» лишними деталями и информацией.
7.Основой для целостности занятия может стать:
а) игровой сюжет;
б) использование методов проектирования и моделирования; в процессе их проведения педагог сначала вместе с детьми придумывает и разрабатывает какой-нибудь проект, подчиняя ему задачи работы с детьми; затем дети приступают к созданию проекта (модели, продукта), при этом воспитатель включает специально подобранные проблемные ситуации, для решения которых потребуется выполнение серии дополнительных заданий;
8. Необходимо формировать у детей умения самостоятельно оценивать свое поведение и организовывать его с помощью выявления и учета интересов детей при подборе демонстрационных материалов и содержания занятия; внедрения в структуру занятия сюрпризных моментов, активного использования средств наглядности и вовлечения детей в практическую деятельность; привлечения детей к самостоятельному формулированию темы занятия, анализу проблемных ситуаций, выбору способов их решения, созданию ситуации успеха и использованию приема «опережающего одобрения»; введения знаковой системы оценивания уровня
выполнения заданий, сочетающейся с постепенно возрастающей долей самооценки детей.
9. Постепенно усложнять материал, переходить от репродуктивной к продуктивной деятельности, от преобладающей нагрузки на память к усилению нагрузки на мышление.
10. Менять виды деятельности через каждые 10-15 мин.
(для старшего дошкольного возраста), чередуя неинтересные задания с интересными, трудные с легкими, прогнозировать возможные затруднения в ходе занятий с целью своевременного оказания как фронтальной, так и индивидуальной помощи.
11. Использовать гибкий режим занятия с целью профилактики
переутомления и снятия возбуждения, позволяющий вводить физкультминутки по усмотрению педагога и по мере уставания детей до 2-3 раз.
12.При необходимости использовать разные виды помощи: повторение инструкции, расчленение задания на этапы, словесное поощрение ребенка; показ, демонстрация способа выполнения, дополнительные инструкции с опорой на речь и показ, действия по аналогии, выполнение задания в парах, речевое комментирование процесса выполнения задания, наводящие вопросы.
13.Использовать оптимальное сочетание индивидуальных и подгрупповых форм работы в течение занятия (чаще обращаться по имени, привлекать внимание через прикосновение, обращать внимание на необходимость оказания индивидуальной помощи сверстнику), совместной деятельности (совместно-раздельной, совместно-последовательной).
Любое занятие с детьми (групповое или индивидуальное) в целях достижения максимального педагогического эффекта организуется при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка. Это достигается благодаря соблюдению следующих организаторско-педагогических требований: обязательного создания доброжелательной атмосферы общения воспитателя с детьми, детей между собой и педагогом; обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности; широкого использования на учебных занятиях игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности, а также получению заданного результата. На любом занятии ребенок должен пережить радость от преодоленной трудности.
При подготовке конспекта занятия можно воспользоваться общим способом деятельности воспитателя при планировании и проведении занятия, согласующийся с принципами развивающего обучения. Этот способ поможет подготовиться к занятию, независимо от программы, учебных пособий и особенностей различных возрастных групп детей.
Развернутая система вопросов, направленных на обдумывание занятия, составление его плана, реализацию и собственную рефлексию