Модель развивающего занятия




Воспитатель Ребенок
Создание проблемной ситуации Возникновение состояния «хочу»
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация
Управление самостоятельным поиском Самостоятельный поиск
Совместное подведение итогов; выдвижение гипотез

 

При подготовке конспекта необходимо соблюдать такую последовательность: тема занятия, его вид, возрастная группа, дата проведения, цель, задачи (образовательная, воспитатель­ная, развивающая), используемые методы и методические приемы, материалы и оборудование, организация детей на занятии, предварительная работа, план занятия, его ход, продолжительность.

Постановка цели — это всегда не просто импульсивное определение замыслов, а логическое определение направления и результатдвижения, как бы «точек» постепенного продвижения по маршруту к цели - ориентиру маршрута. Если ориентир не ясен, то идвижение не определено.

Цель педагогической деятельности - мысленное предвосхищение результатов педагогиче­ского процесса. В своих формулировках педагогические цели отража­ют те качества, на развитие которых направлен педагогический про­цесс.

Одной из трудностей педагогической деятельности является формулирование целей. По мнению Д. Г. Левитеса, исходя из двух ос­новных источников содержания образования можно выделить две груп­пы целей. Первая группа связана с познанием, освоением, адапта­циейи разумным управлением внешней системой, другая направле­на на развитие личностного потенциала ребенка.

Иными словами, в образовательных целях занятия выделяются цели, направленные на развитие ребенка, и предметные цели.

Цепи, ориентированные на развитие личности ребенка, делят­ся на несколько групп:

ориентированные на развитие личностно-смысловогоотношения детей к изучаемому материалу (актуализировать личностный смысл детей к изучению темы; помочь детям осознать социальную, практическую иличностную значимость изучаемого материала);

ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности (содействовать осознанию детьми ценности изучаемого материала; помочь осознать цен­ность совместной деятельности);

связанные с обеспечением развития у детей интеллектуаль­ной культуры (создать содержательныеи организационные усло­вия для развития умений анализировать познаватель­ный объект; обеспечить раз­витие умений сравниватьпознавательные объекты; со­действовать развитию умений выделять главное в по­знавательном объекте; обеспечить развитие умений классифицировать познавательные объекты и др.);

ориентированные на развитие у детей основ исследовательской культуры (содействовать развитию у детей умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения);

ориентированные на развитие основ коммуникативной культуры детей (содействовать развитию умений общаться; обеспечить разви­тие монологической и диалогической речи) и др.

Предметные цели занятия фактически отражают логику процесса усвоения детьми знаний и способов действий. Они могут быть сформулированы как в действиях педагога, так и в действи­ях детей. Цели занятия в своих формулировках должны точно отражать желаемый результат; они должны обеспечивать возможность выявления степени их достижения.

Рекомендации к постановке цели занятия

Образовательный аспект цели:

1. Конкретизация норм и уровня усвоения знаний для каждого ребенка.

2. Четкое определение уровня формирования специальных умений и навыков.

3. Ликвидация конкретных пробелов в ЗУН отдельного ребенка.

Воспитательный аспект цели:

1. Обеспечить развитие ребенка в видах деятельности, способствующих формированию: опыта творческой работы, социально-значимых качеств личности (трудолюбие, самостоятельность, инициативность), нравственных качеств личности.

2. Предусмотреть ситуации, направленные на формирование умений и навыков познавательной деятельности, социального опыта.

Развивающий аспект цели:

1. Овладение ребенком основными способами мыслительной деятельности, развитие его логического мышления (стар.докш.возр.) (сравнение, анализ, синтез, выделение главного, обобщение и т.д.).

2. Развитие воображения.

3. Развитие речи у каждого ребенка (мышление через речь).

4. Овладение ребенком всеми видами памяти: моторной, образной, словесно-логической и т.д.

5. Развитие познавательных интересов.

При составлении конспекта занятия обратите внимание на подбор методов и приемов обучения дошкольников, которые помогут решить поставленную цель занятия. Для этого составьте «Конструктор занятия», классифицируя все приемы по соответствующим этапам занятия. Например:

приемы повышении интереса к изучаемому;

приемы актуализации субъектного опыта;

приемы обеспечения восприятия, осмысления, запоминания, закрепления, применения знаний, умений, способов деятельности и т.п.

Выпишите основные этапы занятия. Любой из них может быть реализован разными приемами и их комбинацией.

Конструктор занятия может быть таким:

Основные функциональные блоки Разделы занятия       4 и т.д.
Организационный раздел «Ладошка к ладошке» Я хочу поделиться с вами хорошим настроением Добрый день! Я рада вас видеть и хочу работать с вами. «Мордашки»
Подготовка детей к работе на основном этапе   Фантастическая добавка Отсроченная отгадка «Да-нетка» Удивляй!
Усвоение новых знаний и способов деятельности Привлекательная цель Практичность теории Удивляй! Рассказ (объяснение воспитателя)
Первичная проверка понимания изученного и т.д. Лови ошибку! Приготовь свой пример. Задания на узнавание изученных объектов Ассоциации

 

Требования к занятиям

1. Учет возраста и индивидуальных особенностей детей.

2. Учет основной направленности занятий (развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, развитие познавательных процессов и способностей детей и т.д.).

3. Структурные части занятия:

Первый этап - подготовительный; организационно-мотивационный момент (приветствие, разогрев, сообщение темы, формулировка проблемы).

Второй этап - основной:

- активизация базы знаний (задание на познание и понимание);

- введение новых знаний о способах деятельности;

- задание на применение полученного знания;

Третий этап - обобщающий и закрепляющий достигнутые результаты, подведение итогов:

- задание на анализ и синтез;

- задание на оценку;

4. Начало и конец занятия следует проводить с использованием
определенного ритуала для сохранения у ребенка ощущения его целостности и завершенности, постепенности погружения и выхода из воображаемой и игровой ситуации.

5. Применение ключевых слов и фраз для перехода от одной структурной части занятия к другой:

- направленные на активизацию познания: «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «установите», «опишите»;

- направленные на активизацию понимания: «расскажите своими словами», «опишите, что вы чувствуете относительно...», «объясните смысл», «обобщите»;

- направленные на активизацию применения: «продемонстрируйте», «покажите, как», «воспользуйтесь этим, чтобы»;

- направленные на активизацию анализа: «объясните причины», «сравните», «разложите по порядку», «классифицируйте», «объясните, как и почему»;

- направленные на активизацию синтеза: «создайте», «придумайте», «что произойдет, если», «придумайте другой вариант», «сделайте», «соберите»;

- направленные на активизацию оценки: «отберите и выберите», «выберите то, что Вам больше нравится», «что вы думаете о...», «кто самый внимательный и почему?».

6. Занятие должно быть целостным с точки зрения организации активности ребенка (двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), подчиняться логике формирования определенных умений (коммуникативных, познавательных, речевых); объединять разрозненные задания и упражнения в единый сюжет, подчиняя его общей цели и не
«перегружая» лишними деталями и информацией.

7.Основой для целостности занятия может стать:

а) игровой сюжет;

б) использование методов проектирования и моделирования; в процессе их проведения педагог сначала вместе с детьми придумывает и разрабатывает какой-нибудь проект, подчиняя ему задачи работы с детьми; затем дети приступают к созданию проекта (модели, продукта), при этом воспитатель включает специально подобранные проблемные ситуации, для решения которых потребуется выполнение серии дополнительных заданий;

8. Необходимо формировать у детей умения самостоятельно оценивать свое поведение и организовывать его с помощью выявления и учета интересов детей при подборе демонстрационных материалов и содержания занятия; внедрения в структуру занятия сюрпризных моментов, активного использования средств наглядности и вовлечения детей в практическую деятельность; привлечения детей к самостоятельному формулированию темы занятия, анализу проблемных ситуаций, выбору способов их решения, созданию ситуации успеха и использованию приема «опережающего одобрения»; введения знаковой системы оценивания уровня
выполнения заданий, сочетающейся с постепенно возрастающей долей самооценки детей.

9. Постепенно усложнять материал, переходить от репродуктивной к продуктивной деятельности, от преобладающей нагрузки на память к усилению нагрузки на мышление.

10. Менять виды деятельности через каждые 10-15 мин.
(для старшего дошкольного возраста), чередуя неинтересные задания с интересными, трудные с легкими, прогнозировать возможные затруднения в ходе занятий с целью своевременного оказания как фронтальной, так и индивидуальной помощи.

11. Использовать гибкий режим занятия с целью профилактики
переутомления и снятия возбуждения, позволяющий вводить физкультминутки по усмотрению педагога и по мере уставания детей до 2-3 раз.

12.При необходимости использовать разные виды помощи: повторение инструкции, расчленение задания на этапы, словесное поощрение ребенка; показ, демонстрация способа выполнения, дополнительные инструкции с опорой на речь и показ, действия по аналогии, выполнение задания в парах, речевое комментирование процесса выполнения задания, наводящие вопросы.

13.Использовать оптимальное сочетание индивидуальных и подгрупповых форм работы в течение занятия (чаще обращаться по имени, привлекать внимание через прикосновение, обращать внимание на необходимость оказания индивидуальной помощи сверстнику), совместной деятельности (совместно-раздельной, совместно-последовательной).

Любое занятие с детьми (групповое или индивидуальное) в целях достижения максимального педагогического эффекта организуется при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка. Это достигается благодаря соблюдению следующих организаторско-педагогических требований: обязательного создания доброжелательной атмосферы общения воспитателя с детьми, детей между собой и педагогом; обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности; широкого использования на учебных занятиях игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности, а также получению заданного результата. На любом занятии ребенок должен пережить радость от преодоленной трудности.

При подготовке конспекта занятия можно воспользоваться общим способом деятельности воспитателя при планировании и проведении занятия, согласующийся с принципами развивающего обучения. Этот способ поможет подготовиться к занятию, независимо от программы, учебных пособий и особенностей различных возрастных групп детей.

Развернутая система вопросов, направленных на обдумывание занятия, составление его плана, реализацию и собственную рефлексию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: