Содержание психолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического развития ребенка через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
Для проведения обследования подбирается комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Физические качества - качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка.
Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе его морально-нравственное развитие.
Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).
Состояние здоровья ребенка оценивается медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.
Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физической культуре, воспитателем группы.
Проводить обследование развития личностной и интеллектуальной сфер ребенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педагог-психолог, социальный педагог, другие специально подготовленные специалисты.
|
При построении диагностических заданий должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка дошкольного возраста.
Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.
Содержание обследования должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции). Для достижения ребенком дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе, необходимо рассматривать психолого-педагогическое обследование как начальное звено в целостной системе диагностико-коррекционного. диагностико-воспитательного (или развивающего) направлений работы.
Завершается задание составлением характеристики на ребенка дошкольного возраста, с использованием полученных в ходе исследования данных, а также рекомендаций по дальнейшему развитию. Образцы психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольника см. в приложении 2.
|
Содержание отчета
Исходные данные о ребенке дошкольного возраста (фамилия, имя, возраст, другие сведения, важные с точки зрения студента).
Основные данные по исследованию: а) описание хода и результатов наблюдения; б) результаты диагностики ребенка дошкольного возраста по основным показателям.
Психолого-педагогическая характеристика личности ребенка дошкольного возраста с учетом результатов исследования.
Педагогические рекомендации.
Критерии оценки качества выполнения задания
Уровень оперирования теоретическими знаниями.
Обоснованность результатов наблюдения, диагностики.
Логичность, содержательность характеристики ребенка дошкольного возраста, педагогических рекомендаций.
Качество прилагаемых исследовательских материалов.
Оформление отчета.
Задание 2.
Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы
Цели
Углубление знаний об особенностях планирования педагогического процесса в ДОУ.
Знакомство с особенностями планирования воспитательно-образовательной работы с учетом специфики программы.
Овладение умениями составления перспективного и календарного плана образовательно-воспитательного процесса.
Формирование личностной активности, профессиональной гибкости в условиях меняющейся образовательной среды.