Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста




Содержание психолого-педагогическо­го обследования ребенка старшего до­школьного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического раз­вития ребенка через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитан­ников в процессе освоения основной об­щеобразовательной программы дошколь­ного образования, являющиеся показате­лями его развития в личностном, интел­лектуальном и физическом плане и спо­собствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Для проведения обследования подбира­ется комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интел­лектуальные и личностные качества ре­бенка.

Физические качества - качества, харак­теризующие состояние здоровья, физичес­кое и сенсомоторное развитие ребенка.

Личностные качества - качества, харак­теризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, во­ли, эмоций, самооценки), в том числе его морально-нравственное развитие.

Интеллектуальные качества - качест­ва, характеризующие развитие интеллек­туальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопле­ние знаний и социального опыта).

Состояние здоровья ребенка оценивает­ся медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.

Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться ме­дицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физичес­кой культуре, воспитателем группы.

Проводить обследование развития личностной и интеллектуальной сфер ре­бенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педа­гог-психолог, социальный педагог, дру­гие специально подготовленные специа­листы.

При построении диагностических за­даний должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего разви­тия ребенка дошкольного воз­раста.

Обязательным требованием к построе­нию системы психолого-педагогического обследования является его экономич­ность, обеспечиваемая включением в диа­гностический комплекс только тех мето­дов, применение которых позволяет полу­чить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

Содержание обследования должно быть тесно связано с образовательными про­граммами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Обязательным требованием к содержа­нию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррек­ции). Для достижения ребенком дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе, необходимо рассматривать психо­лого-педагогическое обследование как начальное звено в целостной системе диагностико-коррекционного. диагностико-воспитательного (или развивающего) на­правлений работы.

Завершается задание составлением характеристики на ребенка дошкольного возраста, с использованием полученных в ходе исследования данных, а также рекомендаций по дальнейшему развитию. Образцы психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольника см. в приложении 2.

Содержание отчета

Исходные данные о ребенке дошкольного возраста (фамилия, имя, возраст, другие сведения, важные с точки зрения студента).

Основные данные по исследованию: а) описание хода и результатов наблюдения; б) результаты диагностики ребенка дошкольного возраста по основным показателям.

Психолого-педагогическая характеристика личности ребенка дошкольного возраста с учетом результатов исследования.

Педагогические рекомендации.

Критерии оценки качества выполнения задания

Уровень оперирования теоретическими знаниями.

Обоснованность результатов наблюдения, диагностики.

Логичность, содержательность характеристики ребенка дошкольного возраста, педагогических рекомендаций.

Качество прилагаемых исследовательских материалов.

Оформление отчета.

Задание 2.

Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы

Цели

Углубление знаний об особенностях планирования педагогического процесса в ДОУ.

Знакомство с особенностями планирования воспитательно-образовательной работы с учетом специфики программы.

Овладение умениями составления перспективного и календарного плана образовательно-воспитательного процесса.

Формирование личностной активности, профессиональной гибкости в условиях меняющейся образовательной среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: