1) Удалось ли осуществить намеченную программу?
2) Анализ конкретных результатов обучения: выявление достижений, удач, недостатков, просчетов.
3) Внесение необходимых уточнений в план дальнейшей работы по теме.
Примерные конспекты занятий можно увидеть в приложении 6.
Содержание отчета
1. Указать программу, по которой проводилось занятие, его тему, группу, возраст детей.
2. Подробный план-конспект занятия с детьми дошкольного возраста.
3. Анализ фактического хода занятия. Здесь ценность представляют не столько положительные самооценки, сколько анализ собственных достижений, ошибок, заблуждений и т. п. Особый интерес представляет отношение к высказываниям студентов-коллег, преподавателя во время анализа занятия.
Критерии оценки качества выполнения задания
Уровень оперирования знаниями по детской психологии, дошкольной педагогике, частным методикам.
Умение адаптировать материал для занятий, методы и приемы его организации с учетом специфики образовательной программы.
Качество анализа проведенного занятия, сопоставление конспекта с его реалиями.
Содержательные рекомендации самому себе относительно проведенного занятия.
Оформление отчета.
Задание 5
Анализ занятия с детьми дошкольного возраста
Цели
Углубление знаний о специфике педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Формирование личностной активности, обеспечивающей готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности.
Формирование творческого отношения к организации деятельности анализа.
Формирование готовности и способности к самообразованию.
Содержание работы над заданием
Актуализация знаний об особенностях организации занятия с детьми дошкольного возраста.
Изучение методики организации и проведения занятия с детьми дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями вариативной программы.
Анализ занятий, проводимых сокурсниками.
Методические рекомендации
Проведение открытого занятия практически всегда является для студентов очень сложным вопросом. He менее проблематично оно и в плане анализа для присутствующих. Что анализировать? Как анализировать?
Приступая к выполнению настоящего задания, необходимо «освежить» свои знания по вопросам организации занятия с детьми дошкольного возраста. Это требует обращения к специальной литературе, рекомендованной или выбранной студентом самостоятельно. Выполнение задания предполагает анализ занятия, проводимого сокурсниками. С этой целью необходимо посетить ряд занятий. Ниже приведены варианты анализа, которыми можно воспользоваться, при обсуждении просмотренных занятий.
Примерная схема анализа занятия (в. 1)
1. Общие сведения об учебном занятии: вид, время проведения, тема, цель, задачи. 2. Санитарно-гигиенические условия; подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя, его качества; психологическая подготовка детей к занятию, мотивирование учебно-познавательной деятельности, создание эмоционального фона. Организация начала занятия. Приемы переключения внимания детей и его концентрации на учебной работе.
3. Тип и структура занятия, форма проведения, соответствие цели и задачам. Рациональное использование времени.
4. Содержание занятия, соответствие программе, уровню развития детей. Какие знания, умения и навыки формируются. Информационная насыщенность занятия. Полнота и последовательность ознакомления детей с материалом. Научный уровень материала, его изложение, связь с жизнью.
5. Оптимальность выбора методов и приемов работы на каждом этапе занятия. Насколько выбранные методы обеспечивают сознательность и прочность усвоения знания. Содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
6. Стимулирование познавательной деятельности детей. Приемы управления вниманием детей. Стимулирование положительного отношения к учебной деятельности. Методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.
7. Воспитание детей в процессе занятия. Какие качества личности формируются. Какие приемы и средства воздействия используются, их эффективность. Меры, обеспечивающие высокую работоспособность детей.
Анализ занятия (в. 2)
1. Анализ цели занятия, поставленной воспитателем:
а) акцентированность на развитии личностно-смысловой сферы детей, их ценностных отношений;
б) диагностичность цели (четкость выделения в ней конечных результатов);
в) преемственность в постановке цели (связи с целями предшествующих и последующих занятий).
2. Определение типа занятия (развивающее, обучающее) и установление соответствия структуры логике занятия того или иного типа.
3. Выделение главного этапа занятия.
4. Изучение каждого этапа занятия с точки зрения установления связей в цепи: образовательная (развивающая, воспитательная) задача этапа – содержание – методы, приемы – формы организации деятельности детей – реальный результат.
5. Определение влияния каждого предшествующего этапа занятия на последующий этап.
6. Формулирование общих выводов по занятию.