Механизм создания ситуации успеха




Элементы:

1. желаемая для ребенка цель;

2. переживание чувства определенной степени напряжения;

3. возможность преодоления возникающих трудностей;

4. разрешение трудностей;

5. переживание радости успеха;

6. неоднократность повторения подобной ситуации.

Цель 6. Развитие логического мышления ребенка:

1. выявить эффективность методов и приемов, используемых воспитателем для развития логического мышления;

2. пронаблюдать, как ведется работа над понятиями и их содержательным смыслом;

3. являются ли вопросы воспитателя средством развития логического мышления ребенка;

4. определить наличие связей нового материала с ранее изученным.

Цель 7. Анализ методов обучения, используемых на занятии:

возможный вариант алгоритма методов обучения может быть представлен в виде:

- определить, соответствуют ли методы обучения целям занятия, если не соответствуют, то установить каким образом это несоответствие отразилось на результате занятия;

- выяснить соответствуют ли методы обучения содержанию материала, обеспечивают ли они должную систему его усвоения;

- оценить соответствие форм организации познавательной деятельности ребенка методам обучения;

- определить, на сколько методы обучения соответствуют реальным возможностям ребенка;

- проанализировать развивающее воздействие методов обучения;

- выяснить, на какой основе отношений (авторитарной или сотрудничества) осуществляются методы обучения;

- оценить не отдельный метод обучения, а всю систему методов, используемых воспитателем на занятии в их взаимосвязи и взаимодействии;

- установить результат методов через анализ знаний ребенка, полученных в ходе применения воспитателем этой системы методов.

Цель 8. Анализ содержания учебного материала:

1. определить соответствие предлагаемого материала требованиям программы, по которой работает группа;

2. определить рациональность последовательности его рассмотрения, расположения, связности, опору каждого последующего на предыдущее;

3. определить уровень доступности содержания предлагаемого материала: простоту, доступность, уровень сложности;

4. рассмотреть возможности содержания данного материала для развития ребенка, определив каким образом данным материалом может быть достигнут развивающий аспект цели занятия;

5. определить уровень научности содержания материала, научной достоверности, научной глубины;

6. определить связь теоретической части материала с практикой;

7. рассмотреть логичность построения материала:

- соответствие общего и частного;

- осознанность терминологии.

8. дать оценку целостности, связности содержания предлагаемого материала.

Также можно воспользоваться таблицей для конструирования и анализа занятия или другими вариантами анализа (приложение 7).

При обсуждении просмотренного занятия, рекомендуется придерживаться следующей логики совместной аналитической деятельности студента и присутствующих.

1. Информация о специфике занятия до его начала.

Всегда важно, чтобы присутствующие смотрели на учебное занятие с позиции ведущего занятие. Поэтому необходима информация до учебного занятия об особенностях его построения и проведения.

2. Самоанализ занятия после его проведения

Как правило, здесь дается оценка степени реализации замысла занятия.

3. Анализ занятия присутствующими на нем (положительная обратная связь)

Положительная обратная связь обеспечивает сопоставление результатов деятельности детей на конечном этапе занятия срезультатами их деятельности в начале занятия. Особое внимание обращается на то, каким образом были получены положительные результаты, что повлияло на успешность реализации отдельных этапов занятия и в целом на достиже­ние образовательных целей (отбор содержания, организация взаимодействия, формы и приемы работы с детьми и др.).

5. Рефлексия студента своей педагогической деятельности.

Одним из путей повышения качества занятия является самоанализ. На какие вопросы следует искать ответ, анализируя свое занятие? Можно предложить следующие варианты.

1. Дать краткую характеристику группы, в которой проходило занятие.

2. Охарактеризовать тему: степень сложности вообще и трудности для данной группы.

3. Обосновать постановку образовательной цели занятия, его тип и структуру.

4. Выделить главный этап и дать его полный анализ.

5. Показать, как другие этапы занятия работали на главный этап.

6. Дать оценку успешности достижения цели занятия. Обосновать ее.

7. Что необходимо изменить в этом занятии в будущем, какой опыт обобщить?

Последовательность и объем вопросов могут быть самыми разными. Главное, чтобы студент смог, прежде всего, себе ответить на вопрос: все ли потенциальные возможности занятия использованы для обучения, воспитания и развития детей? Если нет, то в чём причина? При этом необходимо найти ответ на вопросы: с чем дети ушли с занятия? Какоепродвижение произошло в их знаниях, умениях и навыках, способах деятельности? Осознали ли они причины своих затруднений?

Самоанализ занятия

1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий?

2. Была ли произведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущими?

3. Какие решались задачи: образовательные, воспитательные, разви­вающие? Была ли обеспечена их комплектность, взаимосвязь? Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?

4. Оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснования выбранным методам обучения.

5. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие сред­ства обучения вы использовали?

6. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет кото­рых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия?

7. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Для представления в качестве отчета выбирается одно из просмотренных занятий, оказавшееся с точки зрения студента наиболее интересным.

Не следует стремиться к тому, чтобы дать однозначный, исчерпывающий ответ по каждому из предложенных вопросов, ибо занятия бывают весьма разнообразными. По некоторым вопросам может не оказаться материала, зато может появиться материал по вопросам, которых в перечне нет. Надо творчески подойти к выполнению задания и отнестись к вопросам как к некоторым опорным точкам для наблюдений и рассуждений.

При наблюдении занятий рекомендуется вести рабочие записи, которые могут излагаться в свободной форме, содержать сокращения, небрежности. Однако запись, которая включается в состав отчета, должна быть реконструирована. Здесь можно использовать следующую форму.

Занятие………..Группа…….Ф.И.О. воспитателя…….

Цель занятия……………………………………………………………………….

Цель этапа Содержание учебного материала Методы обучения Формы организации деятельности детей Анализ, оценка

Такая форма дает возможность глубже сделать анализ этапов занятия в целом. Будет сразу видно, что «западает»: постановка задач, отбор под них учебного содержания или отбор методов и форм организации учебной деятельности детей.

На основе записи занятия осуществляется собственно анализ, основным содержанием которого являются рассуждения, где студент-практикант оперирует данными записи занятия. Завершается анализ занятия заключением, в котором подводятся итоги.

Содержание отчета

1. Основные «параметры» занятия.

2. Реконструированный и приведенный в порядок анализ одного занятия по предложенным вопросам.

3. Выводы с соответствующими рекомендациями автору занятия.

4. Перечень пособий, связанных с выполнением задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: