Для выполнения задания, необходимо обратиться к литературе, которая поможет «оживить» свои знания и представления об особенностях планирования педагогического процесса ДОУ. Соответствующую литературу можно выбрать из перечня, предлагаемого в рекомендациях, либо подобрать по желанию.
Задание выполняется не позднее конца 1-ой – начала 2-ой недели практики. Логично его начинать после психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста и в соответствии с полученными данными проектировать свою будущую педагогическую деятельность с детьми на последующие 4 недели.
Составляя план, необходимо учесть стратегические направления программы и определить тактические задачи педагогической деятельности, разработать методику их реализации. Затем необходимо составить перспективный и календарный план на каждую неделю отдельно, где конкретизируются задачи работы, уточняется общий проект с учетом результатов работы с детьми, развития ситуации, возникающих оперативных задач и др. План утверждается у группового руководителя.
Перспективный план воспитательно-образовательной работы может быть таким:
Задачи:…
дни недели | 1-ая неделя | 2-ая неделя | 3-я неделя | 4-ая неделя |
понедельник | ||||
вторник | ||||
среда | ||||
четверг | ||||
пятница |
Календарный план воспитателя предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день, его форма может быть различна. Для примера ниже приведены возможные варианты календарного плана.
1 вариант.
дата | 1-е занятие | 2-е занятие | 3-е занятие | 1-ая половина дня | прогулка | 2-я половина дня |
|
2 вариант.
дата | Вид деятельности | Формы, методы, приемы | Место в режиме дня |
Занятие | |||
Игра | Виды игры, цель, приемы, организация и руководство, создание условий | ||
Труд | Разные виды и формы, цель, оборудование | ||
Работа с родителями | Консультации, беседы, собрания |
3 вариант.
Режимные моменты | 1-я половина дня (виды деятельности) | Занятия | Дневная прогулка | 2-я половина дня | Вечерняя прогулка | ||||
дата | игровая | познавательная | трудовая | игровая | познавательная | трудовая | |||
4 вариант.
дата | занятия | Вне занятий | прогулка | Индивидуальная работа | |
1-я половина дня | 2-я половина дня | ||||
Примерное планирование работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов приведено в приложении 3.
При составлении плана работы, рекомендуется внимательно изучить педагогическую деятельность воспитателя, отметить все нюансы его работы.
Кроме того, составляя план воспитательно-образовательной работы, следует обратить внимание на специфические особенности планирования по программе, используемой данной группой.
Например, планирование по программе «Детство» отличается тем, что для целостного осуществления всех направлений в педагогическом процессе, содержание его планируется понедельно. При планировании используется ситуационный подход, при котором основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется с целью решения определенных задач развития и воспитания. Необходимо учесть, что ежедневно планируется содержание образовательных ситуаций или занятий по двум направлениям, сочетающим разные виды активности детей (например: окружающий мир и физкультура; изобразительная деятельность и музыка и т. д.).
|
Можно использовать также тематическое планирование педагогического процесса, при котором темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта: предметный мир, социальный мир, мир природы и пр. Тема планируется на 1 – 2 недели, объединяет содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Тема отражается в содержании планируемых ситуаций.
Возможно использование сюжетно-тематического планирования педагогического процесса, когда образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы на некоторый отрезок времени «сюжет» и содержание детской жизни. При этом не должна быть нарушена логика охвата всех направлений работы с детьми. Образовательные ситуации, занятия, общение включаются в сюжетную линию, которую «ведет» игровой персонаж.
В планировании учитывается принцип сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей. Подробное планирование по каждому разделу представлено в программе «Детство».
|
Примерное планирование педагогического процесса по программе «Из детства - в отрочество», осуществляется отдельно по каждому разделу. Однако при составлении собственного перспективного плана работы необходимо учесть, что задачи работы с детьми дошкольного возраста по каждому направлению пересекаются, усиливая друг друга и обеспечивая процесс психического развития и социализации ребенка, реализуя общие и частные задачи, связанные с конкретным содержанием. Поэтому все направления работы комплексно обеспечивают педагогический процесс. Следует обратить внимание на то, что полученные навыки и представления детей по каждому направлению программы закрепляются и совершенствуются в играх, общении со взрослыми на занятиях и в повседневной жизни. Поэтому, планируя работу с детьми, нужно компоновать различные фрагменты игр и занятий, объединяя разные изучаемые содержания и обеспечивая тем самым ориентировку на возможности и развитие детской компетентности и умелости с учетом состава группы.
Кроме того, составляя план работы с детьми, можно воспользоваться готовым годовым планированием, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа их продвижения, независимо от уровня исходной подготовленности.
Содержание отчета
План воспитательно-образовательной работы на 4 недели.