А. Общение
Маша – общительная девочка, ей нравится разговаривать со взрослыми. Она любит помогать воспитателю организовывать детей. Маше очень нравится, когда взрослые дают ей какое-нибудь поручение – с удовольствием их выполняет. Девочка контактирует со всеми детьми своей и соседней группы.
По отношению ко всем детям в группе Маша проявляет чувство симпатии. В то же время если кто-то из детей в группе начинает баловаться, громко кричать, бегать, то девочка начинает делать тоже самое.
Б. Сформированность элементов трудовой деятельности и навыки самообслуживания.
Девочка умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но в контроле воспитателя всё же нуждается, т.к. не может застегнуть все пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не всегда аккуратно складывает свои вещи.
В. Игровая деятельность.
Продолжительность пребывания в роли невелика (не более 5-7 мин.), применяет предметы-заместители. Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно охарактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжетно-ролевого поведения.
Г. Изобразительная деятельность.
У Маши отмечено негативное отношение к изобразительной деятельности (у девочки не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования его ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками).
В рисунке присутствует сюжет (персонажи взаимодействуют между собой), хотя он отображен достаточно схематично. В изображении схемы тела упускает важные детали лица (брови, ресницы). В рисунке использует всего 3 цвета.
Выводы из заключения на Машу М. (6 лет 1 мес.)
|
Прогноз дальнейшего развития ребёнка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности, творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития. Нарушение произвольного внимания приводит к дезорганизации деятельности ребёнка.
Рекомендации
Необходимо:
а) формировать пространственно-временные представления и совершенствовать координацию движений. В процесс проведения подобных занятий включать упражнения по развитию произвольного внимания;
б) способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней – умению культурно общаться с окружающими и основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и на улице. В процессе игровой терапии – проводить работу по снятию невротических реакций;
в) продолжать работу над развивающимися в дошкольном возрасте психическими процессами, особенное внимание уделить развитию словесно-логического мышления, речи и воображения. Необходимо организовывать работу, направленную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;
г) формировать мотивацию к учебной деятельности и продолжать работу по формированию произвольности поведения.
Приложение 3
Планирование работы с детьми в детском саду по проведению режимных моментов
(на примере организации работы с детьми среднего дошкольного возраста в первую половину дня).
Прием детей. При планировании работы в дневнике по практике укажите, где будет осуществляться прием детей: в группе или на участке. Раскройте содержание воспитательно-образовательной работы.
|
Например, во время утреннего приема создайте хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо встретить детей).
Обратите внимание на внешний вид, на то, чтобы пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывайте культуру общения (разговаривайте тихо, не кричите).
Проследите, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, помогите им в этом (предложите игрушку, подключите к играющим детям, уточните, с кем бы ребенок хотел поиграть, дайте ему поручение).
Создайте условия для разнообразной и интересной деятельности детей.
В плане необходимо конкретно указать деятельность (игровая, трудовая), которая планируется в этот отрезок времени. Определяя индивидуальную работу с детьми, укажите тему и цель.
Например, с группой детей (указать, каких) рассмотрите одежду. Уточните знания детей о названии ее предметов, материале, цвете, отдельных деталях. Спросите, кто шьет костюмы, платье.
Организуйте с детьми беседу (укажите ее тему и цель). Знают ли дети свой домашний адрес? Какие у них любимые игрушки, игры? С кем они дружат (с кем бы хотели дружить? почему?) Что они знают о растениях, животных, временах года, праздниках?
Проведите игру с разборными игрушками («Собери матрешек», «Собери пирамидки» и др.) с целью научить детей различать предметы по величине, цвету.
Поиграйте с детьми в игру средней подвижности, поупражняйте их в ловкости, меткости, развивайте координацию движений.
Группе детей покажите несколько игрушек, сделанных из бумаги, вызовите у них желание делать несложные игрушки.
|
Проведение утренней гимнастики, В плане записывается комплекс утренней гимнастики.
Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Когда дети пойдут умываться, объяснить им (напомнить, уточнить) правила поведения: перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2—3 чел. и дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, оценивать детские поступки. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место.
В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина и др.), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная).
Завтрак. В плане можно отразить следующую работу: обратить внимание, как накрыты столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимости от меню), уточнить название блюд. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях. Создать у детей положительное отношение к еде.
Постоянно следить за осанкой детей во время еды, при необходимости поправлять. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды.
Подготовка к прогулке. В плане отразить установку на предстоящий вид деятельности. Предложить детям убрать игрушки на место, приучать их поддерживать чистоту и порядок в группе. Напомнить, уточнить правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей; проследить, чтобы каждый ребенок сел около своего шкафчика (на банкетку или стул); следить, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее по мере последовательности одевания. Добиваться, чтобы дети одевались самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика и надеть колготы, рейтузы, затем свитер, кофту, платок, шапку, в последнюю очередь -пальто, завязать шарф, убрать сменную обувь в шкаф. Надо воспитывать у детей культуру общения. Напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».
Прогулка, ее организация. В плане работы наметить разные виды деятельности во время прогулки. Записывается не только их название, но и педагогическая задача. Надо указать, какие виды игрушек и инвентарь будут вынесены для организации намеченных игр, трудовой деятельности. Отмечается последовательность видов деятельности в зависимости от цели прогулки, состояния погоды, интереса детей, их индивидуальных особенностей.
Выйдя с детьми на участок, познакомить их с игровой базой. Уточнить, с кем и во что дети хотели бы поиграть, напомнить им о правилах игры.
В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались. Организовать подвижную игру (указать название игры и цель). Привлечь детей к уборке участка, указать содержание труда, т.е. что дети будут делать, педагогическую задачу. Группе детей дать трудовое поручение.
Организовать с детьми наблюдения (указать, что дети будут наблюдать). Необходимо помнить, что за 30 мин до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдение, словесные игры, беседы с детьми.
В раздевальной комнате следить за тем, чтобы все дети раздевались самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования. Дать оценку детям, при необходимости предложить ребенку навести порядок в шкафу.
Подготовка к обеду. Во время обеда создавать спокойную обстановку. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.
Подготовка к дневному сну. В процессе подготовки ко
сну следить, чтобы дети не отвлекались. Создавать спокойную обстановку в спальне. Воспитывать у детей положительное отношение ко сну. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Обратить внимание на то,
чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя при этом приемы одобрения, похвалы, замечания. Помочь детям удобно лечь в кровать. Предложить им проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным.
Приложение 4
Анализ программ.
Программа «Детство»
Авторский коллектив: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцова, Н.Н. Кондратьева, О.Н. Сомкова и др.
Научные редакторы: Г.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович.
Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру.
Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
- характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
- особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
- общие задачи воспитания;
- представления (ориентации);
- практические умения;
- уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
- методические советы;
- рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
- рекомендуемые произведения изобразительного и музыкальногоискусства; - заключение.
В основу программы положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка, его полноценного личностного формирования и становления.