Кто я — какой я
(средняя группа)
1. Формирование представлений о собственном «я»
· Актуализация представлений о себе.
Внести в группу большое зеркало, обратить внимание детей на отражение в нем. Задать вопросы:
- Кого вы видите в зеркале?
- Как вы узнали, что это вы?
- Действительно ли в зеркале вы? (Отражение.)
- Что такое «я»?
- Можно ли сказать: «Я - лошадка», «Я - машинка», «Я - собачка»? (Можно, когда мы играем, на самом деле - нельзя.)
- Как вас называет мама? (По имени.)
- Как вы говорите о себе, когда что-то делаете, чего-то хотите?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что друг к другу мы обращаемся по имени, используем местоимения «ты», «вы», «он», «она» а про себя говорим «я».
· Анализ представления о собственном «я» в художественных произведениях. Прочитать детям сказку М.В. Долотцевой «Крошка Енот». Провести беседу, задать вопросы:
- Кого увидел крошка Енот в пруду?
- Почему он испугался того, кто сидел в пруду?
- Почему его отражение было со страшной «рожей»? С камнем?
- А когда мама посоветовала ему улыбнуться, испугался ли Енот своего отражения?
Подвести детей к пониманию того, что в зеркале мы видим свое отражение таким, какими являемся в данный момент.
· Анализ собственного «я» на основе рассматривания иллюстраций
художника В.М. Назарука к сказке М.В. Долотцевой «Крошка Енот»
Задать вопросы:
- Какое выражение лица было у Енотика, когда ему мама разрешила одному сходить за сладкой осокой, и он сказал: «Я большой, я большой!» (Довольное, веселое, счастливое.)
- Как он смотрит на свое отражение с палкой? (Испуганно, враждебно.)
- Как улыбается тому, кто сидит в пруду? (Ласков, приветливо).
- Познакомить детей с пособием «Я — домик». Оно состоит из изображений домика с несколькими этажами, окна в которых имеют отверстия, и плоскостных разноцветных человечков, обозначающий качества человека.
Задание детям
Расселить свои человечки-качества на разных этажах домика, дать каждому своему качеству название. Например, ребенок ставит человечка красного цвета в домик и говорит, что это его доброта, зеленого - любовь к маме, синего - трусость и т.п.
Сделать вывод о том, что мы все разные и качества в наших домиках тоже разные.
· Демонстрация схематических лиц (масок), символизирующих различные выражения, которые могут интерпретировать как веселые, грустные, нейтральные.
Задание детям
Одно из лиц-масок - это ты. Найди себя, объясни, почему это ты.
· Демонстрация схематических человечков в различных позах:
доминирование, равенство, подчинение
Задание детям
Одна из этих поз - твоя. Найди себя и объясни, почему это ты.
· Анализ проявления понятия собственного «я».
Воспитатель предлагает детям уточнить, что же такое «я».
Рубашка - это «я»? Рука - это «я»? «Я» - это ты? Кто же «я»? (Сын, внук, мальчик, ребенок.) В магазине я кто? (Покупатель.) В автобусе я кто? (Пассажир.) Воспитатель подводит детей к выводу том, что когда мы хотим что-то сказать о себе, своих действиях и поведении, когда желаем подчеркнуть свое отличие от других, мы говорим «я».
2. Ощущение собственного «я», выражение его художественными средствами
· Ассоциирование.
Задание детям
1. Из игрушек различного характера выбрать ту, с которой они
связывают себя (например, веселую черепаху, мрачную черную обезьяну,
оживленного тигра, улыбающуюся куклу, насупленного поросенка).
2. Из четырех кружков разного цвета выбрать тот, на который похож каждый ребенок.
3. Из двух прослушанных музыкальных отрывков выбрать тот, на который похожи дети.
· Выражение в творчестве.
Задание детям
Нарисовать животное, на которое вы похожи, изобразить выражение его мордочки и позу.
3. Эмоциональное переживание собственного «я», выражение переживания в поведении
· Переживание собственного «я» через моделирование поведения животных.
Задание детям
Выберите свое любимое животное, представьте себя на его месте и покажите мимикой, жестами, голосом, когда оно:
а) злое, грубое;
б) грустное, в плохом настроении;
в) веселое, доброе, спокойное.
· Эмоциональное переживание позиций других людей.
Разговор с детьми о том, как ведут себя папа и мама, когда они рассержены из-за поведения своих детей, и как они себя ведут, когда дети чем-то радуют своих родителей.
· Выражение контрастных позиций самим ребенком.
Задать вопросы
Как называют детей родители, когда они ими недовольны, какие чувства дети при этом испытывают - предложить изобразить.
Каким ласковыми словами называют детей их мамы, что дети при этом чувствуют, приятно ли им - предложить изобразить это чувство.
· Проявление свойств личности.
Задать вопросы
Делали ли вы когда-нибудь другим больно? Расскажите, как это было? Что вы при этом чувствовали?
Делали ли вам когда-нибудь больно другие люди? Расскажите, что вы при этом чувствовали?
· Обучение сотрудничеству.
Задание детям
Выберите кого-либо из детей нашей группы и расскажите, чем вы похожи и чем отличаетесь.
Уверенность — неуверенность
(Старшая группа)
1. Формирование представлений об уверенности и неуверенности
· Актуализация представлений
Воспитатель рассказывает детям одну историю:
Ребята, я вчера по телевидению смотрела чемпионат мира по фигурному катанию. Бронзовую медаль завоевал совсем молодой 15-летний фигурист. Диктор, комментируя его выступление, сказал, что этот юноша - уверенный в своих силах человек, и это качество помогло ему выиграть. Давайте поговорим сегодня о неуверенности и уверенности.
Задать вопросы:
- Как вы считаете, что значит быть уверенным в себе, в своих действиях?
- Какого человека называют неуверенным?
- Какого человека называют уверенным?
- Как он смотрит, улыбается, сидит, ходит?
- Какой у него взгляд?
- Как разговаривает уверенный человек? Какой у него голос, интонация?
· Анализ проявления уверенности и неуверенности в художественных произведениях
Чтение детям стихотворения С.В. Погореловского «Прежде и теперь»:
Зайчишка-трусишка Под липой, под ёлкой
Жил в чаще лесной. От страха дрожал,
Зайчишка-трусишка От серого волка
Дрожал под сосной. Едва убежал.
А нынче зайчишка Вот марш раздаётся;
Уже не трусишка: Дивятся кругом:
Артистом работает Зайчишка несётся
В цирке зайчишка. На волке верхом!
Ничуть не боится, Порядком дивится
А всё же и сам Таким чудесам!
Задать вопросы
- Каким был зайчик в лесу?
- В чем выражалась его неуверенность?
- Что он чувствовал, когда был слабым, трусливым, неуверенным?
- Каким стал зайчишка в цирке?
- В чем выражается его уверенность?
- Какие чувства он испытывал в цирке?
Подвести детей к выводу о том, что герой сказки может быть и уверенным и неуверенным в зависимости от ситуации.
· Анализ проявления уверенности и неуверенности на основе рассматривания иллюстраций к любимым сказкам, например, в сказке «Лиса, заяц и петух» - уверенный петух и неуверенный зайчик, в сказке «Три поросенка» - уверенный Наф-Наф, неуверенные Ниф-Ниф и Нуф-Нуф
Дети самостоятельно находят отличия в изображениях героев, их позы, мимику, определяют характер взаимоотношений.
Анализ проявления уверенности и неуверенности через просмотр мультипликационного фильма У. Диснея по сказке А.Милна «Винни-Пух и все, все, все».
Задать вопросы
- Кого из героев этой сказки вы можете назвать уверенным, кого - неуверенным? (Пятачок постоянно неуверен в себе, Винни-Пух и Кролик - уверенные герои, а Тигра - дажее самоуверенный).
- Что привлекает нас в Пятачке? (Доброта, верность друзьям, скромность. Рядом с Пятачком ощущает себя нужным, сильным, уверенным даже ленивый Винни-Пух.)
- А что отталкивает? (Неуверенность.)
- На чем основана неуверенность Пятачка? (Малый рост, слабость, трусоватость.)
- Были ли случаи, когда Пятачок проявлял уверенность? (Да, хотя очень редко, когда друзьям угрожала опасность.)
- Что привлекает нас в Кролике, Винни-Пухе, Тигре? (Они добрые, веселые, дружные, уверенные.)
- Что отталкивает? (У Винни-Пуха - лень, у Кролика - жадность, а у Тигры - самоуверенность.)
- Хотели бы вы дружить с Пятачком, Винни-Пухом, Кроликом, Тигрой?
- Что бы вы посоветовали Пятачку, чтобы он обрел уверенность в себе?
- А что посоветовали бы Тигре, чтобы он не был таким самоуверенным? (Не обещать больше того, что может сделать.)
В качестве рассматриваемого материала можно использовать и другие мультипликационные фильмы, например, «Крошка Енот» М.В. Долотцевой.
· Демонстрация схематических лиц (масок), их анализ и интерпретация с позиций уверенности и неуверенности.
Задание детям
Рассмотреть маски и выбрать выражающие уверенность и неуверенность. Обосновать свой выбор. Показать маску неуверенного Пятачка и самоуверенного Тигры.
· Демонстрация схематических поз человечков, которые могут
быть интерпретированы с позиций проявления уверенности и
неуверенности.
Задание детям
- Рассмотреть позы человечков, выбрать из них те, что выражают уверенность и неуверенность. Обосновать свой выбор.
- Показать позу неуверенного Пятачка и самоуверенного
Тигры.
· Анализ проявления уверенности и неуверенности в близком
окружении ребенка.
Разговор с детьми о том, кто из детей нашей группы чаще всего проявляет уверенность, в чем это проявляется. Кого из своих друзей дети могли бы назвать уверенным человеком и почему.
Задать вопросы
- Приведите примеры, когда каждый из вас проявил уверенность и неуверенность. В чем это выражалось? Как вы себя чувствовали?
- Бывают ли самоуверенные люди? Чем они отличаются от уверенных и неуверенных? Приведите примеры сказок и мультфильмов.
В результате работы детей подводят к выводу о том, что каждый человек может быть уверенным и неуверенным в зависимости от ситуаций. Необходимо найти причины проявления неуверенности и устранить их, так как уверенность помогает во всех делах.
2. Ощущение состояний уверенности и неуверенности, выражение их художественными средствами
· Ассоциирование
Задание детям
- Провести игру «Найди слово»: воспитатель читает отдельные слова, дети поднимают карточку определенного цвета к словам, которые ассоциируются у них со словами «уверенность» и «неуверенность». (Можно использовать слова: дрожжит, моросит, слон, мышь, смелость, трусость, мягкий, твердый, лев, заяц, медведь, петух, шкаф, стол.)
- Сравнить музыкальные отрывки (например, марш «Прощание славянки» и вальс из кинофильма «Берегись автомобиля!»), интерпретировать их с позиций уверенности и неуверенности.
Задать вопросы
- С каким временем года и явлением природы связываются уверенность и неуверенность (показ детям иллюстраций времен года и различных явлений природы).
- С каким животным связываются их уверенность и неуверенность (детям предлагается широкий выбор картинок с изображением домашних и диких животных).
· Выражение в творчестве
Задание детям
Нарисовать себя, когда они уверены в себе и когда не уверены, показать работу всем детям и рассказать о ней (возможно выполнить работу в лепке).
3. Эмоциональное переживание состояний уверенности и не
уверенности, выражение их в поведении.
· Переживание состояний уверенности и неуверенности через
моделирование поведения тех или иных животных.
Задание детям
Изобразить мимикой, жестами, телодвижениями уверенного и неуверенного гуся (можно использовать образ любого животного - медведя, собаки, кошки, утки), спросить, какого животного им нравится показывать, что они при этом чувствуют. Прочитать детям отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» о том, как голодные котята просились к богатой тетке:
Тетя, тетя Кошка, выгляни в окошко, Есть хотят котята, ты живешь богато... Обогрей нас, Кошка, покорми немножко.
Задать вопросы
- Почему котята решили попроситься к богатой кошке?
- Уверены ли они, что тетя их накормит, приютит?
- Что чувствуют котята?
- Изобразить мимикой, голосом, жестами неуверенность котят.
- Прочитать слова уверенного дворника кота Василия:
Пошли вы, попрошайки!
Небось, хотите сливок? Вот я вас за загривок.
- Продемонстрировать, как ходит кот Василий, как смотрит. Почему мы видим у него кроме уверенности чувство превосходства?
Разыграть ситуацию, когда у кота и кошки сгорел дом.
Вот шагает по дороге Кот Василий хромоногий,
Спотыкаясь, чуть бредет, Кошку под руку ведет.
Задать вопросы
- Почему в позе, голосе кота Василиямы не видим прежней уверенности?
- Что чувствуют в такой ситуации кот и кошка?
Задание детям
Показать, как ходил кот, когда у него был дом, и как вел себя, когда дом сгорел: сначала важно, уверенно, гордо и затем робко, растерянно, неуверенно.
Задать вопросы
- Какие чувства приятнее?
- Помогут ли друзья погорельцам?
- Как закончилась сказка?
· Эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в состоянии уверенности и неуверенности
Задать вопросы
- Как ведут себя папа и мама, когда они уверены в себе? Когда не уверены? Покажите.
- Как ведут себя дети в игре, на занятиях, когда они уверены в себе, когда не уверены? Покажите.
· Эмоциональное переживание позиций уверенности и неуверенности,в которые ставится сам ребенок.
Задание детям
1. По сигналу воспитателя (хлопок) ходить по кругу важно, гордо, уверенно, а затем (хлопок) - робко, растерянно, неуверенно.
2. Показать, каким голосом они будут просить помощи у воспитателя, когда не получается работа по аппликации: сначала робко, нерешительно, затем смело, уверенно. Какие чувства вы испытываете? Что вам приятнее?
3. Прочитать знакомое всем стихотворение сначала робко и неуверенно, затем уверенно, смело. Какие чувства вы испытываете? Что вам приятнее?
· Моделирование ситуаций с проявлением уверенности и неуверенности.
Задание детям
1. Представить, что вы попали в компанию незнакомых людей. Показать мимикой, жестами, позой, голосом:
- уверенность,
- неуверенность.
Какое чувство вам приятнее?
2. Представить, что к вам обратился незнакомый человек на улице с вопросом, который час:
- проявите неуверенность, робость;
- ответьте ему уверенно, смело.
Можно разыграть ситуации в парах.
· Обучение сотрудничеству.
Задание детям
Вспомнить содержание сказки «Лиса, заяц и петух», поговорить об уверенности петушка и неуверенности зайчика.
Задать вопросы
- Силой ли победил петушок лису? (Своей уверенностью: голова держится прямо, немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, в руках несет воображаемый предмет.)
Задание детям
Придумать новое окончание сказки, в которой зайчик проявляет уверенность.
Провести игру «Волшебное кресло»: каждому ребенку, сидящему в кресле, дети по очереди говорят, что в нем есть хорошего, тем самым, укрепляя в нем чувство уверенности.
Радость — огорчение
(Старшая группа)
1. Формирование представлений о радости и огорчении
· Актуализация представлений
Воспитатель ведет с детьми разговор о том, что после долгого перерыва пришел в группу ребенок, которому рады и взрослые и дети, и предлагает детям продолжить разговор о радости и огорчении.
Задать вопросы
- Как вы думаете, что такое радость?
- Что такое огорчение?
- Что значит радоваться?
- Что значит огорчаться?
- Что в жизни вас радует? Огорчает?
- Что вы при этом чувствуете?
- Как человек выражает свою радость? Огорчение?
· Анализ проявлений радости и огорчения через художественные произведения
Прочитать детям стихотворение Г.А. Ладонщикова «Я не плачу»:
Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино,.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
- Ну, прости, в последний раз!
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
Провести беседу по вопросам:
- Радостное ли это произведение?
- Как еще можно сказать? (Грустное, печальное, невеселое.)
- Почему мама рассердилась? (Мальчик баловался, шалил.)
- Как он был наказан? (Остался дома один, мама ушла в кино без него.)
- Как можно было по-другому разрешить этот конфликт? Дети предлагают варианты:
а) мама могла не рассердиться;
б) мальчик мог сразу попросить прощения.
Задать вопросы:
- Могло бы с вами случиться такое?
- Почему иногда мамы огорчаются из-за вас? Как вы решаете свои конфликты? Расскажите.
· Анализ радости и огорчения на основе рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Колобок», «Лисичка со скалочкой»
Предложить детям выбрать иллюстрации с печальными героями, назвать их. А затем выбрать иллюстрации со счастливыми героями.
- Как огорчались герои сказок?
- Как об этом говорится в произведениях? (Пригорюнился, опечалился, затужил, голову повесил.)
- Проследите, как изменилось изображение Хаврошечки в начале сказки и в конце? (От печальной до радостной.) В чем это выражается? (Поза, выражение лица.)
- Как выражается радость героев сказок?
- Какое настроение у вас вызывают эти иллюстрации и почему?
Подвести детей к пониманию того, что радость и огорчение могут испытывать все герои сказок, их состояние зависит от ситуации.
Задание детям
Предложить придумать новое радостное окончание сказки «Колобок».
· Демонстрация схематических лиц (масок), которые могут
интерпретироваться с позиций радости и огорчения.
Задание детям
1. Выбрать из нескольких масок маски радости и огорчения и
обосновать свой выбор. Провести игру «Подбери пару» - составить такую же маску, какую показывает воспитатель, дать ей название.
2. Составить из множества масок ряд от огорчения до радости.
· Демонстрация схематических поз человечков, которые могут
быть интерпретированы с позиций проявления радости и огорчения.
Задание детям
Выбрать из нескольких поз человечков те, которые могут быть интерпретированы как позы радости и позы огорчения, обосновать свой выбор.
Работа в парах: составить позу огорчения и радости с помощью спичек. Договориться между собой, кто какую позу будет составлять, и рассказать, чем они отличаются.
· Проявление радости и огорчения в близком окружении ребенка
Задать вопросы:
- Что и кто вам приносит чувство радости? Что и кто вас огорчает?
- Что можно сделать, чтобы чувство огорчения редко посещало вас?
- Кому вы приносите радость? В чем эта радость заключается? Обобщить ответы детей.
2. Ощущение состояний радости и огорчения, выражение их
художественными средствами.
· Ассоциирование.
Задать вопросы:
- С каким запахом ассоциируются слова «радость», «огорчение»?
- Какие они на ощупь? (Предложить материал разной фактуры: мех, наждачная бумага, картон, фланель, клеенка, бархат.)
- С какой музыкой ассоциируются радость и огорчение? (Дети сигнальными карточками отмечают свое отношение к той или иной музыке. Рекомендуется использовать музыкальные отрывки разного характера, например, Л. Бетховен «Весело-грустно», Г.В. Свиридов «Ласковая просьба».)
- С какой погодой связываются радость и огорчение? (Предложить наборы иллюстраций.)
· Выражение в творчестве.
Задание детям
Нарисовать себя красками, как вы радуетесь и огорчаетесь. Рассказать о нарисованном.
3. Эмоциональное переживание радости и огорчения, выражение их в поведении.
· Переживание состояний радости и огорчения через моделирование поведения животных
Предложить детям послушать стихотворение М. Джалиля «Кукушка» и показать мимикой, жестами, голосом грустную птицу, у которой нет птенцов, и веселую, радостную птицу, когда птенцы вместе с ней.
Задать вопросы
- Какие чувства вы испытывали в первом случае? Во втором?
- Какое чувство приятнее?
· Эмоциональное переживание других людей, находящихся в
состоянии радости и огорчения.
Задание детям
1. Рассказать и показать, как ведет себя брат (сестра), когда он огорчен чем-либо, расстроен? (Походка, речь, жесты, мимика.)
2. Рассказать и показать, как ведет себя брат (сестра), когда он
веселый, радостный.
3. Показать, как ведет себя воспитатель, когда он огорченный
и когда он радостный.
· Эмоциональное переживание радости и огорчения самого ребенка.
Задание детям
1. Показать мимикой, жестами, голосом, как ты огорчаешься,
когда мама оставляет тебя одного.
2. Показать мимикой, жестами, голосом, как ты радуешься приходу мамы.
Задать вопросы
- Что ты чувствовал при этом?
- Какое чувство приятнее?
· Моделирование ситуаций с проявлением радости и огорчения.
Разыграть ситуации
Вы соревновались с Наташей. И она выиграла, радуется. Что ты чувствуешь при этом? Сделай радостное лицо и порадуйся вместе с Наташей.
Сереже не дали стихотворения на утренник, он сильно расстроился, испытывает огорчение. Нужно подойти к нему, посочувствовать, утешить. Как помочь Сереже:
а) попросить воспитательницу, чтобы она дала стихотворение;
б) уговорить Сережу отказаться от своего намерения.
· Обучение сотрудничеству.
Задание детям
1. Небольшой группой придумать новое окончание ненецкой
народной сказки «Кукушка», чтобы мама не улетела от детей, а осталась вместе с ними. Что для этого необходимо?
2. Выполнить коллективную работу по аппликации на эту тему.
· Обучение выходу из конфликтных ситуаций.
Разыграть ситуацию
Маме рассказали, что ты не очень хорошо вел себя на улице. Она расстроилась, огорчилась. Что ты будешь делать?
Ты хочешь быть первым на утренней зарядке, а воспитательница поставила другого ребенка. Ты огорчен. Что ты будешь делать?
Можно использовать ситуации из жизни детей в детском саду и дома.
Испытание магнита
(Старший дошкольный возраст)
Цели:
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
Материалы: магниты, большая коробка с магнетическими (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, детали конструктора «Лего», мозаика, деревянные палочки и др.) предметами.
Словарная работа: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение.
Предварительная работа: чтение глав из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в Уголке экспериментирования.
Ход занятия
Воспитатель читает детям очередную главу книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
В этот момент входят Винтик и Шпунтик с грустными лицами. В руках у них большая коробка с различными предметами.
Дети обращают внимание на их настроение, пытаются догадаться, что же случилось, выясняют это.
Винтик и Шпунтик рассказывают о том, что они хотят построить новую машину для сбора урожая яблок, для которой нужны железные детали. Но Незнайка перепутал все, и теперь в коробке лежат железные, деревянные, пластмассовые, стеклянные и другие детали вместе.
- Что же нам делать?
Ребята предлагают помочь им разобрать детали. Но герои сомневаются: «А как вы сможете отличить железные детали от остальных?»
Дети отвечают: «Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит».
Воспитатель уточняет:
- Почему нужно использовать магнит?
- Что мы знаем о свойствах магнита?
- Как эти свойства можно проверить?
Дети берут магниты в Уголке экспериментирования и самостоятельно извлекают с его помощью из коробки железные предметы.
Воспитатель в процессе эксперимента выясняет у детей:
- Как называются предметы, притягиваемые магнитом?
- Из какого материала сделаны эти предметы?
- Что осталось в коробке, почему?
Записывают результаты эксперимента в таблицу при помощи знаков «+» и «-».
РЕЗИНА -
ДЕРЕВО -
ЖЕЛЕЗО +
ПЛАСТМАССА -
БУМАГА -
Вывод
Магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит.
Винтик и Шпунтик благодарят детей, берут коробку с железными деталями и уходят.
Воспитатель приглашает детей прочитать новую главу о приключениях малышей-коротышей из Цветочного города.
(Л.Ю. Мишина)
Приключения Буратино
(Старший дошкольный возраст)
Цели:
актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде);
развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;
прививать интерес к сказкам;
стимулировать желание помочь герою сказки;
воспитывать аккуратность.
Материал: деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка Почемучка.
Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», настольно-печатная игра «Приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.
Ход занятия
Воспитатель нарочито громко «заводит разговор» с Почемучкой, сидящей в Уголке экспериментирования с блокнотом и карандашом, тем самым привлекая внимание детей: «Почемучка, чем ты так увлечена? Сочиняешь сказку про Буратино? А мы с ребятами недавно читали эту сказку. Ах, ты сочиняешь продолжение?»
Заинтересовавшимся детям воспитатель читает сочиненный Почемучкой отрывок: «Побежал Буратино в школу, вдруг на пути у него широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать? Думал-думал Буратино...» Почемучка спрашивает: «А о чем он думал?»
Дети высказывают предположения. Если кто-либо высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы «Плыть надо - плыть нельзя ».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, ведь он деревянный.
Последнюю гипотезу предлагают проверить. А вдруг он утонет? Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева, и находят в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
Вывод
Дерево в воде не тонет, значит,Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.
Ребята вместе с Почемучкой придумывают конец сказки: «Буратино сложил одежду и Азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».
На занятии по изодеятельности дети рисуют иллюстрации к новой сказке.
(С.И. Глаба)
Приложение 7
Табл.
Варианты анализа занятий в детском саду
I. Структурный анализ
1. Выявите структуру занятия.
2. Установите взаимосвязь между этапами занятия.
3. Определите направленность основных этапов занятия на конечный результат, на решение задач.
4. Организация перехода воспитателя от одного вида деятельности к другому в рамках одного этапа или от этапа к этапу.
5. Целесообразность запланированного времени на каждый из этапов занятия.