Задание на педагогическую интуицию:
- Вспомните последнее ваше занятие. Принимали ли вы в ходе этого занятия быстрые интуитивные решения? Дайте развернутое психологическое обоснование тому, что вы тогда сделали интуитивно.
Задание на педагогическую наблюдательность:
- Войдя в группу, расшифруйте внутреннее состояние детей по их позам, выражению лиц и т.п.
- Посмотрите фотографии, сделанные в разных группах детского сада. Определите возраст детей, их эмоциональные состояния, взаимоотношения с другими детьми на фотографии.
Задание на педагогическую импровизацию:
- Представьте педагогическую ситуацию с трудным ребенком в вашей
группе. Определите оптимальные пути выхода из этой ситуации.
Задание на педагогический оптимизм:
- Ответьте себе, можете ли вы в каждом ребенке и в себе найти позитивные качества и, опираясь на них, прогнозировать дальнейшее развитие человека.
Задания на педагогическую рефлексию:
- Прохронометрируйте свое время (на что ушло время занятия, рабочего дня, недели).
- Пронаблюдайте за собой, удается ли вам несколько раз в ходе учебного процесса вставать в рефлексивную позицию, т.е. посмотреть на себя глазами детей (до занятия, в течение занятия, после занятия).
- Вы провели беседу с детьми. Проанализируйте ее результаты с позиции воспитателя, с позиции психолога.
- Вернитесь к плану последнего занятия. Ответьте, что было главным основанием при определении структуры занятия: логика материала, логика применения методов (позиция методиста), особенности психического развития детей и их возможности (позиция диагноста).
- Проанализируйте характер ваших затруднений в педагогической деятельности, их причины.
|
- Припомните, с какими практическими затруднениями вы встречаетесь в ходе занятия. Переведите эти реальные помехи на язык психологических проблем. На основе этого определите пути выхода из затруднений.
- Постарайтесь вернуться в тяжелую для вас педагогическую ситуацию. Проделайте анализ этой ситуаций с точки зрения мотивов ее участников. Оцените, был ли оптимальным тот выход из ситуации, который вы предприняли.
Задания на рефлексию в общении:
- Мысленно проиграйте этапы проводимых вами занятий с точки
зрения задачи общения. Установите, как помогает постановка специальных
коммуникативных задач решению задач воспитания и развития детей, повышению эффективности вашего труда. Проанализируйте, насколько активно участвуют дети в общении на разных этапах занятия.
- Проанализируйте, насколько в вашем опыте коммуникативная
структура занятия зависит от его «мотивационной структуры». Иными словами, как характер общения воспитателя определяется теми состояниями мотивов, интересов детей, которые желательно вызвать в начале, середине, конце занятия.
- Составьте свой «коммуникативный портрет»: какие вы
предпочитаете задачи в общении, какие приемы и средства общения для вас наиболее характерны? Как может выглядеть коммуникативный портрет вашего коллеги?
- Подсчитайте время на занятии, в течение которого говорил
воспитатель, и время, в течение которого говорили дети.
- Проанализируйте особенности вашего общения с «трудными»
детьми. С этой точки зрения оцените свои средства и приемы в
педагогическом общении.
|
- Оцените свое педагогическое общение с учетом обратной связи от
детей.
- Оцените, как часто вы предлагаете детям возможность выбора:
характера задач, сроков их выполнения.
Задания на педагогический такт:
- Припомните, случалось ли вам попадать в такие педагогические ситуации, когда вы взволнованы или теряетесь, а дети вас поддерживают. Случалось ли вам принимать помощь от детей, как это влияло на дальнейшее общение.
- Изучите, какие роли и какие «маски» свойственны окружающим вас
людям в детском саду. Что указывает на то, что это «маски»? Приходилось ли вам в общении в группе надевать «маску», занимать несвойственную вам
роль? Разгадали ли ее дети? Удается ли вам расшифровать «маски» детей?
- Оцените ваше отношение к конфликту (он разрушает отношения или
способствует их оздоровлению?). Научитесь осуществлять диагностику
конфликта, выявления его участников, суть конфликтной ситуации.
- Кончилось занятие, сядьте на несколько минут. Задумайтесь, какие
моменты в общении на сегодняшнем занятии вы расцениваете как психологический выигрыш, психологический проигрыш.
Задания на педагогическую эмпатию:
- Представьте себя на месте молодого воспитателя вашего детского
сада, испытывающего затруднения. Подумайте, какую помощь он ожидает от
вас, готовы ли вы оказать ему эту помощь.
- Посмотрите на себя глазами других воспитателей, детей,
администрации.
- Попросите коллегу посидеть на вашем занятии, затем вместе с ним
обсудите, сколько инициатив детей вы пропустили и не поддержали. Сказалось ли это на проявлении активности сильных, средних, слабых дошкольников?
|
Задание на анализ психологических состояний в ходе занятия:
- Составьте бланк: слева по вертикали - время занятия и этапы работы
на нем, справа по горизонтали - перечень ваших состояний и обозначений их
цветом. Возможные обозначение: голубой цвет — рациональное рабочее
состояние, зеленый цвет - эмоционально-уравновешенное, красный цвет -
тревога, стресс. Постарайтесь заштриховать разными цветами на бланке,
какие психические состояния вы испытываете в ходе занятия. Как это влияет
на продуктивность занятия?
Задания на рефлексию личностных качеств:
- Припомните трудные педагогические ситуации, из которых вы
вышли победителем. Какие качества личности помогли вам в этом?
Отсутствие каких нужных для воспитателя свойств личности вам существенно мешает?
- Сформулируйте свою профессиональную самооценку - в прошлом
году, в этом году, применительно к будущему. Сравните их. Определите
тенденцию. Ваш уровень профессиональных притязаний падает или растет?
- Найдите ответы на вопросы: открыты ли вы для обсуждения с
коллегами своих личных профессиональных проблем? Готовы ли к
принятию критических замечаний в свой адрес?, Как это влияет на вашу
личную профессиональную самооценку?.
Задания на рефлексию роли личности в профессиональной компетентности:
- Над какой стороной своей профессиональной компетентности вы
работали в прошлом году, в нынешнем, над какой будете работать в будущем?
- Изучите свое педагогическое самосознание, Я-концепцию. Для этого
изложите на 1 - 2 страницах свое профессиональной кредо (систему своих
профессиональных позиций, идеалов).
- Проранжируйте педагогические умения, позиции, психологические
качества по степени их значимости и выраженности у себя.
- Составьте для себя диагностические этюды (на изучение
педагогического мышления, педагогической рефлексии и др.).
Задания на диагностическое мышление:
- Продумайте, как часто вы планируете занятие «от ребенка», т.е. на
основе изучения детей. Проанализируйте какие стороны психического
развития детей вы можете изучить, какие стороны психики детей вам менее
доступны.
- Какими методиками изучения детей вы владеете?
Задания на педагогическое прогнозирование:
- Выявите обучаемость детей подготовительной к школе группы. На
этой основе сделайте прогноз учебных успехов в ближайшем и отдаленном
будущем.
- Представьте педагогическую ситуацию завтрашнего занятия. С
какими потенциальными трудностями отдельных детей вы можете
столкнуться?
Задание на диагностическое мышление:
- Какие стороны личности ребенка вы можете выявлять и какими
методиками? Назовите преимущества каждой из методик.
Задания на педагогическое прогнозирование:
- Попытайтесь наметить прогноз развития личности дошкольников:
укажите наиболее выраженные черты личности конкретных детей сегодня,
наиболее выраженные черты их личности в ближайшем и отдаленном будущем.
- Используйте для самоанализа своих диагностических умений
незаконченные предложения, дополняя их: «На моих занятиях детям
легко вследствие...», «Мои занятия приносят детям большую пользу
вследствие...», «Я владею такими методами изучения обученности и
воспитанности дошкольников, как...», «Я полагаю, что умею планировать
воспитательный процесс «от ребенка», так как...».