Глава 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................. 2

Глава 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие............................................2

Глава 2. Принципы подготовки финансовой отчетности.........................11

Принципы учета.................................................................................................12

Определение и признание элементов финансовой отчетности.................16

Оценка элементов финансовой отчетности..................................................18

Концепции поддержания капитала и признания прибыли.......................23

Определение и признание доходов и расходов.............................................24

Глава 3. Представление обязательной и промежуточной финансовой отчетности...........................................................................................................25

3.1. IAS 1 "Представление финансовой отчетности", IAS 7 "Отчет о движении денежных средств", IAS 34 "Промежуточная финансовая отчетность". Состав и общие требования к составлению финансовой отчетности..............................................26

Отчет о финансовом положении (бухгалтерский баланс)..............................29

Отчет о совокупном доходе (отчет о прибылях и убытках, отчет о совокупном доходе)....................................................................................................................33

Отчет об изменениях в собственном капитале.................................................36

Отчет о движении денежных средств................................................................37

Примечания и раскрытие учетной политики..................................................39

3.7. IFRS 1 "Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые"....................................................................................................................................40

3.8. IAS 10 "События после отчетной даты"...........................................................45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время растет число компаний, решивших начать подготовку отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). К данному решению компании могут прийти в силу требований российского законодательства или требований пользователей отчетности (банков, бирж, акционеров). Поэтому в настоящее время проблемы подготовки первой отчетности по МСФО не теряют своей актуальности. Подготовка первой отчетности по МСФО является сложной задачей и требует значительных ресурсов. Осведомленность компаний об основных проблемах первого применения позволит заранее подготовиться к таким сложностям и снизить расходы по подготовке первой отчетности по МСФО.

 

Проблемы подготовки первой отчетности по МСФО в настоящее время не теряют своей актуальности. Законодательная поддержка перехода на МСФО и применения МСФО впервые в России подкрепляется Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации". Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ определил критерии, обязывающие российские компании составлять консолидированную отчетность по МСФО, а постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 установило процедуру признания МСФО на территории РФ. Министерством финансов РФ были опубликованы официальные переводы стандартов МСФО (на русский язык) и разъяснения к ним. Все большее число компаний будут начинать подготовку отчетности по МСФО и будут сталкиваться с различными сложностями, которые могут носить как методологический, так и организационный характер.

Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180), к 2010 году на обязательное составление отчетности по МСФО должны перейти все общественно значимые компании. К ним относятся такие, «в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц»:

  • компании, имеющие ценные бумаги, находящиеся в свободном обращении;
  • финансовые организации, работающие со средствами физических или юридических лиц;
  • другие общественно значимые компании.

 

Глава 1. Национальные учетные системы, международные стандарты финансовой отчетности и их взаимодействие

 

В каждой стране существуют свои национальные учетные стандарты.

В целом для бизнеса было бы предпочтительнее, чтобы во всех странах бухгалтерская отчетность подготавливалась на единой основе. При разработке национальных учетных стандартов, как показывает практика, есть общие подходы, но в то же время существуют и противоречия. Одними из первых с этой проблемой столкнулись транснациональные компании. Для подготовки консолидированной отчетности транснациональных корпораций, дочерние предприятия которых работают в разных странах, требуется приведение всех данных отчетности в сопоставимые показатели. В единых подходах к составлению финансовой отчетности также заинтересованы организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, с иностранными инвестициями, имеющие зарубежных партнеров и кредиторов, а также по другим основаниям.

Появилась необходимость объединить национальные особенности составления отчетности в единую систему для того, чтобы компании различных стран могли бы применять их, не опасаясь того, что их отчетность не будет сопоставима с отчетностью других компаний.

Тем не менее в международной практике международных стандартов бухгалтерского учета нет.

Наиболее известной национальной системой учета являются общепринятые принципы учета США (US Generally Accepted Acrounting Principles - US GAAP).

US GAAP разработаны в США Советом по стандартам финансового учета. US GAAP не являются международной системой учета, но при этом многие компании разных стран составляют (трансформируют) свою отчетность в этом формате. Реализуются эти стандарты через правительственный орган - Комиссию по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission - SEC). SEC обязывает публичные компании, имеющие листинг, а также компании, заинтересованные в фондовом рынке США, составлять отчетность в формате US GAAP. По сути, американская система учета стала наднациональной, поскольку фондовый рынок США охватывает более половины мирового фондового рынка.

Проблема состоит в том, что подходы к составлению отчетности других стран отличаются от правил US GAAP. Трансформация отчетности приводит к дополнительным затратам на подготовку отчетности. Кроме этого, есть европейский и азиатский фондовые рынки, которые требуют составления отчетности в другом формате.

Европейские страны при разработке национальных учетных стандартов должны придерживаться директив, разработанных Комиссией европейского сообщества по составлению финансовой отчетности при Европейском сообществе (European Commission - ЕС).

Комиссия европейского сообщества по финансовой отчетности разрабатывает директивы, которые влияют на методы составления финансовой отчетности. При этом директивы не являются законами сами по себе, но они требуют от стран-участниц изменять национальные законодательства при противоречии директивам. Директив по порядку составления отчетности две - четвертая и седьмая. В четвертой директиве рассматриваются вопросы составления индивидуальной финансовой отчетности, а в седьмой - консолидированной. Необходимо отметить, что страны-участницы могут вносить дополнительные требования к составлению финансовой отчетности в рамках директив.

Однако между странами-участницами существовали различия относительно законодательных требований, определяющих структуру и содержание годовых финансовых отчетов. При этом сведения, публиковавшиеся компаниями, отличались как качественно, так и количественно.

При разработке директив предполагалось, что все компании имеют одинаковую юридическую форму и работают в Европейском сообществе по единому законодательству. Различия, которые существовали между национальными законами в различных странах, породили искусственную конкуренцию между компаниями, имеющими одинаковую организационно-правовую форму, относительно выбора страны, в которой требования менее жесткие.

Единственным способом решения этой проблемы могла бы быть какая-либо другая форма регулирования, дающая возможность ориентироваться в условиях изменения экономики, требований современного инвестиционного сообщества и отличающаяся большей гибкостью.

В 1973 г. был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В 2000 г. КМСФО был реформирован и преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). С этого момента к нему перешли все функции по разработке Международных стандартов финансовой отчетности (в частности, МСФО). МСФО - это система принципов составления и представления финансовой отчетности, которую могут применять организации различных стран при составлении финансовой отчетности. Важно, что МСФО не обязательны к применению и не регламентируют вопросы ведения бухгалтерского учета. Таким образом, при разработке (реформе) национальных учетных стандартов порядок ведения учета может регулироваться национальным законодательством. МСФО в международной практике приобретают все большую популярность. Это объясняется тем, что Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO) рекомендовала стандарты, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, к применению на международных рынках (европейском и азиатском).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: