Модели национальных учетных систем | Краткая характеристика |
Британо-американская (Великобритания, США, Канада, Австралия, Голландия, Новая Зеландия и др.) | Ориентация учета на запросы инвесторов. Стандарты учета разрабатываются профессиональными организациями |
Континентальная (Германия, Франция, Испания, Португалия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.) | Ориентация учета на запросы кредитных организаций. Стандарты учета разрабатываются при участии представителей государственных структур |
Южноамериканская (Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Перу и др.) | Ориентация учета на запросы государства. Стандарты учета разрабатываются государственными органами |
Сами названия моделей учетных систем носят условный характер. В литературе можно встретить их под другими названиями. Также можно перечислить ряд других моделей учета, например мусульманскую (исламскую) модель и т.п. Модели сформированы в зависимости от того, кто кредитует организации.
Большинство стран идет по пути сближения национальных учетных стандартов. Более 100 стран являются членами СМСФО и идут по пути сокращения различий по принципам подготовки финансовой отчетности. В Европейском союзе принято решение об обязательном применении МСФО, одобренных Европейской совещательной группой по финансовой отчетности (European Financial Reporting Advisory Group - EFRAG). Комиссия по ценным бумагам и биржам США провела исследование основных стандартов. Это исследование стало началом процесса конвергенции МСФО и US GAAP. В рамках сближения стандартов МСФО и US GAAP намечено создание на их базе единой системы. В 2008 г. Комиссией по ценным бумагам и биржам США был представлен проект, согласно которому транснациональные американские компании могут отчитываться в формате МСФО с 2010 г., а с 2014 г. уже смогли бы это делать все американские компании. Тем не менее фактическая реализация этого плана находится под вопросом. Для компаний, изначально ориентированных на формирование финансовой отчетности в формате US GAAP, переориентация на МСФО является трудоемкой и затратной.
|
Полный текст стандартов US GAAP можно посмотреть на официальном сайте Совета по стандартам финансового учета США (www.fasb.org).
Проблемами унификации национальных учетных стандартов занимаются также и другие международные организации - Международная федерация бухгалтеров, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета при ООН.
Такая тенденция взаимодействия национальных учетных стандартов и МСФО обусловливается глобализацией экономики, необходимостью унификации подходов к составлению отчетности и международной практикой взаимодействия и партнерства.
В настоящее время многие российские организации заинтересованы в выходе на международный рынок, равно как и в привлечении заемного иностранного капитала. Взаимодействие хозяйствующих субъектов различных стран предполагает необходимость предоставлять отчетность партнерам, кредиторам и всем заинтересованным пользователям. При этом финансовая отчетность должна обладать определенными качествами, для того чтобы быть информативной и понятной для пользователей. В российских стандартах учета существуют подходы к составлению отчетности, существенно отличающиеся от международной практики. К основным противоречиям можно отнести практический приоритет юридической формы над экономическим содержанием и представление многих показателей в бухгалтерской отчетности без корректировки на инфляционный фактор.
|
Различные подходы к составлению финансовой отчетности могут привести к принятию ошибочных экономических решений пользователями. В международной практике происходит глобализация экономики, поэтому необходим единый международный "язык" финансовой отчетности. Этим и обусловлена необходимость реформы национальной учетной системы в России.
Основными документами, регламентирующими реформу национальных учетных стандартов в России, являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";
- Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" (далее - Программа);
- Приказ Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. N 180 "Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу" (далее - Концепция);
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации".
В соответствии с Программой цель реформирования системы бухгалтерского учета в России - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
|
Задачи реформы заключаются в следующем:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать методическую помощь в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Из задач Программы следует, что российские национальные учетные стандарты будут приведены в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Унификация национальных учетных стандартов позволит российским компаниям повысить качество представляемой информации, будет способствовать привлечению иностранного капитала и снизит препятствия к доступу на международный рынок и затраты на подготовку отчетности.
В международной практике существует несколько тенденций унификации национальных систем бухгалтерского учета. В частности, к ним относятся стандартизация и гармонизация.