Влияние управления стоимостью на результаты деятельности




ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Учебное пособие

для магистрантов направления

080200.68 «Менеджмент»

 

 

Белгород – 2012

оглавление

оглавление  
Введение  
Глава 1. Теоретико-методические основы управления стоимостью компании  
1.1. Управление стоимостью – новый подход в стратегическом менеджменте  
1.2. Выявление факторов стоимости компании  
1.3. Организация управленческих процессов при управлении стоимостью компании    
Глава 2. Организация и внедрение системы управления стоимостью компании  
2.1. Характеристика стандартов стоимости компании  
2.2. Выбор итоговых величин оценки стоимости бизнеса  
2.3. Основные этапы внедрения системы управления стоимостью      
Глава 3. Методика оценки текущей стоимости компании  
3.1. Механизм оценки имеющегося и приобретаемого пакета акций  
3.2. Метод накопления активов в оценке бизнеса  
3.3. Оценка избыточных прибылей (гудвил)      
Глава 4. Методика оценки будущей стоимости компании  
4.1. Методы построения ставки дисконтирования  
4.2. Методы оценки стоимости при помощи дисконтированного денежного потока  
4.3. Модель оценки капитальных активов  
4.4. Метод капитализации      
Глава 5. Стратегия роста стоимости компании  
5.1. Сравнительный анализ различных подходов и методов оценки бизнеса  
5.2. Оценка эффективности инвестиционного процесса с позиций изменения стоимости бизнеса  
5.3. Разработка направлений повышения стоимости компании      
Глава 6. Механизм использования оценки стоимости компании  
6.1. Правовое регулирование оценочной деятельности  
6.2. Мотивация в системе управления стоимостью компании  
6.3. Специфика оценки стоимости компании в условиях переходной экономики  
6.4. Основные требования к оценщикам бизнеса      
Литература  
   
   

 

 

 

Введение

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для создания у магистров теоретической базы основ оценки стоимости бизнеса (ОСБ) и управления стоимостью компании (УСК), возможности профессионально применять и реализовывать на практике приемы и методы оценки и управления стоимостью бизнеса компании.

Задачи изучения дисциплины

Основными задачами дисциплины являются:

-изучение теоретических основ стоимостной концепции управления компанией;

- выявление и анализ факторов стоимости бизнеса;

-формирование умения организовывать и внедрять системы управления стоимостью бизнеса;

-выработка навыков оценки стоимости бизнеса компании различными подходами и методами;

-формирование умения разрабатывать направления реструктуризации бизнеса компании в соответствии со стратегией управления ее стоимостью, а также подготовка будущего магистра к решению профессиональных задач при осуществлении проектно-экономической, аналитической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере управления стоимостью бизнеса компании.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП

Перечень дисциплин, знание которых необходимо при изучении данной дисциплины

Наименование дисциплины Наименование разделов (тем)
Управленческая экономика Полностью весь курс
Теория организации и организационное поведение Полностью весь курс

2.2. Перечень дисциплин,для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее

Наименование дисциплины (модуля) Наименование разделов (тем)
Организация и управление бизнесом наукоемких предприятий Полностью весь курс
Анализ эффективности инвестиционной деятельности и инвестиционной деятельности предприятий и отраслей Полностью весь курс
     

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

 

Наименование компетенции Код компетенции
Способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения ОК -3
Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия ОК-4
Владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде ПК-6
Владение методами стратегического анализа ПК-7
Способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности ПК-8

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

- категориальный аппарат дисциплины;
- содержание концепции управления стоимостью бизнеса;
- факторы стоимости, их взаимосвязи;
- виды управленческих процессов в системе УСК;
- подходы и методы оценки стоимости бизнеса компании;
-принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;
- модели оценки капитальных (финансовых) активов;
- направления реструктуризации бизнеса компании в рамках УСК
Уметь
- пользоваться методическим инструментарием концепции УСК;
- выявлять и анализировать факторы стоимости;
- выделять управленческие процессы в конкретной компании в рамках управления ее стоимостью;
- оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;
- разрабатывать и внедрять системы УСК в компании;
- оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;
- проводить оценку финансовых инструментов;
- оценивать стоимость бизнеса компании различными методами;
- разрабатывать стратегии роста стоимости бизнеса.

Владеть

-технологиями проведения исследования факторов стоимости;
- методами построения организационных структур управления, ориентированных на УСК;
- методами и методиками оценки стоимости бизнеса компании;
- методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков;
- методами проведения реструктуризационных процедур в рамках концепции УСК.

 

Глава 1. Теоретико-методические основы управления
стоимостью компании

 

В установившейся экономике управление стоимостью компании представляет собой метод, внедрение которого позволяет высшему руководству предприятия принимать только те решения, которые укрепляют позиции предприятия на рынке. При этом экономится время высших руководителей за счет того, что они концентрируются на решении исключительно стратегических проблем, определяющих устойчивое развитие предприятия.

Все остальные оперативные вопросы делегируются нижнему уровню руководителей, от которых непосредственно зависит их решение. Причем высшее руководство легко контролирует результаты работы нижестоящего уровня по минимальному набору показателей.

 

1.1. Управление стоимостью – новый подход
в стратегическом менеджменте

 

Научный интерес к концепции стоимостного управления компанией изначально был порожден потребностью делового сообщества, проистекающей, прежде всего, из желания выиграть в условиях растущего конкурентного давления.

На практике проблемы стоимостного управления тесно переплетаются с проблемами корпоративного управления и финансовой системы. В общем виде стоимость – это собственный капитал компании или ее рыночная капитализация.

Стоимость компании следует рассматривать как оптимальный критерий эффективности деятельности в связи с тем, что:

- ее оценка требует полной информации, учета факторов риска и времени, альтернативных издержек;

- увеличение стоимости для акционеров не противоречит долгосрочным интересам других заинтересованных сторон, так как держатели акций являются остаточными претендентами на денежные потоки компании. Остаточный капитал принимает на себя наибольший риск, но именно с ним сопряжено право принимать управленческие решения. Мощные стимулы побуждают акционеров максимально увеличивать (ограниченную) стоимость своих требований;

- компании, работающие неэффективно, неизбежно столкнутся с утечкой капитала в руки конкурентов.

Для понимания того, как создается стоимость, необходимо мыслить долгосрочными категориями; управлять всеми денежными потоками, относящимися к отчету о прибылях и убытках и балансу. Для того чтобы управлять стоимостью, ее необходимо каким-то образом оценить.

В настоящее время существуют разные подходы и методы оценки стоимости бизнеса:

- доходный;

- рыночный;

- затратный (имущественный).

Существует тесная связь между продуманной стратегией и созданием стоимости, более того, связь между финансовой стратегией и стратегией бизнеса становится все более тесной; стратегия корпорации, коль скоро она призвана обеспечить преимущества на рынке корпоративного контроля и финансовом рынке, должна, по определению, опираться на финансовые соображения.

Аналитические инструменты управления стоимостью, такие как стоимостная оценка методом дисконтированного денежного потока и анализ факторов стоимости, в достаточной степени вооружают компании для принятия решений, способствующих созданию новой стоимости.

Хотя основным итоговым показателем была и остается рыночная цена акций (или ее динамика), в качестве оперативного стоимостного норматива удобно использовать экономическую прибыль.

Целевую экономическую прибыль можно разложить на определяющие ее нормативы-показатели производственной деятельности до самого детального уровня, которыми могли бы руководствоваться функциональные и оперативные менеджеры. Это требует, с одной стороны, налаживания действенных информационных и управленческих систем, разработки модели движения денежных средств для каждого предприятия, сбора входных данных для прогноза. С другой стороны, компания имеет карту сбалансированных показателей, распределение ответственности между менеджерами всех уровней и другие преимущества стоимостного управления.

Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Управление стоимостью еще углубляет эти концепции, так как в такой системе управления именно на них строится весь механизм принятия крупных стратегических и оперативных решений. Правильно налаженное управление стоимостью означает, что все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости.

Управление стоимостью принципиально отличается от систем планирования, принятых в 60-е годы прошлого века. Оно перестало быть функцией исключительно руководящего аппарата и призвано усовершенствовать принятие решений на всех уровнях организации. В нем изначально заложена предпосылка, что командно-административный стиль принятия решений сверху вниз не приносит должных результатов, особенно в крупных многопрофильных корпорациях, а значит, менеджерам низшего звена нужно научиться использовать стоимостные показатели для принятия более перспективных решений.

Управление стоимостью требует регулировать баланс наравне с отчетом о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости. И этот метод действует. Он дает хороший эффект, который проявляется в росте экономической эффективности, как показано в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1.

 

Влияние управления стоимостью на результаты деятельности

 

Сфера бизнеса Изменения в деятельности Эффект
Розничная торговля бытовыми товарами Переход от программы роста в масштабах всей страны к стратегии укрепления региональных позиций перед дальнейшим ростом Увеличение потенциальной стоимости на 30-40 %
Страхование Реорганизация портфеля услуг с особым упором на те, что обладают наивысшим потенциалом создания стоимости Увеличение потенциальной стоимости на 25 %

Окончание табл. 1.1.

 

     
Нефтедобыча Внедрение новых методов планирования и контроля, способствующих проведению коренных преобразований; значительное улучшение взаимопонимания между корпоративным центром и деловыми единицами Многомиллионное сокращение расходов, связанных с планированием, благодаря рационализации этого процесса. Поглощение, которого, скорее всего, не произошло бы при иных обстоятельствах. Увольнение отстающих менеджеров
Банковское дело Выбор в пользу стратегии роста перед стратегией «выдаивания», несмотря на одинаковые в обеих стратегиях показатели рентабельности капитала за 5 лет Увеличение потенциальной стоимости на 124 %
Телекоммуникации Выявление новых возможностей создания стоимости: - новые услуги   - надбавки к цене     Увеличение потенциальной стоимости на 240 % в расчете на единицу   Увеличение потенциальной стоимости на 246 % в расчете на единицу

 

В то же время, при управлении стоимостью компании необходимо учитывать следующие ключевые моменты.

Управление стоимостью может быть сведено к аппаратным занятиям административного персонала, которые никак не отражаются на оперативных менеджерах низшего звена и на принимаемых ими решениях. Как и корпоративное планирование в стиле 60-х годов прошлого века, управление стоимостью может превратиться в неповоротливую систему, сопряженную с огромным административным штатом специалистов, не обладающих практическим опытом управления производством, тратящих большую часть своего времени на попытки прогнозировать макроэкономические переменные, такие как валовой внутренний продукт (ВВП), и почти не имеющих представления о том, что такое конкурентная стратегия на уровне деловой единицы. Вместо реального управления стоимостью компания в этом случае лишь создает видимость радения о стоимости.

В этой связи управление стоимостью – это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости. Но управление стоимостью не должно сводиться к методологии стоимостной оценки. Его главная задача – наметить цели и пути изменения корпоративной культуры. Менеджера, ориентированного на стоимость, тонкости организационного поведения заботят не в меньшей мере, чем использование стоимости в качестве критерия эффективности и инструмента для принятия решений.

При хорошо отлаженном управлении стоимостью процессы, такие как планирование и оценка результатов деятельности, обеспечивают тех, кто принимает решения на разных уровнях организации, верной информацией и необходимыми стимулами для создания новой стоимости. Так, руководителю деловой единицы нужны данные, которые позволили бы ему количественно определить и сравнить стоимости альтернативных стратегий его предприятия. Имея такую возможность, он будет стремиться выбрать стратегию, максимизирующую стоимость, поскольку его побуждают к этому конкретные финансовые цели, установленные для него высшим руководством, соответствующая система оценки труда и материального поощрения, а также (и это, вероятно, самое главное) постоянный пересмотр стратегии совместно с высшим руководством.

Оценивать работу менеджера следует, исходя из долгосрочных и краткосрочных целевых нормативов, которые служат показателями успеха в достижении конечной общей цели создания новой стоимости.

Управление стоимостью действует и на других уровнях организации. Для производственных менеджеров и руководителей отделов могут быть установлены такие цели и критерии оценки труда, которые, с учетом конкретных обстоятельств, привязаны к единой стратегии деловой единицы. Например, у производственного менеджера это могут быть целевые нормативы удельных издержек производства, качества и оборачиваемости запасов. Для каждого отдела или функциональной области деловой единицы можно выработать свои долго- и краткосрочные цели, так чтобы в сочетании они обеспечивали выполнение общих задач, стоящих перед данной деловой единицей.

Управление стоимостью оправдывает себя и на самом высшем уровне организации. Эта система снабжает совет директоров и корпоративный центр информацией о стоимости различных стратегий и помогает оценивать слияния, поглощения и расформирования.

Кроме того, управление стоимостью может стать ключевым инструментом повышения эффективности, потому что оно обеспечивает недвусмысленный и точный критерий оценки результатов – а именно, стоимость, – на основе которого можно строить деятельность организации.

В последние годы периодические издания и книги по бизнесу пестрят описаниями новых подходов к повышению эффективности организаций, таких как общее управление качеством, децентрализация (создание горизонтальных организационных структур), передача властных полномочий, непрерывное усовершенствование, перестройка организационной структуры, система Kaizen.

Термин Kaizen появился несколько десятилетий назад и означает комплексное совершенствование деятельности компаний и отраслей. Внедрение системы Kaizen связано с именем Масааки Имаи (Masaaki Imai), создателя института Kaizen – некоммерческой корпорации, занимающейся оказанием консультационных услуг и профессиональной подготовкой, создание рабочих групп и т.д.

Хотя многие из этих начинаний оказались успешными, немало из них завершились полным провалом. В большинстве случаев неудачи были вызваны отсутствием четких целевых нормативов эффективности или несоответствием между целевыми нормативами и задачей создания новой стоимости для акционеров.

Рассмотрим систему общего управления качеством. Нам известны многие компании, которые внедряли сложные программы такого управления, но через несколько лет отказывались от них как от малоэффективных.

Этим провалившимся программам почти всегда недоставало фундаментальных и значимых целевых нормативов эффективности. Зачастую результаты деятельности в них оценивались в показателях вводимых ресурсов (а именно, по количеству созданных групп контроля за качеством), но не по их итоговому воздействию на бизнес (т.е. по тому, улучшились ли показатели потребительского оборота). Неудача таких программ вызвана отсутствием целевых нормативов и критериев эффективности, ориентированных на стоимость.

Управление стоимостью играет решающую роль в организационных преобразованиях, поскольку в нем соблюдаются четыре ключевых принципа:

1. эффективность – это главная цель. Управление стоимостью помогает определять конкретные задачи финансовой деятельности, которые компаниям следует перед собой ставить;

2. стратегия и структура по-прежнему важны. Управление стоимостью помогает компаниям выбрать одну из альтернативных стратегий и оценить ресурсы, необходимые для реализации намеченных стратегических планов;

3. рабочие группы представляют собой основные структурные элементы организации. Им нужны четкие целевые нормативы эффективности и правильные показатели для ее измерения. Управление стоимостью помогает компаниям вырабатывать эти нормативы и показатели;

4. очень важно определить зоны особого внимания, что требует компромиссов. Выявляя ключевые факторы стоимости, управление стоимостью создает основу для нахождения правильных компромиссов между конкурирующими целями компании.

Таким образом, управление стоимостью вернее всего понимать как союз стоимостного мышления и управленческих процессов и систем, необходимых для перевода этого мышления на язык конкретных действий. Одной из этих составляющих явно недостаточно для успеха. Только в совокупности они могут принести заметный и устойчивый положительный результат.

Наличие стоимостного мышления означает, что менеджеры высшего звена по взаимному согласию видят свою главную финансовую задачу в максимизации стоимости и руководствуются четкими правилами, определяющими, в каких случаях другие задачи – например, обеспечение занятости или защита окружающей среды – перевешивают главную; более того, у них есть твердое, основанное на научном анализе понимание того, какие параметры деятельности влияют на стоимость компании.

Например, менеджеры обязаны знать, приведет ли ускорение роста доходов или повышение нормы прибыли к созданию новой стоимости, и должны обеспечить все необходимое, чтобы в рамках используемой стратегии ресурсы и усилия были направлены на улучшение ключевых показателей. Аналитические инструменты управления стоимостью, такие как стоимостная оценка методом дисконтированного денежного потока и анализ факторов стоимости, в достаточной мере вооружают компании для принятия решений, способствующих созданию новой стоимости.

Управленческие процессы и системы – к которым относятся планирование, выработка целевых нормативов, оценка результатов и системы материального поощрения, необходимые любой компании для ведения бизнеса, – побуждают менеджеров и других работников добиваться максимизации стоимости своей организации. Эти процессы оказываются действенными лишь в том случае, когда обмен информацией внутри организации при планировании, составлении смет и бюджетов, принятии других решений строится на стоимостных принципах.

Первый шаг в управлении стоимостью состоит в том, что максимизация стоимости принимается за главную финансовую цель компании. Более того, менеджеры высшего эшелона должны знать, каково реальное соотношение этой цели с другими целями организации.

В общем случае компания должна иметь два набора целей:

1. финансовые цели, которыми руководствуются менеджеры высшего звена;

2. нефинансовые цели, служащие побудительными мотивами деятельности всех остальных сотрудников организации.

Как показывает практика, традиционные финансовые показатели, такие как прибыль или темпы роста прибыли, не всегда правильно отражают процесс создания новой стоимости и что компаниям надо напрямую следить за созданием новой стоимости. Это означает, что компании должны ставить перед собой цели, выраженные в показателях дисконтированного денежного потока, которые являются самыми непосредственными критериями создания новой стоимости.

Кроме того, целевые нормативы стоимости дисконтированного денежного потока нужно переводить в краткосрочные, более явные целевые показатели финансовой деятельности, такие как экономическая прибыль.

Помимо финансовых целей компаниям нужны также и нефинансовые цели в качестве побудительных мотивов и ориентиров для работников, многие из которых не разбираются в финансовых аспектах создания новой стоимости. К таким целям можно отнести удовлетворение запросов потребителей, разработку новых продуктов, создание удовлетворительных условий труда работников и т.д. Мы полагаем, что они не противоречат главной цели максимизации стоимости.

Как правило, наибольшего финансового успеха добиваются как раз те компании, которые превосходят других в удовлетворении потребителей и работников, нововведениях и прочих подобных областях. Однако нефинансовые цели следует тщательно соотносить с финансовыми обстоятельствами компании. Кроме того, при всем многообразии целей важно задать единый курс всем работникам организации.

Цели также необходимо привязывать к конкретному уровню организации. Для руководителя деловой единицы это может быть четкий норматив создания новой стоимости, выраженный в финансовых показателях. Для руководителя функционального подразделения это может быть сочетание нормативов обслуживания потребителей, рыночной доли, качества продукции или производительности. Производственному менеджеру можно установить такие ориентиры, как удельные издержки производства, продолжительность производственного цикла или норма брака. С другой стороны, разработчики новых продуктов могли бы сосредоточить внимание на сроках разработки, количестве разрабатываемых продуктов и их сравнительных конкурентных характеристиках.

Возвращаясь к финансовым целям, надо сказать, что менеджеры часто сталкиваются с необходимостью противоречивого выбора между, скажем, ростом прибыли в расчете на акцию, максимизацией коэффициента цена/прибыль или коэффициента рыночная/балансовая стоимость, увеличением рентабельности активов – и это еще далеко не все возможные варианты. Мы твердо уверены в том, что стоимость – единственная верная цель деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: