ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ




 

По мнению большинства ученых, главным существенным признаком политики, ее первоосновой является власть. Власть и политика неразрывны и взаимообусловлены: власть представляет собой средство осуществления политики, в то же время борьба за власть, за овладение ею, за ее удержание и осуществление - основное содержание политики.

В литературе имеется множество подходов к определению власти. Например, в рамках бихевиористского подхода власть трактуется как особый тип поведения, основанный на возможности изменения или контроля поведения других людей. Согласно структурализму власть представляет особый род отношений между управляющим и управляемым. Социологический подход определяет власть как влияние одной социальной группы людей на другие. Инструменталистские определения трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности, насилия. Психологический подход связан с исследованием проблем власти сквозь призму субъективного восприятия ее индивидом. Диалектико-материалистический подход: власть – это господство одних над другими, подчинение организованной (прежде всего классовой) силе.

Согласно биологическому подходу, власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животным. Сторонники антропологического подхода распространяют понятие политической власти на все социальные, в том числе и доклассовые, родоплеменные образования. В телеологических концепциях власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов. Функционалистские концепции рассматривают власть под углом зрения осуществляемых ею функций. Конфликтологические теории определяют власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Реляционистские (от французского relatio - отношение) трактовки рассматривают власть как отношение между двумя сторонами, при котором одна сторона ока­зывает определяющее влияние на другую сторону. Власть предстает как отношение субъекта и объекта, при котором субъект контролирует объект. Философский же подход к понятию "власть" впитывает в себя все ценное и лучшее, что есть в других подходах.

Разные подходы к пониманию власти объединяет трактовка ее как совокупности условий (кадровых, правовых, финансовых и др.), основанных на силе, традиции или добровольном согласии и давших возможность субъекту требовать от людей выполнения конкретных действий, соблюдения определенных правил и порядка в человеческих отношениях. Власть проявляется в общих решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд), она мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во имя стабильности, общего согласия.

Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:

- это вид управления, регулирования и контроля, способность ра­споряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;

- это средство упорядочения социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определенных ограничений в поведении и деятельности;

- несомненен волевой характер власти, благодаря которому действия людей приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;

- власть связана с дифференциацией человеческих сообществ, она выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая большое значение проблемы ее регулирования и контроля.

Необходимость власти вызвана по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, потребностей, а также требованием реализации политики во властной форме как инструмента обеспечения проведения в жизнь коллективной воли в противовес сопротивлению других людей.

Как инструмент социального управления политическая власть выполняет следующие функции: сохранение социальной целостности; реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп; регулирование социальных отношений, поддержание стабильности и функционирования социального организма.

Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

Политическая власть - это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. Политическая власть имеет ряд признаков. Во-первых, делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат. Во-вторых, использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм. В-третьих, наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Политическая власть имеет следующие черты: 1) наличие особого аппарата управления и принуждения, легальность использования силы в пределах государства; 2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникать в любые общественные процессы и во все сферы жизни общества; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, поскольку политическая власть апеллирует ко всем гражданам; 4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; 5) многообразие ресурсов, в отличие от всех других видов власти политическая власть использует все виды властных ресурсов. Основные принципы функционирования политической власти: легитимность, действенность, реалистичность, предусмотрительность, коллегиальность, терпимость, самокритичность, твердость, скрытность, эффективность.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно понятию "государственная власть", так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: она носит публично-политический характер, распространяется на все общество, опирается на государственное принуждение, осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.), имеет систему налогов, делит население по территориальному признаку.

Средства, которые используются или могут быть использованы для осуществления власти, называют основаниями или ресурсами власти. Структурные основания власти - законы, суд, государственный аппарат, центральные и региональные структуры, партийная дисциплина, авторитет лидера и т.д. Исходя из антропологического принципа, выделяют такие типы оснований власти, как страх, интерес, убеждение.

Обязательным признаком цивилизованной власти является ее легитимность. Под легитимностью чаще всего понимается способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа, а также признание правомерности, законности официальной власти обществом и международным содружеством. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. В науке выделяют различные источники или уровни легитимности. Идеологическая легитимность основана на моральной убежденности индивидов в ценности того или иного общественного строя. Структурная легитимность связана с привязанностью индивидов к существующей политической системе. Персоналистская легитимность заключается в одобрении данного властвующего лица, политического лидера.

Выделяют следующие типы легитимности политической власти: 1) рациональный тип - власть узаконена признанными нормами права и установлена демократическим путем, основана на подчинении не личности, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; 2) традиционный тип - власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 3) харизматический тип - власть основывается на вере в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя.

В ответе на вопрос, что является первичным критерием легитимности, сталкиваются два взгляда: либерально-демократический и прагматический. Согласно либерально-демократическому подходу, легитимной следует признать только ту власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Сторонники же политического реализма, прагматической позиции, считают, что легитимна любая власть, если она доказала свою устойчивость и способна поддерживать в обществе порядок и стабильность.

В настоящее время, вместе с уходом с политической сцены или ослаблением диктаторских режимов, либерально-демократическому подходу многие отдают предпочтение. Легитимность воспринимается как убеждение в правомерности действий власти. Заключение о такой убежденности связывается с возможностями выражения гражданами своей воли. Вместе с тем подход с позиции политического реализма не утрачивает своего значения. Опыт, показывает, что не все демократии устойчивы, но все диктатуры обречены, поэтому не следует противопоставлять эти два подхода.

Особой разновидностью легитимности является этническая легитимность, т.е. формирование властных структур, политической элиты по национальному признаку, становящемуся в таком случае основой и оправданием претензии на власть лиц, принадлежащих к данной национальной общности. Можно предположить, что этническая легитимность не имеет длительной исторической перспективы, т.к. ведущей тенденцией мирового развития является переход все большего количества государств к конституционному типу легитимности.

Легитимность и легальность (законность) власти - несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность - это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. В то же время она может быть не легитимна, не приниматься народом.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечения их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе; по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстания и т. д.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать функционально способной, ее необходимо институциализировать, т.е. закрепить в форме политического господства. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации в обществе. Научное понимание господства, в отличие от его трактовок в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гра­жданами. Как указывалось, положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.

В основе современных представлений о власти лежит созданная несколькими исследователями политики "теория разделения властей". В общем виде идея разделения власти высказывалась уже в трудах родоначальника либерализма - Д.Локка. Свое законченное теоретическое оформление она получила в трудах французского просветителя Ш.Монтескье. В современном виде теория разделения властей оформилась в трудах представителей американского просвещения, в частности, в работах Д.Мэдисона. Основные положения теории разделения - властей следующие: 1) законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции; 2) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; 4) судебная власть действует независимо от политического влияния. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. В современном мире разделение властей - характерная черта правового государства.

В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает - оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.

Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы.

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!