ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ




 

Первые представления о власти и государстве зарождаются в глубокой древности. Постепенно оформляющиеся как политические учения, они играли важную роль в духовной и практической жизни прошлого и настоящего. Появление систематизированного и концептуально оформленного политического знания было объективно обусловлено социальными потребностями людей и служило самовыражению общества, социальных групп и личностей. Политические учения являются показателем политической зрелости социума, выступают важными факторами его политической активности. Они являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности.

История политической науки - это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. Анализ этих учений дается, как правило, в хронометрическом (временном), портретном (портретно-индивидуализирующем) и пространственном (географическом) измерениях. Однако в литературе можно встретить и иные подходы к анализу процесса развития политической мысли. Например, некоторые авторы систематизируют и изучают политические концепции под углом зрения тяготения их к той или иной интеллектуальной традиции.

Используя указанные критерии, следует отметить, что исторически предшествовала всем другим направлениям политической мысли религиозная традиция (парадигма). Это связано с тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. Поскольку в общественном сознании того времени доминировала мифология, постольку и первые политические представления древности носили религиозно-мифологический характер. Это выражалось, прежде всего, в идее божественного происхождения власти и всех общественных порядков.

Будучи порождением божественного начала, земные порядки, тем не менее, различаются между собой в разных странах. В Древнем Китае, например, единственным звеном, связывающим земные отношения с Богом, является фигура императора, в руках которого сконцентрирована вся власть и который является не только сыном Неба, но и отцом своего народа.

В Древнем Египте боги, являясь источником власти правителя, наряду с ним продолжают оставаться ее вершителями на Земле. В целом система власти в Египте напоминали пирамиду, вершину которой составляли боги и их избранник фараон, а основание - народ. Между ними располагались жрецы и знать. Положение в обществе определялось кастовой принадлежностью человека.

Аналогичным образом строилась система власти в Древней Индии. Согласно древнеиндийскому религиозному тексту "Ригведа", мировой порядок основывается на идее господства божественного закона и сословно-кастового строя.

Поскольку земной порядок, исходя из религиозно-мифологических представлений, составляет часть мирового, космического порядка, постольку соблюдение его является священным. Любые нарушения этого порядка рассматриваются как вызов богам. Отсюда весьма детальная регламентация человеческого поведения, наличие различного рода запретов и наказаний, а само искусство правления людьми рассматривается как искусство наказания.

Классический вариант религиозной традиции в истории политической мысли представлен учениями Августина (Блаженного Августина) (353-430 гг.) и Фомы Аквинского (1224-1274 гг.), которых считают основными создателями христианской политической теории эпохи Средневековья. В своих теориях и Аврелий Августин, и Фома Аквинский стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. В их теологическом политическом учении власть имеет божественный характер, что не исключает значения в ней человеческого начала. Особенно заметен этот подход в трудах Фомы Аквинского, который ис­ходил из того, что существуют три элемента власти: принцип, способ и осуществление. И если первый исходит от Бога, то второй и третий элементы производны от человеческого права и исходят от народа. Поэтому, несмотря на то, что власть по существу всегда остается божественной и выступление против нее - грех, Аквинский все же допускал, что в случае тирании правомерно даже тираноубийство.

Ярким представителем средневековых мыслителей мусульманского мира является Абу Наср Аль-Фараби (870-950гг.). Будучи последователем Платона и Аристотеля, он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город (государство) подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг дру­гу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной" (Аль-Фараби. Философские трактаты. М., 1970. с.305). Одним из первых философов Средневековья он определяет предмет и задачи политической науки, которую относит к числу наук об общественной жизни. В задачу политической науки, по мысли Аль-Фараби, входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения счастья, предпосылкой которого является умелое управление государством и нравственный облик правителя. В своем сочинении "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" он называет те качества, которыми должен обладать правитель такого города. Это - здоровье и сила, умение понимать людей, проницательность, любовь к справедливости и ненависть к тирании, решительность, храбрость и великодушие. Правитель должен уважать законы и действовать согласно им.

Кроме учения восточного перипатетизма в мусульманском мире того времени получило распространение учение мусульманских юристов (факихов) и теологов ислама (улемов). Представителем классической теории государства в исламской политической мысли является аль-Газали (1058-1111гг.). Проблема, над которой размышлял мыслитель, - это идея укрепления единого исламского государства путем политической централизации. Для преодоления противоречий между религиозной властью и светской во главе с султаном нужно, с точки зрения аль-Газали, во-первых, рассматривать политику как необходимое составляющее религий и морали; во-вторых, рассматривать религию как основу социальной жизни человека, а власть как страж этой жизни, который обеспечивает ее защиту и незыблемость; в-третьих, аль-Газали считал необходимым союз религиозной и светской власти, полагая, что султан может обеспечить существование единого исламского государства. Будучи противником восточного аристотелизма, аль-Газали считал, что главной задачей государства является защита ислама и исламского образа жизни, а исламское государство должно олицетворять союз власти и религии.

Выдающимся ученым арабского Востока был Ибн-Халдун (1332-1406гг.), с чьим именем связана разработка классификации форм правления и определения "естественных законов" становления, развития и падения государств. Любое государство, по Ибн-Халдуну, имеет временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: возникновение новой власти и свержение прежней; сосредоточение власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивающих захват власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне; подавление оппозиции и применение открытых форм насилия для поддержания власти; упадок и гибель государства. Из форм правления Ибн-Халдун выделял три: "естественную" монархию, "политическую" монархию и халифат. Для первой характерен деспотизм и корыстные личные побуждения правителя, для второй - правление, основанное на рациональных, "разумных" критериях, свободных от религиозных ценностей. Халифат же характеризуется тем, что правитель опирается в своей политике на всеобщее убеждение в справедливости мусульманского права, он защищает веру и одновременно руководит земными делами.

С окончанием средневекового периода религиозная (теологическая) концепция перестает быть господствующей, однако она не утратила своего значения и в последующие эпохи. Так, анализ этой концепции был бы неполным без анализа Реформации - религиозного и политического движения, охватившего в начале XVI века почти всю Европу и направленного против католической церкви. Крупнейшим идеологом Реформации был немецкий ученый-богослов Мартин Лютер (1483-1546гг.), положивший начало протестантизму.

Влияние религиозной традиции на политическую жизнь разных народов вплоть до современности связано с тем, что, во-первых, религиозная традиция поддерживает веру людей в возможность установления справедливого общества на Земле; во-вторых, религиозная традиция зачастую и в наше время определяет характер и идеологическую направленность того или иного государства. В качестве примера можно сослаться на социальную доктрину ислама, которая выступает как теоретическая основа национально-политического развития многих стран, в особенности ближневосточных.

В политических учениях древнего мира в недрах религиозного мировоззрения зарождается юридическая традиция, свидетельством чему является рационализм, который нашел свое выражение в политических учениях Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, легистов в Китае, Будды - в Индии, Заратустры в Персии, в трудах философов - в Греции, юристов - в Риме. Рационализация политических представлений, наблюдаемая в первом тысячелетии до н.э., означала не только отход от мифологической идеологии и одновременно преодоление монополии жрецов, но и более широкое использование для обоснования власти идеи права и закона.

Примером раннего формирования юридической традиции может служить политическая и правовая мысль Древнего Рима, которая связана, прежде всего, с именем Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Особый интерес представляют его идеи о формах государства, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве как вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Впоследствии эти идеи использовались для обоснования концепции правового государства. Цицерон на протяжении всей своей жизни вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры. Благодаря творческим усилиям юристов Древнего Рима была создана новая наука - юриспруденция, создана система римского права, которое рассматривается как классическое и до сих пор считается непревзойденным.

Кроме юридической, к глубокой древности восходит и политико-социологическая традиция, носители которой пытались дать комплексный анализ политики в целом. Такой подход был характерен, прежде всего, для древнегреческих политических мыслителей, среди которых заметное место

занимает Платон (427-347 гг. до н.э.). Главным в творчестве Платона является его учение о двух мирах: мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, мир явлений - это искаженная копия мира идей. Поэтому задача государства и политики заключается в том, чтобы привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства. Идеальной моделью такого государства должна стать аристократия, которая обеспечивает приход к руководству лучших и благородных представителей. Основой государственности, по Платону, является разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии сословий полиса: философов-правителей, воинов-охранителей, ремесленников и земледельцев-производителей. И несмотря на то, что люди, по Платону, рождаются неравными, их долг как членов государства - жить в согласии и мире.

С именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) связано зарождение политической науки как самостоятельной отрасли знания. Согласно Аристотелю, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждает, что государство - естественное образование. Человек, будучи "политическим животным", несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству": развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него к государству (городу-полису). Главная цель государства - достижение блага всех граждан, а принципом политического властвования является добродетель. Формы государства, по Аристотелю, определяются, с одной стороны, тем, кто правит (один, немногие, все), а с другой - тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исхода из этих оснований, Аристотель подразделяет формы государства на правильные (монархию, аристократию, политию), при которых правители преследуют общую пользу, и неправильные (тирания, олигархия, демократия), где в основе лежат только собственные интересы правителей. В "Политике" Аристотель называет политию наилучшей из правильных форм, хотя монархия представляется ему "первоначальной и самой божественной". Что касается демократии, то Аристотель вслед за Платоном, для которого демократия равнозначна лишь охлократии (власть толпы, черни), относится к демократии критически. Он полагает, что как власть масс она может привести к тирании большинства либо к власти единоличного тирана.

В политических воззрениях как Платона, так и Аристотеля можно проследить истоки тоталитарных тенденций: человек рассматривается как часть государства, личные интересы подчинены общественному благу. Гражданин - это безликая частица единой политической общности.

Свое дальнейшее развитие политико-социологическая традиция получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Систему взглядов на государство, общество и личность этого периода можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид-гражданин, который рассматривался как источник власти. Это открытие Ренессанса: человек, а не Бог - центр Вселенной - выразил Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.), итальянский мыслитель. Репутацией теоретика политики он обязан, во-первых, своему новому "научному методу", во-вторых, доктрине моральной целесообразности отделения политики и права от морали, благодаря чему возник термин "макиавеллизм", и, в-третьих, теории политического республиканизма. Как известно, "макиавеллизмом" принято называть политику, основанную на культе грубой силы, пренебрегающую нормами морали. Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение "цель оправдывает средства" не абсолютно, он считал, что любая цель, связанная с благом государства, законна и достижение ее даже безнравственными средствами, оправдано.

Дальнейшее развитие гражданско-юридической традиции в осмыслении политики связано с именем английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679 гг.). Он полагал, что монархия - лучшая форма власти, но отрицал ее божественное происхождение. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор, который люди, живущие в догосударственном обществе, конфликтов и "войны всех против всех" заключают с властью в обмен на закон.

Родоначальником либерализма принято называть еще одного выдающегося мыслителя Джона Локка (1632-1704 гг.). Он впервые четко разделил такие понятия, как "личность", "общество" и "государство", поставив личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами. Такими правами он считал права "на жизнь, свободу и собственность".

Значительный вклад в создание концепции гражданского общества был сделан французским просветителем Шарлем Монтескье (1689-1755 гг.). Он обратил внимание на фактор воздействия географической среды: климата, почвы, рельефа местности, величины территории и т. д., на характер государства. Теория разделения властей - второе достижение Монтескье. Политической властью, отмечал Монтескье, всегда злоупотребляют, поэтому для того, чтобы гарантировать безопасность граждан от беззакония, ее (власть) следует разделить на законодательную, исполнительную и судебную, причем такая гарантия возникает лишь тогда, когда отдельные власти взаимно сдерживают друг друга.

Впервые политическая система с использованием принципа разделения властей была создана в период становления государственности Соединенных Штатов Америки. Наиболее выдающимся теоретиком республиканизма в Америке был Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он рассматривал народ как единственный источник власти и выборы как характерную черту республиканского правления. Мэдисон творчески подошел к теории разделения властей Монтескье и дополнил ее идеей их равновесия. Мэдисон изобрел такую систему «сдержек» и «противовесов», при которой каждая из властей является относительно равной. Этот механизм действует в политической системе США и поныне.

Теория общественного договора получает свое дальнейшее развитие в трудах французского просветителя Жан Жака Руссо (I7I2-I778 гг.). Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации (государства), которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и, благодаря которой, каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде" (Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С.160). Руссо яв­ляется сторонником социального равенства и прямой демократии.

Отличительной чертой рассмотренных теорий явилось стремление их авторов использовать политико-юридические воззрения в целях обоснования прогрессивных для той эпохи требований буржуазии. Однако в период Ренессанса возникают и другие политические теории, которые получили название социальной утопии и выражали интересы неимущих слоев населения. Термин утопия происходит от названия книги "Утопия" Томаса Мора (1478-1535 гг.) - английского гуманиста, государственного деятеля, писателя. Создавая модель идеального государства, утописты (Т.Мор, Т.Кампанелла, позже Фурье, Сен Симон, Оуэн) отталкиваются от идеи утверждения общественной собственности и критики частной собственности как причины социального зла. Государство должно быть народным и выполнять функции распределения общественного достояния. В конечном итоге утопии рисуют картину жестко регламентированного общества тоталитарного толка, с детальной регулировкой всех аспектов жизни людей.

В Новое время вместе с развитием гражданской концепции политики происходит становление социальной концепции, согласно которой отправной точкой, источником власти рассматривается уже не индивид, а группа: нация, класс, человечество. Индивиды же рассматриваются как продукты своей группы. Социальная парадигма объединяет группу весьма разнородных теорий, сходных в своем стремлении объяснить природу политики через роль какой-либо сферы общества, эти теории оперируют социальными, но внешними по отношению к политике величинами. Например, свое развитие политико-социологическая традиция получила в трудах идеологов рабочего класса - К.Маркса, Ф.Энгельса, В. И. Ленина. Под воздействием учения Гегеля и Фейербаха К.Маркс создает теорию материалистического толка, стержневой идеей которой в политологическом плане является тезис об определяющей роли надстроечных факторов, в частности политики и государства. Базисными основами, существующим способом производства, представляющим совокупность производительных сил и производственных отношений. Смена способов производства происходит революционным путем. В ходе революции происходит замена одного господствующего класса другим на основе изменения системы производственных отношений, отношений собственности, которые, по мнению Маркса, становятся на определенных этапах развития человеческой истории тормозом для развития производительных сил. Так, буржуазия, являясь господствующим классом в системе производственных отношений, базирующихся на основе частной собственности, вынуждена в ходе революции уступить место рабочему классу, становящемуся господствующим в системе производственных отношений, основанных на общественной собственности. В итоге на смену буржуазному государству приходит государство пролетариата. Главный вывод Маркса состоит в том, что любая сторона жизни, в том числе и политика, определяется материальными факторами.

Несомненный интерес представляет социологическая теория Людвига Гумпловича (1838-1909 гг.), профессора государственного права в Австрии. В качестве основного социологического закона Гумплович объявлял "стремление каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути". (Гумплович Л. Социология и политика. М.,1985. С.159). По мнению Гумпловича, не божественное провидение, не общественный договор, не идея свободы создает государство, а столкновение различных групп и племен, а также насилие и борьба между ними.

Свое развитие социальная концепция политики получает в работах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который считался главой социологической школы во Франции. Он - один из авторов теории "социальной солидарности". Социальная солидарность, по мнению Дюркгейма, формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специфическую функцию в соответствии с разделением труда и, тем самым, ставя себя в зависимость от других индивидов, способствует формированию органической солидарности. В таких условиях индивиды невольно составляют единое целое, а государство становится "коллективным разумом", главная задача которого - "думать" и "действовать" за все общество, а наиболее важная функция - защищать права и интересы личности.

В XX веке существенный вклад в развитие политической мысли был сделан Максом Вебером (1864-1920гг.), немецким политическим экономистом и теоретиком-социологом. Он широко известен в развитых странах, прежде всего, как автор теории государственной бюрократии. Обращаясь к государственной бюрократии, Вебер подходил к ее анализу с точки зрения функциональной. По его мнению, бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - "концентрированное выражение рациональности". Бюрократическая система государственной организации, отмечал Вебер, по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в современном обществе. В то же время Вебер обратил внимание на усиливающуюся бюрократизацию общественной жизни в правовых государствах XX века, что, по его мнению, могло привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Чтобы избежать тирании бюрократов, Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии, согласно которой харизматический лидер, избранный плебисцитарным путем (прямое голосование всего народа), должен дополнить недостаточную легитимирующую силу парламентской демократии. Именно харизматический лидер, считает Вебер, во многом может решить вопрос о взаимоотношениях личности, общества и государства в XX веке.

Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфреда Парето (1848-1923 гг.), создателя теории элит. С точки зрения Парето в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть. Политическая жизнь общества осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции; ранее господствующая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Циклы подъема и упадка элит составляют закономерность существования человеческого общества.

Кроме В.Парето, авторами концепции элит были Гаэтано Моска (1858-1941гг.) - итальянский социолог политики и Роберт Михельс (1876-1936 гг.) -

немецкий политолог.

В своей книге "Правящий класс" Моска доказывал неизбежность деления общества на два класса: правящий "политический" класс (элита) и управляемый класс. По мнению Моски, господство элит - закон, а политические и социальные изменения в обществе происходят в результате конфликта между правящим классом, стремящимся удержать власть, и новыми силами, также претендующими на место правящего класса. Элита, которая сосредоточена исключительно на себе, постепенно утрачивает свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута. Но общество всегда будет управляться элитами. Моска предсказывал, что и в коммунистическом обществе неизбежно сложится правящая элита, которая будет регулировать его жизнь. Никакое изменение, считал Моска, не приведет к политическому равенству.

Р.Михельс в своей известной книге "Политические партии" исследует механизмы, порождающие элитарность общества. Он утверждает, что сама организация общества предопределяет и воспроизводит элитарность. Михельс пишет: "Кто говорит «организация», говорит «олигархия» - это «железный закон олигархии». Создание крупных организаций неизбежно ведет к их олигархизации и формированию элиты. Р.Михельс сделал вывод, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она состоит из соперничества двух олигархических организаций.

История политической мысли XX столетия представлена широким спектром разнообразных теорий и концепций. Отметим основные направления эволюции современной политической науки. Как уже указывалось, в начале столетия господствующим был социологический подход, исследующий проблемы политической власти и ее социальных основ ("теория заинтересованных групп" А.Бентли, "теории элиты" Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, социологическая теория государства М.Вебера, поведенческая теория Г.Лассуэла). К середине XX века происходит активное расширение сфер политологических исследований и осуществляется поворот к проблемам либерализации политической жизни, укрепления демократии, совершенствования социальной политики государства. Например, "новая теория демократии" Й.Шумпетера, который рассматривал политический процесс как рыночный: избиратели - спрос, политики - предложение. Чтобы добиться поддержки избирателей, политики должны быть, по крайней мере, отзывчивы на их требования. Демократия же такой порядок, при котором индивиды получают право делать политику через конкурентную борьбу за голоса электората. Кроме того, следует отметить труды американского политолога Р.Даля, одного из основоположников теории плюралистической демократии. В своей работе "Полиархия. Участие и оппозиция" он выделяет черты идеального демократического режима. Это почти всеобщее избирательное право; право голоса, равное праву занять официальную должность; справедливые выборы; защита свободного выражения мнений, включая критику правительства, общества, господствующей идеологии; существование альтернативных средств массовой информации; свобода создавать независимые организации, включая оппозиционные партии; относительно высокая ответственность правительства перед избирателями.

Приближенные к данной модели реальные политические режимы Р. Даль называет полиархиями (множественность, рассредоточенность власти). По Р.Далю, полиархия - это политический режим, важнейшими чертами которого являются высокий уровень политического участия граждан и развитое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за поддержку избирателей на выборах. В полиархии правление меньшинства дозволено контролируется большинством, т.е. существуют гарантии, защищающие граждан от безответственности и произвола элит.

Вторая половина XX столетия характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки, направленных на обоснование адекватных современному этапу западного общества теоретических моделей и концепций власти. Этот этап представлен концепциями ярких представителей западной политологической мысли. Можно назвать имена Р.Арона, Дж.Гелбрейта, З.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, Дж. Нейсбита, Г.Моргентау, Г.Алмонда, Х.Арендта, Р.Дарендорфа, С.Липпсета, С.Хантингтона, К.Поппера, Д.Истона, Т.Парсонса.

Если политические исследования в США носили, в основном, эмпирический характер, то в Европе, в частности во Франции, Германии, в сфере внимания политологов находились преимущественно теоретические проблемы феномена власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: