Политические партии и общественные движения




В Республике Казахстан

Становление политических партий в РК тесным образом связано с периодом распада СССР и образования суверенного государства, поскольку образованные в начале ХХ века политические партии Алаш, Уш Жуз были впоследствии уничтожены, практически все их идеологи истреблены физически. Начавшийся во второй половине 80-х годов процесс образования политических партий был отягощен таким фактором, как отсутствие традиции многопартийности. Первые общественно-политические формирования появились в Казахстане, с одной стороны, как оппозиция Коммунистической партии, с другой - как следствие тех процессов, инициаторами которых была сама Компартия, провозгласившая политический плюрализм. Особенностью этого этапа было то, что формирующиеся объединения, как правило, не имели четкой, перспективной программы. В этих условиях оформляется общественно-политическое движение "Невада-Семипалатинск", выступившее за закрытие всех ядерных полигонов, а также Социал-демократическая партия Казахстана и Гражданское движение "Азат".

С лета 1991 г. в Казахстане начал действовать Закон "Об общественных объединениях в Казахской ССР", который создал соответствующие правовые основы для регулирования деятельности и функционирования появившихся к тому времени множества самодеятельных объединений граждан.

Важным этапом становления многопартийности в Казахстане стал уход с политической арены Компартии Казахстана, делегаты партийного съезда которой в сентябре 1991г. объявили о ее самороспуске. Правопреемницей Компартии была объявлена Социалистическая партия. 21 октября 1991г. Министерством юстиции были зарегистрированы первые политические партии Казахстана, которыми стали Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана. Следует отметить, что Партия Народный Конгресс Казахстана была образована на базе движения "Невада-Семипалатинск".

Осенью же 1991г. возникли Республиканская партия Казахстана, а также политизированное профсоюзное объединение Независимый профцентр. На первых президентских выборах в октябре-ноябре 1991г. движением "Желтоксан" была предпринята попытка выдвижения своих кандидатов.

Важным событием 1993г. стало создание Союза "Народное единство Казахстана", предложившего идею объединения центристских сил страны, выступающих за углубление экономических реформ и консолидацию общества.

Качественно новый этап в становлении многопартийности в Казахстане начинается с марта 1994г., когда политические партии впервые получают возможность участия в выборах в высший законодательный орган и местные представительные органы власти. Политико-правовые возможности этого участия были заложены в Конституции РК, принятой 28 января 1993г. и закрепившей в гл.10 право политических партий на участие в осуществлении власти.

В 1995г. Союз "Народное единство Казахстана" был реорганизован в Партию Народного единства Казахстана. Помимо этого в 1995г. были образованы Демократическая партия Казахстана, Партия возрождения Казахстана, Республиканская политическая партия труда и т.д.

В 1997-1999гг. в преддверии президентских и парламентских выборов были образованы Аграрная партия и Гражданская партия, общественно-политическое движение "Отан-Отечество" преобразовано в партию "Отан-Отечество", а Гражданское движение "Азамат" в Демократическую партию "Азамат".

В настоящее время в Казахстане официально зарегистрировано более десятка политических партий, среди которых наиболее крупной является партия «Нур Отан», образованная в результате слияния с партией «Отан» таких партий, как «Гражданская партия», «Асар» и «Аграрная партия». Помимо этого имеют место политические партии, не прошедшие по той или иной причине государственную регистрацию. Это Национально-демократическая партия "Желтоксан", Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПб), Партия социальной справедливости и экологического возрождения "Табигат" и др. Следует отметить, что Коммунистическая партия Казахстана, распущенная в 1991г., была вновь воссоздана и зарегистрирована в 1994г.

Активными участниками политического процесса в Казахстане являются также гражданские и общественно-политические движения: Республиканское общественное славянское движение "Лад", Рабочее движение Казахстана, Народный фронт "Атажурт", Движение социальной защиты пенсионеров "Поколение", Либеральное движение, Гражданское движение "Азат". Некоторые из этих движений имеют тенденцию перерастания в партию, другие - выделились из партии. В целом же они активно взаимодействуют с политическими партиями, оказывая значительное влияние как на политический процесс в целом, так и на процесс формирования партийной системы в Казахстане в частности.

Формирование партийной системы в Казахстане идет по сложному и противоречивому пути. Трудности этого процесса обусловлены многими причинами, в том числе глубокими изменениями в социальной структуре общества. Процесс социальной стратификации общества в условиях перехода к новым экономическим отношениям все еще продолжается и характеризуется резкими изменениями и неустойчивостью интересов всех слоев населения. В силу этого многие политические партии не могут определиться с социальным представительством, а значит, их политические требования достаточно размыты.

Другим фактором, сдерживающим развитие политических партий, является отсутствие соответствующих политических традиций, неразвитость институтов гражданского общества, низкий уровень политической культуры.

И, наконец, укрепление политических партий и становление реальной многопартийности невозможно без соответствующей политико-правовой базы, позволяющей политическим партиям участвовать в осуществлении власти. Важный шаг в этом направлении был сделан в октябре 1998г., когда в Конституции РК было установлено, что десять депутатов Мажилиса будут избираться по партийным спискам по единому многомандатному округу. Это позволило на выборах 1999г. политическим партиям выдвигать своих кандидатов как в одномандатных, так и многомандатных округах. 15 июля 2002г. был принят Закон РК «О политических партиях в Республике Казахстан», который одним из условий государственной регистрации партии установил фиксированное членство. При этом численность партии должна быть не менее 50тыс. человек, представляющих ее структурные подразделения во всех областях, городе республиканского значения и столице (не менее семисот членов партии в каждом из них). Закрепление данной нормы в законе способствовало укрупнению политических партий, уходу с политической арены малочисленных партий, не имеющих существенной поддержки в обществе.

Поскольку многопартийность складывается постепенно и процесс этот может растянуться на десятилетия, постольку пока еще рано говорить об устойчивой партийно-политической системе в Казахстане, однако можно констатировать, что в стране создаются условия, стимулирующие этот процесс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: