МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Представления о политике не могут считаться полными, если не будет рассмотрен ее мировой, международный аспект. Мировой политикой называют часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.
Международные отношения – это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д.
Важнейшей задачей современной международной политики является задача создания системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти. Вторая задача - это обеспечение безопасности и защищенности человека. Сегодня требуется более совершенная форма организаций межгосударственных отношений, которая более эффективно способствовала бы разрешению межгосударственных конфликтов, могла бы предотвращать их возникновение.
В развитии современных международных отношений можно выделить следующие тенденции:
- интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека;
|
- глобализация, возникновение проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, сведение к минимуму военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;
- демилитаризация, демократизация и гуманизация - постепенный отказ от военно-силовых методов решения, возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающих к ним сторон), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы они ни были.
Нарастание действия указанных тенденций способствует возможности осуществления международной политики на основе следующего принципа: обеспечивая реализацию собственных интересов, защищая их, любой субъект международных отношений должен уважительно относиться к интересам других государств. Это означает, что разум государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения.
Концепцию национального интереса и национальной безопасности любого государства можно представить как разработку мер по обеспечению защищенности от внешних и внутренних угроз, устойчивости к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечению таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан.
|
Национальный интерес и национальная безопасность являются стержнем внешней политики государства. Понятие национальной безопасности в современном его научном и политическом значении восходит к геополитике, где оно наряду с "национальным интересов", "силой", "балансом сил" является ключевой категорией. Географическое положение, или пространственно-территориальный фактор, имеет множество аспектов: размеры территории, местоположение, топография, климат, условия для сельскохозяйственного производства, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам. Эти аспекты определяют многие параметры реализованных или скрытых возможностей государства, его положение в мире. Большое значение для реализации жизненно важных интересов государства имеет его ближайшее окружение. Кроме того, географическое положение задает определенные параметры по решению государствами многочисленных внутриэкономических, внутриполитических и внешнеполитических целей.
Таким образом, с точки зрения геополитического подхода национальная безопасность – производное от национального интереса и обозначает жизненно важные национальные интересы. Внутреннюю и внешнюю безопасность страны в конечном итоге гарантирует заинтересованная деятельность ее граждан, их реальный патриотизм. Государство в современном мире - средство в руках общества, а не самоценность. Поэтому объектами обеспечения безопасности должны выступать личность, общество, государство. Для государства особенно важной становится тщательно разработанная концепция национальной безопасности.
|
Национальная безопасность для любого государства определяется, во-первых, готовностью общества к предотвращению, отражению угроз и их последствий; во-вторых, стратегией и средствами комплексного ответа на возникающие угрозы; в-третьих, созданием соответствующей системы сбора и оценки информации, выработки стратегии безопасности; в-четвертых, определением оптимальной стратегии отражения угроз и снижения уровня опасностей; в-пятых, поддержанием и приумножением жизнеспособности общества как главной гарантии его безопасности и выживания во взаимосвязанном и целостном мире.
ТЕМА 15. КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
В соответствии с рассмотренными выше принципами концепции национальной безопасности и национального интереса, Республика Казахстан проводит свою внешнюю политику. Президентом Н.А.Назарбаевым в качестве долгосрочной цели казахстанской внешней политики определено формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешного проведения реформ внутри страны, становления нашей республики как суверенного государства. После распада в 1991г. Советского Союза суверенный Казахстан утверждает себя как самостоятельный субъект международных отношений, активно действующий на мировом политическом и экономическом пространстве.
Надо отметить, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. Это внимание было вызвано не только громадной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения, но и тем, что здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала СССР. Первоначально этот факт способствовал формированию негативного образа Казахстана как исламского государства, обладающего ядерным потенциалом. Поэтому перед государством стояла не только задача налаживания международных связей, но и преодоления негативного барьера, созданного некоторыми политиками и СМИ. Нужно было решать несколько задач. Во-первых, показать, что на самом деле представляет наше государство. Во-вторых, обеспечить не только международное признание Казахстана, но и его безопасность, территориальную целостность. В-третьих, включиться в мирохозяйственные экономические связи.
В результате развала советской империи возник абсолютно новый геополитический расклад, в котором Казахстан занимает выгодное во внешнеполитическом и стратегическом аспектах пространство, связующее Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом, а также Россию с южными странами.
С обретением суверенитета, вступлением в ООН и ряд других международных организаций состоялось международно-правовое признание Казахстана в качестве нового суверенного, независимого государства.
Во внешнеполитическом аспекте Президентом Республики Н.Назарбаевым была поставлена задача достойного вхождения Казахстана в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами и активной работы в международных организациях.
В качестве конкретного внешнеполитического приоритета Казахстана является решение задачи инеграции постсоветского пространства. Этот процесс проходил как в рамках СНГ, протокол о создании которого был подписан на совещании глав 11 независимых постсоветских государств, так и путем развития двусторонних связей со странами Содружества. Выдвинутая казахстанским Президентом 29 марта 1994 г. во время официального визита в Москву, идея создания Евразийского Союза как интеграционного образования с действенным механизмом выполнения совместных решений нашла отклик в политических кругах всего Содружества и стала катализатором интеграционных процессов в нем.
Евразийский Союз может эффективно заменить СНГ при следующих условиях:
- обязательного выполнения принятых межгосударственных соглашений;
- взаимного признания сложившихся государственно-политических институтов стран-участниц ЕАС;
- признания территориальной целостности и нерушимости границ;
- отказа от экономического, политического и иных форм, давления в межгосударственных отношениях;
- прекращения военных действий между собой.
Необходимость такого Союза связана с тем, что страны СНГ продолжают испытывать кризис во всех сферах жизни - политике, идеологии, межнациональных и социальных отношениях. Многие политические лидеры и ученые, анализирующие положение дел в СНГ, приходят к выводу, что существует насущная потребность в интеграции постсоветских государств, которая должна сопровождаться процессом укрепления независимости, развития самостоятельной государственности на основе внутренней консолидации каждой страны.
Как указывалось выше, формирование национальных интересов суверенного Казахстана тесно связано с геополитикой. Именно геополитические факторы определяют приоритеты в создании системы национальной безопасности, укреплении государственного суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, экономической и экологической, общественно-политической и этнополитической стабильности РК.
Важнейшей внешнеполитической задачей для Казахстана является сохранение и упрочение дружественных и союзнических отношений с Российской Федерацией, несмотря на все имеющиеся противоречия.
Второй по значимости внешнеполитической задачей следует назвать включение РК в международные и регональные системы и структуры безопасности в целях укрепления государственного суверенитета. В этом контексте важно, чтобы Казахстан и впредь способствовал военно-политической интеграции государств СНГ для решения задач создания системы коллективной безопасности и строительства коалиционных миротворческих сил СНГ на согласованной правовой основе.
Третьей внешнеполитической задачей является задача обеспечения внешних условий и факторов ускоренного экономического развития внутри страны. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи.
Четвертой важнейшей внешнеполитической задачей РК является дальнейшее развитие и укрепление братских отношений с центрально-азиатскими странами, государствами, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев.
Стратегия внешнеэкономических связей складывается из следующих направлений:
1) «СНГ». Упрочение экономического союза с Россией, Украиной, Беларусью, Узбекистаном и другими государствами Содружества.
2) «АТР». Пекин – Сеул – Токио с выходом на другие страны Юго-Восточной Азии.
3) «Азиатское». Особое внимание Турции, а также сотрудничество со странами Арабского Востока и передней Азии.
4) упрочение дружественных связей с Китаем, укрепление с ним мер доверия в военной области.
5) «Европейское». Приоритетное значение – Германия. Благодаря наличию значительной немецкой диаспоры возможно крупномасштабное сотрудничество с Казахстаном.
6) «Американское». Главное внимание – США как ведущей экономической державе мира.
7) Не менее важным направлением является сотрудничество Казахстана с международными экономическими органзациями, такими как Всемирный банк, специализированными учреждениями ООН экономического профиля и т.д.
8) Расширение контактов Казахстана с военно-политическими союзами, и, прежде всего, с НАТО, активное участие в создании Евро-Азиатской системе безопасности.
Казахстан принимает активное участие в европейском процессе, под которым подразумевается многоплановая деятельность 53 государств Европы, США, Канады, Центральной Азии, начало которой было положено Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В настоящее время СБСЕ переименовано и имеет название "ОБСЕ" (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Вхождение в состав ОБСЕ государств постсоветского пространства обусловило более пристальное внимание к проблемам развития демократизации общественной жизни, правам и свободам человека. Казахстан поддерживает незыблемость основных принципов ОБСЕ и выступает за совершенствование ее структуры, активное участие в акциях ОБСЕ.
2 марта 1992г. Казахстан стал членом ООН. С первых шагов в ООН Казахстан неизменно пользуется симпатией и уважением в этой мировой семье наций благодаря открытому, миролюбивому и взвешенному курсу его руководства на международной арене, приверженности республики соблюдению норм международного права.
Принимая активное участие в деятельности ООН, Казахстан имеет реальную возможность участвовать в выработке решений по многим международным вопросам и в первую очередь таких, которые имеют жизненно важный интерес для республики. Членство в ООН дает нашей стране политическую, экономическую отдачу, способствует прогрессивному развитию нашего государства, укреплению его национальной безопасности. Наша страна постепенно упрочивает свое положение в ООН. Казахстан принят в члены Комитета по мирному использованию космического пространства, что утвердило его статус космической державы и создало благоприятные возможности для укрепления международного сотрудничества в этой сфере. Казахстан стал также членом Комитета ООН по информации, Комиссии ООН по населенным пунктам. В целом, опыт членства Казахстана в ООН свидетельствует, что Казахстан, успешно интегрируясь в мировую систему, ведет равноценный диалог со всеми государствами в мировой семье наций.
Таким образом, можно констатировать, что в целом сформировались инфраструктура и договорно-правовая база внешнеполитической деятельности РК, сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера, заложены необходимые предпосылки интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи.
Литература
Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.
О выборах в Республике Казахстан. Алматы, 1995.
О политических партиях: Официальный текст Закона РК. Алматы, 1996.
Об общественных объединениях: Официальный текст Закона РК. Алматы, 1996.
Назарбаев Н. А. «Казахстан 2030». Послание Президента народу Казахстана //Казахстанская правда. 11 октября 1997.
Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алматы, 1992.
Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. Алматы, 1993.
Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1996.
Назарбаев Н. А. Пять лет независимости. Алматы, 1996.
Назарбаев Н.А. Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана //Мысль. 1997. №7.
Назарбаев Н. А. Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование общества //Казахстанская правда, 1 июля 1995.
Назарбаев Н. А. Хранить память, крепить согласие //Казахстанская правда, 16.01.1998.
Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, 2005.
Белов Г. А. Политология. Курс лекций. М., 1996.
Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: Учебное пособие. Алматы, 2000.
Гаджиев К. С. Политическая наука. М., 1995.
Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1995.
Джунусов Ж. К., Булуктаев Ю. О., Акимова А. М. Введение в политологию. Алматы, 1998.
Исмагулов 3. Политология. Алматы, 1993.
Козлов К. Я., Булуктаев Ю. О. Политология: Учебное пособие. Алматы, 1995.
Марченко М.Н. Политология. Курс лекций. М.: Зерцало, 2000.
Мукаев Р. Т. Основы политологии. М., 1992.
Нысанбаев А.Н. и др. Политология: Учебное пособие. Алматы, 1998.
Основы политологии. Краткий словарь. М., 1993.
Основы политологии. Курс лекций/ Под ред. Капесова Н. Н. Алматы,1995.
Политология. Курс лекций/ Под ред. Марченко И. М.,1993.
Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
Политология. Учебное пособие/ Под ред. Полуниной Г. В. М., 1996.
Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996.
Панарин А. С. Введение в политологию. М., 1997.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Политология: Учебное пособие. М., 2002.
Радугин А.А. и др. Политология: Курс лекций. М., 2002.
Приложение
Примерные тестовые вопросы
1. Что является объектом политологии как науки?
а) политическая власть
б) политическая жизнь общества
в) исследование политических процессов
г) анализ политических систем
д) изучение опыта организации политической власти
2. Идеальная форма государства у Платона:
а) монархия
б) олигархия
в) аристократия
г) демократия
д) полития
3. Легитимность власти означает ее:
а) независимость
б) демократичность
в) всеобщность
г) законность
д) суверенность
4. Первичный субъект политики:
а) личность
б) народ
в) социальная группа
г) партия
д) власть
5. Исполнительную власть в Республике Казахстан осуществляет:
а) Президент
б) Сенат
в) Мажилис
г) Правительство
д) Парламент
6. Признак, характеризующий федерацию как форму государственного устройства:
а) единая система органов власти и законов
б) единая теория
в) однопалатный парламент
г) отсутствие гражданства
д) самостоятельность регионально-территориальных субъектов
7. Организация, целью которой является завоевание государственной власти:
а) партия
б) государство
в) профсоюзы
г) политические движения
д) политические организации
8. Политическая доктрина, исходящая из идеи о неспособности масс к управлению государством:
а) эгалитаризм
б) этатизм
в) элитаризм
г) экстремизм
д) экзистенциализм
9. Сущностная черта гражданской концепции политики:
а) Бог - источник власти
б) монарх - источник власти
в) группа - источник власти
г) индивид - источник власти
д) свобода воли - источник власти
10.Что характерно для революции?
а) постепенность
б) доведение до конца намеченных преобразований
в) радикальность
г) достижение согласия в обществе
д) обеспечение всеобщей поддержки перемен
Содержание
Введение.............................................................................................................3
Тема 1. Политология как наука........................................................................4
Тема 2. История развития политической мысли............................................9
ТемаЗ. Политическая власть.............................................................................21
Тема 4. Политическая система общества........................................................26
Тема 5. Государство в политической системе общества...............................30
Тема 6. Партии и общественно-политические движения в политической
системе общества..............................................................................................40
Тема 7. Демократия. Формы и проблемы политического участия..............46
Тема 8. Человек и политика.............................................................................52
Тема 9. Политическая культура и политическая социализация …………..57
Тема 10. Политическое сознание и политическая идеология.......................65
Тема 11. Политический процесс и модернизация.........................................68
Тема 12. Конфликтные и кризисные ситуации в политике........................72
Тема 13. Казахстан – полиэтническое государство ………………………..75
Тема 14. Мировая политика и современные международные отношения.78
Тема 15. Казахстан в системе международных отношений ………………80
Литература.........................................................................................................84
Приложение.......................................................................................................85
Учебное пособие
Матвеенкова Людмила Геннадьевна
Аманжолова Маргарита Константиновна
ОСНОВЫПОЛИТОЛОГИИ
Редактор: Искакова Р.С.
Гос.изд.лиц. №50 от 31.03.2004г. Подписано в печать 15.03.2007г. Формат 60х84х16
Усл.печ.л._____ Тираж 200 экз. Заказ ________ Цена договорная
Издательство КарГТУ, Караганда, Б.Мира, 56